Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 72 2 страница




Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 п. 1.) Далее в законе устанавливается подразделение религиозных организаций на местные и централизованные. В п. 2 ст. 8 говорится, что разница между ними состоит в территориальной сфере деятельности, хотя в сопоставлении с другими положениями закона этот признак нельзя назвать главным.

Важнейшее отличие состоит в том, что местные организации учреждаются физическими лицами, гражданами (ст. 9 п. 1), а централизованные организации – местными или другими централизованными (например, Московская патриархия учреждает новую епархию), но с включением в их состав не менее трех местных, то есть юридическими лицами (ст. 9 п. 2).

Местная религиозная организация должна состоять минимум из десяти участников, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (ст. 8 п. 2). Данная норма призвана препятствовать созданию фиктивных организаций, участники которых не имеют физической возможности регулярно собираться для проведения богослужений и совершать иные действия, составляющие обязательные признаки религиозного объединения. Это, впрочем, не должно препятствовать членству в местной организации лиц, постоянно проживающих в иных местах. Важно, чтобы число местных участников было не менее десяти.

Централизованная религиозная организация должна состоять не менее чем из трех местных религиозных организаций. Отметим, что если три местных организации, действующих, например, в Москве, образуют централизованную организацию, достаточно сложно объяснить, в чем же состоит различие в их территориальной сфере деятельности, которое законодатель полагает решающим. Фактически их отличие состоит в лицах учредителей.

Закон предусматривает еще одну разновидность религиозных организаций: это учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, в том числе руководящие или координирующие органы, а также учреждения профессионального религиозного образования. Они должны обладать признаками религиозного объединения, установленными в ст. 6, п. 1 закона.


Данная норма учитывает многообразие структур, создаваемых для обеспечения религиозной жизни, реально функционирующих многие годы, но не подпадающих под определения местной и централизованной организации. К указанному виду относятся: Московская патриархия – орган управления РПЦ (Московского патриархата), ее Отдел внешних церковных связей и другие синодальные отделы, духовные академии, семинарии и училища и многие другие. Строго говоря, все они, как и централизованные религиозные организации, не вполне соответствуют основному определению религиозного объединения, данному в ст. 6, так как не являются «добровольными объединениями граждан», будучи созданы юридическими лицами, хотя по природе они, несомненно, являются религиозными. Это иллюстрирует, насколько сложна задача нормативно-правового регулирования деятельности религиозных организаций.

Закон регламентирует право централизованных религиозных организаций использовать в своем названии слова «Россия», «российский» и производные от них, установив, что это возможно в случае, если структуры таких организаций действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее 50 лет до момента обращения указанной организации с заявлением о государственной регистрации. Данная норма теоретически способна породить множество проблем, связанных с раскрытием понятия «структуры», с положением организаций, законно действовавших в царской, но не в Советской России, с соотношением понятий «Россия» и «Российская Федерация». На практике религиозные организации, зарегистрированные до вступления в силу закона сохранили право именоваться «российскими» независимо от установленного ныне срока, что разъяснил Конституционный Суд в определении по жалобе религиозного объединения «Независимый российский регион Общества Иисуса» (орден иезуитов).

Важное для государственно-конфессиональных отношений положение закреплено в п.7 ст. 8. Согласно ему органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов. Эта норма воплощается в жизнь при активном содействии структур, обеспечивающих взаимодействие органов власти с религиозными организациями, путем проведения органами власти консультаций с представителями религиозных организаций перед принятием решений. Например, представители крупнейших российских религиозных организаций регулярно участвуют в подготовке законопроектов, регулирующих деятельность религиозных объединений..

В то же время данная норма устанавливает определенную иерархичность контактов, хотя и неявно выраженную. Можно понимать так, что федеральные органы власти, рассматривая вопросы, касающиеся жизни страны в целом, должны предоставлять возможность участия в их обсуждении только тем религиозным организациям, деятельность которых распространяется на всю Российскую Федерацию. Однако федеральные нормативные акты могут существенно затронуть интересы и тех религиозных организаций, которые действуют в отдельных субъектах Федерации и не имеют общероссийской структуры. Поэтому вопрос о том, когда и какие религиозные организации имеют право принимать участие в обсуждении вопросов, затрагивающих их деятельность, достаточно непрост.

Напомним, что в первоначальном проекте закона предлагалось разделить централизованные религиозные организации на региональные и общероссийские, однако это предложение не было принято – в частности, из-за того, что не был найден приемлемый критерий для признания организации общероссийской. Закон не раскрывает понятие «вопросы, затрагивающие деятельность религиозной организации», что создает дополнительные сложности. Например, если при решении вопроса об открытии протестантского молитвенного дома местные власти запрашивают мнение православного епископа, последний может считать, что такое решение отрицательно скажется на деятельности соседних православных приходов. Должны ли учитываться интересы одних конфессий при принятии решений, связанных с деятельностью других, и как при этом властям сохранить объективность и беспристрастность? До настоящего времени правоприменительная практика не дала однозначного ответа на эти вопросы.

Согласно заложенной в законе схеме социальная адаптация в России нового религиозного движения должна проходить следующим образом: вначале последователи нового вероисповедания образуют религиозную группу, уведомляют о ее создании орган местного самоуправления. Затем должен пройти 15-летний срок, в ходе которого составляется ясное представление о характере деятельности этой группы, появляется уверенность в отсутствии в ней правонарушений, общественной опасности. После этого группа получает государственную регистрацию и становится местной религиозной организацией. Такой же путь должны пройти еще минимум две другие религиозные группы. Только после этого три местных религиозных организации смогут учредить централизованную, и дальнейшее увеличение численности религиозных организаций данной конфессии будет происходить без ограничений по времени.

В соответствии с положениями пункта 9 статьи 8 религиозная организация обязана:

ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации о продолжении своей деятельности;

информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. С учетом специфики религиозных организаций на практике речь может идти о необходимости информировать об изменении:

адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (например при смене руководителя религиозной организации);

сведений о банковских счетах юридического лица.

Ст. 9 регулирует порядок создания религиозных организаций. Учредителями местной религиозной организации должны быть не менее десяти граждан Российской Федерации. Таким образом, лица, не являющиеся российскими гражданами, не могут выступать в качестве учредителей организации. Однако, такие лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в России, могут быть членами (участниками) организации и даже ее руководителями.

Централизованная религиозная организация может быть образована при наличии не менее трех местных организаций. В законе прямо не указывается, что местные организации, входящие в структуру централизованной, должны принадлежать к одному вероисповеданию, однако косвенно это вытекает из установленного в ст. 6 признака религиозного характера организации – наличия вероисповедания.

Местные религиозные организации разных конфессий не имеют общего вероисповедания и поэтому создаваемая ими организация не может быть признана религиозной. Данная проблема касается и случаев вступления новой местной организации в уже действующую централизованную. Иногда вероисповедные различия между организациями (например, протестантскими) достаточно малы и однозначно ответить на вопрос о том, препятствуют ли эти различия с точки зрения закона объединению в одной структуре, непросто. На практике в ходе прохождения перерегистрации после введения в действие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» некоторые автономные местные религиозные организации вошли в структуры близких им по вероисповеданию централизованных религиозных организаций, дабы получить от них соответствующее подтверждение.

Достаточно сложен вопрос о численности учредителей религиозных организаций. В отношении местных религиозных организаций минимум в десять учредителей был установлен Законом «О свободе вероисповеданий» взамен двадцати, необходимых в советское время, в качестве одного из шагов по либерализации законодательства. Данная цифра (10) не обоснована какими-либо социологическими данными, практическими или правовыми соображениями.

Иногда высказываются мнения о целесообразности увеличить минимальное число учредителей, хотя, отметим, число реальных участников организации может оказаться на практике и больше, и меньше числа учредителей. Сто-двести человек, входящих в религиозную группу, могут выступить учредителями религиозной организации в полном составе, а могут выбрать для этого лишь необходимые десять участников. Вместе с тем, увеличение минимального числа учредителей способно подтолкнуть к тому, что их недостаток верующие станут восполнять привлечением друзей и знакомых, готовых оказать им помощь в регистрации.

Реально противодействовать такой практике будет нелегко; формально она противоречит Закону, но как проверять, все ли учредители и насколько часто ходят молиться? Как видим, в данном случае ограничительные меры неразумны и способны привести к результатам, обратным желаемым.

Интересна также проблема, учредителем скольких местных организаций может выступать один и тот же гражданин? А.Е. Себенцов полагает, что только одной[72]. Но для такого ограничения в действующем законе нет оснований. Нельзя даже однозначно ответить, может ли один гражданин выступать учредителем местных организаций разных вероисповеданий. Если его собственные религиозные убеждения позволяют отождествлять свои верования с несколькими конфессиями, в этом трудно увидеть нарушение законодательства. Другое дело – как эта позиция гражданина будет рассматриваться самими религиозными организациями, учредителями которых он выступает. Но это уже лежит за пределами правового регулирования.

Несколько иначе стоит вопрос относительно централизованных организаций. Предельно низкая численность местных организаций, могущих образовать централизованную, косвенно способствовала тому, что в ряде конфессий заметно ускорились дезинтеграционные процессы, в ходе которых образовался целый ряд централизованных религиозных организаций, оспаривающих друг у друга право представлять интересы верующих в регионе или в стране в целом. Но вместе с тем, увеличение ценза приведет к тому, что закон фактически выступит орудием поддержания «внутрицерковной дисциплины», средством борьбы руководства крупных конфессий против «раскольников» и оппозиционеров. Последние будут испытывать гораздо большие трудности при создании альтернативной централизованной религиозной организации. Уже длительное время рассматривается идея об увеличении минимального числа местных религиозных организаций, входящих в централизованную, с трех до десяти.

Ст. 10 определяет основные требования к содержанию устава религиозной организации, который является ее учредительным документом. Согласно п. 2 ст. 10 в уставе религиозной организации указываются:

наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

цели, задачи и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

источники образования денежных средств и иного имущества организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Ст. 11 закона посвящена государственной регистрации религиозных организаций. В ней определяется, что принятие решения о государственной регистрации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом (далее – орган государственной регистрации). В настоящее время эту функцию выполняет Министерство юстиции и его управления в субъектах федерации. (Сама регистрация всех видов юридических лиц осуществляется уполномоченным государственным органом в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. В настоящее время регистрация юридических лиц и их внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) производится органами Федеральной налоговой службы).

Таким образом, орган государственной регистрации рассматривает заявление о регистрации религиозной организации и представленные материалы и в случае положительного решения передает их в орган, производящий внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании религиозной организации.

В ст. 11 п. 5 приводится перечень документов, представляемых в органы государственной регистрации учредителями религиозной организации. Среди наиболее специфичных для религиозных организаций отметим: документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром и сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, об особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.

После установления в 2002 г. единого порядка регистрации юридических лиц при регистрации религиозной организации стала взиматься государственная пошлина. Ранее, как и в советское время, регистрация религиозных организаций была бесплатной, пошлиной не облагалась.

П. 9 устанавливает право органа, принимающего решение о регистрации, при несоблюдении заявителями перечисленных требований оставить заявление без рассмотрения. В отличие от отказа в регистрации в этом случае не указывается на возможность оспорить в судебном порядке оставление заявления без рассмотрения. В ст. 11 также говорится о проведении в необходимых случаях государственной религиоведческой экспертизы (п. 8).

Исчерпывающий перечень оснований, по которым может быть отказано в государственной регистрации, содержится в ст. 12:

если цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

если создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

если устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

если в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

если учредитель (учредители) неправомочен.

С практической точки зрения непросто представить себе попытку регистрации организации, открыто провозглашающей противозаконные цели, однако в случае пробела в законодательстве невозможно было бы мотивировать отказ. Более трудна для толкования формулировка положения о противоречащей закону деятельности еще не созданной организации. Если речь идет о нарушениях закона членами религиозной группы, собирающейся пройти регистрацию, неясно, в какой мере эти нарушения могут расцениваться в качестве деятельности религиозного объединения в целом.

Если отсутствует хотя бы один из признаков религиозного характера организации названных в ст. 6, она не является религиозной и это влечет за собой отказ в регистрации. Противоречия законодательству в уставе и других представленных документах учредители в принципе могут устранить с помощью юристов.

Важен вопрос достоверности информации об учредителях, об основах вероучения и религиозной практики (возможно сокрытие или искажение каких-либо одиозных положений). Последнее особенно существенно, когда регистрируется организация из числа новых религиозных движений, которая не входит в структуру централизованной организации[73].

Отказ в регистрации религиозной организации, а также уклонение от регистрации можно обжаловать в суд. В данном случае под уклонением следует понимать случаи, когда регистрирующий орган не дает заявителям никакого ответа сверх установленных законом сроков. Возможно, что как уклонение следует квалифицировать и неоднократное оставление заявления без рассмотрения под надуманными предлогами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 дела об оспаривании отказа в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации религиозных организаций подведомственны судам общей юрисдикции.

Ст. 13 регулирует создание и деятельность представительств иностранных религиозных организаций. Закон дает определение: «Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства». Таким образом, созданный в России католический приход будет российской местной религиозной организацией, а православный приход Московского патриархата, созданный в Белоруссии, — иностранной религиозной организацией.

Иностранные религиозные организации могут открывать на территории России свои представительства, которые, однако, не обладают статусом религиозного объединения и не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 г. № 130 было утверждено Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций. В настоящее время Порядок регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций утвержден Приказом Министерства юстиции России № 62 от 03.03.2009г.

Ст. 13 п. 5 предусматривает, что российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации. Данное право предоставляется законом и местным, и централизованным организациям, поэтому вышеназванный «Порядок регистрации...» необоснованно лишает данного права местные организации, говоря о праве иметь их только для централизованных российских религиозных организаций. Однако ввиду малочисленности представительств иностранных религиозных организаций, которых во всей Российской Федерации зарегистрировано всего около десяти, данная проблема неактуальна.

В ст. 14 регламентируются порядок ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства. Прежде всего следует напомнить, что на юридическом языке термин «ликвидация» имеет иную смысловую окраску, нежели в обыденной речи, — это прекращение юридического лица, в том числе и вполне добровольное.

Закон опирается на норму, установленную в статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая два возможных варианта ликвидации религиозной организации — по решению учредителей или органа, уполномоченного уставом организации, и по решению суда в случае противоправных действий организации. П. 2 ст. 14 содержит перечень оснований для ликвидации религиозной организации и вводит еще одно понятие — «запрет на деятельность», которое распространяется на все религиозные объединения, в том числе не имеющие статуса юридического лица, т.е. на религиозные группы.

Такими основаниями являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Этот перечень нельзя назвать полным. В случае самораспада религиозной организации, которая фактически прекратила деятельность и в течение трех лет не информировала орган, принявший решение о ее регистрации о продолжении своей деятельности (в соответствии со ст. 8 п. 9 закона), в судебном порядке происходит признание организации прекратившей свою деятельность, т.е. ликвидация юридического лица. Однако законодатель сгруппировал в п. 2 ст. 14 только основания, связанные с противоправными действиями.

Обратим особое внимание на то, что из закона устранена норма, присутствовавшая в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий», согласно которой религиозное объединение не несло ответственность за нарушения закона, совершенные его отдельными членами. Эта норма делала практически невозможным вменение правонарушения в вину объединению в целом. В настоящее время вначале в случае совершения правонарушения конкретными физическими лицами их вина должна быть установлена судом. Если при этом имеются достаточные основания увидеть причинно-следственную связь между противоправными действиями этих граждан и наставлениями или приказом, полученными ими в религиозном объединении, уже в гражданском судопроизводстве рассматривается дело о ликвидации соответствующей религиозной организации, запрете на деятельность религиозного объединения.

П. 4 ст. 14 закона определяет в соответствии с терминологией Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» порядок государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией.

П. 6 ст. 14 закона устанавливает, что перечисленные выше основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы. П. 7 говорит о том, что деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» в случае осуществления религиозной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, Министерство юстиции Российской Федерации с момента его обращения в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации вправе своим решением приостановить деятельность религиозной организации до рассмотрения судом указанного заявления.

Глава III Закона называется «Права и условия деятельности религиозных организаций». Ст. 15 говорит о внутренних установлениях религиозных организаций. Это совокупность религиозных правил и предписаний, регулирующих жизнь организаций и их участников. Согласно закону, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству. В конкретном виде это уважение проявляется, например, в объявлении нерабочими днями религиозных праздников, в запрещении обращать взыскание на богослужебное имущество (его использование не по прямому назначению рассматривается с точки зрения многих религий как святотатство). Последняя норма закреплена п. 5 ст. 21 Закона и для ее конкретизации Правительством России установлен конкретный перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Приступая к рассмотрению прав религиозных организаций, важно учитывать многозначность выражения «иметь право». В некоторых случаях это означает, что субъект имеет возможность своими силами и по своему усмотрению совершать действие, разрешенное законом. В таком смысле законодатель говорит о праве религиозных организаций основывать и содержать культовые здания, проводить в установленном порядке богослужения и иные религиозные обряды и церемонии (ст. 16), производить и распространять религиозную литературу и иные предметы религиозного назначения (ст. 17), осуществлять благотворительную деятельность (ст. 18), создавать учреждения профессионального религиозного образования (ст. 19), устанавливать и поддерживать международные контакты и связи (ст. 20), иметь в собственности (ст. 21) или в пользовании (ст. 22) имущество, осуществлять предпринимательскую деятельность (ст. 23).

Закон определяет также, что государство вправе передавать религиозным организациям движимое или недвижимое имущество в собственность или пользование, оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. Указанные нормы придают законный характер соответствующим действиям органов власти, однако не налагают на них обязанности совершения конкретных действий.

В некоторых случаях закон говорит о правах, которыми обладают исключительно религиозные организации: учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения (ст. 17 п. 2); создавать учреждения профессионального религиозного образования (ст. 19 п. 1); приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью.

Чтобы осуществлять указанные виды деятельности, имеющие специфически религиозный характер и оказывающие влияние на общество, организация должна быть официально зарегистрирована в качестве религиозной, т.е. открыто подтвердить свою принадлежность к определенной конфессии, уже прошедшей необходимую социальную адаптацию. В то же время нельзя рассматривать норму ст. 17 п. 2 как запрещающую в принципе выпуск отдельных изданий богослужебной литературы светскими издательствами, в том числе и по заказу религиозных организаций. А.Е. Себенцов отмечает, что государством нормативно не регулируется, какую именно литературу следует относить к богослужебной[74].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.