Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции




Сравнительно-морфологические данные различных

Выяснение микроэволюционных процессов растений одного вида различных мест обитания

 

Материал: гербарии растений одного вида, но различных мест обитания.

Пособия: схемы дивергенции, таблицы.

Оборудование: подносы, линейки, определители.

 

 

Задания и методические рекомендации

 

Внимательно рассмотрите два-три растения одного вида из разных мест. На основании морфологических признаков докажите отличие растений одной популяции от растения другой популяции. Полученные результаты, ха­рактеризующие различия популяций, занесите в таблицу 11.

 

Таблица 11

 

популяций р астений

 

Название вида Признаки Причины сходства и различия между растениями
Форма листа Стебель Цветки Соцветия Время цветения
             

 

2. Используя учебные пособия, лекции выясните различия микроэволюции и макроэволюции. Заполните таблицу 12.

Таблица 1 2

Признаки Ми кроэволюция Макроэволюция  
1. Направлен­ность эволюци­онных преобра­зований (конеч­ный результат эволюционных процессов).    
2. Механизмы эволюционных преобразований.    
3. Длительность эволюционных процессов.    

 

Выводы по теме:

1. Микроэволюция - совокупность процессов, связанных с адаптивными процессами внутри вида.

2. Вид обладает пространственной организацией, он состоит из сово­купностей популяций, которые являются единицами микроэволюции.

3. Между популяциями существуют определенные взаимодействия, ко­торые выражаются в различных формах соревнования как проявления ак­тивности индивидов и групп индивидов.

4. Виды приспособлены к разнообразным условиям существования, что приводит к генотипическому и фенотипическому полиморфизму.

5. Воспроизводство популяций и вида в целом - обеспечивается пове­дением особей одного вида, иногда и разных видов.

Рекомендуемая литература

1. Бердников В.А. Основные факторы микроэволюции. Новосибирск:
Наука, 1990.

2. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск: Наука, 1991.

3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М., 2001.

4. Попов А.А. Основы теории эволюции. М.,1995, 2000.

5. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: МГУ, 1990.

6. Солбриг О. и Солбриг Д. Популяционная биология и эволюция. М.:
Мир, Гл. 12. 1982.

7. Яблоков А.В. Популяционная биология. М.: Высшая школа, 1987

8. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая шко­-
ла, 1981.

Тема 8. Движущие силы эволюции

(семинарско-практическое)

 

Цели занятия

1. Сформировать представления о движущих факторах эволюции: из­
менчивости, борьбе за существование, естественном отборе.

2. Определить творческую роль естественного отбора.

 

Основные понятия:

изменчивость — наследственная, ненаследствен­ная, групповая, индивидуальная, модификационная, коррелятивная, комбинативная. мутационная, фенотипическая, возрастная, сезонная, географи­ческая, ютналъная, борьба за существование - внутривидовая, межвидовая, с условиями среды, естественный отбор — стабилизирующий, дизруптивный, направленный, автономизация, экологическая ниша, адаптивная зона, элиминация групповая, индивидуальная.

 

Теоретические вопросы

1. Современное понимание борьбы за существование. Ее формы и значение.

2. Сравните борьбу за существование в системах «популяция», «вид» и «биогеоценоз».

3. Что нового по сравнению с учением Ч. Дарвина в современном по­нимании естественного отбора?

4. Предпосылки действия естественного отбора.

5. Значение модификационной изменчивости для отбора.

6. Формы естественного отбора. В чем суть и механизмы действия разных форм естественного отбора?

7. Что определяет результаты и направления действия естественного отбора?

8. Как понимаете определение «экологическая ниша» и «адаптивная зона»?

9. Роль отбора для образования адаптации. Приведите пример.

10.Что такое автономизация формообразовательных процессов? Как она связана с естественным отбором?

11.Творческая роль естественного отбора.

12.Существует ли специфика действия отбора на разных уровнях орга­низации.

13.В чем выражается связь естественного отбора с элиминацией. При­ведите примеры.

 

Практическая работа
Сравнительная характеристика факторов эволюции

 

Материал: Коллекции насекомых разных видов.

Пособия: таблицы, доказывающие действие естественного отбора, измен­чивость, борьбу за существование.

Оборудование: подносы, справочники, линейки.

Задания и методические рекомендации

1. На основании известных вам примеров изменчивости, борьбы за суще­ствование и естественного отбора в природе заполните таблицы 13,14,15.

Таблица 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 9402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.