Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционное образование для мужчин 1 страница




Начиная с XVIII столетия образование в Америке было привилегией мальчиков и мужчин из

высшего класса. Ранее мы видели, как противники равенства женщин использовали

биологические аргументы в пользу тендерного исключения. Например, они доказывали, что

высшее образование для женщин приведет к «чудовищным последствиям для их умственных

способностей, к уменьшению внутренних органов», к «разброду в мыслях и запорам».

Профессор Гарвардского университета Эдвард Кларк описывал «бледных, слабых,

истеричных, страдающих невралгией, диспепсией» образованных женщин с

«менорагическими проявлениями, нарушениями менструального цикла и недоразвитой

репродуктивной системой»3.

Многие противники женского образования в викторианском духе утверждали, что женщины

не смогут и не захотят подвергнуть себя суровым требованиям высшей школы. Другие

полагали, что совместное обучение женщин и мужчин приведет к катастрофическим

последствиям для обоих полов. Так как «склад ума мужчин и женщин радикально

различается», писала в одной из редакционных статей «Дейли калифорниан» в 1890-е гг., их

надо обучать раздельно. Когда в Мичиганском университете в 1858 г. впервые встал вопрос о

совместном обучении, его президент выступил против, посчитав, «что от успехов женщин в

 

проигрыше окажутся мужчины, мы получим общество дефеминизированных женщин и

демаску-линизированных мужчин». Местная газета приветствовала решение попечительского

совета университета, утверждая, что обучение женщин «лишит женщину женственности, а

мужчину мужественности»4.

Некоторые выражали беспокойство, что совместное обучение «выхолостит» учебный план,

поскольку придется включить необязательные для мужчин предметы, замедлить скорость

прохождения материала и всячески снизить стандарты, чтобы женщины могли успевать. В

пользовавшемся большим влиянием трактате о юношестве* великий психолог Стенли Холл

предостерегал против совместного обучения, потому что оно, по его мнению, «вредит

девочкам, уподобляя их поведение

Имеется в виду книга «Юность» (Hall G.S. Adolescence: Us Psychology and Its Relations to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education, 1904).

поведению мальчиков и отнимая у них ощущение собственной женственности», и вредит

мальчикам, так как «феминизирует их, поскольку им приходится освобождаться от

свойственного им грубого животного элемента». Он предостерегал, что, нивелируя различия

между мальчиками и девочками, совместное обучение «растворит» таинственную

привлекательность противоположного пола, иными словами, что совместное обучение

приведет к гомосексуализму. (Конечно, Холл не мог предвидеть исследования Альфреда

Кинси, который обнаружил, что большинство гомосексуальных опытов у мужчин происходит

именно в чисто мужских учреждениях — раздельных учебных заведениях, летних лагерях

бойскаутов, армии и тюрьмах, — в которых Холл видел средство против гомосексуализма.)

Конечно, были и последовательные сторонники женского образования, как, например,

основатели и первые президенты женских университетов Мэтью Вассар и Майло Джуэт

(Вассар), Генри Дюран (Уэлсли) и Л. Кларк Силай (Смит). Дюран утверждал, что истинный

смысл женского образования заключается в «восстании» «против рабства, в котором женщину

держат обычаи общества, против подорванного здоровья, жизни без цели, подчиненности,

беспомощности, обмана и притворства так называемого образования»5.

Физическая слабость, беспомощность и зависимость жен-шины суть, таким образом,

последствия тендерного неравенства, а не причины. Знаменитый британский врач Генри

Модели предложил в 1874 г. социологическое объяснение отличительных особенностей

женщин: «Есть другие причины вялого детства и отрочества американской девочки. Ей нельзя

участвовать в радостных спортивных состязаниях со своими братьями вне дома. Все, что

можно посчитать шумной игрой, запрещено! Она зашнурована в тугой корсет, доводящий ее

до обмороков, ибо он настолько неудобен, что никакой мальчишка не смог бы носить его на

себе целый день и оставаться веселым оптимистом. Все эти мучения из-за требований

приличия и моды сказываются на физическом развитии девочки, и вместо того, чтобы обрести

женственность, она превращается в развалину. Она достигает зрелости, но скрывает за этим

страдание и однообразие жизни. Все это происходит из-за ее совершенной неспособности

сопротивляться методам такого образования, которое убило бы любого мальчика...

Многочисленные статистические данные доказывают, что дисциплина и образование необхо-

димы девочкам, чтобы вытеснить чрезмерную сентиментальность и пустые мечтания,

возникающие от модного безделья

и провоцирующие „нервную" меланхолию и общее истощение. Статистические данные

доказывают, что женщины, окончившие колледжи, становятся здоровыми и счастливыми

женами и матерями, как будто они никогда не решали математических задач и не переводили

Аристотеля»6.

Официальный курс на совместное обучение не останавливал его противников среди мужчин.

В 1900 г. университет Рочестера пообещал открыть двери женщинам, если они соберут

достаточно денег на строительство новых общежитий и оборудования. Когда они собрали

средства — а Сьюзен Б. Энтони продала свой страховой полис, чтобы внести недостающую

сумму, — и попытались войти в аудитории, студенты-мужчины стучали ногами об пол,

держали двери аудиторий, высмеивали женщин, появлявшихся на территории кампуса. В

ответ администрация физически изолировала женщин, поместив их в отдельный, явно

 

уступавший остальным колледж. Университетская аудитория, куда женщины изо всех сил

стремились попасть, не могла удовлетворить их интеллектуальные запросы, поскольку

хранила принятое в обществе повиновение тендерному различию. Женщин снова заперли в

гендеризованной учебной аудитории.

Гендеризованная классная комната

Официальный процесс гендеризации начинается в тот момент, когда мы входим в

образовательное учреждение, и затем длится все время, пока мы получаем образование. В

детских садах мы видим кубики, грузовики, самолеты и плотницкие инструменты водном

месте, а куклы и предметы домашнего хозяйства — в другом. Формально игрушки

«доступны» каждому, но пространства разделены невидимыми, но реальными границами

полового различия между детьми. В дошкольном возрасте девочки и мальчики после садика

играют в разные спортивные игры, придерживаются различных правил, по-разному ведут себя

на детской площадке.

Детский сад, где я работал в конце 1970-х гг., разделялся на три зоны. В закрытом помещении

было место для тихих игр, стояли книжные полки, маленькая песочница с чашками и блюдцами и

была еще тихая комната с набором мольбертов для живописи. Рядом со зданием располагался

«ближний дворик» с двумя песочницами побольше и отдельной площадкой для игр типа

«классики». А затем уже располагался «дальний

дворик» с гимнастическими снарядами, большой неогороженной песочницей и другими

приспособлениями для развития моторных навыков.

Утром трехлетние девчушки спокойно входили внутрь, аккуратно вешали свои пальтишки в

шкафчики и медленно и неуверенно проходили в помещение, где они общались, разго-

варивали, играли во внутренней песочнице, готовясь к новому дню. А вот мальчишки вбегали,

бросали свои куртки в шкафчики (у половины они вываливались назад), выбегали вон, хва-

тали грузовички, неслись к дальнему дворику и при этом все время орали.

Так поступали все мальчики, кроме Брэда. Брэд был тихим и задумчивым трехлетним

мальчуганом, добрым и внимательным. Он был одним из самых блестящих учеников за время

моей работы! Каждое утро Брэд входил и направлялся прямо к мольбертам и там целый день

радостно рисовал. Иногда он отдавался живописи полностью, и рисунок выходил за

рисунком, а иногда, немного порисовав, мечтательно смотрел из окна на деревья.

Когда его родители увидели меня, нового преподавателя-мужчину, они с жаром стали

убеждать меня: «Вы должны заставить Брэда выходить в дальний дворик!» Они умоляли

меня, и их глаза были полны ужаса. «Пожалуйста, — снова и снова повторяла мать Брэда. —

Пожалуйста!»

Не нужно ученых степеней в области дошкольного воспитания, чтобы понять, что пугало

родителей Брэда. В воздухе витал призрак гомосексуальности. Брэд вел себя не так, как

другие мальчики, и в его несоответствии тендерным образцам видели знак его будущей

сексуальной ориентации. Я пробовал заверить его родителей, что Брэд выглядит во время

рисования совершенно счастливым, что это занятие ему только на пользу, но родители не

успокоились, пока я не пообещал, что буду поощрять Брэда играть с машинками. Они хотели

быть уверенными, что детский сад воспитает их сына как настоящего, гетеросексуального

мужчину. Брэд, как я думаю, хотел, чтобы его оставили в покое и позволили стать

художником. Что касается меня, я иногда подходил к его мольберту и спрашивал, не хочет ли

он пойти со мной в дальний дворик. Он всегда широко улыбался, отказывался и возвращался к

рисованию.

Несмотря на внешние отличия, опыт детского сада воспроизводится каждый день, в каждой

классной комнате, в каждом городе Америки. Мальчики и девочки учатся друг у друга

поведению, приличному для мальчиков и девочек, и доказывают

друг другу, что каждый действует по плану. Менее заметны способы, которыми учителя и

учебные программы явно и скрыто усиливают не только тендерные различия, но и гендерное

неравенство, сопровождающее и даже порождающее эт различия.

Обстановка классной комнаты воспроизводит гендерное неравенство. «Начиная с детского

сада и кончая высшим образованием, девочки получают меньше помощи, времени и внимания

 

со стороны преподавателя», — пишут профессора педагогики Майра и Дэвид Садкеры.

Многие преподаватели считают мальчиков активными, вспыльчивыми, заносчивыми,

мстительными, а девочек нежными, послушными, отзывчивыми и терпеливыми. Когда

мальчики подавляют девочек, преподаватель (обычно женщина) часто ограничивается замеча-

нием, но ничего не делает, чтобы изменить их поведение, поощряя в них чувство

собственного превосходства. Многие преподаватели думают, что девочки больше «любят»

читать и «ненавидят» математику и естественные предметы, и ожидают от мальчиков прямо

противоположного7.

Преподаватели обращаются к мальчикам чаще и тратят на них больше времени. Они задают

им более стимулирующие вопросы и дольше ждут от них ответа. Они поощряют мальчиков

стараться, постоянно говоря, что они могут «сделать это». В одном исследовании десяти

групп студентов колледжа обнаружилось, что юноши более активны, независимо от ген-дера

преподавателя, а вот активность девушек была значительно выше на занятиях, которые вели

преподавательницы. В отчете, подготовленном по заказу Американской ассоциации женщин с

университетским образованием, говорится: «Независимо от ступени образования...

исследования последних двадцати лет показывают, что мужчины получают больше внимания

со стороны преподавателей, чем женщины». Частично это можно объяснить тем, что

мальчики требуют больше внимания, но также и тем, что преподаватели относятся к

мальчикам и девочкам по-разному. Когда Садкеры спрашивали преподавателей, почему они

уделяют мальчикам больше внимания, им обычно говорили, что «мальчикам это нужно

больше» или что «мальчикам трудно читать, писать, решать задачи. Они даже сидеть

спокойно не могут»8.

Вот яркий пример из книги Садкеров, подтвержающий, что гендерное неравенство проникает

в учебный класс миллионами способов. В пятом классе очень бурно обсуждали, кто был

лучшим президентом в американской истории. «Подождите, — сказала учительница. — Вы

говорите все сразу. Прошу

поднять руки, и я буду вызывать вас. Если будете выкрикивать с места, буду спрашивать

другого». На мгновение порядок восстановился, но затем один мальчик с жаром выкрикнул:

«СТИВЕН: Я думаю, что Линкольн был лучшим президентом. Он объединил страну во время

[гражданской] войны.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Многие историки с тобой бы согласились.

МАЙК (видя, что Стивена выслушали, выкрикивает): Я не согласен. Линкольн был классный,

но моему папе нравился Рейган. Он всегда говорил, что Рейган — великий президент.

ДЭВИД (кричит с места): Рейган? Ты шутишь?

УЧИТЕЛЬНИЦА: А ты как думаешь, кто был лучшим президентом, Дейв?

ДЭВИД: Франклин Рузвельт. Он спас нас от депрессии.

МАКС (кричит с места): Я думаю, что неправильно выбирать только одного самого лучшего

президента. Было много хороших.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Это интересно.

КИМБЕРЛИ (кричит с места): Я не думаю, что президенты сегодня столь же хороши, как

прежние.

УЧИТЕЛЬНИЦА: Хорошо, Кимберли. Но ты забыла правило. Ты должна была поднять

руку»9.

Журналист Пэгги Оренстейн наблюдала за поведением детей в другом классе средней школы.

Мальчики «выкрикивали и поднимали руки, щелкая пальцами, когда хотели что-то сказать...

девочки, казалось, устранились от обсуждения». Как объяснила журналистке одна девочка:

«Мальчиков не волнует, правильно они ведут себя или нет»10.

Что видят дети

Одно из объяснений, почему мальчиков не волнует, правильно они ведут себя или нет,

заключается в том, что они постоянно видят себя на картинках учебников. Они знают, что им

можно совершать ошибки, потому что в учебниках они все равно сохранят центральную роль.

Когда дети научаются читать, они тем самым открывают новый источник влияния. Точно

также они знакомятся с содержанием других СМИ: телевидения, кино, мультипликации.

Противостоят ли СМИ распространению тендерных стереотипов? Исследования до самого

 

последнего времени показывали, что детские книги и антологии формируют традиционные

половые различия и предрассудки в пользу мужчин и против женщин. Женщины

значительно реже представлены на картинках, в заголовках, среди главных героев, а часто

отсутствуют вовсе. Кроме того, женские персонажи играют незначительные, второстепенные

роли. Их действия ограничены любовью, наблюдением или помощью, в то время как

мужчины решают проблемы и с ними случаются приключения. Женщин не показывают на

работе; материнство — их главная и пожизненная работа. Сын дома носит брюки, а дочь —

юбку; он активен, она пассивна. В биографиях женщин часто изображают зависимыми.

Например, Мария Кюри выступает в роли помощницы мужа в науке, а не в качестве

блестящего ученого и лауреата Нобелевской премии, каковой она была.

В книгах для детей дошкольного возраста тендерный уклон встречается постоянно. В 1972г.

Леонор Вейцман с коллегами обследовали работы лауреатов премии Кэлдикот за лучшие

детские книги в период с 1967 по 1971 г." С тех пор обследование проводилось дважды,

последний раз в 1987г. Исследователи обнаружили, что, хотя женщины стали более заметны в

книгах, их образы содержат тендерные предубеждения. Женщин по-прежнему изображают

пассивными, покорными существами, тогда как мужчин рисуют активными и независимыми.

Даже по поводу последних книг они сделали следующие выводы:

«Не только Джейн лишена каких-либо карьерных устремлений, вообще нет образца хоть

каких-то устремлений. Из всех героинь 20 книг только у одной женщины есть занятие вне

дома, и она работает в столовой. Как можно ожидать от Дика, чтобы он не стыдился выражать

свои нежные чувства, если во всей коллекции книг только две взрослые особи мужского пола

выражают нечто похожее на нежные чувства, и одна из этих особей —мышь»12.

В 1975г. Министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения США

обследовало в 134 книгах 16 различных издательств рисунки, сюжеты и язык, описывающие

мужские и женские персонажи. Число сюжетов с «мальчиком в центре» превзошло число

сюжетов с «девочкой в центре» в два с половиной раза, персонажей взрослых мужчин было в

три раза больше, чем взрослых женщин; в шесть раз больше было опубликовано биографий

мужчин и в четыре раза больше сказок про мужчин, чем про женщин. Вспоминая уроки по

американской истории, одна исследовательница недавно охарактеризовала ее как странную

эволюционную аномалию, поскольку это была история «нации, где были только отцы-

основатели»13.

Конечно, за последние 25 лет произошли некоторые изменения. В современных детских

книгах девочки и женщины уже не такие пассивные, и карьера у них есть, и амбиции, но они

все равно больше интересуются семейной жизнью. Основное изменение состояло в том, что

женщина уже не представлена в образе беспомощного, домашнего существа. В описаниях

мужчин и мальчиков в детских книгах сопоставимых изменений не произошло, мужчины не

стали более нежными и заботливыми. Как и в реальной жизни, женщины в художественной

литературе оставили дом и вышли на работу, но мужчины, вернувшись домой, чувствуют себя

крайне неуютно.

Это характерно для детских книг, а также для других СМИ, которые входят в нашу жизнь. То,

чему детей учат в школе, закрепляется дома, не только в кругу семьи, но и во время досуга.

Телевидение, кино, видео, музыка — во всем повторяются тендерные стереотипы.

Телевидение много времени отводит рекламным и коммерческим сообщениям, адресованным

детям. Есть утренние программы для дошкольников, для школьников, возвращающихся

домой после школы, и утренние передачи для детей всех возрастов по субботам. Таким

программам многие дети посвящают большую часть своего досуга; родители видят в

телевизоре домашнюю няню.

Тендерные роли в телешоу для детей, по крайней мере до недавнего времени,

презентировались примерно так же, как в детских книгах, на детских площадках и в школах.

Мальчикам отводится центральное место; они занимаются чем-то важным и исполняют

важные роли. Девочки служат фоном, они оказывают помощь, проявляют заботу и исполняют

менее важные роли. Даже в «Улице Сезам», провозглашенной крупным достижением в

развлекательно-образовигельных программах, представлено гораздо больше мужских

 

характеров, чем женских. В рекламе для детей, которую показывают утром по субботам,

мальчики обычно играют с машинками, а девочки с куклами. На телевидение оказывали

определенное давление, чтобы устранить тендерную стереотипизацию в рекламе и раз-

влекательных программах, но телевизионные шоу связаны с системой тендерных стереотипов

тысячами нитей. Изготовители игрушек продают гендерно стереотипные игрушки, родители

покупают их, а пишущая братия часто берет сюжеты из того, что уже предлагается детям

(сюда входят и игрушки).

Телевизионная реклама является особенно мощным инструментом воспроизводства

тендерных стереотипов, возможно, еще более мощным, чем телешоу, потому что она призвана

убеждать потребителей. Кроме того, реклама связывает тендерные роли со значимыми

взрослыми ролями, которые молодым людям придется играть в будущем. Почти все

авторитетные голоса, советующие вам, что купить, — мужские, и каждому ребенку понятно,

кто в этом мире настоящий эксперт. Точно так же тендерные стереотипы привязаны к

потреблению, одному из наиболее ценимых в американском обществе виду деятельности.

Привязывая материальные выгоды к тендерным ролям, реклама преподает мощный урок: если

вы потребляете это изделие, то становитесь тем мужчиной или той женщиной, которым или

которой можете стать.

Туже картину мы наблюдаем в мед и а-продукции для взрослых. В 1970-е гг. вечерние

телепрограммы были полны невыразительных, беспомощных женщин, их обычно показывали

в закрытом помещении, постоянно обслуживающими потребности других; мужчины,

наоборот, проявляли активность (например, залезали на деревья) и рисковали, они были

лидерами, часто на открытом воздухе. Даже шоу, показывавшие одиноких или разведенных

женщин, проявляли осторожность и, следуя общей морали, убеждали, что женщина выходит

замуж по любви. Когда трудный выбор сделан, то на первое место всегда выступают любовь и

дети. Эти шоу предлагали зрителям женщин, похожих на Мэри Поппинс, — одиноких,

разведенных или вдов. Типичный женский персонаж 1950-х гг. Люси тратила много времени в

поисках верного способа оставить дом и найти себе работу — желательно актрисы, певицы

или танцовщицы в ночном клубе. Другие женские персонажи обращались к магии (Саманта,

Дженни), чтобы поддержать своих честолюбивых мужей, А вот Алиса Крамден находила, что

имеет в своих руках реальную власть, оставаясь дома.

К 1970-м гг. появился новый женский персонаж в лице Мэри Тайлер Мур. Ее одинокая и

сексуальная Мэри Ричарде пробивала себе путь наверх и совершенно не желала жертвовать

карьерой ради семейной жизни. Она хотела иметь все. Ее персонаж открыл дверь веренице

женских образов, которые в меньшей степени подчинялись мужчинам (Рода или сериал про

Кэгни иЛейси) и выглядели более убедительно и на рабочем месте, и дома (Розина). Сегодня

женские характеры показаны и дома, и на рабочем месте, и героини Олли Макбил открыто

бросают вызов навязанным стереотипам женственности.

Эти изменения в реальной и вымышленной жизни женщин не сопровождались

соответствующими изменениями в жизни мужчин (реальной и вымышленной). Мужчины по-

прежнему

без конца вкалывают, они по-прежнему честолюбивы и хотят делать карьеру. Ушли дни, когда

мужчина мог быть преданным отцом, подобно Джиму Андерсону или Уорду Кливеру, чья

карьера в то время редко подвергалась опасности. Когда мужчина в такой комедии

возвращается домой, он обычно становится объектом для шуток; вспомним Ральфа Крамде-

на, патриархального домоседа-бездельника Оззи Нельсона (1950-е—1960-е гг.), Гомера

Симпсона и Тима Аллена, неспособных быть в доме хозяевами. Конечно, были исключения,

как знаменитый — успешный в карьере и любящий отец — персонаж Билла Косби, который

теперь играет добродушного пенсионера. Но большинство мужчин проявляют заботу и

нежность в общественной сфере, на рабочем месте, как Бобби Симон в сериале «Полиция

Нью-Йорка» и Марк Грин в сериале «Скорая помощь».

Телевидение отражает двойственное отношение американцев к изменениям в тендерных

отношениях. Женщина может оставить домашние дела ради работы, но тогда она столкнется с

трудностями, пытаясь сохранить семью; мужчины же не могут шагнуть в домашний мир, не

 

утратив мужественности. Таким образом, в реальной жизни и на телевидении тендерное

различие и неравенство взаимно укрепляют тендерные идеологии, хотя мы не можем отрицать

некоторые изменения и постоянное сопротивление традиционным понятиям тендерного

различия.

Телевидение, кино и другие СМИ также приучают зрителей, детей и взрослых к культуре,

которая принимает и предполагает насилие. В рамках Национального исследования уровня

насилия на телеэкране четыре группы исследователей систематически отслеживали

телепрограммы. Они обнаружили, что насилие присутствует на экране повсюду (61 % всех

телепрограмм содержал элемент насилия), его совершает белый мужчина, который остается

безнаказанным и не слишком раскаивается. Насилию обычно находят оправдание, хотя почти

в половине (43%) случаев оно дается в шуточной манере, а «серьезные и длительные

последствия насилия часто игнорируются»14.

СМИ не оказывают прямого воздействия на тендерное поведение детей. Хотя тендерные

представления детей испытывают влияние со стороны СМИ, они еще взаимодействуют с

реальным миром людей, которые не соответствуют этим стереотипам. Репрезентации СМИ

становятся просто еще одним фактором в процессе выработки ребенком собственных пред-

ставлений о тендере. Так что репрезентации СМИ не оказывают

прямого воздействия, как об этом пишут некоторые критики, поскольку человеческое

научение есть процесс постепенного накопления информации, установок и способов

реагирования, а не внезапное открытие или признание. СМИ просто дают еще один толчок к

принятию существующих норм, как естественных, правильных и изначально заданных.

