Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сила отталкивания Эйнштейна 3 страница




Другие священные книги тоже апеллируют к иным измерениям, вне пространственным явлениям, к трансцендентальности, но эти апелляции непоследовательны по своему характеру. Бог и вероучение в этих книгах всегда ограничены тремя измерениями пространства и временем.

Только Библия описывает Бога как Личность, Творца, которыйможет действовать совершенно независимо от космоса и его четырехпространственно-временных измерений. Бог Библии не подчиняетсядлине, ширине, высоте и времени. Он есть Тот, Кто дал имсуществование. Более того, только Библия описывает качества Бога, которые невозможно объяснить в ограниченном контексте четырех измерений. Например, описание Бога, имеющего единую сущность и три Личности (Троица), а также дающего человеку свободную волю и одновременно предопределяющего его судьбу. Качества Бога, выходящие за пределы наших измерений, будут обсуждаться далее в разделе «Бог и «сверхизмерения».

Табл. 1: Некоторые библейские цитаты, показывающие, что Бог

не зависит

от пространственно-временных измерений

«В начале сотворил Бог небо и землю». (Бытие 1:1)

«Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евреям 11:3)

Древнееврейская фраза "shamayim erets", переведенная как "небо и земля", всегда означала всю физическую Вселенную. Древнееврейское слово "bara", то есть "сотворил", значит "сделать что-то совершенно новое или сделать что-то из ничего". Стих 3 главы 11 "Послания к Евреям" говорит о том, что Вселенная, которую мы можем видеть или обнаружить, была сделана посредством того, чего мы не можем видеть или обнаружить. Это означает, что Вселенная была сотворена трансцендентно, что она появилась из источника, не зависящего от материи, энергии, длины, ширины, высоты и времени.

«По Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен». (2 Тимофею 1:9)

«В надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (Титу 1:2)

Эти стихи утверждают, что время имеет начало и что Бог был причиной следствий до начала времени.

«Ты возлюбил Меня прежде основания мира». (От Иоанна 17:24) «Он избрал нас в Нем прежде создания мира». (Ефесянам 1:4) «Предназначенного еще прежде создания мира». (1 Петра 1:20)

Греческое слово "мир" в этих стихах — это kosmos, оно может быть отнесено и к какой-то части Земли, и ко всей планете Земля, и ко всей Вселенной. Многие ученые сходятся в том, что контекст этих стихов указывает на последнее. Таким образом, Бог опять являет Себя как Причину следствий до сотворения Вселенной, включающей временное измерение.

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (От Иоанна 1:3)

«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Колоссянам 1:16-17)

Эти стихи объявляют, что Иисус Христос создал все. Ничто не было сотворено, чего Он не создал. Он существовал прежде, чем все было сотворено. То есть сам Христос не был сотворен.

«В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди». (От Иоанна, 20:19)

«Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа; но Он сказал им что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв ел пред ними». (От Луки 24:37-43)

Ученики понимали невозможность для физического тела преодолеть физические барьеры. Вот почему они решили, что тело Иисуса, стоящего перед ними, должно было быть привидением или духом, но не физическим телом. Но Иисус доказал Свою физическую реальность, позволив учением прикоснуться к Нему, и тем, что ел пищу перед ними. Хотя для трехмерного физического тела невозможно преодолеть трехмерные физические преграды без того, чтобы не нанести вреда себе или преграде, для Иисуса с Его «сверхмерностью» это не представляло труда. Шести пространственных измерений было бы достаточно. Он мог одновременно перенести первое измерение Своего физического тела в четвертое, второе — в пятое, а третье — в шестое. Затем Он мог пройти через стены комнаты и перенести Свое трехмерное тело из четвертого, пятого и шестого измерений обратно в первое, второе и третье.

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человекам и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». (Филиппийцам 2:5-11)

В этом стихе говорится, что Иисус Христос, придя на Землю, отказал Себе в "сверхмерных" способностях, которыми Он обладал, как и Бог Отец, и Дух Святой. Но обретает эти способности вновь, как только выполняет Свою миссию искупления человечества от грехов.

Религии, которые трактуют Библию в рамках четыре измерений Вселенной, в какой-то степени неминуемо отрицают трансцендентность Бога. Иудаизм принимает учение Ветхого Завета, но отрицает Новый Завет.

Ислам и мормонизм признают и Ветхий, и Новый Заветы, но прибавляют к ним другие священные книги, которые вытесняют их. Свидетели Иеговы признают Ветхий и Новый Заветы, но при этом изменяют несколько сотен слов в обоих Заветах. Другие культы, такие как Христианская наука, Единство и Религиозная наука просто игнорируют "неудобные" места в Ветхом и Новом Заветах.

Общим знаменателем всех альтернатив христианской вере являетсяотрицание, по меньшей мере, трансцендентности Бога и Его"сверхмерных" качеств. Например, триединство Бога признается тольков христианской вере.

Следует сказать, что выводы Бэрбиджа остаются верны. Общаятеория относительности и теория "Большого Взрыва" приводят кединственно возможному выводу: качества Творца полностьюсовпадают с описанием Иисуса Христа. Он — наш Бог-Создатель.

НО КТО СОТВОРИЛ БОГА?

Дети часто задают вопрос: если Бог сотворил нас, то кто сотворил Бога? Умудренный жизнью взрослый человек может построить вопрос таким образом: если принять, что Иисус Христос сотворил Вселенную и (все, что в ней, включая материю, энергию и четыре пространственновременных измерения, то кто сотворил Его?

На самом деле, сам вопрос уже является убедительным доказательством сотворения. Вселенная и все, что в ней есть, заключено в единственном конечном измерении времени. Время в этом измерении движется всегда и только вперед. Поток времени никогда нельзя ни остановить, ни обратить вспять. Поскольку оно имеет начало и может двигаться только в одном направлении, время фактически является половиной измерения. Доказательство сотворения лежит в математическом наблюдении, что любая сущность, заключенная в полумерном времени, должна иметь начальную точку, или точку возникновения. То есть объективная реальность должна быть создана. Эта необходимость сотворения применима ко всей Вселенной и ко всему, что в ней есть. Необходимость сотворения относилась бы и к Богу, но только в том случае, если бы Он тоже был заключен в полумеоность времени. А Он не заключен в ней.

И еще: по определению, время является той областью или тем измерением, в котором имеет место феномен причинно-следственной связи. Согласно пространственно-временной теореме общей теории относительности, такие следствия, как материя, энергия, длина, ширина, высота и время, были вызваны причиной, не зависящей от временного измерения Вселенной. Согласно Новому Завету (2 Тимофею 1:9; Титу 1:2), такие явления, как благодать и надежда, являются причиннонезависимыми от временного измерения Вселенной. Итак, и Библия, и общая теория относительности говорят, по крайней мере, об одном дополнительном временном измерении для Бога.

В двух и большем количестве измерении времени объективная реальность свободна от необходимости быть сотворенной. Если бы время было двухмерным, то, например, стали бы возможны и длина времени, и ширина времени. Время бы расширилось, превратившись из линии в плоскость (см. рис. 1). На плоскости времени стало бы возможно бесконечное количество линий, идущих в бесконечном количестве направлений. Если бы Бог захотел, Он мог бы двигаться и действовать по линии бесконечного времени, которая никогда не пересекает линии времени нашей Вселенной и не соприкасается с ней. Как говорится в Евангелии от Иоанна 1:3, в Послании к Колоссянам 1:16-17 и в Послании к Евреям 7:3, Он не имеет ни начала, ни конца. Он ненуждается в том, чтобы быть сотворенным.


