Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как понять ребенка 23 страница




Я когда-то думал, что собираю коллекцию, а оказалось, я копил благодарность! Благодарность к родителям, учителям. Богу.

Надо «помнить о Боге, как о Высшем Учителе для каждого из нас» (7, 34). Осознанное преклонение перед Высшим Учителем - вот что отличает Человека от профессионала.

См слово «Книга».

 

 

ХАОС

 

Из современной теории Хаоса: любой надвигающейся неприятности можно избежать, если идти навстречу ей с распростертыми обьятиями.

Если Вы запутались в своих проблемах, совершите что-нибудь невероятное, например, съездите к морю и соберите там семь камешков (Как это сделал автор этой теории, когда возникли тупиковые финансовые затруднения в его фирме).*

Нет человека без сердца, ни животного, ни растения, ни даже камня. Значит, бессердечие уже не в мире проявленного, но в хаосе (Н. Рерих, 14,41).

 

ЦЕЛОЕ

 

«Чтобы интеллектуально погнать целое, его необходимо разделить, а затем рассмотреть соотношение, взаимосвязь и взаимодействие частей в целом.

Поступим и мы аналогичным образом - разделим наш мир на некоторое число частей.

Если разбить мир натри составляющие, как, например, сделано в учении Агни-Йога (Материальный, тонкий, огненный мир), то получим соответствующее понимание мира. Это равносильно тому, что разбить белый цветка три цвета - красный, зеленый и синий.

Если разбить мир на 5, 7 или 9 частей и изучить взаимосвязь частей, то получим иное понимание мира. Но чем детальнее дифференциация, тем богаче понимание.

В данном случае мы решили разбить мир на 12 составляющих частей, что созвучно духу нашей эпохи (12 месяцев в году, 12 звуков в нотной октаве, 12 основных китайских каналов в акупунктуре и так далее) и соответствует двенадцати психофизическим качествам (уровням бытийности) современного человека. Конечно, можно разбить целое на 1701 часть, как это делал «Звонарь московский» А. Цветаевой (он слышал в октаве 1701 звук). Но такая утонченная дифференциация - дело будущего.

Учитывая основной закон существования - наличие противоположностей (белое - черное, свет - тьма и др.) - добавляем мир противодействия (13-й мир).

Итак, каша Вселенная состоит из 13-ти миров, где каждый мир имеет свои физические характеристики и свое собственное состояние материи.

Все 13 миров пронизаны тончайшей субстанцией, которая имеет различные названия. В философии - Абсолют, в древней Веданте - Ади-Ишвара и так далее. Абсолют, в отличие от миров, имеет бесконечное число измерений пространства и времени. Прошлое, настоящее и будущее в Абсолюте - едино, времени нет, а материя бесконечно тонка. За Абсолютом существуют, кроме нашей, и другие Вселенные, где число измерений пространства больше семи*.

«Ничто не вечно, люди. Будьте справедливы, внимательны и старательны. Все, что составлено из частей, распадется. Мужественно стремитесь достичь совершенства.

Таковы были последние слова Будды Гаутамы». *

Не теряйте свою целостность при жизни!

Не проходите мимо собственных системных моделей мира, без которых невозможно участвовать в сотворчестве с природой, невозможно противостоять распаду мира на части. Мы, оказывается, участвуем и в этом процессе, попустительствуя ему тем, что не предполагаем зависимости его от нас, то есть только вкушаем запретные плоды, как Адам в Эдемском саду, не беря на себя ответственность за соучастие.

 

ЦЕЛЬ

 

Приглашаем вас войти еще Е ОДИН философский сад высказываний людей о цели и целях.

«Жизнь вообще, и на Земле в частности, - особый тип бытия: целеподчиненное, целеустремленное Бытие...

Жизнь начинается не в прошлом, как думают все, а в Будущем, которое и есть ее Цель...»*.

«Будда Гаутама учил. что источником и первопричиной всех бедствий человечества и главным угнетателем его являются ограниченность и невежество. Невежество есть величайшее зло: оно заставляет человека ценить то, что недостойно быть ценимым, и страдать там, где не должно быть страданий. Погрязший в невежестве не понимает, зачем он пришел в этот мир, проводит жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что действительно ценно, - знанием тайны человеческого бытия».*

«Самое главное... надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только одни человек видит прелесть жизни в куске хлеба или водке, а другое находит более сложные и богатые прелести - в работе, в красоте, в борьбе, в росте человеческой материи» (A.C. Макаренко).

«Наука, научные занятия не могут и не должны быть высшей целью. Должно быть нечто дороже Науки и Времени». (Д. Гранин)

«...Высшей целью, я думаю, является не личное спокойствие, но добро. Добро, которое не с водится к пользе. Одержимость ради дела - объединяет ли она людей, или разъединяет и оскорбляет?» (3,163).

«Человек должен улучшить себя во всех отношениях настолько, насколько это возможно. Единственное ограничение, которое при этом нельзя переходить, заключается в том, что никто не имеет права приносить в жертву своему совершенствованию интересы других людей. Кто бы ты ни был - гений в науке или искусстве, великолепный организатор, будущий чемпион мира - не требуй жертв во имя себя. Самосовершенствование не средство, чтобы выиграть бой с другим или стать памятником самому себе. Его цель - реализация сущностных сил Человека, гордящегося тем, что он принадлежит к человечеству и служит его интересам» (3,167).

«...Злой человек, как бы он ни был умен и хитер в применяемых им средствах, безнадежно глуп в своих целях...» (3,303).

«Надо сначала сопоставить значимость... этих целей. Далее, оценивая средства, мы видим их ограниченность и отчетливо понимаем, что всего фазу не достигнешь. Что же делать, махнуть рукой на высокие цели и пойти на поводу наличных средств? Каково вообще соотношение целей и средств в моральном выборе?

В общем плане на этот вопрос можно ответить так: цель оправдывает средства до тех пор, пока применяемые средства не изменяют природу самой цели» (3,192).

«Цель христианского учения - воспитание внутреннего человека.

Подвиг святых - очищение внутреннего человека. Начав вместе с преподобным Сергием «внутреннее делание» постоянного мысленного предстояния Богу, Русь познала таинство Святой Троицы.

«Лестница* духовного восхождения начинается первой ступенью крайнего смирения и кончается обретением совершенной Любви.

Цель любви самоотверженной и жертвенной - положить душу за друга своя"».(0. Подобедова)*

«Цель соревнования летающих йогов - воцарение мира на всей Земле» (5,4).

«- Что ты умеешь делать?

- Мыслить, ждать и поститься.

- Как же ты собираешься достигнуть цели?

- Как камень, брошенный в воду, идет ко дну, так и я иду к своей цели. Я не противодействую цели, а даю возможность ей притянуть себя. Я не

допускаю в свою душу ничего, это противодействовало бы этой цели». (Г. Гессе)*

Умные ставят себе цели, а глупые живут желаниями.

Л.Н. Толстой считал необходимым учитывать главные промежуточные цели: цель жизни, года, месяца, дня, часа, минуты и секунды.

«Для человека, который не знает, в какую гавань он плывет, нет попутного ветра» (Сенека).

Для меня попутный ветер на пути преодоления себя. Когда осознаешь очередной момент необходимости изменения себя, узнаешь себя в препятствии на Пути. В памяти всплывает надпись с тибетского камня: «Научились ли Вы радоваться препятствиям?»

Учись радоваться!

«Трояки врага ада, где гибнет божественное начало в людях: похоть, гнев и жадность». Поэтому человек должен отказаться от этих трех.

Освободившийся от этих трех врат мрака творит свое собственное благо и достигает Высочайшей Цели» (Бхагавад-гита, 16:21 - 22).

«Вся суть духовного развития человека сгодится к одному: научиться совершенной Любви ко всем и ко Всему.

...Пусть перед каждым из нас встанет цель: научиться никогда не хотеть от других ничего для себя» (7,34 - 35).

«Брак, как логическая цель любовных и половых отношений, - это всего лишь социальная норма. По замыслу природы все существует для того, чтобы человек выполнил свою творческую миссию, соучаствуя в эволюции бытия» (17, 32), «так как именно она служит критерием жизненности» (17,33).

Одна из целей земной жизни, едва ли не основная: опираясь на физическую осязаемую любовь, познать Любовь духовную, связующую всех в одно Целое.

Мы в этой жизни потому Влюбляемся друг в друга. Что ждет нас впереди зима. Космическая вьюга. И скажет нам Господь: «Сынок, Не в силах а тебе помочь Тебе поможет лишь она: Ты одинок...

К сожалению, не дословно запечатлелось это стихотворение, но думаю, что смысл передан верно - без жены, без второй половины своей, невозможно осознать, что же объединяет людей в одно целое.

Сначала сопричастность познается на примере близкого человека, на примере собственной семьи, чтобы затем это понятие «семья» постепенно расширилось, включая в себя последовательно детей, внуков, людей из других городов, сел, людей иных народов, иных цивилизаций, миров... Параллельно с этим процессом проживается обобщение этой центральной жизненной этической категории «семья» до базисной научной категории «Целое». Расширение сознания, сопровождающее это обобщение, приводит к проникновению в сущность этих категорий, принимаемую всеми народами по-разному, ко выражаемую одним слогом - Бог.

Так куда же мы свой путь вершим: к расширению сознания, к осознанию Любви духовной, то есть к Богу, или уходим от Него и от Нее?

«Ты - сам себе Цель, и чем ближе к ней будешь, тем очевиднее будет твой Путь и его Смысл» (СП. Семенов, Санкт-Петербург).

«Человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». (М.К. Мамордашвили)*

Стать ближе к Человеку, а значит, и к Богу, как к Вселенской любви, как к духовному началу Вселенной, своей любовью связующему всех нас в единое целое. В этом сотворчестве с Любовью, даруемом нам свыше, мы почти как боги, также творим мир, усиливая вдыхаемую любовь на выдохе.

 

ЧЕЛОВЕК

 

Проживая индивидуальный и культурологический контекст природы, Человек пытается постичь умом и сердцем самого себя. А поскольку «Все есть все» (см. приложение 2) или, как сказал Анаксагор: «Все есть во всем», то он каждый день является сам себе через природу, через слова, порожденные им в других, через состояния других, через посеянное и взращенное в детях, через отражение в спутнике жизни своих состоянии, слов и поступков. Через все, приходящее к нему, даруется право увидеть себя со стороны, осознав, оценить, и по совести признав, принять себя таким, как есть, и покаяться, чтобы стать таким, каким он хочет или таким, как его задумал Бог.

Мир подобен куполу: он отражает то, что Вы говорите под ним, и отвечает Вам теми же самыми словами. Таков и закон действия: «что Вы посеете, то и пожнете». Человек сам есть жатва содеянного и помысленного им, но и мир тоже его жатва. Не только поступки, но и мысли, которые мы допускаем о себе и о мире, творят Человека и Мир, мир внутренний и внешний, мир видимый и невидимый.

Пожиная в мире, как в зеркале, свое отражение. Человек восклицает: «Откуда это в другом?» Забывая, что раз «все есть во всем», то и в другом человеке есть все, есть все состояния от любви до ненависти. Кто же, как не мы, вызываем в других эти резонансные состояния? А вызвав, возмущаемся, не признавая в них себя? Свое порождение, свое продолжение? Вызвав, начинаем бороться с ними, как со своими детьми, настаивая на отождествлении поступка, слова и мысли с истинным отношением к нам, с истинным выражением сущности данного человека. В результате другой Человек может, по нашей вине, отождествиться с содеянным и либо возгордиться, творя добро, либо опечалиться, творя зло: Не наше дело указывать другому на его несовершенства, облекаемые конфликтными словами. Конечно, более сильный человек стерпит нас и не ответит. А более слабый бумерангом ответит нам, отразив нас. Наше дело - не другого винить, не оправдываться самому: «А он первый начал...». Наше дело - первому остановиться, если хватит сил. Или хотя бы признать, что дыма без огня не бывает, и спросить себя: «Что во мне вызвало в нем такое безобразие? Что я буду делать в следующий раз, чтобы это не повторилось, чтобы я не провоцировал хотя бы самых любимых? Как мне их полюбить так, чтобы хватило сил отражать их ненависть любовью? Спасибо за проявленное во мне!».

Когда слушающий наполнится такими же силами любви, он так же сумеет ответить любовью и с любовью. Это его дело, а не наше. Наше - терпеть. И, как говорят китайцы, «что на темноту пенять, лучше свечу зажечь».

Проходит немало дней, а может быть, и немало жизней, пока начнет Человек замечать темноту самого себя и свет других, качнет благодарить всех и корить себя, благодарить Всевышнего. Поэтому, видимо, для Серафима Саровского каждый человек - это радость. И встреча с каждым - это радость. И всем при встрече он дарил ее, говоря: «Радость моя!» И добавлял: «Христос воскресе!» - думая о воскрешении лучшего в каждом, о воскрешении божественного в человеке, о воскрешении Христа в сердце человеческом. Аминь!

«Я есть все, и во мне есть все». Я - развернутая Вселенная. Я же - свернутая. Человек - это все. Поэтому кто какими глазами посмотрит на него, тот то и увидит.

Не для того ли дана нам жизнь, чтобы мы познали; Человека в его полноте, целостности, в его развернутости во Вселенную и свернутое Вселенной до нас, до людей, до Человека?!

Все люди по-своему открывали все в человеке, задумываясь над вечными вопросами бытия и познания: «Что такое человек? Ну хотя бы: кто - Я? Что я за явление?.. Что другие думают о человеке? Что Человек; думает о Человеке.

Этому вопросу всегда предшествует вопрос о месте рождения, о мире, в который он пришел: «Где я? Куда я попал? Что Человек думает о Мире?» Для того чтобы впоследствии спросить: «Кто думает о Мире?» Отвечая на этот вопрос. Человек скачала стремится стать таким, как все, отождествиться со своими сверстниками, родителями. Теперь, ища ответ на следующий вечный вопрос жизни: «Что из того, что я присвоил, мое, а что надо отбросить?», - Человек старается через ощущение осознать свои присвоения, отнестись к ним в других, как к своим. Недаром говорят: «Общение - это путешествие в глубь себя» (П. Лайвлу). Но сначала это путешествие во внешний мир проявленного и порожденного, где мы встречаемся с продолжением наших внутренних состояний и поступков. И только после искреннего признания связи внутреннего мира с внешним начинается истинное погружение в глубь себя, накопление знаний о себе. Кто к чему готов, тот то и увидит, кто какими глазами посмотрит на другого, послушает его, тот настолько и узрит в другом себя, тот настолько и начнет замечать соринку в своих глазах, затычку в своих ушах. кривинку в своих ногах.

«Люди видят то, что готовы видеть» (Эмерсон). Люди слышат то, что готовы слышать.

Люди видят не потому, что смотрят, а потому что думают.

Люди слышат не потому, что слушают, а потому что думают!

Не верь ушам своим! Не верь глазам своим! Они видят только преграды. Смотреть - значит понимать.

Р.Бах

«Самое главное для глаз не видимо» (А. де Сент-Экзюпери). Самое главное - неслышимо. Ибо истинно слушаем и смотрим мы сердцем своим, постигая мир невидимый через видимый, узнавая в Человека во всеми во всех высказываниях великих мира сего о мире. То, что великие думали о мире, они думали и о человеке, как о части мира.

Анаксагор сказал бы тогда: «Человек есть во всем, и значит, и в каждом человеке все люди связаны друг с другом».

Сэнь Цань сказал бы: «Человек во всем и все в человеке, а значит, человек есть продолжение всех людей, а все люди есть проекция одного человека».

Гераклит бы сказал: «Из всего Человек, и из Человека все образуется». Значит все* порождает людей, а не только всё порождают люди.

Тютчев бы добавил: «Весь мир отражается во мне, и я отражаюсь во всем мире».

Слово Божье: «Я стану многим», а значит и человеком. Человек - подобие Божие.

Христос бы сказал: «Человек в Отце и Отец в Человеке». В каждом есть искра Божья.

Трактуя Человека, как время, Сэнь Цань сказал бы: «Один человек содержит тысячу поколений, а тысяча поколений - одного Человека».

Почти то же добавил бы и Апостол Петр: «У Господа один человек, как тысяча поколении, и тысяча поколении, как один Человек».

Все эти высказывания обобщила пословица народов банту: «Человек -это все люди». А поэтому «каждый человек - цитата из своих предков» (Р. Эмерсон). И никто друг без друга прожить не может, и посему «Человек -лучшее лекарство для человека» (пословица народов волоф). И мы вслушаемся друг в друга так же, как и знаменитые поэты и музыкант.

Американская поэтесса Э. Дикенсон: «Каждый из Вас для меня - это стихотворение».

Живописный композитор и музыкальный художник Чюрленис: «Весь мир представляете я мне большой симфонией, люди -как ноты».

Предостерегающим высказываниям Ф. Гельдерлинаг «Человек - это пропасть», - и Р. Шовена: «Только человек способен на бессмысленные поступки», - противостоят слова В. Гюго: «В каждом человеке есть человек».

Перефразируя знаменитые слова И.В. Гете о многозначности мира, можно смело приписать ему мысль о многозначности человека: «Человека каждый видит в облике ином, и каждый прав - так много смысла в нем».

СП. Семенов: «Человек - это Мир, сошедшийся в индивидуальной истории».

Гейне: «Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родилась и с ним умрет; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история».

Дидро даже в части человека видел продолжение Вселенной: «Мозг - динамический слепок Вселенной», а Щетинин - ее свернутость: «Человек - свернутая Вселенная». Но ведь и Вселенная тогда становится живой, а не просто слепком Человека, не просто разверткой Человека в пространстве и во времени!

Через человека является нам Вселенная, через человека нам открывается ее истинная сущность: «Человек для Человека - Бог» (Л. •Фейербах).

Не для того ли дана нам жизнь, чтобы мы познали Человека, его сущность, в его противоречивости и дополнительности, в его полноте и целостности, в его учительстве и ученичестве.

Человек для другого человека не только Бог, но и учитель, но ни ученик. «Человек - ученик жизни», - так некоторые трактуют это слово. Учится он, гладя на Учителя. Учится, даря себя другим?. «Человек учится дарить себя другому» (7, 31). В этом, видимо, одни из смыслов человеческой жизни. Для этого нам даруют: я вечность и время. Чтобы умом и сердцем мы прикоснулись к единству человеческому: «Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе... Я един со всем Человечеством» (Э. Хемингуэй).

Я един с Богом, ибо сказано в «Упанишадах»: «Человек только тогда осуществляется, когда он в этой жизни может воспринять Бога».

Человек всю жизнь учится воспринимать Бога, открывая его, как Любовь, без которой и сам Бог, видимо, не осуществляется.

Человек не только сумма поступков, но и мыслей о самом себе, которые он в себе допускает.

Человек в каждый момент умирает и возрождается, ибо «в каждый данный момент... не только уже есть кто-то, но и становится кем-то» (3, 300 - 301).

Но не один, а с Кем-то.

И только тогда Человек находит ответ на свой извечный вопрос: «Зачем Я?» Находит его в других, находит его в Нем. Что еще думают Человеки о Человеке?

«Я связан с тем, кому я даю. Я понимаю лишь тех, с кем я связан неразрывными узами. Я существую лишь в той мере, в какой питают меня корни. Я неотделим от этой толпы. Эта толпа неотделима от меня» (А. де Сент-Экзюпери).

Человек - есть «часть природы, микрокосм и макрокосм» (Я.А. Коменский).

«Каждый из нас - только всплеск волны в великом океане, несущем годы из великого прошлого в великое будущее» (A.A. Ухтомский).

«Не тот человек, кто победил других, а тот Человек, кто победил самого себя» (восточная мудрость).

«Страдания отдали скалам - те не выдержали и, тогда отдали их человеку" (армянская пословица).

Человек так много написал о Человеке, что одному человеку, видимо, не по силам прочитать даже только заголовки всех книг о нем: 1. Гуревич П.С., Куда идешь, человек? -М.: Знание, 1991 (серия«Знак вопроса», N-7);

3. ТартаковскийМС, Человек - венец эволюции? - М.: Знание, 1990 (серия «Знак вопроса», N-10);

3. Подольный?., Человечество открывает себя. - м.: Политиздат, 1983;

4. О человеческом в человеке: Сб./Под ред. Н.Г. Фролова. - И.: Политиздат, 1991

5. Диалог в Брайтоне: человек в настоящем и будущем. Сб. докл. заруб, философов. - М.: Знание, 1989;

6. Шкуриков ПС, АН Радищев, Философия человека. - М.: МГУ, 1988;

7. Шарден ИТ., Феномен человека (преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь).-И.: Наука, 1987;

8. Сержантов 3. Ф., Человек, его природа и смысл бытия. - Л.: ЛГУ, 1990;

9. Человек, как философская проблема: Восток - Запад/ Под ред. Н.С. Кирабаева. - И.: Изд. УДН, 1991;

10. Честертон Г.К., Вечный человек. - И.: Политиздат, 1991;

11. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения/Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991;

12. Успенской ПД, Психология возможного развития человека/УНаука и религия, 1990, Ш;

13. Губман В. 71, Современная католическая философия: человек и история.

- М.: Высшая школа, 1988;

14. Любутин К Н. Критика современной философской антропологии. - М.:

Знание, 1970;

15. Михеев НИ., Человек и ноосфера. - М.: Мол. гвардия, 1990;

16. Ноосфера: Духовный мир человека. - Л.: Лениздат, 1989;

17. Мироздание и человек: Сб. -М.: Политиздат, 1990;

18. Гуревич П, Уйти, чтобы вернуться ЛНаука и религия, 1991, №5;

19. Гейдт В В, Закон перевоплощения: 0 жизни после смерти. - Новосибирск, 1991;

20. Ерков В.П, Таинство переселения души. - Л.: Инф. -проев, центр «Тайны здоровья» и Л ТАСС, 1991;

21. Форд А, Жизнь после смерти: Как об этом было рассказано Джерому Эллнеону. - Л.: Лениздат, 1991;

22. Муди Р., Жизнь после смерти: Исследование феномена выживания после

физической смерти. - Л.: Лениздат, 1991;

23. Потапов В.В.., Папанова НС., По ту сторону смерти: Есть ли жизнь после смерти. - М.: Книга, 1991;

24. Бардо Тедол. Тибетская книга мертвых/Под ред. П. Гуревича. -М.: Подиум, 1992;

25. Священник. Родион, Люди и демоны: Образы искушения современного человека падшими духами. -1994;

26. Казначеев В. П., Спирин В. А, Космопланетарный феномен человека:

Проблемы космического излучения. - Новосибирск: Наука, 1991;

27. Лазарев С. К, Устойчивая информационная структура по имени Человек.-М.:РИО МГПО,1994;

28. Максимова Т.А, Устройство человека в соответствии со строением мира.

- СПб., 1994;

29. Митрополит Сурожский Антоний, У нас есть что сказать о человеке. - СПб.: Сашись, 1994.

Приведем цитату из вышеупомянутой книги митрополита: «Речь не идет о том, чтобы дать неверующему картину о человеке, которая уничтожила бы его картину; речь идет о том, чтобы ему сказать о человеке нечто большее, чем то, что он думает, ему показать, что человек бесконечно больше величиной, глубиной, чем то, что неверующий о нем думает, что он сам гораздо значительнее того, что он о себе воображает. Против человека нет смысла говорить; как только вы говорите против человека, он, разумеется, будет себя защищать, потому что всякому страшно быть уничтоженным, всякому страшно, чтобы ему доказали его несостоятельность... никогда не говорите выше его, так, чтобы он слушал и вырос над собой и восхитился бы тем, чем он мог бы быть, если бы он только мог подняться над своим собственным уровнем... Так можно говорить с любым человеком.

Так должно говорить с любым человеком, если мы говорим от любви в сердце и с любовью.

А что Вы можете сказать о человеке?....................

Как прекрасно то, что Вы только что подумали о Человеке!

«Как это бы расцвело в полную красоту!» (19, 99). Если бы Вы внесли в свое мировоззрение некоторые мысли о человеке инакомыслящих людей, обогатились мыслями из Евангелия или из веры православной...

«Как прекрасен этот мир, посмотри(из песни).

 

ЧЕСТНОСТЬ

 

Честность - это здоровье. Я совру, и у меня все внутри начнет врать."

 

эгоизм

 

Это категория отношения, чувства, а не потребности.

Разве молитва одной матери - не молитва эгоиста: «Господи, отбери все* у всех и отдай моим сыновьям»?

Цель эгоиста обесценивает многие ценности человечества, многие конкретные дела человека, делает их неэтичными, так как сберегает не те (благодатные) силы для их осуществления. Внешние действия могут оказаться такими же заботными: помощь родителям, друг другу в учебе, пожилому - в транспорте... а внутренне эти действия могут оказаться разнонаправленными: корыстными или заботливыми, удовлетворяющими свой или чужие потребности, терпеливо и смиренно исполненными ради себя, жаждущего похвалы или награды за помощь, «или ради другого, когда мы испытываем благодарность в душе к тому, кому нам удалось помочь, когда мы помогаем нуждающимся, стараясь остаться в неизвестности, дабы наша личность не отождествилась с требующим тщеславием. Тщеславясь, каша душа низвергается, до завышения потребностей тела, вместо превознесения потребностей духа. Так два человека, карабкающихся в гору, зримо идущих рядом, невидимо разбегаются в разные стороны: один - в ад, другой - в рай.

 

ЭКОЛОГИЯ

 

«Экология - наука о доме, о загрязнении сознания неэтичными мыслями, наука о загрязнении души, тела и духа; это культура мышления во времени или обкрадывание своего будущего, когда психологическая ориентировка экономики только на завтра, а не послезавтра приводит к уничтожению ресурсов возобновления. В связи с этим некоторые специалисты считают необходимым нравственные законы охраны окружающей среды вывести в рамки госу-дарственных. Но поможет ли это без изменения мировоззрения нарушающих юридические законы? Без почитания мира, как живого, как было у древних и у Вернадского? Без понимания того, что все катастрофы происходят от нравственного падения человека? Без понимания того, что природа - дерево жизни, а цивилизация стала, к сожалению, деревом смертна'. (А.П. Крисоченко)* Только внутренние законы незыблемы и сильнее внешних, а о них мы в школе поч-ти не говорим, не говорим о мире невидимом, лишаем тем самым мир внешний его духовного содержания.

Экологическая картина мира через рассмотрение человека, как часть природы, соприкасается с этической картиной мира.

«...Взгляд на природу не только как материал и средство, но как на нечто глубоко родственное нам - это глубоко нравственный взгляд. Если кто-либо успеет встретить предрассветный час и последующие «сумерки» новорожденного дня, то этот человек тем самым получит ключ к живой воде жизни... Если бы это все поняли и стали учить детей благоговейно в предрассветный час готовиться к наступающему дню...» (М. Пришвин). Для меня это не только эстетическая, но и этическая, нравственная заповедь (3,116).

«...У нас есть нравственные обязательства непосредственно перед самой природой. Мы должны уметь любить ее ради нее самой, а не только себя через природу» (3,111).

Экологическая картина мира ставит вопрос перед человеком о всеобщей взаимосвязи всех явлении, видимых и невидимых, явленных человеку через последствия игнорирования этой связи на внешнем зримом уровне, являющиеся продолжением невидимых попустительств внутренних. Не об этом ли слова Гельвеция: «Все события связаны. Если вырубают лес на севере,то изменяются ветры, время жатвы, искусства этой страны, нравы и образы проявления. Мы не видим целиком этой цепи, первое звено которой уходит в вечность». Мы не видим, но это не снимает с нас ответственности. Кто раньше осознал, тот первым спрашивает себя: «Что я могу сделать для своих потомков, для природы?» Ведь я теперь понимаю, что среда - мое продолжение, а не просто часть природы. Среда - это Я сам. И опять мы встречаемся с заповедью Христа: «Отнесись к природе, как к самому себе!».

 

 

ЭЛЕМЕНТ

 

Элемент отвечает на вопрос: «Из чего?..»

Все три модели описания мира* будут иметь свои первоначала, свои категории, свои главные слова, и у всех они будут в чем-то разные, а в чем-то аналогичные. Чтобы наши описания были целостными (системными), мы должны включать в эти системы и некоторые обязательные, вечные вопросы: «А почему я это считаю элементом системы? А может быть, это часть системы?»

Интересный, и с нашей точки зрения, значимый ответ на этот вопрос мы сформулировали в сб. «Этическая педагогика», вып. 2, в статье о принципе всеобщей взаимосвязи явлений.

Кто создан из камня. Кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю!

М. Цветаева

Потребуйте дать словесную формально-логическую интерпретацию этому поэтическому образу. Я сдаюсь. Значит, это вопрос и ответ из образной модели мира, невыразимой словами, где элементами, архетипами сознания будут каши состояния.

«Если бы элементы природы вели себя так же, как ты. Человек, то что бы с тобой стало?»*

 

ЭТИКА

 

«Этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.