КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансирование образования
"Закон об образовании Китайской Народной Республики" устанавливает: "В Китае осуществляется система финансирования образования, в основе которой - правительственные финансовые ассигнования, а вспомогательными являются средства, изыскиваемые по многим другим каналам". Одновременно центральное правительство и местные правительства практикуют ступенчатое управление и ступенчатую ответственность. Это означает, что основным источником расходов на образование в государственных учебных заведениях различных ступеней и категорий являются финансовые ассигнования правительства. Центральные финансы ответственны только за финансирование высшего образования, находящегося в ведении Центра, а также за специальные ассигнования на образование всекитайского характера. Местные финансы ответственны за финансирование высшего образования, среднего образования и ниже, находящегося в ведении мест. Другие каналы изыскания средств на образование – это налоги (расходы), взимаемые по закону правительствами различных ступеней на образование, плата за обучение студентами на этапе необязательного образования, различные сборы со студентов на этапе обязательного образования, развитие производств при учебных заведениях, коллективные средства и пожертвования в порядке поддержки образования, создание фондов образования. Правительство КНР рассматривает дело просвещения как фундаментальную, приоритетную и связанную с общей ситуацией в стране отрасль в развитии народного хозяйства и общества. "Закон об образовании Китайской Народной Республики" ясно устанавливает: "Доля финансовой поддержки образования во внутреннем национальном продукте должна постепенно увеличиваться по мере развития народного хозяйства и роста финансовых поступлений", "Доля расходов на образование в общем объеме финансовых расходов различных ступеней должна постепенно повышаться по мере развития народного хозяйства", "Рост ассигнований на образование народных правительств различных ступеней должен обгонять рост регулярных финансовых поступления, чтобы постепенно увеличивать средние расходы на образование в расчете на одного учащегося, обеспечивать постепенный рост зарплаты преподавателей и общих средних расходов на одного учащегося". В 1999 году общая сумма финансовых ассигнований на образование в Китае составила: 349040 млн. юаней, в том числе финансовые расходы государства – 228718 млн. юаней, что равняется 2,79% внутреннего валового продукта. Цель китайского правительства в финансировании образования заключается в том, чтобы в сравнительно короткие сроки долю государственных финансовых расходов на образование довести до уровня 4% внутреннего валового продукта. Параллельно созданию и совершенствованию системы социалистической рыночной экономики в Китае на этапе необязательного образования действует механизм разделения себестоимости образования, когда определенная доля этой себестоимости взимается с учащихся в качестве платы за обучение. В настоящее время среди многообразных источников изыскания средств на образование доходы от платы за обучение, взимаемой с учащихся на этапе необязательного образования, а также от различных расходов учащихся этапа обязательного образования, непрерывно растут, становясь постепенно вторым по величине источником поступления средств на образование, уступающим лишь финансовым ассигнованиям правительства. В 1999 году поступления от различных видов платы за обучение составили 40 млрд. юаней -–13,84% всех поступлений на образование по различным каналам во всем Китае. Чтобы обеспечить продолжение учебы тем студентам, семьи которых находятся в трудном экономическом положении, китайское правительство предприняло целый ряд мер, главные из которых следующие: система поощрительных стипендий, система предоставления возможности подработки одновременно с учебой, система вспомоществования в особо трудных ситуациях, система сокращения или освобождения от платы за обучение, система государственного субсидирования в помощь учащимся. Реализация этих систем эффективно гарантирует успешное завершение учебы студентам, чьи семьи находятся в трудном материальном положении.
Заключение
За период времени, который мы рассмотрели, Китай совершил большой прорыв. Девятилетним образованием было охвачено 90% населения страны. Руководствуясь принципами совместного учредительства, регулирования, сотрудничества и слияния, после восьмилетних усилий удалось существенно изменить систему управления высшим образованием и оптимизировать использование ресурсов. Около 600 высших учебных заведений были объединены в 267. Среди вузов, которые ранее были под непосредственным управлением центральных министерств, управление половиной было передано правительствам провинций. Открытость системы образования Китая перед внешним миром позволила изучить опыт других стран и использовать его в интересах реформы и развития отечественной системы образования. Китайские студенты, обучающиеся в лучших университетах зарубежных стран, «являются ценнейшим достоянием китайской нации». Несмотря на заботу и внимание государства остается много нерешенных проблем. Потребность в увеличении денежных ассигнований опережает возможности государства их удовлетворять. Неравномерное развитие системы в зависимости от экономического положения того или иного района Китая, приводит к тому, что в зонах с отсталым хозяйством учебные заведения страдают от нехватки дипломированных специалистов и многие учителя начальной школы не имеют даже среднего педагогического образования. Не снижается потребность в специалистах, особенно в сельских школах. Не хватает специалистов по таким дисциплинам, как музыка, физическая культура, изобразительное искусство, биология, английский язык, география, политическое воспитание. Причина заключается в: 1)несбалансированности учебных программ в системе педагогического образования: во многих университетах и училищах приоритетными предметами являются математика, физика, химия.[39] 2)Невысокий уровень социальной защиты работников системы образования (низкая оплата труда учителя в среднем по стране; жилищно-бытовые проблемы); 3)«Утечка мозгов» в коммерческие организации, за рубеж, где уровень доходов, а также условия жизни работающих по контракту китайских специалистов значительно превосходят основные социальные блага, которыми они пользуются у себя на родине; 4) Отток преподавателей ведет к ухудшению качества обучения и старению кадров.[40] Кроме вышеперечисленного существует еще одна большая проблема – это коррупция в системе высшего образования, которая стала неотъемлемой частью высшего образования во многих странах. С 90-х гг. прошлого века в китайских университетах с коррупцией можно столкнуться везде: в области преподавания и исследований, в сфере услуг, оказываемых обществу, или международных связей и обменов. Воздействие коррупции, тесно связанной с институциональными аспектами китайской системы высшего образования, на ход его развития и полную национальную модернизацию оказалось разрушительным прежде всего потому, что наука и образование были официально провозглашены стратегически важными приоритетами для национального строительства Китая. Исследования неоднократно подтверждали, что многие китайские ученые — представители зарубежных диаспор, вроде бы желающие вернуться работать в Китай, только при одной мысли о коррупции отказываются от этого шага. Коррупция выступает и как серьезное препятствие на пути интернационализации китайского высшего образования.[41] Таким образом, можно видеть, что научно-исследовательская деятельность пока остается на достаточно низком уровне, Китаю приходится больше использовать европейский опыт в образовании, чем заниматься собственной научной деятельностью. К тому же остается проблема перенасыщения техническими вузами и специальностями. На сегодняшний день для китайских граждан предпочтительней получать высшее образование за рубежом, а это указывает на то, что китайские вузы нуждаются в еще большей модернизации и перед правительством стоит задача вывести вузы на мировой уровень.
Список используемой литературы
1. Антиповский А. А., Боревская Н. Е., Фpанчук Н. В. - Политика в области науки и образования в КНР. 1949-1979. - М.: Наука, 1980. – 288 с. 2. Боенко М.А. Основные направления реформ в системе педагогического образования КНР // Философия образования. – 2006. – № 2 (№16). – С. 113-117. 3. Боревская H. Е. - Школа в КНР. 1957-1972 гг. - М.: Наука, 1974. – 160 с. 4. Взгляд на сто лет назад на историю высшего педагогического образования в Китае // http://www.china.org.cn/chinese/archive/201022.htm 5. Высшее образование в Китае // http://www.febras.ru/partners/science1.html. 6. Галаган А.И. Образование в КНР и России в 1990-2002гг:сравнительный анализ//Социально-гуманитарные знания. -2004-№6 7. Ду Яньянь. - Развитие высшего педагогического образования в Китае и России. – С-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. – 145 с. 8. Ей Юй Хуа. О стратегии развития китайского образования // Педагогика. – 2001. - №4. – С. 75-77. 9. История Китая. – М.: Высшая школа, 2002. – 736с. 10. Китай на пути модернизации и реформ. – М.: Восточная литература, 1999. – 735 с. 11. Конституция КНР 1982 г. //http://chupanov.narod.ru/Chinalaw/01/01.htm 12. Кратко о ситуации в Наньцзинском педагогическом университете // http://news.qq.com/a/20050603/000294.htm 13. Куай Мин. - Стратегия выбора реформ и развития в западных педагогических университетах Китая //http://study.feloo.com/lunwen/jiaoyu/jiaoyu/200601/141517_2.html 14. Лю Сяоянь. - Подготовка учителей в Китае // Педагогика. – 1999. - №3. – С.58-66. 15. Образование в Китайской Народной Республике / http://russian.people.com.cn/other/jiaoyu.html 16. Развитие системы образования в Китайской Народной Республике. – М.: НИИВСИ, 1989. – 60 с. 17. Рассуждение о развитии системы современного высшего педагогического образования в Китае // http://www.hcxx.sdedu.net 18. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – Т. 1 – 607 с. 19. Ру Я. Вступление Китая в ВТО и высшее образование // Alma mater. – 2002. – №1. – С. 33-37. 20. Рю Янг. - Коррупция в высшей школе // http://ocm.perm.ru/stat/stat_19.htm 21. Сладковский М. И. - Китай. Основные проблемы истории, экономики, идеологии, М.: Мысль, 1978. – 301 с. 22. Сорокина Т.Н. - Образование и наука в КНР. – М.: Наука, 1986. – 193 с. 23. Сяомань Ч. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. – 2005. – №1. – С. 96-99. 24. Тань Чжи Сун. Высшее педагогическое образование в Китае в 21 веке // http://www.edu.cn/20010823/207561.shtml 25. Тарасюк Л.Н. - Развитие системы образования в КНР. – М.: Наука, 1989. – 65 с. 26. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР. – М.: НИИВСИ, 1989.- 43 с. 27. Цуй Хунхай. Высшее образование в КНР: ценностный аспект // Пятая Всероссийская науч.-практич. конф. «Кулагинские чтения»: Материалы конференции. – Чита: ЧитГУ, 2005. – Ч. 3. – С. 174-178. 28. Цуй Хунхай. Концепции развития китайского образования в современных условиях // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия- Китай – Монголия (18-20 октября 2006 г.): Материалы Международной науч.-практич. конф. – Чита: ЧитГУ, 2006. – С. 71-75. 29. Цуй Хунхай. Развитие китайского высшего образования // Третья науч.-практич. конф. (с международным участием) «Забакалье на пути к устойчивому развитию: ресурсы, экология, управление. – Чита: ЧитГУ, 2003. – Ч.2. – С. 71-81. 30. Чжан Лили. Состояние китайского высшего образования // Высшее образование в России. – 2002. - №5. – С. 85-93. 31. Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. – 2005. - №1. – С. 67-74. 32. Чэнь Голян, Чжан Чэньчжу. Стратегия китайского образования и кадровой политики в ближайшие 50 лет // Исследования образовательного развития. – 2003. - №4-5. – С. 36-44. 33. Ш.Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы // Университетское управление. – 2003. - №3(31). – С. 77-80. [1] См.: Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - М., 1993. – Т.1. – С.403 [2] См.: Ш.Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы // Университетское управление. – 2003. - №3(31). – С.77-80. [3] См.: Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - М., 1993. – Т.1. – С.405 [4] См.: Взгляд на сто лет назад на историю высшего образования в Китае // http://www.china.org.cn/chinese/archive/201022.htm [5] См.: История Китая. - М., 2002 – С. 605-607 [6] См.: Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - М., 1993. – Т.1 – С.407 [7] См.: История Китая. - М., 2002. – С.608 [8] См.: Взгляд на сто лет назад на историю высшего образования в Китае // http://www.china.org.cn/chinese/archive/201022.htm [9] См.: История Китая. – М., 2002. – С.615 [10] См.: Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - М., 1993. – Т.1 – С.409 [11] См.: Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. – 2005. - №1. – С.67-74 [12]См.: Ей Юй Хуа. О стратегии развития китайского образования // Педагогика. – 2001. - №4. – С.75-77 [13] См.: Тарасюк Л.Н. Развитие системы образования в КНР. - М., 1989 – С.25-27 [14] См.: Хао кэмин, Цай Кэюн. Развитие и реформа высшего образования в Китае. – М., 1989 – С.38-43 [15] См.: История Китая. – М., 2002. – С.702 [16] См.: Чжан Лили. Состояние китайского высшего образования // Высшее образование в России. – 2002. - №5- С.85-93 [17] См.: Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. – 2005. - №1 –С.67-74 [18] См.: Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. – 2005. - №1 – С.67-74 [19] См.: Сяомань Ч. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. – 2005. – №1. – С. 96-99 [20] Конституция КНР 1982г.// http://chupanov.narod.ru/Chinalaw/01/01.htm [21] Ш.Юань. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы // Университетское управление. – 2003. - №3(31) - С.77-80
[22] См.: Ру Я. Вступление Китая в ВТО и высшее образование // Alma mater. – 2002. – №1. – С. 33-37
[23] См.: Китай на пути модернизации и реформ. – М.: Восточная литература, 1999. – С. 543-544 [24] См.: Тань Чжи Сун. Высшее педагогическое образование в Китае в 21 веке // http://www.edu.cn/20010823/207561.shtml [25] Там же [26] См.: Боенко, М.А. Основные направления реформ в системе педагогического образования КНР // Философия образования. – 2006. – № 2 (№16). – С. 113-117. [27] Там же [28] См.: Образование в Китайской Народной Республике // http://russian.people.com.cn/other/jiaoyu.html [29] См.: Тань Чжи Сун. Высшее педагогическое образование в Китае в 21 веке // http://www.edu.cn/20010823/207561.shtml
[30]См.: Лю Сяоянь. Подготовка учителей в Китае // Педагогика. – 1999. - №3 [31] См.: Рассуждение о развитии системы современного высшего педагогического образования в Китае // http://www.hcxx.sdedu.net
[32] См.: Чжан Лили. Состояние китайского высшего образования // Высшее образование в России. – 2002. - №5. – С. 85-93 [33] См.: Лю Сяоянь. Подготовка учителей в Китае // Педагогика. – 1999. - №3 – С. 58-66 [34] См.: Тань Чжи Сун. Высшее педагогическое образование в Китае в 21 веке // http://www.edu.cn/20010823/207561.shtml [35] См.: Лю Сяоянь. Подготовка учителей в Китае // Педагогика. – 1999. - №3 – С. 58-66 [36] См.: Сяомань Ч. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. – 2005. – №1. – С.96-99 [37] См.: Сяомань Ч. Реформа содержания образования в Китае // Педагогика. – 2005. – №1. – С. 96-99 [38] См.: Цуй Хунхай. Концепции развития китайского образования в современных условиях // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия- Китай – Монголия (18-20 октября 2006г.): Материалы Международной науч.-практич. конф. – Чита: ЧитГУ, 2006. – С.71-75. [39] См.: Лю Сяоянь. Подготовка учителей в Китае // Педагогика. – 1999. - №3 – С. 58-66 [40] См.: Рассуждение о развитии системы современного высшего педагогического образования в Китае // http://www.hcxx.sdedu.net
[41] См.: Рю Янг. Коррупция в высшей школе// http://ocm.perm.ru/stat/stat_19.htm
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |