Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О тендерном равенстве в школах




Женщин

В двух мужских военных колледжах, Военном институте штата Виргиния и «Цитадели»,

финансируемых государством, были предприняты усилия предотвратить вторжение женщин,

что привело к историческим судебным разбирательствам. Для оправдания политики

недопущения женщин эти колледжи повторяли традиционные аргументы о фундаментальных

 

и неизменных тендерных различиях. Представители института утверждали, что их

«альтернативная» модель образования — организация курсантов в подразделения, униформа,

бритые головы, полное исключение приватности, упор на непрерывные тренировки и жесткая

дисциплина — эффективна только

для мужчин. Физические нагрузки, казарменная жизнь, суровый кодекс чести — все это

просто не подходит хрупкому женскому организму. Женщины с этим не справятся: они

«неспособны к жестокосердию, необходимому для выполнения программы». Они —

«физически слабее... эмоциональнее и не могут выносить нагрузки наравне с мужчинами».

Представители института перечислили более ста физических различий, обусловливающих

«естественную иерархию» женщин и мужчин, в которой мужчины, конечно, занимают

вершину. Если принять женщин-курсантов, то они «сломаются и будут плакать», получат

«психологическую травму» из-за суровости системы обучения37.

Представители института использовали даже работы теоретиков феминизма, например,

аргументы Кэрол Гиллиган, Деборы Таннен и других, которые утверждали, что женщинам

больше подходят поддерживающие образовательные стратегии, основанные на внимании и

заботе. (Насмешкой над эссенциалистским феминизмом выглядит то, что защитники этих

оплотов рыцарской мужественности белой расы использовали их же аргументацию.)

Мужчинам «нужна атмосфера соперничества или ритуального боя, в котором преподаватель

поддерживает дисциплину и одновременно является достойным соперником», а женщины,

наоборот, «расцветают в атмосфере сотрудничества, в которой преподаватель устанавливает

со студентами эмоциональную связь», говорили адвокаты «Цитадели»38.

В этом деле обобщенные различия между женщинами и мужчинами применялись ко всем

женщинам и мужчинам. Стереотипность мышления состоит именно в выводе, что если боль-

шинство членов группы имеют определенную характеристику, то, значит, все члены группы

ею обладают. И если верно, что большинство женщин предпочитают поддерживающую обра-

зовательную среду, то это относится и к большинству мужчин. Жесткое соперничество

привлекает лишь немногих мужчин и, пожалуй, еще меньше женщин.

«Цитадель» использовала несколько иной способ, чтобы сорвать попытку Шеннон Фолкнер

поступить туда. В конце концов, эта женщина действительно искала именно такую

образовательную среду, которую предлагала «Цитадель» (в деле Военного института не было

истицы, желавшей туда поступить, во время первых судебных слушаний). «Цитадель»

согласилась, что женщины могут делать все, что требуется от курсантов-мужчин, как показал

опыт Вест-Пойнта и других военных вузов

начиная с 1976 г. Школа даже согласилась на прием нескольких женщин, которые хотели в

нее поступить. Однако она утверждала, что это уничтожит мистический опыт связей, объ-

единяющих курсантов. Один из экспертов со стороны «Цитадели», генерал Джосайя Бантинг

III (в прошлом выпускник Военного института Виргинии, а ныне его начальник), сказал, что

женщины станут «ядовитым вирусом», который разрушит «Цитадель». «Молодым людям

идет на пользу то, что они могут сосредоточиться исключительно на поставленной задаче и не

думать о поле»39. Таким образом, мужчины боролись за неприкосновенность гомосоциального

учреждения. Сторонники школы продавали синие (цвет «Цитадели») значки и наклейки с

надписью «Спасите мужчин», как будто одна-един-ственная женщина представляла

смертельную угрозу целому тендеру.

Фактически в «Цитадели» уже тогда было немало женщин, Они готовили пищу, занимались

уборкой помещений, а некоторые даже посещали занятия. Согласно закону, все ветераны,

женщины и мужчины, имели право поступать в эту школу. Было много женщин с высшим

образованием. Так что угроза заключалась не в простом присутствии женщин, а в их

равноправии. «Когда тендерная интеграция так или иначе поддерживает высокий статус

мужчин, это не вызывает возражений, — подчеркивает социолог Синтия Эпстейн. —

Мужчины благосклонно допускают женщин к себе на работу в качестве секретаря при

менеджере, медсестры при враче».

