Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К предисловию





1 См.: К. С. Станиславский, Работа актера над собой, М., 1938, стр. 14.

2 Леонардо да Винчи, Избранные произведения, т. II, М,— Л., 1935, стр. 84, 85.

3 Там же, стр. 88.

4 Г. М. Шегаль, Колорит в живописи, М., 1957.

5 К. Ф. Юон, О живописи, М.— Л., 1937.

6 Б. В. Иогансон, Молодым художникам о живописи, М., 1960.

7 Специфические вопросы использования цвета в живописи в большинстве трудов по

цветоведению не затрагиваются вообще. Главная практическая цель цветоделения состоит в измерении параметров отдельного цвета, измерении, обеспечивающем возможность

точного воспроизведения цвета. Весь круг вопросов современного цветоведения можно найти, например, в книге: P. S. Bouma, Les couleurs et leur perception visuelle, Eind-haven, 1949. Современное цветоведение широко использует в связи с задачами изме­рения и законами смешения цветов математический аппарат, опираясь в характери­стике качеств цвета на данные физики и экспериментальные поправки психологии цветоощущения. По этим вопросам можно рекомендовать простое изложение приемов цветоизмерения в книге: Н. Arens, Farbmetrik, Berlin, 1956. Несомненно, круг вопро­сов, охватываемых цветоведением, расширится со временем и приблизится к задачам теории колорита. Это предполагает, однако, знание взаимодействия цветов между собой в пространстве и на плоскости и их взаимодействия с образом предмета, вообще — знание сложнейших систем, в которых живет, меняется и обогащается ощущение отдельного цвета. Ни физиология мозга, ни психология, не специально теория цвето­вого зрения еще не приблизились к этим вопросам.

И все же основные цветоведческие понятия обязательны для любого научного разговора о цвете. Многие данные цветоведения и психологии цветового зрения полезны художнику. У нас вышло несколько книг по цветоведению и теории цветового зрения. Перечислим некоторые: Л. Рихтера, Основы учения о цветах. Для художников и деятелей художественной промышленности. Перевод и дополнения Н. Т. Федо­рова, М.— Л., 1931; Н. Д. Нюберг, Курс цветоведения для учащихся вузов, худож­ников и деятелей художественной промышленности, М.— Л., 1932; Н. Т. Федо­ров, Общее цветоведение, М., 1939; С. В. Кравков, Цветовое зрение, М., 1951. Здесь не перечислены практические пособия для учебных заведений и промышлен­ности.

8 A. Sjblоm, Die Koloristische Entwickelung in der niederlandischen Malerei des 15 und 16 Jahrhunderts, 1928; H. Jantzen, Farbenwahl und Farbengebung in der hollandischen Malerei des XVII Jahrhunderts, Perachim, 1912.

9 E. Bercken, Untersuchungen der Farbengebung in der niederlandischen Malerei, Pera­chim, 1914.

10 Th. Hetzer, Tizian. Geschichte seiner Farbe, Frankfurt a/M., 1935.



11 F. К r u s e, Die Farben Bembrandts, Stockholm, 1912.

12 В зарубежной литературе последних десятилетий были и попытки построения теории колорита. Однако беспомощность этих попыток бросается в глаза. Либо они далеки от художественной практики и стремятся вывести теорию колорита в отвлечении от живописи из правил цветоведения, элементарных законов цветоощущения и передавае­мых по традиции, непроверенных в строгих экспериментах представлений об эмоцио­нальном действии цвета. Либо авторы в туманных метафорах выражают свое художест­венное кредо и свои чувства, связанные с цветами, цветовыми гармониями, цветовыми контрастами. Первая тенденция типична для курсов цветоведения, затрагивающих вопросы эстетики цвета. Примерами могут служить вышедшая в ГДР книга: О. Zwinscher, Farbige Baumgestaltund, Leipzig, 1952, вероятно, полезная для архитектора, и книга: A. Klein, Farbe in der Malerei, WUrzburg, 1944, в которой, правда, сделана попытка, не выходя существенно за пределы цветоведческой точки зрения, обосно­вать «выбор цветов» (Farbenwahl) и «способ подачи цвета» (Farbengebung) на картине. Крайним примером второй тенденции могут служить совершенно субъективные рас­суждения о цвете В. Кандинского (W. Кandinski, Uber das Geistige in der Malerei, Miinchen, 1933).

13 Цит. по кн.: H. Guerlin, L'Art enseigne par les maltres. La couleur, Paris, s/a, p. 51—52. В издании «Мастера искусства об искусстве» (т. III, М.— Л., 1939, стр. 383) это место переведено несколько иначе.

14 Дневник Делакруа, т. II, М., 1961, стр. 229.

15 «Мастера искусства об искусстве» т. IV, М.— Л., 1937, стр. 423.

16 Цит. по кн.: Н. Guerlin, L'Art enseigne par les maitres. La couleur, p. 14.

17 Цит. по кн.: H. Guerlin, L'Art enseignc par les maitres. La couleur, p. 14.

18 «Мастера искусства об искусстве», т. IV, стр. 189.

19 Дневник Делакруа, т. I, стр. 293.

 





Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 157; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.