КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историческое «генерирование» интимной жизни
Три главных различия — разное переживание сексуального напряжения в дружбе с человеком другого пола, влияние гомофобии и тендерные различия в моделях дружбы у геев и лесбиянок — требуют некоторого объяснения. Лайонел Тайгер, например, находил объяснение, как ему казалось, большей прочности мужской дружбы в ее эволюционной полезности для охоты и войны в доисторические времена. В современных исследованиях нет недостатка в объяснениях, почему женская дружба теснее и крепче, чем мужская. Многие из этих объясне- ний, впрочем, оказываются тавтологическими построениями, в которых тендер получается одновременно зависимой и независимой переменной: женские и мужские модели дружбы раз- личаются потому, что, э-э-э, женщины и мужчины различны. Мужчины больше ориентированы на достижение цели и выполнение задач, а женщинам свойственны эмоциональность и способность к сопереживанию. В том же ключе описываются и модели их дружбы. Такие объяснения мало помогают. Некоторые авторы предлагают психоаналитические объяснения. Например, Лилиан Рубин и Нэнси Чодороу (обе — специалистки в социологии и психологии) считают, как пишет Рубин, что «традиционная структура воспитания включает задачи по развитию детей и нормативные требования культуры к мужественности и женственности, предназначенные для форми- рования различий в структуре психологии женщин и мужчин». Наше понимание дружбы, любви и близости является результатом различия в задачах, которые решают юноши и девушки в борьбе за самосознание и свою идентичность. Юноша должен отделиться от матери — источника -любви, заботы и привязанности — и утвердить свою независимость. Он научается преуменьшать важность этих переживаний, потому что думает, что они лишают его мужественности. Таким образом, эмоциональная близость часто отрицает или снижает сексуальное возбуждение мужчины. А для девушек длительная привязанность к матери обеспечивает неразрывную эмоциональную связь, любовь и заботу, и это становится основанием для понимания женщинами сексуальной близости, а не ее отрицания. В резуль- тате отделение и индивидуализация женщин проходят труднее, а мужчин тяготят привязанность и близость. Эти обстоятельства позволяют женщине «лучше удовлетворять потребности в зависимости и привязанности, чем мужчине»32. (Более подробно об этом см.
главу 4.) Хотя такие объяснения кажутся верными, они мало что проясняют в многообразии тендерного развития и стилях дружбы в других культурах. В некоторых обществах, например, мальчики должны пройти суровый ритуал отделения от своих матерей; при этом именно им, а не женщинам, приписывается ббльшая глубина внутренней эмоциональной жизни и способность к тесной дружбе и ее выражению. Например, антрополог Роберт Брэйн документально зафиксировал, что в нескольких обществах Африки, Южной Америки и Океании у мужчин формируются самые тесные дружеские связи с ритуальными клятвами «быть друзьями на всю жизнь», кровными братьями и даже символическими «супругами»33. Психоаналитики кое-что, конечно, объясняют, но их объяснения нужно рассматривать в более широком контексте исторических трансформаций, частью которых они сами являются. Идея о том, что мальчиков и девочек нужно по-разному воспитывать, сама является продуктом социального, экономического и культурного преобразования европейских и американского обществ на рубеже XIX—XX вв. Это преобразование включало несколько компонентов, трансформировавших смысл дружбы, любви и сексуальности. И Рубин, и Чодороу это признают. «Общество и индивид живут в непрерывных взаимоотношениях, — пишет Рубин. — Попытки изменить личность, не прилагая усилий, чтобы изменить институты, в которых мы живем и взрослеем, возымеют лишь ограниченный эффект»34. Стремительная индустриализация разъединила дом и работу. Сейчас мужчины ушли работать на заводы и в сфисы, в места, где выражения слабости или открытости могут дать потенциальному конкуренту экономическое преимущество. Мужчины «научились» быть практичными, строя свои отношения с другими мужчинами; в дружбе они стали «искать не близость, а компанию, не искренность, а взаимность обязательств». Мужская романтичная дружба, воспетая в мифах и легендах, для Америки была историческим артефактом35. Это разделение сфер оставило женщинам домашнюю сферу. Женщины становились все более открытыми в выражении чувств, а мужчины, наоборот, уходили от экспрессии. Разделение сфер значило больше, чем простое пространственное деление на дом и работу; духовный и социальный миры разделились на две взаимодополняющих половины. Мужчины демонстрировали качества и чувства, необходимые на работе, — соревновательность, индивидуальные достижения, практическую хватку, а женщины культивировали в себе более мягкие домашние добродетели любви, заботы и сострадания. Отождествление в культуре женственности с эмоциональной близостью привело к увеличению тендерных различий в дружбе, любви и сексуальности. Эти различия стали результатом широкомасштабных социально-экономических изменений, а не их причиной; именно исключение женщин из сферы общественного труда стало важнейшей причиной разного отношения к миру. Снова мы видим, что тендерное неравенство сначало произвело различия, которые потом стали легитимировать неравенство. Идеологически достижение самостоятельности как высшей цели индивидуального развития, наряду с появившимся идеалом брака-дружбы — брака, основанного на свободном выборе двух людей, эмоционально посвятивших себя исключительно друг другу, — закрепило растущий тен- дерный разрыв в уровнях эмоциональной выразительности. Когда стали заключать браки по любви, смешали сексуальную страсть с искренней дружбой — впервые в истории. (Вспомним, что греки строго разделяли супружество, секс и любовь.) Наконец, рождение современного гомосексуала оказало огромное влияние на формирование генд ер изо ванных различий в любви. Французский философ Мишель Фуко утверждал, что «исчезновение дружбы как социального института и объявление гомосексуальности в качестве социальной/политической/ медицинской проблемы являются одним процессом». До XX в. слово «гомосексуальный» означало поведение, а не идентичность. Но как только оно из прилагательного превратилось в существительное, гомофобия стала занимать все более важное место в жизни мужчин. Гомофобия увеличивает тендерные различия между женщинами и мужчинами, поскольку «возможность вменения гомосексуального интереса любым отношениям между мужчинами подтверждала, что мужчины должны всегда помнить
и подчеркивать свое отличие и от женщин, и от гомосексуалов», — пишет социолог Линн Сегал36. Индустриализация, культурные идеалы брака-дружбы и разграничение сфер, появление современного гомосексуала — все это вместе породило пространство нашего переживания и понимания близких отношений и эмоциональной жизни. Разделение этого пространства на две взаимодополняющие гендеризованные области — это лишь часть истории нашего гендеризованного общества.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |