Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гиперактивное поведение




 

Работники сферы образования и родители использовали различные термины для описания детей с гиперактивным поведением, но в настоящее время обычно ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», или просто «гиперактивность». Обычно не принято считать, что она может быть связана с храпом или сильной аллергией, хотя у детей, страдающих СДВГ, храпом или аллергией, возникают сходные проблемы с обучением и характерные нарушения сна.

Однако у гиперактивных детей отмечается беспокойный сон, или большая подвижность во сне. Возможно ли, что такие «заведенные» школьники страдают от хронически неправильного режима сна, установленного еще в раннем детстве?

Я изучал группу младенцев от четырех до восьми месяцев. В исследование были включены только мальчики, потому что в школьном возрасте гиперактивность диагностируется в основном у них. Для младенцев, за которыми я наблюдал, был характерен очень активный сон – они были беспокойны на протяжении всей ночи и совершали множество мелких движений руками, ногами и глазами. Кроме того, эти мальчики отличались «трудным» темпераментом, и им были присущи такие черты, как необщительность, напряженность, плохая адаптивность и капризность. Этот тип темперамента считается типичным для гиперактивных детей. Результаты моего исследования показали, что мальчики с более «трудным» темпераментом и активным сном отличались и меньшей способностью к концентрации внимания. Вероятно, их «мотор» и днем и ночью работал на таких высоких оборотах, что по ночам они не могли спокойно спать, а днем – продолжительное время на чем‑либо концентрироваться.

В другом моем исследовании принимали участие дошкольники в возрасте трех лет. Оно также показало, что дети, отличающиеся повышенной моторной активностью в бодрствующем состоянии, физически активны и во сне. Ребенка, который спит беспокойно, с большей вероятностью можно описать следующими терминами, взятыми из опросника, который служит для диагностики гиперактивности:

 

Беспокойный или чрезмерно активный

Возбужденный, импульсивный

Мешает другим детям

Не может закончить то, что начал, – невысокая концентрация внимания

Постоянно суетится

Невнимательный, легко отвлекается

Требует немедленного исполнения своих запросов – легко разочаровывается

Часто плачет

Настроение быстро и резко меняется

Приступы гнева, взрывное и непредсказуемое поведение

 

На рис. 10.2 я суммирую сделанные мной предположения о том, как младенец с повышенной нервозностью, «трудным» темпераментом и малой продолжительностью сна может превратиться в гиперактивного школьника. Стрелки, указывающие вверх и стоящие перед определенными терминами, означают, что высокие значения ритмичности свидетельствуют о нерегулярности[10], а высокие значения постоянства – о недостаточной концентрации внимания. Такие черты у детей заменяются гиперактивностью и усиливающейся напряженностью по мере возрастания степени утомления. В младенчестве ребенок может быть негативен по настрою и хуже адаптироваться из‑за малой продолжительности сна, и в трехлетнем возрасте эти проблемы остаются.

 

 

Такие дети так и не научились засыпать самостоятельно, и у них накапливается хронический недостаток сна, который приводит к хронической усталости. Как уже обсуждалось в главе 3, она «заводит» этих детей, делая их более активными ночью и днем, и мешает обучению.

Итак, у детей, которые плохо спят из‑за нарушений дыхания во сне или спят слишком мало и которые поэтому страдают от хронической усталости, приводящей к гиперактивности, могут возникать трудности с обучением. На рис. 10.3 представлен весь этот цикл. Он демонстрирует, как плач и проблемы со сном, существующие при рождении, могут приводить к неправильным действиям родителей. Эти действия или же проблемы с дыханием во сне, в свою очередь, нередко вызывают нарушения сна, повышение содержания нейротрансмиттеров и более возбужденное и раздражительное поведение ребенка. Такое состояние напрямую ведет к еще менее качественному сну из‑за повышенного уровня возбуждения. Также оно может косвенным образом заставлять родителей думать, что их ребенку и не нужен продолжительный сон: «Джонни вообще не останавливается – кажется, его энергия никогда не иссякнет».

 

 

Комбинация всех этих факторов – утомленный ребенок, который слишком возбужден для того, чтобы нормально спать, плюс отсутствие регулярного режима и непостоянство действий уставших и нервничающих родителей – становится причиной того, что ребенок не способен сконцентрироваться, выглядит гиперактивным или плохо себя ведет, из‑за чего им очень сложно управлять. Такие школьные и поведенческие проблемы заставляют родителей переживать еще больше, и цикл повторяется снова и снова. Конечно, проблемы в школе и гиперактивность могут быть вызваны другими причинами, однако нарушенный сон – важный фактор, который можно предотвратить или устранить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.