Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечения общественного контроля и формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции. 3 страница




Указанный принцип говорит о четкой правовой регламентации форм и механизмов взаимодействия государственных органов и физических и юридических лиц, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременному их исполнению.

Закон о государственной службе устанавливает равное право всех граждан на доступ к государственной службе, а также принцип конкурсного отбора для административных государственных должностей.

Статья 16 Закона о государственной службе регулирует вопрос аттестации административных государственных служащих и устанавливает, что аттестация проводится в целях определения уровня их профессиональной подготовки, правовой культуры, способности работать с гражданами.

Существует центральный уполномоченный орган по делам государственной службы – Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции. Агентство утверждает типовые квалификационные требования к категориям административных государственных должностей, определяет порядок проведения конкурсов на занятие административной государственной должности, осуществляет контроль за правильностью проведения конкурсов, согласовывает назначение на административную государственную должность в части соответствия кандидата предъявляемым требованиям. Одной из задач Агентства является ведение мониторинга состояния кадров государственной службы, включая формирование республиканской базы данных по персоналу государственной службы, а также формирование кадрового резерва для занятия должностей административных государственных служащих (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона о государственной службе).

Положение о кадровом резерве государственной службы, утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2003 года № 1243, регламентирует вопросы формирования кадрового резерва политической и административной государственной службы и занятия государственных должностей гражданами, зачисленными в этот резерв. Утвержден Реестр должностей государственных служащих, Указом Президента Республики Казахстан от 07 марта 2013 года № 523.

Закон о порядке рассмотрения обращений регулирует общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов.

Кроме того, особый порядок подачи обращений физическими и юридическими лицами предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом, а также Кодексом об административных правонарушениях.

4) Принцип приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства.

Важнейшим принципом деятельности всех государственных органов выступает приоритет человека, его прав и свобод. Данный принцип выводится из конституционных норм путем доктринального толкования положений Конституции Республики Казахстан. В частности, это статья 1, где провозглашается, что высшей ценностью в Республике Казахстан является человек, его жизнь, права и свободы. В статье 12 устанавливается, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией, права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов. Данный принцип находит свое закрепление также и в других нормах Конституции Республики Казахстан, прежде всего, в разделе II «Человек и гражданин». Тем самым права и свободы человека и гражданина представляют собой фундаментальную категорию и являются приоритетом в деятельности всех органов государства, ориентируют их работу.

5) Принцип признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан.

В целях достижения социально необходимого уровня эффективности противодействия коррупции допустимо устанавливаемое законом определенное ограничение прав лиц, занимающих государственные должности, должности государственной службы, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами или учреждениями. Такие ограничения предусмотрены пунктом 11 статьи 5 и статьей 8 комментируемого закона.

5-1) Принцип обеспечения государством социальной и правовой защиты государственных служащих.

Указанный принцип реализуется главой 5 («Обеспечение государственных служащих») Закона о государственной службе, закрепляющей меры социальной поддержки, пенсионное и социальное обеспечение государственных служащих, вопросы оплаты и поощрения.

Вопросы правовой защиты государственных служащих также нашли отражение в указанном законе. Так, в случае незаконного увольнения административный государственный служащий имеет право обжалования в уполномоченный орган, а также на судебную защиту своих прав и свобод. Смена политических государственных служащих не может служить основанием для прекращения административным государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных политических государственных служащих.

6) Принцип восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений.

Восстановление прав и законных интересов физических и юридических лиц, нарушенных в результате коррупционного правонарушения, ликвидация и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений осуществляются в соответствии действующим законодательством. Так, Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях определен порядок возмещения вреда, причиненного коррупционным правонарушением. В иных случаях восстановление нарушенных прав и законных интересов производится в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Также статьи 18 и 19 комментируемого закона содержат нормы о порядке взыскания незаконно полученного имущества, признания сделок, совершенных в результате коррупционных правонарушений, недействитель-ными и аннулировании актов и действий, совершенных в результате коррупционных правонарушений.

7) Принцип обеспечения личной безопасности и поощрения граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями.

Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией, определены статьей 7 комментируемого закона. Перечень лиц, подлежащих государственной защите, установлен в статье 3 Закона о государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе.

Правилами поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1077, закреплено, что для лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией, устанавливаются поощрения, осуществляемые в форме единовременного денежного вознаграждения. Виды и размеры поощрений закреплены в вышеуказанных Правилах.

Содействием в борьбе с коррупцией признается: 1) сообщение о факте совершения коррупционного правонарушения или преступления; 2) представление информации о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное преступление; 3) иное содействие, имевшее впоследствии значение для выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционного правонарушения или преступления.

8) Принцип защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни.

Указом Президента Республики Казахстан от 20 апреля 2000 года № 377 «О мерах по совершенствованию системы борьбы с преступностью и коррупцией» предусмотрены меры по повышению оплаты труда судей и работников правоохранительных органов, для которых была установлена дифференцированная заработная плата в зависимости от степени участия в выполнении конкретных задач обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

Отдельными нормативными правовыми актами закреплены меры социальной защиты лиц, выполняющих государственные функции. Так, в статье 26 Конституционного закона о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан в качестве одной из гарантий предусмотрено предоставление судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также закреплен запрет на его ухудшение.

9) Принцип недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль и надзор за нею.

В Указе Президента Республики Казахстан от 7 сентября 1999 года № 205 «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций» содержится требование о запрете передачи государственных контрольных и надзорных функций государственным предприятиям и иным организациям, не имеющим статуса государственного органа.

Законом Республики Казахстан от 10 июля 2012 года № 36-V « О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов» в целях установления прямого запрета на исполнение государственными органами функций, не закрепленных в законодательстве Республики Казахстан, внесены поправки в Закон «Об административных процедурах», запрещающие государственным органам выполнять несвойственные им функции.

10) Принцип осуществления оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения уголовных правонарушений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом Республики Казахстан порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества.

В соответствии с Законом «Об ОРД» «оперативно-розыскная деятельность - научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций». В статье 8 указанного закона определены права органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Специальным мерам финансового контроля посвящена статья 9 комментируемого закона. Кроме того, Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» определена процедура проведения финансового мониторинга.

11) Принцип установления запрета для лиц, указанных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 3 Закона РК «О борьбе с коррупцией», на занятие предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями.

Статья 10 комментируемого закона определяет, что «должностным и иным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и лицам, приравненным к ним (за исключением депутатов маслихатов, осуществляющих свою деятельность не на постоянной или освобожденной основе, а также лиц, указанных в подпункте 2) пункта 3 статьи 3 настоящего Закона и части второй настоящего пункта), запрещается заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности».

Лица, исполняющие управленческие функции в организациях, входящих в группу Фонда национального благосостояния, вправе занимать оплачиваемые должности в органах управления, наблюдательных советах, исполнительных органах иных организаций, входящих в группу Фонда национального благосостояния.

12) Принцип обеспечения общественного контроля и формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции.

Данный принцип направлен на эффективную борьбу с коррупцией путем обеспечения общественного контроля. Для предотвращения коррупции необходимо развивать институты гражданского общества (некоммерческие организации, органы местного самоуправления), усиливать их влияние на чиновников, вносить такие изменения в законы, которые бы делали власть прозрачной, предполагали бы общественное участие во властных процессах, в том числе в процессе законотворчества, а также в бюджетном и избирательном процессах.

Решающее значение приобретает развитие неправительственных организаций.

Статья 6. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией [10]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.