После решения Апелляционного суда США, определившего, что Военный институт и

«Цитадель» фактически дискриминируют женщин, эти учебные заведения предложили

 

финансировать параллельные программы в соседних женских колледжах. Институт выражал

готовность создать в Виргинии Женский институт лидерства (VWIL) в колледже Мэри

Болдуин; «Цитадель» предложила похожую программу (SCIL) для Кон вере-колледжа. Это

были небольшие частные женские колледжи, которые вместо принципа «раздельное, но

равное обучение» исповедовали принцип «особое, но лучшее обучение».

Один судья окружного суда, однако, купился на это. Судья Джексон Кайзер вынес решение в

пользу первой программы, утверждая, что «институт марширует под звуки барабана, а Бол-

дуин-колледж будет маршировать под звуки флейты, и в конце они встретятся в одном пункте

назначения». Такая цветистая риторика заставила «Нью-Йорк тайме» выпустить на следую-

щий день передовицу «Судья Кайзер снова пропустил удар»41. Слушания о «Цитадели»

проходили в другом окружном суде, и судью К. Уэстона Хоука (Чарлстон, Южная Каролина)

было не так легко убедить; он вынес постановление, чтобы школа зачислила Шеннон Фолкнер

в курсанты. Верховный суд согласился с этим решением. Относительно института в июне

1996 г. Верховный суд вынес определение, что женская программа была лишь «бледной

тенью института», и постановил допустить женщин к обучению в этом военном заведении42.

В 1998 г. среди 384 курсантов первого курса института было 23 женщины; 20 женщин

учились в «Цитадели». После прохождения изнурительного «курса молодого бойца» сами

курсанты удивились, что стандарты не снизились и отношение к мужчинам и женщинам

осталось неизменным. «Я могу признаться, что не помогал женщинам, поступившим к нам, —

прокомментировал ситуацию один курсант. — Я думал, что это будет уже другой институт, не

как прежде. Я не хотел этого. Только в октябре я понял, что все осталось по-прежнему. Наш

институт — это кодекс чести... братство выпускников... система [менторства]... [отношения]

старшего брата. Все подчинено уважению тех, кто выпускается раньше тебя. Если кто-то вам

говорит, что сам институт изменился, они не знают, что такое институт»43.

Молодые женщины, курсанты «Цитадели», не просили об особом отношении, и такого

отношения к ним не было. «Тебе надо понять, что пять-шесть парней рядом с тобой могут

кричать, ругаться, брызгать слюной, называть тебя дурой, и это нормально, — сказала одна из

поступивших. — Система здесь жесткая. Но это — просто система». Совместное обучение

опровергло стереотипы о неспособности женщин соответствовать требованиям профессии.

Этот опыт также опроверг стереотип о нежелании мужчины видеть рядом женщину, о его

неспособности исполнять свои обязанности в присутствии женщины. 64 женщины поступили

в «Цитадель» осенью 1999 г., по сравнению с предыдущим годом это составило

трехпроцентное увеличение. Отмечается и рост числа желающих поступить туда мужчин

Многие школьные округа экспериментируют с организацией раздельного обучения в масштабе

школы или класса, осо-

бенно в преподавании математики и естественных предметов девочкам. Заслуживают

внимания эксперименты с отдельными школами для черных мальчиков в Детройте и Ньюарке

и для черных девочек в Нью-Йорке. В Детройте, например, городские власти пытались

разрешить кризис среди черной общины города. Из двадцати четырех тысяч школьников

общественных школ мужского пола только 30% имели средний показатель чуть выше двух

баллов; мальчиков исключали из школы в три раза чаще, чем девочек; 60% наркоманов

приходилось на бросивших школу в восьмом и девятом классах. Городские власти Детройта

предложили организовать мужскую академию, чтобы способствовать «самоуважению, пере-

ходу к взрослой жизни, освоению ролевого взаимодействия и повышению академической

успеваемости». Хотя это были достойные цели, многие родители выступили против, так как

проект не учитывал потребности девочек. Из-за вероятности судебных процессов и

общественной оппозиции власти города отказались от этого плана. Подобные программы

были закрыты в Филадельфии и Майами, но одна все еще действует в Балтиморе45.

