КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции
Сравнительно-морфологические данные различных Выяснение микроэволюционных процессов растений одного вида различных мест обитания
Материал: гербарии растений одного вида, но различных мест обитания. Пособия: схемы дивергенции, таблицы. Оборудование: подносы, линейки, определители.
Задания и методические рекомендации
Внимательно рассмотрите два-три растения одного вида из разных мест. На основании морфологических признаков докажите отличие растений одной популяции от растения другой популяции. Полученные результаты, характеризующие различия популяций, занесите в таблицу 11.
Таблица 11
популяций р астений
2. Используя учебные пособия, лекции выясните различия микроэволюции и макроэволюции. Заполните таблицу 12. Таблица 1 2
Выводы по теме: 1. Микроэволюция - совокупность процессов, связанных с адаптивными процессами внутри вида. 2. Вид обладает пространственной организацией, он состоит из совокупностей популяций, которые являются единицами микроэволюции. 3. Между популяциями существуют определенные взаимодействия, которые выражаются в различных формах соревнования как проявления активности индивидов и групп индивидов. 4. Виды приспособлены к разнообразным условиям существования, что приводит к генотипическому и фенотипическому полиморфизму. 5. Воспроизводство популяций и вида в целом - обеспечивается поведением особей одного вида, иногда и разных видов. Рекомендуемая литература 1. Бердников В.А. Основные факторы микроэволюции. Новосибирск: 2. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск: Наука, 1991. 3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М., 2001. 4. Попов А.А. Основы теории эволюции. М.,1995, 2000. 5. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: МГУ, 1990. 6. Солбриг О. и Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.: 7. Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высшая школа, 1987 8. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая шко- Тема 8. Движущие силы эволюции (семинарско-практическое)
Цели занятия 1. Сформировать представления о движущих факторах эволюции: из 2. Определить творческую роль естественного отбора.
Основные понятия: изменчивость — наследственная, ненаследственная, групповая, индивидуальная, модификационная, коррелятивная, комбинативная. мутационная, фенотипическая, возрастная, сезонная, географическая, ютналъная, борьба за существование - внутривидовая, межвидовая, с условиями среды, естественный отбор — стабилизирующий, дизруптивный, направленный, автономизация, экологическая ниша, адаптивная зона, элиминация групповая, индивидуальная.
Теоретические вопросы 1. Современное понимание борьбы за существование. Ее формы и значение. 2. Сравните борьбу за существование в системах «популяция», «вид» и «биогеоценоз». 3. Что нового по сравнению с учением Ч. Дарвина в современном понимании естественного отбора? 4. Предпосылки действия естественного отбора. 5. Значение модификационной изменчивости для отбора. 6. Формы естественного отбора. В чем суть и механизмы действия разных форм естественного отбора? 7. Что определяет результаты и направления действия естественного отбора? 8. Как понимаете определение «экологическая ниша» и «адаптивная зона»? 9. Роль отбора для образования адаптации. Приведите пример. 10.Что такое автономизация формообразовательных процессов? Как она связана с естественным отбором? 11.Творческая роль естественного отбора. 12.Существует ли специфика действия отбора на разных уровнях организации. 13.В чем выражается связь естественного отбора с элиминацией. Приведите примеры.
Практическая работа
Материал: Коллекции насекомых разных видов. Пособия: таблицы, доказывающие действие естественного отбора, изменчивость, борьбу за существование. Оборудование: подносы, справочники, линейки. Задания и методические рекомендации 1. На основании известных вам примеров изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора в природе заполните таблицы 13,14,15. Таблица 13
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 9480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |