КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Быстро». 2 страница
Выше уже говорилось о том, что от деятельности пресс-службы зависит имидж и отношение к организации со стороны внешних аудиторий. Внешнее отношение оказывает значительное влияние и на коллектив самой организации, так как негативные настроения общества оказывают сильное деструктивное психологическое воздействие на коллектив, снижая его уверенность в себе и coздавая внутреннее напряжение. Это особенно применимо к деятельности спортивных организаций, что обуславливает крайне важную роль специалистов, отвечающих за связи с общественностью и обеспечивающих взаимодействие со средствами массовой информации. Пресс-служба является одним из необходимых элементов спортивного мира, Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке материалов пресс-секретарю РФС Малосолову А.В. и Президенту ВОБ Шпрыгину A.M. так как команды и спортсмены не могут существовать сами для себя. Отечественный мир спорта в настоящее время проходит этап становления профессиональных связей с общественностью. Только относительно недавно для спортивных менеджеров стало очевидно, что взаимодействие со СМИ может приносить значимые результаты для всей организации. В нашей стране наиболее развитыми среди остальных видов спорта являются пресс-службы футбольных клубов, так как к ним привлечено повышенное общественное внимание, поэтому мы будем активно обращаться к их опыту. Еще одной специфической чертой является то, что в России большинство специалистов, осуществляющих в спортивных клубах взаимодействие с журналистами, называются не пресс-секретарями, а пресс-атташе. Обозначим общие условия, из-за которых работа пресс-службы имеет особое положение в функционировании спортивных организаций: ♦ высокое внимание общественности к спортивному клубу; ♦ активная публичная деятельность спортивной организации и ее представителей; ♦ периодическое возникновение кризисных ситуаций из-за снижения результатов, что является неизбежным явлением в спорте; ♦ высокая зависимость от спонсоров и учредителей спортивной организации, то есть тех субъектов, кто Следует отметить, что в большинстве отечественных спортивных организаций отсутствуют такие специалисты, как бренд-менеджеры, маркетологи, пиарщики, поэтому пресс-служба берет на себя весь функционал, направленный на связи с общественностью, рекламу и продвижение бренда. По сути, спорт — это один из видов представления (англ. entertainment), в котором действуют многие из правил шоу-бизнеса. В спорте бывают очень быстрые взлеты, но также могут быть и падения, которые вызваны и отсутствием внимания со стороны аудитории — тех, для кого во многом и предназначено спортивное мероприятие, — зрителей. Поэтому пресс-служба — это один из важнейших институтов, способных обеспечивать поступательное развитие спортивной организации, выстраивать ее отношения с представителями СМИ и развивать бренд. Одной из особенностей отечественного спортивного менеджмента является то, что современные принципы построения отношений с представителями СМИ находятся лишь в начале своего развития и в этом многие организации отстают от своих западных коллег. Эксперты отмечают, что в странах Запада существует прочная уверенность в том, что спорт — это, в том числе, и инструмент для наработка денег, причем такая философия применима не только к клубам топ-уровня, но и середнякам, а также к организациям, известным исключительно на локальном уровне. К сожалению, в России в большинстве случаев еще не научились получать хорошую прибыль из проведения спортивных мероприятий. Причин этому несколько: начиная от недостаточного профессионализма сотрудников, отвечающих за данное направление, заканчивая недостаточным интересом аудитории к спорту, вина за что опять же отчасти может лежать на сотрудниках, которые отвечают за связи с общественностью. В условиях успешной деятельности пресс-службы спортивная организация приобретает следующие преимущества. 1. Коммерческие выгоды: ♦ привлечение болельщиков на трибуны и повышение ♦ повышение доходов от продажи прав на телевизионные и радиотрансляции; - увеличение числа рекламодателей на спортивных объектах; ♦ активизация продажи сувенирной и прочей продукции на территории спортивного объекта и за его ♦ привлечение дополнительного финансирования со ♦ возможное создание фонда «частных пожертвований» ♦ повышение «стоимости» человеческого капитала 2. Приращение символического капитала: ♦ повышение известности и популярности клуба среди ♦ увеличение престижа спортивной организации; ♦ развитие бренда и продвижение его среди целевой ♦ возможность создания «клубной религии» для тех, кто 3. Рост спортивного потенциала организации: ♦ содействие профессиональному развитию сотрудни -привлечение детей и молодежи в спортивные, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), родители которых при выборе ориентируются на сильный, известный им бренд; ♦ влияние на собственные спортивные результаты и потенциал конкурентов за счет реализации профессиональной информационной политики. 4. Выполнение социальной миссии: ♦ пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, спорта и туризма; ♦ снижение социальной напряженности и потенциала ♦ вовлечение молодежи в активную созидательную деятельность; ♦ усиление чувств патриотизма в сознании населения. Таким образом, пресс-служба может вносить значительный вклад в увеличение прибыли спортивной организа-
ции, но актуально это только в том случае, когда во главе этого органа находится профессиональный специалист, обладающий необходимыми для этого качествами и полномочиями. Современная отечественная ситуация в области связей с общественностью в спорте характеризуется тем, что наряду с открытыми для СМИ и общественности спортивными организациями, существуют и те, которые уделяют недостаточно внимания развитию пресс-службы. В большинстве случаев это происходит из-за того, что руководители конкретных спортивных учреждений не понимают значения данного блока и поэтому команда является «закрытым» субъектом. Применительно к футболу, минимизацию данного негативного явления обеспечивает Российский футбольный союз (http://www.rfs.ru/), который старается вовлекать пресс-службы организаций в активную совместную созидательную работу по реализации проектов и обмена информацией. Одним из необходимых условий данной работы является наличие воли у руководства клуба (федерации), твердого измерения быть открытыми перед внешней аудиторией, последовательными в действиях. Пресс-службы спортивных организаций, как правило, стремятся к реализации следующих трех основных направлений. 1. Болельщики: ♦ информирование населения о деятельности организации, ее спортивных результатах и новостях; ♦ наполнение и развитие в сети Интернет официального сайта организации; ♦ ведение диалога с болельщиками, в том числе и в виртуальном пространстве; ♦ минимизация негативных настроений среди общественности по отношению к организации, которые 2. Партнеры: ♦ взаимодействие с представителями других организаций и представителями федераций, проводящих соревнования (применительно к футболу — это Профессиональная футбольная лига (ПФЛ), Российская футбольная Премьер-Лига (РФПЛ), Российский футбольный союз (РФС). 3. Журналисты: ♦ проведение презентационных мероприятий (пресс- ♦ блокирование недружественных атак и нападок со ♦ формирование пула лояльных журналистов. 4. Коллектив организации: ♦ содействие игрокам, тренерам и руководству команды в их взаимодействии со СМИ; ♦ создание атмосферы конструктивного взаимодействия К общим для всех целевых аудиторий направлениям работы можно отнести: ♦ издание печатной, фото- и видеопродукции от имени клуба; ♦ формирование позитивного имиджа организации и ♦ проведение онлайн конференций с руководителями Эксперты в области связей с общественностью и спортивного менеджмента отмечают, что существует ряд причин, препятствующих формированию и работе пресс-служб на профессиональном уровне. Для того, чтобы указать на наиболее распространенные ошибки, приведем перечень самых актуальных из них для отечественных спортивных организаций. 1. Низкое качество общения представителей спортивных организаций с журналистами. В странах Запада пресс-служба осуществляет плотное взаимодействие с игроками и тренерским штабом. Поэтому в случае, если у представителей СМИ появляется интерес к конкретной персоне клуба с целью получения развернутого интервью, пресс-служба помогает игроку или тренеру, организуя встречу и инструктируя его. В то же время, сами члены спортивной организации понимают особую важность общения с журналистами и открытости перед болельщиками. В идеале пресс-секретарь должен помогать спортсменам, во-первых, для того, чтобы не было несанкциониро-нанных попыток связаться с ними со стороны СМИ, а, во-нторых, чтобы в ходе диалога не было двусмысленных пысказываний, которые журналист потом смог бы некорректно трактовать. Это может нанести ущерб имиджу конкретного человека и организации в целом. В рамках организации должны складываться такие условия, чтобы спортсмен мог легко обратиться к пресс-атташе за содействием н организации контактов со СМИ. К сожалению, в настоящее время в России многие пресс-службы недостаточно плотно работают со спортсменами, а последние уделяют недостаточное внимание данному сегменту своей работы, ла частую отказываясь от контактов с журналистами. 2. Отсутствие профессионализма у пресс-атташе и низкий уровень квалификации сотрудников пресс-службы. Сотрудник пресс-службы спортивной организации дол жен знать профильный вид спорта, разбираться во всех тонкостях данного сегмента. На практике был случай, когда в одном известном российском футбольном клубе пресс-атташе стал человек, который после утверждения в должности потребовал у сотрудников подразделения распечатать список команд Премьер-Лиги. Понятно, что подобные ситуации недопустимы в пресс-службах, поэтому большая ответственность ложится на руководителя спортивного клуба, который утверждает пресс-атташе в должности. Одной из причин отсутствия опыта и профессионализма v пресс-атташе и сотрудников «спортивной пресс-служ-Пы» является то, что в нашей стране нет учреждений, специальное профильное образование в данной области. Возможно, в качестве полноценной специализации оно и не нужно, однако введение данной дисциплины актуально в рамках образовательной программы «Спортивного менеджмента» либо в виде курсов переподготовки и повышения квалификации. Учитывая тот факт, что пресс-службы многих спортивных организаций и клубов в России состоят из одного сотрудника (пресс-атташе), на него ложится большая ответственность за развитие направления по связям с общественностью и журналистским сообществом. Данная работа требует особых профессиональных навыков, в чем-то отличных от тех, которые необходимы сотрудникам пресс-служб в других сферах деятельности. К сожалению, в пресс-службах спортивных организаций, в частности, футбольных клубов, осталось немало сотрудников, мыслящих и работающих no-старинке, в худших советских традициях. Однако пресс-атташе футбольного клуба должен быть современным человеком, способным работать с применением новых технологий, в том числе, в виртуальном пространстве, уметь объединять в едином процессе болельщиков, игроков и учредителей клуба. Значительную работу в области спортивных общественных коммуникаций проводит Российский футбольный союз и Континентальная хоккейная лига, которые стремятся воздействовать на ситуацию в пресс-службах клубов высшего эшелона, так как, к сожалению, нередки случаи, когда подразделение работает непрофессионально, выдавая неверные сведения или неделями не обновляя информацию на официальном сайте клуба. Естественно, данные факты негативно влияют не только на позиции самого клуба, но и на имидж конкретного вида спорта и федерации, которая его представляет. 3. Превышение должностных полномочий пресс-атташе. Превышение должностных полномочий со стороны пресс-атташе является достаточно распространенным явлением в современном отечественном спортивном мире. Наиболее часто это проявляется в футболе как в виде спорта, привлекающем повышенное общественное внимание. Проявляться превышение полномочий может в том, что пресс- атташе начинает излишне вмешиваться в вопросы, которые не составляют его непосредственных полномочий, например, осуществлять «переписывание» истории клуба, проявлять излишнее участие в жизни болелыцицких объединений, некомпетентно формировать фанатскую субкультуру, публичное осуждение (без согласования с учредителями и спортсменами) поведения болельщиков, их акций, баннеры и атрибутику. В идеале пресс-атташе — это человек, четко и профессионально исполняющий свои непосредственные обязанности, действующий исключительно исходя из интересов клуба и не преследующий цели личного PR за счет организации. Типичная ошибка такого рода была допущена бывшим пресс-атташе ФК «Спартак» (Москва) Владимиром Шевченко, который самостоятельно написал гимн клуба, исполнил его и стал навязывать в качестве официального. В частности, в нем были следующие слова: «Спартаковцы, была бы честь, а мясо нарастет!»1 Данный гимн был упразднен руководством клуба по многочисленным просьбам болельщиков2. 4. Недостаточное внимание к блоку связей с общественностью в целом. Обозначенная проблема является достаточно частым явлением в современном спортивном менеджменте. К сожалению, многие руководители не уделяют данному блоку необходимого внимания. Происходит это по ряду причин. Отчасти связано это с тем, что руководство организации не отдает себе отчета в том, что открытость организации перед общественностью и журналистами -— это одно из необходимых условий ее успешного функционирования. Причем справедливо данное замечание не только для наиболее известных и популярных объединений. Напротив, организациям, не имеющим значительного болельщицкого 1 «Мясо» — оскорбительное прозвище болельщиков ФК «Спартак» (Москва). ' Адрес публикации в сети Интернет: http://www.ntvplus.ru/sport/ news.xl?id= 14359 капитала, даже в большей степени необходимо обращать внимание на работу пресс-службы. С другой стороны, ряд руководителей не хочет публичности и открытости организации, которую они возглавляют. Естественно, если руководитель организации не придает значения развитию пресс-службы, то финансирование данного подразделения происходит по остаточному принципу. В большинстве подобных случаев пресс-атташе не является специалистом, проявляющим инициативу и стремящимся к применению новых, более эффективных технологий работы. Наличие данного обстоятельства тем более недопустимо, когда речь идет о какой-либо федерации конкретного вида спорта или организации, учредителями которой являются региональные органы исполнительной власти или местного самоуправления. К сожалению, данные случаи имеются, поэтому, к примеру, РФС старается внедрить принцип информационной открытости в практику спортивного менеджмента. Основная проблема пресс-служб многих спортивных организаций заключаются в низком внимании журналистов к спортивной организации (клубу). В России спорт во все времена являлся достаточно значимым явлением социальной жизни. Журналисты, естественно, обращают внимание на то, что интересно целевой аудитории, поэтому спорт в целом является важной темой в сообщениях СМИ. При этом нельзя сказать, что все спортивные организации избалованы вниманием со стороны журналистов. Естественно, пресс-службам необходимо применять различные технологии, чтобы их информация получила распространение в СМИ и журналисты хотели рассказывать об их клубе или команде. Наличие или отсутствие внимания СМИ к спортивным организациям зависит от разных причин, среди которых можно выделить следующие: ♦ интересен или нет населению данный вид спорта; ♦ насколько популярна команда (клуб); ♦ каков профессионализм пресс-службы, с которой ♦ наличие привлекательного естественного (например, победа в матче, высокое место в турнирной таблице) или искусственного (встреча с болельщиками) информационного повода, который можно осветить в материале. Из этого следует, что на внимание журналистов к спортивной организации каждый раз влияют многие факторы, око не является постоянной величиной. Даже в точение сезона среднее ежемесячное количество статей о футбольном клубе может меняться несколько раз: от критически низкого до высокого показателя. Безусловно, огромное влияние на этот процесс оказывают спортивные результаты клуба или конкретного спортсмена, хотя свой несомый вклад вносит и деятельность пресс-службы. Настоящий профессионал в области связей с общественностью не будет ориентироваться только лишь на те со-Пытия, которые происходят сами собой: соревнования, матчи, старты, сборы. Он будет стараться применять технологии событийной коммуникации, искусственно создания привлекательные информационные поводы, интересные для журналистов, вовлекая болельщиков в общую жизнь с командой и спортсменами, заставляя вместе с ними переживать все победы и несчастья. Пресс-атташе должен развивать не только бренд органы лации, но и имидж людей, ее составляющих. В обязанности этого специалиста входит помощь игрокам и тренерам о приращении их собственного личностного ресурса и медийного капитала, путем увеличения числа их появлений и прессе и на телевидении, формирования образа, который будет привлекать внимание, а соответственно, и деньги поклонников, старающихся быть похожими на своих кумиров. В данном случае работа пресс-атташе похожа на фун-ицнонал политтехнолога, продвигающего кандидата на выборах. Пресс-атташе должен «продавать» образ спортсмена потребителю — тем, кто интересуется спортом. Лишь и ппом случае обеспечиваются интересы всех заинтересованных сторон. Например, применительно к футбольной команде, ситуация будет выглядеть так: ♦ спортсмен получает известность, возможность для дополнительного дохода и перехода на качественно ♦ болельщики получают новую «звезду», которая дает высокий результат и приносит победы их любимой ♦ владельцы клуба могут рассчитывать на увеличение доходов от продажи билетов и рекламы, а впоследствии получают возможность передать игрока в клуб более высокого уровня за высокие отступные, получить прибыль и воспитать новую «звездочку»; ♦ пресс-атташе профессионально увеличивает свой заработок и усиливает авторитет в профессиональном Спорт удивителен тем, что в нем бывают взлеты и падения, феерические победы и провальные схватки, спрогнозировать которые порой невозможно. Мастерство настоящего пресс-атташе заключается в том, чтобы уметь сохранять внимание журналистов к организации и, соответственно, общественности, не только во время побед, но и в трудные периоды, которые случаются у каждого коллектива и спортсмена. К сожалению, многие из поклонников спорта и клубных «цветов» поддерживают команду только тогда, когда она занимает первые места и, напротив, перестают за нее болеть и посещать стадион, когда она вступает в трудный период неудач, который может затянуться на несколько лет. Положительным примером в этом плане выступает футбольный клуб «Динамо» Москва, являющийся продолжателем традиций великого Льва Яшина. На протяжении одиннадцати лет до 2008 года клуб не выигрывал медалей Чемпионата России, а последний чемпионский титул относится к 1976 году (!). Но даже в наиболее сложные периоды существования команды, когда клуб был на грани вылета в низший дивизион, на стадион приходила внушительная группа болельщиков, а поклонники ФК «Динамо» Москва, всегда составляли одну из самых больших частей б
болелыцицкой аудитории. Безусловно, своя заслуга в этом есть и у пресс-службы динамовского клуба. Таким образом, можно привести много примеров свидетельствующих о том, что современный спорт строится вокруг двух базовых понятий: традиции и успех. Без сильных традиций и положительных результатов достаточно сложно добиваться высокого внимания со стороны внешней аудитории к деятельности спортивной организации. Поэтому в задачи пресс-службы входит обеспечение того, чтобы негативный результат минимально сказывался на болельщиках и их отношении к спортсмену или клубу. Умение снижать негативные настроения и поддерживать позитивный настрой и интерес к команде даже во время поражений является неотъемлемой частью работы пресс-службы как подразделения, отвечающего за внешние коммуникации и связи с общественностью. Можно вывести формулу профессионального выполнения пресс-службой спортивной организации своих обязанностей:
+
=
Схема 7 Выше представлена достаточно простая формула, дают возможность определить, на каком профессиональном уровне работает пресс-служба спортивной организации. Кгтественно, стартовые условия для работы пресс-службы и каждом конкретном случае индивидуальны и могут быть разными по ресурсному наполнению. Однако практически в любой ситуации при условии применении профессионального подхода, энергии, старания и личной активности можно добиться результата. Особенно актуальны данные качества в ситуации, когда команда играет на высоком профессиональном уровне, но у нее мало болельщиков. Вызвано это бывает в большинстве случаев тем, что у клуба нет истории, а его традиции только формируются. В подобной ситуации оказался ФК «Москва», который постоянно находится в лидирующей группе чемпионата России по футболу, но при этом остается командой с одним из самых низких показателей посещаемости домашних матчей в Лиге. Наличие этого факта свидетельствует о том, что команда представляет небольшой интерес для аудитории. В данной ситуации пресс-службе необходимо применять различные антикризисные технологии привлечения людей на стадион, работать с учебными заведениями, формировать привлекательные билетные программы, креативные акции, такие как «Приведи маму на стадион», конкурсные программы, реа-лизовывать активную информационную политику, вырабатывать самобытные программы развития бренда и т.д. Численность штата пресс-службы спортивной организации может быть разной. К примеру, в пресс-службе восточно-украинского футбольного клуба «Шахтер» (Донецк) трудится 16 человек, которые обеспечивают высокий профессиональный уровень связей с общественностью. В большинстве пресс-служб отечественных футбольных клубов Премьер-Лиги работает от трех до шести человек. При этом одним из первичных инструментов оценки качества работы пресс-службы является содержание и оформление официального сайта в сети Интернет. Если страница привлекает внимание, заставляет задержаться на ней и посетить внутренние рубрики, предоставляет интересную, своевременную и красиво визуально оформленную информацию, можно считать, что, скорее всего, перед нами действительно профессиональный коллектив, а не продукт освоения безразмерного бюджета. Спецификой спортивной организации, особенно крупной структуры, в настоящее время является то, что значительная часть активных потребителей информации о ее деятельности, в силу особенностей целевой аудитории являются пользователями Интернета. С помощью виртуальной сети они осуществляют коммуникацию с клубом (игроком, командой, федерацией) в период отсутствия непосредственно публичного мероприятия, такого как очередная домашняя игра или встреча с болельщиками. Поэтому в деятельности пресс-службы спортивной организации по сравнению с другими сферами, особенно важен блок работы в Интернете. Важным параметром стартовых условий работы пресс-службы является вид спорта, на котором специализируется организация. Эксперты отмечают, что пресс-службам футбольных клубов работать легче, чем аналогичным подразделениям в других видах спорта, так как футбол не надо пиарить и рекламировать, как, к примеру, спортивное ориентирование: большинство и так изначально уде-.пяет основное внимание спорту № 1. Помимо личной удовлетворенности руководства, спортсменов и болельщиков, PR может приносить и существенный доход. Одним из ярких, положительных примеров эффективной работы пресс-службы спортивной организации миляется опыт пресс-службы баскетбольного клуба ЦСКА, которая эффективно работает с болельщиками и поддерживает постоянный интерес любителей спорта к домашним м.пчам команды. Одним из результатов деятельности пресс-гиужбы является то, что доход баскетбольного клуба ЦСКА in 2007 год с продажи сувенирной продукции составил 2 млн евро1, что является очень хорошим показателем. Подчеркнем также, что пресс-службы спортивных организаций достаточно сильно различаются по структуре и нй|шктеру работы, если они относятся к организациям, находящимся на разных профессиональных этапах развития. Пресс-служба клуба Континентальной хоккей- Алибасов Б.Б. Концепция прорыва в коммерческом ивент-менеджменте. Адрес публикации в сети Интернет: http://re-port.ru/ nrtlcles/48222/ ной лиги отличается от пресс-службы команды-середняка высшей лиги. Хотя основное отличие преимущественно заключается в ресурсном обеспечении данного подразделения. Если не брать команды, представляющие элитный дивизион в игровых видах спорта, то пресс-службы преимущественно состоят из одного-двух человек. С учетом этого, разница проявляется в глобальности задач, стоящих перед сотрудниками, обеспечивающими связи с общественностью. В то же время, эксперты отмечают, что даже один человек может достигать значительных результатов в этой области. Особое внимание необходимо уделять развитию бренда спортивного клуба (СК), так как это будет способствовать достижению целей, наиболее актуальных в кризисных условиях: ♦ привлечение внимания общественности и аудитории болельщиков к функционированию СК; ♦ повышение внимания учредителей и спонсоров к деятельности СК; ♦ поиск дополнительных спонсорской помощи и источников заработка, на которые ранее менеджмент не обращал внимания; ♦ применение инновационных, нестандартных решений в практике управления. Особенное внимание необходимо обратить на тот факт, что в условиях кризиса выиграет тот, кто не боится работать, кто сможет сделать из небольших ручейков-источников укрепления собственного положения (финансы, имидж, контакты) мощную и бурную реку. Для того чтобы наглядно показать, в каком направлении может развиваться пресс-служба спортивной организации, опишем две технологии эффективного участия рассматриваемого подразделения в реализации масштабных мероприятий на региональном и федеральном уровне.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |