КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Парламентаризм
Классической формой представительной демократии является парламентаризм. Он строится на принципах народного представительства, выборности, сменяемости, двойной ответственности парламентариев, защиты прав меньшинства, широкой гласности. Рассмотрим сущность этих принципов и механизм реализации. Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либерально-социал-демократи- ческим партийным объединением. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50%+1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если ни один из кандидатов не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе. Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов — представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Например, если кандидаты от одной из партий собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в 2 и 4 раза по сравнению с другими партиями. Вторая разновидность пропорциональной системы в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональная система действует в Бельгии, Испании, Швеции, она является стимулом для небольших партий и способствует сохранению многопартийности в стране. В ряде стран (Австралия, ФРГ, Россия) существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе, а другая — по пропорциональной. Каждый из типов избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки. (Подумайте, в чем они заключаются.) Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции, или, как их иногда называют, парламентские партии. Члены партий, получивших на выборах наибольшее число голосов, становятся членами партий большинства. Депутаты от партий, набравших меньшее число голосов, становятся членами партий парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции. Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства не только не ущемляются, а, напротив, защищаются сложившимися традициями и нормативными документами. Во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства всегда имеет возможность высказаться по тому или иному вопросу. Защита прав меньшинства является важнейшим демократическим принципом. Не случайно деятельность парламента характеризуют как парламентскую демократию. Победа на выборах не ведет к утрате связи депутата с избирателями. По существующим правилам депутат несет двойную ответственность: и перед партией, и перед избирателями, причем вторая считается приоритетной. Срок полномочий парламентов составляет, как правило, 4—5 лет. Периодическое переизбрание парламента позволяет обновить его состав с учетом воли избирателей. При переизбрании депутатского корпуса избирателями дается оценка политическим партиям, движениям и отдельным депутатам, представленным в прежнем парламенте. Партии, движения и депутаты, не выражающие интересов избирателей, могут не получить числа голосов, достаточного для прохождения в парламент. Тем самым непосредственно проявляется правовая и политическая зависимость депутатов от избирателей. Современный парламент — главный форум политической гласности, ее концентрированное проявление. Здесь депутаты, парламентские фракции, состоящие из депутатов комитеты и комиссии открыто заявляют о своих позициях и намерениях. От них требуется искусство вести открытую и конструктивную политическую полемику. Ограничение парламентской гласности приемлемо только в чрезвычайных случаях и строго оговорено определенными условиями. Парламентская демократия не идеальна, как может показаться на первый взгляд. Она имеет определенные изъяны, и самый существенный — система финансирования избирательной кампании. В США, например, кандидат сам обеспечивает свой политический бизнес. Если учесть, что в среднем расходы на избрание в конгресс достигает 600 тыс. долларов, то далеко не всегда конгрессменом может стать самый способный к политической деятельности человек. Кроме того, существует неравенство и между отдельными группами кандидатов, в частности между новичками и бывшими парламентариями. Последние, получая денежную поддержку от правительства, имеют значительно большие возможности для проведения рекламной кампании. Не случайно в американском конгрессе самый высокий процент не вновь избранных, а переизбранных. Недостатком парламентаризма является и то, что отбор кандидатов производится самими партиями, внутри которых существуют различные политические течения. Избиратели чаще всего не имеют права выбирать между кандидатурами внутри партий. В настоящее время некоторые партии, например итальянская компартия, пытаются ввести новый принцип отбора кандидатов, согласно которому в первичных выборах будут принимать участие не только члены партии, но и все ее сторонники. Следует отметить также, что, несмотря на провозглашенное всеобщее избирательное право, определенные слои населения лишаются возможности участвовать в выборах из-за существующих в некоторых странах различных цензов — имущественного, оседлости, грамотности. Это лишь некоторые типичные недостатки парламентской демократии. В политической практике различных демократических стран их гораздо больше. Как же оценить в целом парламентскую демократию, учитывая все «за» и «против»? Парламентская демократия, несомненно, является достижением современности. Будучи классической формой представительной демократии, она сочетается с формами непосредственной демократии, что помогает выявить интересы и настроения различных групп населения и выражать их в политике. Из курсов истории, географии вы знаете, что в XX в. в различных странах демократия существовала в неодинаковых формах. Демократические институты Франции, Италии, Великобритании, США и других стран заметно отличаются друг от друга. Их облик и политическая эффективность зависят от традиций каждой страны, от общей культуры, от политического сознания гражданами ответственности за сделанный ими свободный выбор.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |