Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У растений и животных




Изменения, связанные с эмбрионизацией онтогенеза

 

Признаки эмбрионизации Растения Животные
1. Защита зародыша    
2. Забота о потомстве    
3. Упрощение циклов раз­вития (разных отделов рас­тений и классов животных)    
4. Усиление роли внутрен­ней среды    

 

Выводы по теме:

1. Онтогенез - процесс развертывания, реализации наследственной ин­формации, заложенной в зародышевых клетках.

2. Онтогенез - не только результат филогенеза, но и его необходимая предпосылка.

3. Всякий филогенез - это интегрированный генетический ряд онтогенезов.

4. Характер взаимодействия между различными морфогенетическими сис­темами может существенно меняться в ходе эволюции, приводя к важным эво­люционным следствиям.

5. Основные направления в эволюции онтогенеза: прогрессивное нараста­ние сложности и интегрированности в развитии, увеличение целостности инди­вида и автономизация онтогенеза.

6. Направление процесса эволюции определяется взаимодействием внут­ренних и внешних факторов. Особенно это ясно выступает при переходе орга­низмов из одной среды в другую, так как сопровождается выработкой новых приспособительных норм.

Рекомендуемая литература

 

1. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Просвещение, 1985.

2. Константинов А.В. Основы эволюционной теории. Минск, 1975.

3. Парамонов А.А. Дарвинизм. М.:Просвещение, 1978.

4. Попов А.А. Основы теории эволюции. Казань, 1995, 2000.

5. Северцов А.Н. Морфологические закономерности эволюции. М.-Л.,
1936.

6. Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историче­
ском развитии. М.-Л., 1982.

7. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: Наука., 1969.

8. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа,
1976.

Тема 14. Происхождение жизни и развитие основных групп организмов (семинарско-практическое)

Цели занятия

1. Рассмотреть происхождение жизни и основных этапов ее развития, а также составить представление о сущности живого и основных уровнях его ор­ганизации на Земле.

Основные понятия:

кпеаиионизм. самозарождение, панспермия, биохимиче­ская эволюция, химическая эволюция, биологическая эволюция, геологические эры и периоды.

Теоретические вопросы

*

1. Определение жизни Ф. Энгельсом. Современное определение жизни.

2. Теории происхождения жизни на Земле.

3. В чем суть основных идеалистических и материалистических гипотез: креационизма, самозарождения, панспермии, биохимической эволюции.

4. Сходство и различия в гипотезах Л. И. Опарина, Д. Бернала, Холдейна, С. Фокса и др.

5. Условия, необходимые для синтеза органических веществ.

6. Этапы химической и биологической эволюции. Экспериментальные до­казательства.

7. Определите проблемы, оставшиеся нерешенными.

8. Основные группы организмов (доклеточные и клеточные).

9. Основные пути эволюции растений (охарактеризовать основные черты эволюции):

а) переход от гаплоидности к диплоидности;

б) освобождение процесса полового размножения от наличия капельно-дождевой воды;

в) дифференциация тела с переходом к наземным условиям;

г) специализация опыления. Показать их биологическую значимость.

10. Эволюция животного мира. Охарактеризовать основные магистральные направления развития:

а) возникновение многоклеточных и все большее дифференцирование всех систем органов;

б) возникновение твердого скелета;

в) развитие центральной нервной системы;

г) развитие социальности в ряде ветвей древа животных с разных сторон, подходящей к рубежу, отделяющую биологическую форму материи от соци­альной.

11.Развитие жизни в докембрии.

12.Историческое развитие жизни в палеозойскую, мезозойскую, кайнозой­скую эры.

Практическая работа

Выяснение путей и закономерностей исторического развития от­дельных естественных групп организмов

 

Материал: чучела, тушки, скелеты рыб, амфибий, рептилий, птиц и мле­копитающих.

Пособия: рисунки - гипотетическая схема основных этапов эволюции эукариотных организмов на основе симбиогенеза, схема взаимоотношений ос­новных групп растений, грибов, животных и предъядерных форм (по данным разных авторов: Н.В. Тимофеева-Ресовского и др., 1969). Схема главнейших направлений эволюционных преобразований растений - увеличение размеров и значение диплоидного бесполового поколения (2п) - спорофита и редукция га­плоидного поколения (п) - гаметофита. Родословное древо позвоночных, гео­хронологическая таблица.

Задания и методические рекомендации

1. Внимательно рассмотрите тушки, чучела позвоночных животных. Вспомните их морфологическое строение. Особое внимание обратите на грани­цы между классами. Отметьте основные магистральные направления развития. Проследите и запишите в тетради основные этапы: возникновение твердого скелета, развитие центральной нервной системы, развитие социальности в ряде ветвей древа животных, с разных сторон подходящих к рубежу, отделяющему биологическую форму матери от социальной формы движения.

2. Рассмотрите рисунки, таблицы основных этапов эволюции раститель­ных и животных организмов, отметьте основные моменты, сделайте надписи и зарисовки в своих тетрадях. Заполните таблицу 31.

Таблица 31




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.