Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Царь Федор Иоанович. Парсуна. Неизвестный художник. Россия. 1630-е




Среди иностранных художников, работавших во второй половине XVII века в Москве, можно отметить голландского художника Д. Вухтерса. Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл. краеведческий музей, город Истра). Без сомнения, работы иностранных художников оказывали воздействие на развитие русской живописи, помогая русским художникам выйти на путь реалистического искусства. Так, во второй половине столетия появляются портретные произведения (например, «Стольник Г.П. Годунов», около 1686 г., ГИМ), непосредственно предвосхищающие русское портретное искусство XVIII века.

До нашего времени сохранилось достаточно много фресок, относящихся к XVII веку. Их создателями являются художники московских, костромских, ярославских, вологодских, нижегородских и других артелей. Несмотря на то, что их творчество часто смыкается с иконописью, в то же время техника росписи на стенах требовала особых приемов изображения. Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа, и многочисленные бытовые подробности, использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора, изданной в 1650 году в Амстердаме). Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей.

Основные черты развития монументальной живописи на стенах XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666). Стены и своды собора расписаны многочисленными композициями и отдельными фигурами святых и князей. Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи. Прекрасный фресковый ансамбль Москвы - роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности. Росписи насыщены занимательными подробностями. В евангельских сюжетах, в иллюстрации притч, во фресках на темы Апокалипсиса авторы заимствуют различные атрибуты из окружающей их жизни. Хотя фигуры персонажей в композициях значительно меньше, чем в более ранних росписях, художники достигают необходимого единства всей росписи четким делением ее на ярусы и отдельные композиции в них, а также цветовым решением, в котором преобладают теплые охряные тона. Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века. Именно она стала ориентиром для мастера второй половины XVII столетия, а также XVIII века, работавших над росписью храмов в Ярославле, Костроме, Вологде, Ростове и других городах России.

Важной особенностью росписей XVII столетия является впечатление динамики, внутренней энергии. Правда в некоторых городах, например, в росписях Ростова этого периода все еще преобладают плавные, гибкие линии, свободно очерчивающие силуэты фигур. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Тем не менее, и здесь прослеживается тенденция времени - парчовые одежды украшены затейливым растительным и геометрическим орнаментом. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг.) - это искусство праздничное, яркое, торжественное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.