Опыт подобных новаций не слишком ободряет. Громкие заявления о «потребности» в

положительных ролевых моделях и суровая критика в адрес черных мужчин, бросающих свои

семьи, не учитывают экономическую неопределенность и экономическое давление, с

 

которыми сталкиваются черные мужчины, что приводит к их уходу из дома. Надежды на

реальное будущее, вероятно, были бы более экономически обоснованными, если бы удавалось

сохранить семьи и уберечь черных мальчиков от влияния улицы.

А что же девочки? В новой Женской шкс':6 лидерства в Гарлеме 160 девочек показывают

несколько лучшие результаты, чем их сверстницы в школах с совместным обучением. 90% из

них успевают по математике; у них лучшие по сравнению с остальным Нью-Йорком

результаты по чтению. Посещаемость занятий превышает городские средние показатели на

3%. «Мы намерены дать детям старой части города возможность выбора, которую раньше

имели только дети из благополучных и окружных школ», — сказала Энн Рубенстейн Тиш,

одна из основательниц школы46.

Но эта школа в настоящее время ведет судебный процесс с Американским союзом

гражданских свобод и Национальной организацией женщин по обвинению в дискриминации

мальчиков. Благотворность ее влияния также оспаривается эмпи-

рическим исследованием, недавно проведенным Американской ассоциацией женщин с

университетским образованием, которое обнаружило: многие девочки подтверждают, что

раздельное обучение больше способствует учебе, но не показывают существенно более

высоких результатов в математике и естественных науках. В другом исследовании выявились

некоторые значимые различия между классами совместного и раздельного обучения, но

только в католических школах, не в частных, и только у девочек. В третьем исследовании

отмечалось, что для выходцев из среднего класса и учащихся, имеющих иные привилегии,

разница между типами школ не имеет значения и черным и ис-паноговорящим девочкам из

семей с низким социально-экономическим статусом раздельное обучение принесло некоторые

положительные результаты. «Разделение по полу — это не ответ на неравенство в школах», —

отметила Мэгги Форд, президент Фонда образования Американской ассоциации женщин с

университетским образованием. Подобное мнение высказывает и Кеннет Кларк, выдающийся

афроамериканский педагог: «Не могу поверить, но мы фактически идем назад. Почему мы до

сих пор говорим о сегрегации и клеймим черных мужчин?» — спрашивает он. Ион знает, о

чем говорит. Его исследования содержат эмпирические доказательства против принципа «раз-

дельных, но равных» школ, провозглашенного определением Верховного суда по делу «Браун

против Совета по образованию г. Топика» в 1954 г.47

Другая сфера, в которой сегодня тендерному неравенству в образовании брошен вызов, — это

внеучебная деятельность, особенно занятия спортом. Раньше девочкам давали ясно понять,

что их место — за пределами поля. Им дозволялось восхищаться мальчиками, чьи спортивные

программы получали львиную долю финансирования. Принятые в 1972 г. поправки к Закону

об образовании отменили дискриминацию по половому признаку в общественных школах.

Эта поправка стала руководством к финансированию женских спортивных состязаний

наравне с мужскими (за исключением американского футбола, который является чрезвычайно

дорогим видом спорта некоторый женщины не играют). С тех пор участие девочек в

междушкольных спортивных состязаниях увеличилось с 300 тыс. более чем до 2 млн, а

участие в них студенток колледжей выросло более чем в 7 раз48.

По всей стране правительства штатов одобряют проведение программ тендерной справедливости в

начальном и среднем

образовании. Эти программы направлены на устранение барьеров и для девочек, и для

мальчиков на их пути к успеху. Ведется борьба против преследований и издевательств со

стороны других мальчиков, против насаждения жестких стереотипов мужского и женского

поведения преподавателями и одноклассниками. Посылка о том, что мужчины и женщины

настолько отличаются друг от друга, что не способны учиться на равных вместе, наносит вред

и мальчикам, и девочкам. Тендерное неравенство в образовании производит тендерные

различия с пагубными последствиями для обоих тендеров; оно вредит стремлениям

мальчиков и девочек обрести собственный голос, воспитать свой ум и подготовить себя для

будущей жизни.

Глава 8

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.