КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Растений и животных
Определение важнейших ароморфозов, идиодаптаций у Сравнительная характеристика главных направлений Сравнительная характеристика объективных показателей Выяснение основных направлений органической эволюции
Материал: коллекции насекомых, чучела различных видов птиц, рептилий, млекопитающих, гербарии растений различных экологических групп. Пособия: таблицы, рисунки, схемы, примеры аллогенезов у млекопитающих, примеры гипергенезов (ископаемые формы). Схема соотношений между арогенезами и катагенезами, пример параллелизма. Оборудование: подносы, определители, справочники. Задания и методические рекомендации 1. Внимательно рассмотрите раздаточный материал. Выделите примеры аллогенезов у млекопитающих, среди коллекций насекомых, растений. Опишите, какие частные приспособления имеются у данных организмов. 2. Выделите среди имеющегося материала примеры арогенезов. Опишите, в чем проявляется повышение организации, приспособление. 3. Приведите примеры гипергенезов и ответьте, почему животные, которые пошли по пути гипергенезов, оказались малоприспособленными и былиобречены на вымирание. 4. Заполните таблицы 27, 28, 29.
Таблица 27 основных направлений органической эволюции
Таблица 28 органической эволюции
Таблица 29
Выводы по теме: 1. Живые организмы при всем многообразии их организации обладают чертами сходства. Глубина сходства зависит от степени родства групп организмов 2. Эволюция осуществляется во времени и пространстве как последовательный и необратимый процесс возникновения приспособительного многообразия органических форм. 3. Пути и направленность возникновения органического многообразия форм различны и определяются диалектической связью внешних и внутренних факторов эволюции и местом вида в биогеоценозах. 4. Прогрессивная эволюция осуществляется на основе дифференциации и интеграции элементов биологических систем на всех уровнях их организации. 5. Высокие темпы микроэволюционных сдвигов обусловлены качеством происходящих преобразований, их высокой адаптивной ценностью (Н. Н. Иорданский). 6. Процессы микроэволюции неразрывно связаны с процессами макроэволюции. Рекомендуемая литература 1. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985. 2. Грант В. Эволюция организмов. М.: Мир, 1980. 3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М., 2001. 4. Константинов А.В. Краткий очерк теории эволюции. Минск: Высшая школа, 1977. 5. Парамонов А.А. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1978. 6. Попов А.А. Основы теории эволюции. Казань, 1995, 2000. 7. Северцов А.С. Главные направления эволюционного процесса. М-Л.,1976. 8. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: МГУ, 1990. 9. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма, Л.: Наука, 1969.
Тема 13. Соотношение онтогенеза и филогенеза (лабораторное) Цели занятия: 1. Проследить параллелизм онтогенеза и филогенеза, выяснить суть биогенетического закона Мюллера-Геккеля. 2. Основываясь на современных данных, показать несостоятельность и ошибки этого закона. 3. Установить способы осуществления онтогенеза и филогенеза (принципы филогенетических преобразований органов и функций).
4. Показать диалектическую связь между дифференциацией и интеграцией в онтогенезе и филогенезе. Основные понятия: онтогенез, филогенез, биогенетический закон, закон зародышевого сходства, палингенезы, гетеротеопии, гетерохронии, филэмбриогенезы, архалаксисы, девиации, анаболии, целостность онтогенеза и др.
Теоретические вопросы 1.Понятие онтогенеза и филогенеза. 2. Биологический закон Мюллера-Геккеля и его критика. 3. Закон зародышевого сходства К. Бера. 4. О соотношение онтогенеза и филогенеза в исследованиях И.И. Мечникова, А.О. Ковалевского. 5. Современные представления об отношениях между онтогенезом и филогенезом. 6. Онтогенез не только результат, но и основа филогенеза. Как понимаете? 7. Определение и биологическая значимость понятий «палингенезы», «гетерохронии», «гетеротропии», «филэмбриогенезы». 8. Эволюционные изменения на ранних, средних и поздних стадиях эмбрионального развития (архаллаксисы, девиации, анаболии).
Лабораторная работа Выяснение закономерностей эмбрионизации у растений и животных
Материал: влажные препараты эмбрионов рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих на разных этапах развития. Вскрытие рыб, амфибий, птиц, млекопитающих. Замоченные семена пшеницы, гороха, подсолнечника. Пособия, таблицы: примеры палингенезов и ценогенезов, асцидия (личинка и взрослая особь). Схема филогенетического развития чешуи рыбы, чешуи пресмыкающихся, пера птицы и волоса млекопитающего по А.Н. Северцову. Схема развития челюстей у морской щуки саргана по А.Н. Северцову. Оборудование: подносы, препаровальные иглы, лупы, линейки.
Задания и методические рекомендации 1. Внимательно рассмотрите влажные препараты эмбрионов рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих, а также семена растений, найдите сходство и отличие. На основании своих наблюдений вскройте явления зародышевого сходства по Э. Геккелю.
2. Докажите, что эмбрионы всех позвоночных животных на ранних стадиях развития более сходны друг с другом, чем на более поздних стадиях. Данные запишите в тетрадь. 3. Рассмотрите вскрытые особи рыб, амфибий, птиц и млекопитающих, отметьте смещение сердца птиц и млекопитающих далеко в грудную полость по сравнению с его положением у нижестоящих форм. На основании знаний эмбрионизации онтогенеза, а также памятуя, что эмбрионизация отражает тенденцию развития все более усложняющегося зародыша к более защищенной и постоянной внутренней среде, заполните таблицу 30. Таблица 30
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |