Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д.Г. Левицкий




Есть еще - как в Англии между Рейнолдсом и Гейнсборо - и в России целый ряд промежуточных мастеров, каждый со своим собственным модулем видения: П.С. Дрождин (1745-1805), Г.И. Скородумов (1754-1792), С.С. Щукин (1762-1828). Но особо надо выделить чайшего мастера портретной гравюры Е.П. Чемесова (1737-1765). Его работы отличает редкое обаяние и благородное гуманистическое отношение к человеку.

Незаурядные портреты писал М. Шибанов (ум. после 1789), но для нас важнее две его картины из крестьянской жизни: «Обед» (1774) и «Сговор» (1777, обе - Москва, ГТГ). Они относятся к только нарождавшемуся у нас бытовому жанру. Художник постарался показать крестьян не как экзотику, а достойными объектами высокого искусства, - отсюда некоторая приподнятость художественного языка Шибанова. Недаром эти картины были созданы в годы крестьянского восстания под водительством Пугачева.

Более величавы нищие русские крестьяне в акварелях И.А. Ерменёва (1746-после 1792, Санкт-Петербург, ГРМ). Их не следует ни переоценивать, считая равными по значительности «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева, ни умалять, приравнивая к многочисленным из дававшимся в те же времена в Западной Европе развлекательным сериям, изображающим городских торговцев или уличных зазывал, типа «Криков Лондона» или «Криков Парижа». По суровой горечи и трагической выразительности они их значительно превосходят.

Одиноким остался и очень французский по замыслу единственный образец чисто бытового жанра: картина И. Фирсова (ок. 1730-после 1785) «Юный живописец» (Москва, ГТГ), явно навеянная искусством Шардена или Перроно, хоть в ней и есть неуловимо русский непринужденный мягкий юмор.

Не столь интересной кажется историческая живопись. Бросаются в глаза надуманность сюжетов, условность трактовки, театральность жестов, выражающих повышенную патетику страстей, обуревающих героев, сухость колористических решений. В своих первых шагах русская историческая живопись брала за образец сценические воплощения патриотических трагедий Сумарокова, а «высокий стиль» декламации в их исполнении был тогда обязателен: недаром труппу первого русского талантливого актера Ф.Г. Волкова, привезенную из Ярославля в столицу, заставили переучиваться, так как игра актеров показалась слишком обыденно-житейской и недостаточно возвышенной. Подобно этому трансформировались и герои лучшего русского исторического живописца XVIII века - А.П. Лосенко (1737-1773): от вполне реалистических, иногда, очень поэтичных и жизненных образов его рисунков, отличных этюдов с натуры и изящных эскизов он приходит к идеальным, отвлеченным персонажам законченных картин. Так, в холсте «Владимир перед Рогнедой» (1770, Санкт-Петербург, ГРМ) живыми и русскими остались лишь второстепенные персонажи - воины-крестьяне и сенная девушка. Лосенко был прекрасным педагогом, развивавшим у своих учеников в Академии художеств в первую очередь мастерство рисунка.

В русской исторической живописи часто брались сюжеты из древнейшего периода русской истории: например, «Возвращение Святослава с Дуная» (1773, Москва, ГТГ) И.А. Акимова (1754-1814); «Въезд Александра Невского в Псков» (1793-1794, Ленинград, ГРМ) Г.И. Угрюмова (обычно выдержан общеевропейский стиль исторической живописи классицизма; впрочем, было и что-то свое - может быть, большая живописность, идущая от традиций барокко.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.