Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная политическая жизнь России




С принятием в России Конституции (декабрь 1993 г.) был открыт путь для осуществления демократических реформ. Они направлены на то, чтобы обеспечить четкое разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей, усилить право­вую основу для преобразований, стимулировать развитие под­линно демократических структур гражданского общества, системы средств массовой информации при значительном повы­шении ответственности каждого из социальных институтов, а также граждан Российской Федерации.

Как же решаются эти проблемы? В стране работает выс­ший представительный и законодательный орган — парламент (Федеральное собрание), состоящий из двух палат: Совета Фе­дерации и Государственной думы. Они проводят большую зако­нотворческую работу по утверждению и развитию многообраз­ных форм собственности, расширению предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, укреплению представи­тельной демократии, судебной власти, местного самоуправ­ления.


Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из председателя, заместителей председателя и феде­ральных министров. Правительство разрабатывает и представ­ляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечива­ет его исполнение; способствует проведению в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; реализует про­граммы социально-экономического развития; проводит меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охраны обществен­ного порядка, борьбы с преступностью и пр.

Главой государства и высшим должностным лицом явля­ется Президент РФ, наделенный большими полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодейст­вие органов государственной власти, активно участвует в пра­вотворческом процессе, подписывает принятые Федеральным собранием законы, издает указы и пр.; возглавляет Совет безо­пасности, утверждает военную доктрину, обладает правом объ­явления чрезвычайного положения (указ об этом утверждается решением Совета Федерации). Ежегодно Президент обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении дел в стра­не, об основных направлениях внутренней и внешней полити­ки государства.

Правосудие на территории всей Российской Федерации осу­ществляется только судом. Судопроизводство действует на осно­ве состязательности и равноправия сторон (т. е. с участием про­курора — обвинителя и защитника — адвоката). Чрезвычайно важное значение в контроле за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции приобретает Кон­ституционный суд. Активизировалась также деятельность судов общей компетенции и арбитражных судов. Последние рассмат­ривают значительную группу специфических споров, чаще всего административно-правового и экономического характера, например, споров между коммерческими организацями и нало­говыми органами.

Вместе с тем требует дальнейшего разрешения проблема установления пределов прав и ответственности парламента, Пре­зидента, правительства, особенно в нормотворческой деятельно­сти. Сегодня все еще наблюдается вмешательство этих властных структур в дела друг друга, нередко происходит «война зако­нов, указов, постановлений и пр.», что вносит рассогласование в систему российского права, нарушает принцип верховенства закона в обществе. Необходимы также практическое разграни­чение функций государственного управления и местного само­управления, последовательное проведение в жизнь принципа
федерализма. Не выработан еще механизм немедленного и без­оговорочного исполнения постановлений Конституционного су­да. На повестке дня стоит вопрос о проведении широкомасштаб­ной судебной реформы, кадровом и материальном обеспечении судебной власти. В целях наиболее полного и точного предста­вительства интересов россиян в органах государственной влас­ти проведена избирательная реформа. Активное избирательное право граждане получают с 18 лет, пассивное право быть из­бранным в Государственную думу — с 21 года, а на пост Пре­зидента — с 35 лет. При этом участие в выборах объявляется делом добровольным и осуществляется на основе всеобщего рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента проводятся на альтернативной основе по единому избирательному округу, включающему всю территорию страны. Победившим считается тот кандидат, который набрал более 50% голосов избирателей. В Государственную думу изби­раются 450 депутатов по смешанной, мажоритарно-пропорцио­нальной системе: 225 — по одномандатным округам (1 округ — 1 депутат) и 225 — по федеральному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов в депута­ты, выдвинутые избирательными объединениями.

Новый порядок выборов, как показала политическая прак­тика, стимулирует развитие в стране многопартийной полити­ческой системы, ибо в итоге выборов формируется парламент с политическими фракциями или партийными объединения­ми. Они отражают противоборство политических партий в стране.

Ряд партий под влиянием политической практики совер­шенствуют свои программы и организационное строение, актив­но участвуют в избирательных кампаниях. Вместе с тем ученые отмечают, что в настоящее время большинство российских пар­тий еще не сформировались как собственно партии и характе­ризуются отсутствием прочной социальной базы, малочисленно­стью, недостаточной организационной сплоченностью, не до конца осмысленной и четко сформулированной политической программой деятельности.

 

Неудивительно, что многие россияне различают партии лишь по фамилиям лидеров, ориентируются в своих воззрени­ях не столько на сами партии, сколько на личности. При этом все еще сохраняется вера в «хорошего» лидера, способного чуть ли не в одиночку вывести страну из кризиса. Политологи и по­литики считают, что по мере развития российского общества и его социальной структуры, накопления опыта участия в выбо­рах на основе новой системы партии приобретут «свои» группы

Ю 13037. Боголюбов, 11 кл.

избирателей, станут партиями парламентского типа, привержен­ными демократическим конституционным ценностям. В этой связи отмечается необходимость дальнейшего совершенствова­ния избирательного процесса. Практика показала также целе­сообразность обучения избирателей элементарным правилам уча­стия в выборах.

В настоящее время в России созданы и действуют свыше 50 тыс. добровольных неполитических объединений граждан: потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, моло­дежных организаций и пр. Некоторые общественные объедине­ния организуют свои печатные издания и активно включаются в политическую жизнь. Однако ряд организаций, пережив ко­роткий период бурного подъема, в последние годы ослабли, ут­ратили активность, обюрократились, стали выражать интересы узкого круга руководящих лиц. Не случайно отношения между такими «заинтересованными» группами нередко носят конфрон- тационный характер. Одна из главных причин слабости многих общественных объединений в том, что в российском обществе пока еще преобладают потребительские интересы над интереса­ми специфическими: профессиональными, экономическими, эт­ническими и пр. Рядовой россиянин, как правило, недооцени­вает групповую организацию и замкнут в основном на себе и своей семье.

Свобода печати и отсутствие государственной цензуры ак­тивизировали деятельность средств массовой информации. По­явилось множество независимых газет и журналов, программ радио и телевидения, в том числе авторских программ. Они представляют различные, нередко альтернативные точки зрения по актуальным вопросам общественной и политической жизни страны и за рубежом. Вместе с тем общая культура многих средств массовой информации пока еще невысока. В них неред­ко в силу зависимости от «финансовых доноров» можно встре­тить факты дезинформации и унижения человеческого достоин­ства. Порой некомпетентность, а то и просто распущенность некоторых журналистов провоцируется самими читателями, ко­торые рассматривают грубый стиль изданий как особое прояв­ление их близости к народу. Есть и такие, кто вовсе не хочет видеть позитивных перемен в работе СМИ и требует вернуться к цензуре, запретить деятельность большинства редакций. А что по этому поводу думаете вы?

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на сложность и противоречивость процессов политической жиз­ни, в них обнаруживается главная тенденция — становление де­мократических институтов в российском обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.