 

Если бы время было двухмерным, а не одномерным, оно было бы не линией, а плоскостью. В этом случае бесконечное количество линий времени (А) могло бы идти в бесконечном числе направлений. Именно таким, согласно общей теории относительности и Библии, является время Творца. Если бы Творец захотел, Он мог бы двигаться и действовать бесконечно долго в обоих направлениях по линии времени (В), которая никогда бы не пересеклась с линией времени нашей Вселенной (С). Из этого следует, что Он не имеет ни начала, ни конца. Он не нуждается в том, чтобы быть сотворенным.

АТЕИСТИЧЕСКИЕ ВОЗРАЖЕНИЯ

Общая теория относительности и теория "Большого Взрыва"представляют собой значительную угрозу для рационального атеизма. Не так давно сторонники атеистического мировоззрения осознали эту угрозу и предприняли попытку ответить на нее.

Союз демократического и светского гуманизма в зимнем выпуске

своего журнала Free Inquiry за 1992 - 1993 год поместил статьи четырех

физиков, тему которую можно определить так: "Доказывает ли

«Большой Взрыв» существование Бога?".1 Британский журнал Nature

опубликовал статью редактора отдела физики, Джона Маддокса,

озаглавленную "Долой «Большой Взрыв»". Атеисты также попытались возродить плазменную модель возникновения Вселенной с тем, чтобы

заменить ею теорию "Большого Взрыва".

В первой из четырех статей в журнале Free Inquiry Жан-Клод Пекер, астрофизик-теоретик, задается вопросом: расширяется ли Вселенная, и если расширяется то расширяется ли со скоростью,

согласующейся с возрастом звезд и скоплений галактик. Во второй статье физик Милтон Ротман утверждает, что "все теории о Боге рушатся, стоит задать три серьезных вопроса:

1) откуда появился Бог.

2) где существовал Бог до начала существования Вселенной.

3) и как этот Бог научился творить?5

В третьей статье астрофизик Виктор Стенгер рассматривает естественный процесс спонтанного генерирования энергии, за которым следуют "естественные процессы самоорганизации", как способ избежать признания необходимости Бога.6 В четвертой статье философ Адольф Грюнбаум возражает против теистического объяснения феномена "Большого Взрыва", поскольку "он предполагает какое-то совершенно фантастическое «сверх-время», в пользу которого нет никаких свидетельств". Он утверждает, что "нет смысла верить в то, что сотворение времени аналогично сотворению таких объектов, как звезды 7

или атомы ".

В редакционной статье журнала Nature Джон Маддокс предсказывает что, поскольку сторонники недавнего возникновения Земли (креационисты) "попали в ловушку, пытаясь опровергнуть последние геологические изыскания", то очень скоро "нетерпеливые креационисты будут вынуждены прибегнуть к теории «Большого Взрыва», чтобы поддержать свою веру в сотворение". Маддокс делает вывод о том, что убеждения креационистов исчерпывающе подтверждаются теорией "Большого Взрыва". По этой причине, как считает автор, теория "Большого Взрыва" "совершенно не приемлема", ибо она предполагает, что "мир был сотворен" Кем-то или чем-то,

находившимся вне пределов Вселенной.

Как хочет Маддокс избежать таких выводов? Он возлагает свои надежды на работу британских астрофизиков Доналда Линден-Белла, Дж. Катца и Дж. X. Редмаунта, в которой показывается, что Вселенная может иметь начало в виде пространственно-временной линии, а не

точки.

ЛИНИЯ ИЛИ ТОЧКА?

Давайте вначале разберемся в возражениях Джона Маддокса. Пространственно-временная теорема общей теории относительности действительно предполагает, что Вселенная произошла из особой точки, но определение этой особой точки дано Маддоксом неточно. Особаяточка — это не бесконечно малая точка, как он предполагает, но скореецелое трехмерное пространство, сжатое до размера нулевого объема.

Таким образом, не имеет значения, расширяется ли Вселенная из точки или из линии. Как точка, так и линия имеют нулевой объем. По

этой причине любая одно-, двух- или трехмерная форма, которая имеет нулевой объем и из которой происходит Вселенная, приводит к теистическим выводам. Во всех этих случаях происходит "Большой Взрыв", возникают измерения - длина, ширина, высота и время. Поэтому аргумент Маддокса не достигает цели. Основываясь на его собственных словах, можно сказать, что отрицание им теории "Большого Взрыва" проистекает скорее из его личных атеистических убеждений, нежели из научных рассуждений.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ДРУГИХ СОМНЕНИЙ

Милтон Ротман никак не может разрешить такой вопрос: "Если Бог сотворил нас, кто сотворил Бога?" Это проблема линейности времени. Существуют научные и библейские ответы на этот вопрос, но, похоже Ротман о них ничего не знает. Настоящим препятствием для него является его же отказ принять любую другую реальность, кроме конкретно существующей и материально осязаемой. Он заявляет, что единственной приемлемой теорией является такая, которая "позволяет отвечать на вопросы эмпирически, так, чтобы ответ был понятен".11

Предположение Виктора Стенгера о спонтанном и самопроизвольном генерировании энергии в момент возникновения Вселенной, за которым последовали миллиарды лет самоорганизации, продолжающейся и по сегодняшний день, является чисто умозрительным. Во всей природе нельзя найти ни одного примера хоть сколько-нибудь значительного случая самогенерирования или самоорганизации. На самом деле природа демонстрирует нечто совершенно противоположное. Ничто не происходит без причины, и не организуемые сознательным существом системы имеют тенденцию к постоянному понижению степени сложности.

Адольф Грюнбаум никак не может разрешить вопроса о природе времени. Неудивительно. Два человека писавшие для Free Inquiry, правильно процитировали Святого Августина, говорившего, что времени

не существовало до начала Вселенной. Многие христианские теологи и по сей день говорят, подобно Августину, что Бог находится во вневременной вечности. Это и приводит к тем противоречиям, на которые обращает внимание Грюнбаум. Но Библия утверждает (см. Иоанна 17:4; Ефесянам. 1:4; Колоссянам. 1:17; 2 Тимофея 1:9; Титу 1:2; Евреям 11:3), и это также подтверждает наука, что Бог являлся причиной следствий еще до того, как возникло наше измерение времени. ("Время", по определению - это такая сущность, или такое измерение, в котором появляется феномен причинно-следственной связи). Если принять эту концепцию времени, тогда возражения Грюнбаума относительно Бога как причины возникновения и существования Вселенной снимаются.

САМЫЙ СЕРЬЕЗНЫЙ ОППОНЕНТ?

Многие считают самым серьезным вызовом теории "Большого Взрыва" плазменную теорию Ганса Алъвена (плазменное состояние описывает высокоэнергетические заряженные частицы, распределенные таким образом, что в целом они образуют нейтральную газовую среду). Главным положением плазменной теории является то, что одних лишь гравитационных теорий недостаточно для адекватного объяснения строения и динамики звездной системы, галактик, галактических скоплений и даже самого космоса.

Согласно Альвену, важную роль должны играть электромагнитные эффекты. Правильность его точки зрения была доказана для Солнечной системы еще в начале 60-х годов. Тогда было продемонстрировано, что чисто гравитационный подход не может объяснить развитие планет Солнечной системы. Однако, комбинация законов тяготения и электромагнетизма, по мнению Альвена, обеспечила бы недостающее

объяснение.13

Подобным же образом Эрик Лернер в недавнем прошлом настаивал на том, что одной теории "Большого Взрыва" недостаточно для того, чтобы объяснить не равномерное распределение галактик за время 14

меньше триллиона лет. Поэтому он предложил отказаться от модели "Большого Взрыва" в пользу плазменной модели. Но открытия в колебаниях температуры космического фонового излучения, полученные с СОВЕ, и подтверждения их как аэростатными, так и наземными измерениями (см. «Открытие века»), а также обнаружение экзотической материи показывают, что опасения Лернера необоснованны. Как галактики, так и скопления галактик могут легко образовываться в относительно короткий период времени, отводимый для этого моделью "Большого Взрыва", причем без всякого участия плазмы.

Ведущим принципом в астрономических исследованиях является объяснение явлений по возможности наиболее простой теорией. Все астрономы признают, что в галактиках и квазарах действительно существуют магнитные поля и что эти поля играют важную роль в генерировании нетеплового излучения (взрывных процессов, которые происходят в центре небольшого класса галактик, называющихся "активными галактиками"). Однако здесь сила магнитных полей в тысячи раз меньше, чем в Солнечной системе. В больших системах -скоплениях и сверхскоплениях галактик — магнитные поля еще слабее.

Итак, чисто гравитационные теории вполне адекватно объясняют все наблюдаемые космологические феномены. Пока еще не возникло необходимости использовать для их объяснения электромагнитные явления,

Я считаю, что необходимость учесть электромагнитные эффекты когда-нибудь появится. Когда наши наблюдения станут достаточно полными, электромагнитные уточнения гравитационных теорий помогут еще лучше описать существующую Вселенную. Но хочу подчеркнуть, что говорю только о возможном электромагнитном уточнении лучших гравитационных моделей "Большого Взрыва". Теория плазмы без учета теории "Большого Взрыва" так же неспособна объяснить наблюдаемую реальность, как и теория стационарного состояния.

В верующего человека возражения атеистов могут вселять

определенный оптимизм, потому что возражения эти несостоятельны.Все прочие попытки атеистического сознания уклониться от вывода,неизбежно вытекающего из теории "Большого Взрыва", а именно, чтоБог существует, относятся к области квантовой гравитации. Речь об этом пойдет в следующих разделах "Странная теология" и "Современный Голиаф".

ССЫЛКИ

1. Paul Kurte, "Free Inquiry" (Winter 1992/93), pages 10-15.

2.John Maddox, "Down with the Big Bang", Nature 340 (1989), page

425.

3. Eric. J. Lerner, "The Big Bang Never Happened", (New York: Random House, 1991);

Eric. J. Lerner, "The Big Bang Never Happened," Discover (June 1988), pages 70-79.

4. Jean Cloude Pecker, "Big Bangs, Plural: A Heretical View", Free Inquiry (Winter 1992/93), pages 10-11.

5. Milton Rothman, "What Went Before?", Free Inquiry (Winter 1992/93), page 12.

6. Victor J. Stenger, "The Face of Chaos", Free Inquiry (Winter 1992/ 93), page 14.

7. Adolf Grunboum, "Pseudo-Creation of die «Big Bang»", Free Inquiry (Winter 1992/93), page 15.

8. Maddox, page 425.

9. Donald Lynden-Bell, J. Katz, and J. H. Redmount, "Sheet Universes and the Shapes of Friedman Universes", Monthly Notices of Royal Astronomical Society 239 (1989), page 201.

10. Hugh Ross, "The Fingerprint of God", 2nd ed. rev. (Orange, CA: Promise Publishing, 1991), pages 89-94.

Rosie Wyse, "Oldest Stars Are Older Still," Nature 361 (1993), pages 204-205.

11. Rothman, page 12.

12. Augustine of Hippo, "Confessions, Book Eleven, Chapters 10-14", The Father of the Church, vol. 21, Confessions, Trans. Vernon J. Bourke (New York: Fathers of the Church, Inc., 1953) pages 339-344.

13. Fred Hoyle, Quarterly Journal the Royal Astronomical Society 1 (1960), pages 28-39.

Robert Jastrow and A. G. W Cameron, ed., "Origin of the Solar System",(New York: Academic Press, 1969).

14. Lerner, "The Big Bang Never Happened", pages 23-25.

КРАТКИЙ ОБЗОР "КРАТКОЙ ИСТОРИИ ВРЕМЕНИ"

Три года назад меня пригласили прочитать лекцию писателям, журналистам, постановщикам и режиссерам кино и телевидения. Я намеревался представить им научные доказательства существования Бога Библии, но меня упросили посвятить лекцию критике книги Стефена Хокинга "Краткая история времени". Обзор научной книги для пишущей братии из Голливуда? Это казалось странным. Но когда наступил вечер встречи, в зале было вдвое больше народу, чем ожидалось, и почти каждый пришедший прочел книгу, которую я собирался обсуждать.

В тот вечер я узнал, что британский физик Стефен Хокинг является народным героем для многих американцев и идолом для Нового века. Статус народного героя понять легко. Трудно не поразиться доблести человека, который умеет заставить свой яркий интеллект работать, несмотря на ограничения, накладываемые амиотрофическим боковым склерозом (болезнь Лу Герига). Свой статус идола он получил, когда заявил, что с точки зрения теоретической физики Бог безличен и не нужен для объяснения нашего существования.

"Краткая история времени" является четвертой книгой Хокинга, но это первая книга, написанная для широкой аудитории. Она стала бестселлером и в течение шести месяцев находилась в списке лучших книг New York Times.

Большая часть книги рассказывает историю Вселенной вплоть до последних открытий, сделанных в области теорий гравитации. Это книга захватывает читателя хотя бы потому, что об истории рассуждает человек сам во многом определяющий ее ход. Главы о черных дырах, возможно, самое толковое из всего, что когда-либо о них писалось. Некоторые технические неточности, допущенные в них, несущественны. Любой, кто захочет узнать о применении гравитационных теорий для объяснения возникновения и развития Вселенной не будет разочарован.

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ТЕОЛОГИЯ

"Краткая история времени" — это несколько больше, чем просто популярное изложение гравитационных теорий. Что делает книгу Хокинга уникальной и противоречивой, так это его философские и

теологические высказывания. В последней главе книги Хокинг декларирует цель своей жизни и работы. Все усилия он направляет на
то, чтобы ответить на фундаментальные вопросы: "Какова природа
Вселенной? Каково наше место в ней? Как появилась Вселенная, и как
появились мы? Почему все так, как есть?" 1 Мечта Хокинга — ответить

 

на все эти. вопросы исключительно посредством физики. До сих пор он никак не объяснил своего отказа принять те ответы, которые уже даны в других источниках, например, в Библии. Благодаря его близким контактам с христианами, включая бывшую жену Джейн и коллегу- физика Дона Пейджа, мы можем предположить, что он, по крайней мере, знает о том, что Библия освещает эти вопросы. И все же он предпочитает игнорировать ее ответы. В своем интервью Sunday Times Magazine (Лондон) Джейн Хокинг сказала:

"В умах людей, которые разрабатывают эти проблемы, похоже нет места для других источников вдохновения. От Стефена невозможно получить ответа на философский вопрос, лежащий вне области науки... Я, по крайней мере, никогда не могла добиться такого ответа, и это 2

очень грустно."

ОТСУТСТВУЮЩИЙ БОГ

Цель философских размышлений Хокинга в "Краткой истории времени" — принизить роль Бога во Вселенной и возвеличить роль человеческой расы. Наиболее остро эту тему развивает Карл Саган в предисловии к этому изданию. Согласно Сагану, "Краткая история времени" — это книга "о Боге, или, скорее, об отсутствии Бога. Она представляет собой попытку представить Вселенную как не имеющую границ в пространстве, конца или начала во времени и какой-либо

3

необходимости в Творце". Забавным образом это заявление противоречит выводам, к которым Хокинг пришел в своей замечательной работе по теоремам сингулярностей, в которой, по словам самого Хокинга, он показал, что "время имеет начало".4

Основываясь на принципе причины и следствия, эта теорема указала явно, возможно, даже слишком явно для Хокинга, на существование вне измерений Вселенной некой сущности, которая сотворила и Вселенную, и ее измерения пространства и времени. В таком случае единственной надеждой Хокинга избежать начала, а значит, и вывода о Творце, было найти какой-нибудь момент в истории Вселенной, когда уравнения общей теории относительности (на которой основывалась его пространственно-временная теорема) могли бы дать сбой.

Еще до написания этой книги Хокинг начал обнаруживать признаки своего членства в рядах тех, кто искал недостатки в теории "Большого Взрыва". В 1983 году Стефен Хокинг и Джеймс Хартл выдвинули идею. что, поскольку мы не можем определить состояние Вселенной до 10-43 секунды после ее возникновения, возможно, какой-то неизвестный феномен в этот кратчайший миг времени мог нарушить главенство общей теории относительности.5 А если это так, то пространство, время, материя и энергия могли произойти и не из реальной особой точки (начинающейся из бесконечно малого объема). Далее они предположили, что точно так же, как поведение атома водорода может быть описано волновой функцией квантовой механики, этой функцией можно описать и поведение Вселенной. А если так, утверждали они, Вселенная могла просто внезапно возникнуть из абсолютного ничто в точке, которую многие назвали бы началом времени. Эта нереальная гипотеза послужила основой для широко известного утверждения Хокинга: "Вселенная не могла быть сотворена, не может быть и разрушена; она просто есть и будет. При чем же здесь Творец?"6 Эта гипотеза является основой для утверждения сторонников движения Нового века и атеистов о том, что, согласно науке, нет никакой необходимости в существовании Бога-Творца для создания Вселенной. К чести Хокинга, он позже признал в "Краткой истории времени", что вся эта идея была "просто предположением: она не может быть выведена из какого-либо другого принципа".7

СЛАБОЕ МЕСТО ГИПОТЕЗЫ

Даже если бы гипотезы Хокинга были верны, не возможно было бы избежать необходимости в существовании Бога-Творца. Вот как объясняет это Хайнц Пэгельс, физик-теоретик: "Невообразимая пустота превращается в существующую реальность — реальность логичных физических законов. Но как эти законы вписаны в пустоту? Что "говорит" пустоте о том, что она беременна возможной Вселенной? Похоже, что даже пустота подчиняется закону и логике,

существовавшим прежде пространства и времени".

Хокинг не избежал вывода о необходимости Создателя. Не мог он избежать и особой точки. Фрэнк Типлер, еще один физик-теоретик, указал, что Хокинг мог просто бессознательно подменить один тип особой точки другим типом, а точнее, классическую сингулярность общей теории относительности квантовой сингулярностью:

"Квантовая Вселенная [модель которой предлагает Хокинг]... в обязательном порядке состоит не из одной четырехмерной сферы, но скорее из бесконечности сфер всех возможных радиусов. Поскольку радиус сферы, не может быть меньше или равен нулю, четырехмерная сфера нулевого радиуса ограничивает Вселенную Хокинга.... Он [Хокинг] исключает классическую сингулярность — начало времени — только для того, чтобы она вновь появилась как "начало" пространства всевозможных четырехмерных сфер".9

БОГ ВНЕ ГРАНИЦ

Хокинг сам невольно опровергает все модели Вселенной, лишенные начальной точки и границ:

"Если Вселенная действительно находится в таком квантовом состоянии, то в воображаемом времени не будет никаких сингулярностей... Вселенная могла бы быть конечной в воображаемом времени, но без границ или сингулярностей. Когда возвращаешься к реальному времени, в котором мы живем, здесь все же будут появляться сингулярности... Мы их не встретим, только если будем жить в воображаемом времени... В реальном же времени Вселенная имеет начало и конец в сингулярностях, которые образуют границу

пространства-времени, за которыми законы науки не работают".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.