Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Растений и животных




Определение важнейших ароморфозов, идиодаптаций у

Сравнительная характеристика главных направлений

Сравнительная характеристика объективных показателей

Выяснение основных направлений органической эволюции

 

Материал: коллекции насекомых, чучела различных видов птиц, рептилий, млекопитающих, гербарии растений различных экологических групп.

Пособия: таблицы, рисунки, схемы, примеры аллогенезов у млекопитаю­щих, примеры гипергенезов (ископаемые формы). Схема соотношений между арогенезами и катагенезами, пример параллелизма.

Оборудование: подносы, определители, справочники.

Задания и методические рекомендации

1. Внимательно рассмотрите раздаточный материал. Выделите примеры аллогенезов у млекопитающих, среди коллекций насекомых, растений. Опиши­те, какие частные приспособления имеются у данных организмов.

2. Выделите среди имеющегося материала примеры арогенезов. Опишите, в чем проявляется повышение организации, приспособление.

3. Приведите примеры гипергенезов и ответьте, почему животные, кото­рые пошли по пути гипергенезов, оказались малоприспособленными и былиобречены на вымирание.

4. Заполните таблицы 27, 28, 29.

 

Таблица 27

основ­ных направлений органической эволюции

Направление эволюции Объективные показатели Примеры
Биологический прогресс    
Биологический регресс    

 

Таблица 28

органиче­ской эволюции

Главные направления орга­нической эволюции Краткая характери­стика Примеры органической эволюции
Ароморфоз    
Идиоадаптация    
Дегенерация    

 

Таблица 29

 

Вид растения, животного Признаки унаследован­ные у предков Ароморфозы Идиоадаптации
       
       

 

 

Выводы по теме:

1. Живые организмы при всем многообразии их организации обладают чертами сходства. Глубина сходства зависит от степени родства групп организ­мов

2. Эволюция осуществляется во времени и пространстве как последова­тельный и необратимый процесс возникновения приспособительного многооб­разия органических форм.

3. Пути и направленность возникновения органического многообразия форм различны и определяются диалектической связью внешних и внутренних факторов эволюции и местом вида в биогеоценозах.

4. Прогрессивная эволюция осуществляется на основе дифференциации и интеграции элементов биологических систем на всех уровнях их организации.

5. Высокие темпы микроэволюционных сдвигов обусловлены качеством происходящих преобразований, их высокой адаптивной ценностью (Н. Н. Иор­данский).

6. Процессы микроэволюции неразрывно связаны с процессами макро­эволюции.

Рекомендуемая литература

1. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985.

2. Грант В. Эволюция организмов. М.: Мир, 1980.

3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М., 2001.

4. Константинов А.В. Краткий очерк теории эволюции. Минск: Высшая школа, 1977.

5. Парамонов А.А. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1978.

6. Попов А.А. Основы теории эволюции. Казань, 1995, 2000.

7. Северцов А.С. Главные направления эволюционного процесса. М-Л.,1976.

8. Северцов А.С. Направленность эволюции. М.: МГУ, 1990.

9. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма, Л.: Наука, 1969.

 

Тема 13. Соотношение онтогенеза и филогенеза

(лабораторное)

Цели занятия:

1. Проследить параллелизм онтогенеза и филогенеза, выяснить суть био­генетического закона Мюллера-Геккеля.

2. Основываясь на современных данных, показать несостоятельность и ошибки этого закона.

3. Установить способы осуществления онтогенеза и филогенеза (принци­пы филогенетических преобразований органов и функций).

4. Показать диалектическую связь между дифференциацией и интеграцией в онтогенезе и филогенезе.

Основные понятия:

онтогенез, филогенез, биогенетический закон, закон заро­дышевого сходства, палингенезы, гетеротеопии, гетерохронии, филэмбриогенезы, архалаксисы, девиации, анаболии, целостность онтогенеза и др.

 

Теоретические вопросы

1.Понятие онтогенеза и филогенеза.

2. Биологический закон Мюллера-Геккеля и его критика.

3. Закон зародышевого сходства К. Бера.

4. О соотношение онтогенеза и филогенеза в исследованиях И.И. Мечни­кова, А.О. Ковалевского.

5. Современные представления об отношениях между онтогенезом и фи­логенезом.

6. Онтогенез не только результат, но и основа филогенеза. Как понимаете?

7. Определение и биологическая значимость понятий «палингенезы», «ге­терохронии», «гетеротропии», «филэмбриогенезы».

8. Эволюционные изменения на ранних, средних и поздних стадиях эм­брионального развития (архаллаксисы, девиации, анаболии).

  1. Какие стадии онтогенеза отличаются большой консервативностью и по­чему?
  2. В чем проявляется целостность онтогенеза? Онтогенетическая дифференцировка, корреляция, координация, эмбрионизация, автономизация, неоте­ния.

 

Лабораторная работа

Выяснение закономерностей эмбрионизации у растений и живот­ных

 

Материал: влажные препараты эмбрионов рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих на разных этапах развития. Вскрытие рыб, амфибий, птиц, млекопитающих. Замоченные семена пшеницы, гороха, подсолнечника.

Пособия, таблицы: примеры палингенезов и ценогенезов, асцидия (личин­ка и взрослая особь). Схема филогенетического развития чешуи рыбы, чешуи пресмыкающихся, пера птицы и волоса млекопитающего по А.Н. Северцову. Схема развития челюстей у морской щуки саргана по А.Н. Северцову.

Оборудование: подносы, препаровальные иглы, лупы, линейки.

 

Задания и методические рекомендации

1. Внимательно рассмотрите влажные препараты эмбрионов рыб, амфи­бий, рептилий, птиц и млекопитающих, а также семена растений, найдите сход­ство и отличие. На основании своих наблюдений вскройте явления зародыше­вого сходства по Э. Геккелю.

2. Докажите, что эмбрионы всех позвоночных животных на ранних стади­ях развития более сходны друг с другом, чем на более поздних стадиях. Данные запишите в тетрадь.

3. Рассмотрите вскрытые особи рыб, амфибий, птиц и млекопитающих, отметьте смещение сердца птиц и млекопитающих далеко в грудную полость по сравнению с его положением у нижестоящих форм.

На основании знаний эмбрионизации онтогенеза, а также памятуя, что эмбрионизация отражает тенденцию развития все более усложняющегося зародыша к более защищенной и постоянной внутренней среде, заполните таблицу

30.

Таблица 30




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.