Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исключен Законом РК № 378-IV от 06 января 2011 г




Государственные функции - предметы ведения, отнесенные законодательством Республики Казахстан к полномочиям государства, его органов и лиц, занимающих государственные должности.

Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Настоящий Закон направлен также на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, на укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним, путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, определяет основные принципы борьбы с коррупцией, устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности.

Статья 1. Цели Закона

1. Коррупция, как и иная преступность в целом, причиняет огромный, порою непоправимый, вред не только интересам государства, подрывая авторитет его органов, но и интересам отдельных граждан. Вред от коррупции может быть разного характера: политический, моральный, экономический. Опасность коррупции заключается в том, что она ведет к расширению теневой экономики, разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные отношения как таковые, создает новые коррупционные образования, часто связанные с организованной преступностью, снижает эффективность экономики в целом. Коррупция приводит к снижению эффективности государственного управления, так как коррупционные проявления при назначении на государственные должности способствуют занятию государственных должностей неквалифицированными, некомпетентными, нечестными, склонными к совершению коррупционных правонарушений людьми, которые принимают незаконные, несправедливые решения, из-за чего возможно нарастание недовольства населения действиями чиновников, подрывается доверие народа к власти. Государственная политика в таких условиях диктуется частными интересами лиц, находящихся у власти, и такие интересы нередко противоречат общественным интересам. Ключевые решения, оказывающие воздействие на жизнь общества, принимаются на коррупционной основе или для прикрытия коррупционеров.

Коррупция лишает государство возможности обеспечить соблюдение честных правил рыночной экономики, что дискредитирует и саму идею рынка и авторитет государства, который должен был не допускать это негативное явление.

Влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств позволяет обкрадывать бюджет государства, приводит к появлению класса собственников, незаконно наживших свой капитал за счет народа.

Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, в результате чего они перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов. Кроме того, коррупция делает невозможным привлечение не только внешних, но и внутренних инвестиций, что в принципе лишает государство возможностей развития. Таковы последствия коррупции.

Коррупция опасна также тем, что в коррумпированных обществах процветает организованная преступность. Еще в 1998 году в своем обращении к народу Казахстана Президент нашей Республики отметил: «Коррупция все глубже проникает в различные сферы нашей жизни, искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к прямому и косвенному хищению государственного бюджета и государственной собственности. А значит, оказывает все более сильное и негативное влияние на социальную сферу, которая так нуждается сегодня в средствах.

Коррупция сильно ослабляет и производственный сектор, где на многих предприятиях руководит нерадивый или вороватый менеджмент, который ухудшает инвестиционный климат и закрывает дорогу в страну добросовестным инвесторам. Более того, она несет и более глобальные угрозы, подрывая демократические устои общества, веру в закон, в справедливость. Она подрывает и нравственные ценности, которые, еще не успев принять форму цивилизованных, общечеловеческих, серьезно искажаются»[1].

Коррупция, если не уделять борьбе с ней достаточного внимания, может достичь масштаба угрозы национальной безопасности страны, делая невозможными серьезные экономические реформы и экономическое развитие страны. В связи с этим в ст. 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» коррупция рассматривается как одна из угроз национальной безопасности Республики Казахстан.

Коррупция приводит к росту цен на товары и услуги. От этого страдает население, особенно сильно малообеспеченная его часть. То есть коррупция приводит к обнищанию значительной части населения и, с другой стороны, к непомерному и незаконному обогащению коррупционеров, что может вызвать социальную напряженность.

В условиях глобальных перемен экономического, политического, правового и идеологического характера проблема борьбы с коррупцией приобрела в Республике Казахстан особую остроту и политическую значимость. На фоне этих процессов в современных условиях прослеживается тенденция к все более глубокому проникновению коррупции в сферу государственной власти и экономической деятельности страны.

Как вытекает из содержания комментируемой статьи, целями настоящего закона являются защита прав и свобод граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, должностных и других лиц, выполняющих государственные функции, а также лиц, приравненных к ним. Указанные цели могут быть достигнуты путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности.

Кроме того, комментируемый закон определяет основные принципы борьбы с коррупцией: в статье 5 закреплено 13 принципов, на которых основывается борьба с коррупцией. Также комментируемый закон в статьях 12, 13, 13-1 и 17 устанавливает виды правонарушений, связанных с коррупцией, а также условия наступления ответственности. Правонарушения, связанные с коррупцией, влекут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Коррупция наряду с экономическим ущербом причиняет значительный моральный ущерб авторитету государства и его органов, препятствует нормальному развитию экономики страны. Беспристрастность и независимость официальных лиц государственных органов при принятии ими соответствующих решений - одно из важнейших условий обеспечения справедливой конкуренции на товарных рынках. Поэтому борьба со взяточничеством и коррупцией способствует развитию экономики государства путем увеличения стимулов для осуществления инвестиций как от местных, так и от зарубежных предпринимателей.

Повышенную опасность коррупция представляет в тех сферах, от которых зависит повседневная жизнь казахстанцев - здравоохранение, образование, сфера правосудия (деятельность судов и правоохранительных органов), государственные закупки, сфера деятельности таможенных органов, сфера распределения земельных участков, жилищно-коммунальное хозяйство, низовые звенья органов государственного управления, так как именно чиновничий аппарат этих учреждений своими действиями или бездействием подрывает авторитет государства в глазах народа.

Одним из главных методов борьбы с коррупцией является устранение причин, ее порождающих. Для этого Указом Президента в октябре 1997 года был образован Высший дисциплинарный совет Республики Казахстан - консультативно-совещательный орган при Президенте, который впоследствии был преобразован в Комиссию при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими. Этим же Указом было поручено образовать дисциплинарные советы при акиматах областей и городов Астаны и Алматы.

В целях придания процессу борьбы с коррупцией мощного импульса другим Указом Президента страны дисциплинарные советы были выведены из подчинения акимов и переданы непосредственно в подчинение Агентству по делам государственной службы Республики Казахстан.

Эффективность предупреждения и пресечения коррупционных преступлений предполагает наряду с другими мерами совершенствование законодательства и практики его применения.

Согласно положениям ст. 5 Конвенции ООН против коррупции Казахстан как участник конвенции в качестве мер по предупреждению коррупции должен, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывать и проводить эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества в организации такого противодействия, основанного на принципах надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности, прозрачности и ответственности.

2. Комментируемый пункт направлен на расширение демократических начал, гласности и контроля в управлении государством, укрепление доверия населения к государству и его структурам, стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу, создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции.

Это связанно с тем, что решительное противодействие коррупции имеет большое значение в деле укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан, охраны законных интересов и прав личности. В связи с этим руководством нашей Республики уделяется неустанное внимание совершенствованию самой правовой базы противодействия коррупции.

Открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти являются важнейшими показателями эффективности реализации установленных полномочий, а также необходимым элементом осуществления постоянной и качественной связи с населением. Введение механизмов открытости и прозрачности в систему органов исполнительной власти и реальное их обеспечение является одной из форм противодействия коррупции.

Еще одним из направлений, которые охватываются комментируемым пунктом, является стимулирование компетентных специалистов к поступлению на государственную службу. Глава 5 Закона о государственной службе определяет меры обеспечения государственных служащих, к которым относятся оплата труда государственных служащих, обеспечивающая достаточные материальные условия для исполнения служебных обязанностей, оплачиваемый ежегодный отпуск, поощрения, пенсионное и социальное обеспечение, а также меры социальной защиты государственных служащих.

Создание условий для неподкупности лиц, выполняющих государственные функции, заключается в ограничении контактов должностных лиц с населением. Электронные виды услуг, оказываемые населению, – один из таких примеров.

Также необходимо отметить, что поиск создания новых условий неподкупности должностных лиц является задачей не только государства, но и всего общества, каждого отдельного гражданина.

Статья 2. Основные понятия [2]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.