Тендерный разрыв в юности

Скрытый учебный план, тендерные стереотипы в СМИ, часто невидимая дискриминация в

учебном классе — все это вместе приводит к разрыву между девочками и мальчиками в

переходный период. Хотя в начальной школе девочкам свойственна несколько более высокая

самооценка и они лучше успевают, чем мальчики, их самооценка резко падает с переходом в

среднюю школу. Показатели коэффициента интеллекта у девочек падают примерно на

тринадцать баллов, а у мальчиков — примерно на три балла. Девочки узнают, что их больше

ценят за внешность, а не за таланты. Одна девочка, Эшли Рейтер, победительница конкурса

талантов фирмы Вестинхауз благодаря проекту по математическому моделированию, вспо-

минала, что вдень, когда она выиграла свою первую олимпиаду по математике, она впервые

надела контактные линзы. Когда на следующий день она появилась в школе, гордая своей

победой, «все говорили, как мне хорошо без очков. Никто ни слова не сказал о моей победе».

Одна женщина вспоминала, как в ее школьные годы «всех удивляло, что у меня высокие

показатели по успеваемости и что я являюсь национальным финалистом соревнования по

качеству учебы. Во мне все видели „ту блондиночку, которая дружит со Скоттом", и никто не

мог понять, что во мне есть кое-что еще». Стоит ли удивляться, что девушки, отвечая на

вопросы о своих талантах, примерно в два раза реже, чем юноши, выбирали вариант «то, что

больше всего мне нравится в себе» и в два раза чаще, чем мальчики, указывали на какую-

нибудь черту своей внешности. Или, как заметила феминистка и литературный критик Кэро-

лайн Хейлбран, девочки приносят «истину в жертву на алтарь красоты»15.

В результате девочки переживают последние школьные годы совершенно иначе, чем юноши.

Пищевые нарушения типа анорексии и булимии представляют существенную проблему для

девочек во время их учебы в школе и колледже; статистика

подобных случаев растет и молодеет. Ежегодно каждая десятая девушка моложе двадцати лет

беременеет. При этом большинство отцов этих младенцев старше двадцати одного года.

Юноши, становясь отцами во время учебы, чаще всего продолжают свое образование, тогда

как молодые мамы учебу бросают.

«Холодный климат классной комнаты» для девочек — это и сексуально «враждебная

обстановка». В последние годы в Америке сексуальное преследование стало серьезной

проблемой не только на рабочих местах, но и в классных комнатах. В 1980 г. первое

национальное обследование в школах, организованное Департаментом образования штата

Массачусетс, показало широкое распространение сексуального преследования девочек. В

 

1986 г. опрос учеников средних и старших классов профессионально-технических школ

Миннесоты, среди которых преобладали белые подростки, выходцы из среднего класса, также

показал, что до трех пятых девочек в этих школах подверглись сексуальному преследованию.

Последовали судебные процессы, и проблема наконец обратила на себя заслуженное

внимание, В 1991 г. школьный округ Дулут, штат Миннесота, был вынужден по суду

выплатить 15 тыс. долларов девятнадцатилетней Кэти Лайл, из-за того, что руководство

школы, где она училась, после неоднократных жалоб ее родителей не смогло удалить надписи

о ней, регулярно появлявшиеся на стенах туалетов для мальчиков. В следующем году Тоня

Броди получила 20 тыс. долларов от средней школы в Петаламе, штат Калифорния, учителя

которой не предпринимали никаких действий, чтобы удержать мальчиков от непристойных

звуков и жестов по поводу ее груди. (Тоня рано достигла половой зрелости и уже в юном

возрасте обладала хорошо развитой грудью. Поведение мазчиков сделало ее жизнь кошмаром:

она не могла есть, спать, работать на занятиях в классе.) В том же году Верховный суд

поддержал иск Кристины Фрэнклин против попечительского совета школ графства Гвинет,

штат Джорджия. Ей выплатили 6 млн долларов в возмещение ущерба.

К весне 1993 г. почти половина всех дел по сексуальному преследованию в Отделе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.