Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендеризованность сексуальной социализации




Откуда возникает тендерный разрыв в сексуальности? Хотя СМИ нас постоянно бомбардируют

сексуальными образами,

мы еще получаем уроки сексуальной этики от наших родителей, преподавателей и в наших

религиозных учреждениях, но больше всего о сексе мы узнаем в юности, и самое активное

участие в нашей сексуальной социализации принимают сверстники. Мы учим друг друга

тому, что хорошо и почему, а затем совершаем определенные действия с партнерами до тех

пор, пока они по-настоящему не почувствуют то, что, как нам говорили, мы должны

почувствовать сами.

Вспомним, например, школьные «пробы», когда подростки пытаются, обычно без слов,

договориться о том, насколько далеко они зайдут в сексуальных контактах. И мальчик, и де-

вочка имеют свои цели, но они скорее всего разные. «Его» цель, конечно, в том, чтобы

увеличить счет, и, прокладывая путь к этой цели, он прибегает к разнообразным маневрам,

аргументам и другим стратегиям, которым его научили друзья. «Ее» цель может заключаться

в удовольствии, но одновременно и в том, чтобы сохранить репутацию «хорошей девочки»,

которая требует определенной строгости, но не «слишком». «Юноши вступают в сексуальные

отношения с ожиданиями и желаниями, весьма отличными от тех, которые имеют девушки,

— такой вывод был сделан по результатам исследования сексуальности Национального

центра изучения общественного мнения. — Молодые женщины часто в первом половом акте

не испытывают физического удовольствия, и многие говорят, что их принудили к соитию»20.

Последуем за типичными юношей и девушкой, вступившими в переговоры по поводу своих

конкурирующих желаний. Если они уже встречались прежде, то он может решить, что

пришло время развить сексуальные отношения дальше и переходить от поцелуев (первая

стадия) к троганию ее груди (вторая стадия). Почти всегда в «его обязанности» входит

ра^зитие, а «ее обязанность» — принять решение, позволить ему это или нет. Так что его рука

подбирается к ее груди. Она ему разрешает.

Думает ли при этом наш герой: «Мммм. Неплохо. Грудь мягкая и теплая. Подержусь-ка еще

немного»? Вряд ли. Обычно он уже думает, как бы забраться под блузку. А думает ли она:

«Мммм. Приятно. Мне это нравится больше, чем когда другой попробовал сделать то же

самое месяц назад»? Скорее, она думает: «Знаю, он теперь попробует забраться мне под

блузку. Хочу ли я этого? Как его остановить, не обидев?»

Каждый раз, когда он продвигается дальше, ему практически некогда наслаждаться, пока он

не достигнет следующей стадии. И каждый раз она должна решить, надо ли и как ему

препятствовать. Едва ли кто-нибудь из них полностью отдается

12 Геилернос общество

возбуждению и удовольствию от исследования тел друг друга. Оба фактически находятся

далеко в будущем, готовят свой следующий шаг. Большая часть нашей сексуальной

социализации в юности устремлена в будущее, а не в настоящее.

Если наша парочка не в одном времени, то, по крайней мере, на одной планете. Но даже здесь

они думают не об одном и том же. Он может думать: «Ничего себе, добрался до третьей

стадии! Не могу дождаться, чтобы рассказать парням!» Она же думает: «Боже мой, я

позволила ему зайти так далеко. Надеюсь, никто из подруг не узнает!» Поэтому он обещает не

говорить никому (может и врать!) в обмен на ее разрешение пойти дальше. Они находятся и

пространственно в разных местах — каждый со сверстниками своего пола, которые охраняют

их репутацию. Как выразилась одна исследовательница феминистского направления, «хотя

сексуальный интерес сосредоточен на противоположном поле, прежде всего у своих

сверстников и сверстниц подростки будут искать одобрения своих сексуальных установок и

достижений». Учитывая удаленность друг от друга в пространстве и времени, остается

удивляться, как мы вообще получаем удовольствие и познаем друг друга!21

Эта динамика помогает понять, какое давление испытывают подростки и почему часто

 

происходят разрывы в общении, в том числе из-за того, что мальчики пытаются идти дальше,

чем девочки им позволяют. То, что юноши и девушки ищут сексуального опыта не для

установления близких отношений и не для получения удовольствия, является трюизмом для

исследователей сексуальности. Психолог Чарлин Мюленхард, например, изучала сексуальный

опыт подростков более десяти лет. Она обнаружила, что юноши чаще (57,4%), чем девушки

(38,7%), вступали в нежелательные половые сношения под воздействием соблазна — т.е.

когда им делались шаги навстречу, от которых было трудно уклониться. Больше мужчин

(33,5%), чем женщин (11,9%), вступали в нежелательные половые сношения, потому что

хотели получить сексуальный опыт, хотели о чем-то поговорить или установить

доверительные отношения. И больше мужчин (18,4%), чем женщин (4,5%), сказали, что

вступали в половые сношения, потому что не хотели казаться гомосексуалами, застенчивыми,

боязливыми, недостаточно мужественными или недостаточно женственными. Давление

сверстников сыграло роль для 10,9% мужчин, но только для 0,6% женщин22.

По достижении взрослости это социализированное расстояние между женщинами и

мужчинами может сцементиро-

ваться в их различный сексуальный опыт, который, как нам все говорят, мы имеем на всю

жизнь. Каждый тендер стремится выразить различные чувства, по различным причинам, с

различными репертуарами. Так что может показаться, что мы изначально прибыли с

различных планет. В британском фильме «Сэмми и Рози делают это» лесбиянка говорит, что

гетеро-сексуалы достойны сожаления: «Женщина все время пытается кончить, и ей это не

удается, а мужчина все время пытается не кончить, и ему это тоже не удается».

В чем-то она права. Так как многие мужчины связывают адекватное сексуальное

функционирование с задержкой эякуляции, то некоторые, во избежание «преждевременной

эякуляции», разрабатывают целые стратегии, которые сводятся к большей эмоциональной

дистанцированности, фаллоцентриз-му, фокусированию на оргазме и превращению женщины

в объект полового акта. Вуди Аллен показал это в комедии середины 1960-х гг. Играя роль

«жеребца», Аллен говорит:

«Когда занимаешься любовью и стараешься [пауза] отсрочить [пауза] момент экстаза, я

думаю о бейсболе. Вот, теперь ты об этом знаешь. Итак, мы оба яростно занимаемся любовью,

и она здорово работает, так что я должен быстро думать о бейсболистах. Выбираю команду

„Джаэнтс". Мэйз движется к правому краю. Он берет секунду на дикой подаче. Теперь она

впивается ногтями мне в шею. Я делаю передачу Мак-Коуви [смешок]. Выскакивает Алу.

Хэллер берет удар, Мэйз берет третий. Теперь у меня — первая и третья ситуация. Два аута, и

„Джаэнтс" отстают. Я не знаю, что делать дальше [смешок]. А она уже минут десять как в

душе [пауза]. Больше не могу ничего сказать, это — слишком личное [пауза]. „Джаэнтс"

победили».

Читателя могут поразить несколько вещей в этом отрывке — привнесение насилия, то, как

получаемое партнершей удовольствие наводит на мысли о бейсболе, желание победить в игре

и описание секса на языке спорта. Текс". также выявляет поразительный пример

дистанцирования мужчины в сексе. Средство задержать эякуляцию (и не только ее)

срабатывает настолько успешно, что рассказчик вдруг перестает замечать партнера: «А она

уже минут десять как в душе», — неожиданно обнаруживает Аллен. Другие мужчины

детально представляют спортивные сцены, повторяют таблицу умножения или, как один из

моих студентов, химик по специальности, периодическую таблицу Менделеева.

Неудивительно, что женщины часто задаются вопросом, о чем думают мужчины во время

секса!

Когда все идет «хорошо», мы отчетливо видим гендеризо-ванность секса. Ее можно

обнаружить и тогда, когда все идет не так. Например, когда мужчина хочет услышать диагноз

своих сексуальных проблем, он почти никогда не жалуется на то, что не

испытываетудовольствия. Один мужчина с преждевременной эякуляцией жаловался, что не

чувствует себя «настоящим мужчиной», потому что «не может удовлетворить женщину».

Другой, с проблемами эрекции, сказал врачу, что «настоящий мужчина не должен просить у

жены чего-нибудь сексуального» и «должен быть способен удовлетворить ее всегда, когда

 

захочет». Оба, таким образом, говорили о сексуальной проблеме в тендерных выражениях;

каждый боялся, что его сексуальная проблема лишает его мужественности, делает его

ненастоящим мужчиной. Для них сексуальность заключается не во взаимном удовольствии, а

в гидравлическом функционировании. Неудивительно, что мужчины используют язык

производства (наряду с метафорами спорта и войны) при описании сексуальных переживаний.

Мы используем «инструмент» для «выполнения работы» по «достижению» оргазма, а иначе

мы испытываем «беспокойство, что чего-то не сделали». Мужчины, испытывающие

сексуальные проблемы, редко отклоняются от тендерных стереотипов, в редких случаях они

не способны или не желают следовать принятым правилам мужской сексуальности. Чаще они,

напротив, чересчур строго придерживаются норм, определяющих сексуальную

состоятельность через способность функционировать подобно хорошему насосу23.

Сближение тендерных различий в сексуальности

Несмотря на постоянство тендерных различий в сексуальных установках и поведении,

тендерный разрыв в сексуальности сузился в последние годы, по мере того как стали исчезать

различия в понимании секса между женщинами и мужчинами. Или, точнее, женское

понимание стало сближаться с мужским. Как я ранее указывал, наше понимание любви

феминизировалось, асексуальность — все более маскулинизируется. Если мужское

сексуальное поведение мало изменилось, то сексуальность женщин претерпела серьезные

изменения и все больше напоминает поведение мужчин. (Вероятно, и то, и другое пугает

мужчин.)

Отчасти эта трансформация вызвана технологическими прорывами и идеологическими сдвигами,

которые получили

название сексуальной революции. По сравнению с 1960-ми гг. сексуальное удовольствие само

по себе стало более доступным для женщин, поскольку действенный и относительно безопас-

ный контроль над рождаемостью и юридическое узаконивание аборта позволили отделить

секс от деторождения. (Мужчины, понятно, всегда могли получать чистое сексуальное

удовольствие, и в этом смысле женская сексуальность стала напоминать мужскую.) «Раньше я

думал, что секс нужен, чтобы родить кого-то; потом я понял, что он для любви; сейчас им

занимаются для удовольствия», — так пятнадцатилетний подросток подвел итог изменениям в

сексуальности. Кроме того, широкое распространение сексуального образования сделало

людей более осведомленными — но не обязательно более сексуально активными. Согласно

недавнему обзору, из 53 исследований, посвященных воздействию образования в области

секса и СПИДа на сексуальную активность, в 27 исследованиях заметных изменений не было

обнаружено, а в 22 было отмечено снижение и отсрочка сексуальной активности, а также

уменьшение количества сексуальных партнеров. Только в 3 исследованиях обнаружилась

связь между увеличением сексуальной активности и сексуальным образованием.

Представляется, что сексуальное образование позволяет принимать лучшие решения и

способствует повышению, а не понижению ответственности24.

Идеологически феминизм сделал получение женщинами сексуального удовольствия и

выражение женской сексуальной независимости своей политической целью. Женщинам боль-

ше не нужно верить сказкам о незаинтересованности в сексе, о пассивности и бесполой

ангельской добродетельности. Женщины имеют такое же право на удовольствие, как и

мужчины. И они на практике узнали, как доставить с^бе удовольствие, когда феминистки

обнародовали так называемый «миф о вагинальном оргазме». Феминизм отчасти стал

политическим сопротивлением тому, что можно назвать «социализированной бесполостью»

женской сексуальности. «Феминизм меня отчасти привлек потому, что дает право быть

сексуальной личностью», — вспоминает одна женщина. Другая верила, что феминизм

«утверждает право женщины сказать „да" вместо „нет"». За последние три десятилетия

произошли изменения именно в женской сексуальности, поскольку именно женщины

стремились ее выразить. Посмотрите, например, как изменилась идея сексуальной опытности.

Раньше обыкновенно от мужчины ожидали получения некоторого сексуального опыта до

брака, и многие женщины и мужчины требовали девствен-

ности от женщины. Теперь нет. Как пишет Лилиан Рубин, «за одно поколение, между 1940-ми

 

и 1960-ми, мы прошли путь от матерей, которые считали свою девственность самым ценным

сокровищем, к дочерям, для которых девственность стала бременем». Девственность больше

не была «сокровищем, которое нужно хранить»; теперь она превратилась в «проблему,

которую

надо решить»25.

Уровень и мотивы мастурбации тоже начали сближаться. Что, в конце концов, есть

мастурбация, как не доставление себе удовольствия, являющегося выражением сексуальности

человека. Самый последний национальный опрос показал довольно большое сходство в

мотивах мастурбации между мужчинами и женщинами. Как и в сексуальных установках. По

данным Национального центра изучения общественного мнения, 36% мужчин и 53% женщин,

родившихся между 1933 и 1942 гг., полагали, что добрачный секс был почти всегда ошибкой.

Эти показатели с возрастом понижаются, причем у женщин гораздо резче. Среди родившихся

между 1963 и 1974гг. только 16% мужчин и 22% женщин полагали, что добрачный секс почти

всегда был ошибкой26.

Растет сходство и в сексуальном поведении. Среди мальчиков-подростков показатели

сексуального опыта фактически не изменились с середины 1940-х гг. Около 70% мальчиков в

старших классах имели половые сношения, по сравнению с 50% старшеклассников конца

1920-х гг. Но показатели среди девочек изменились значительно: 5% в 1920-е гг., 20% в конце

1940-х, 55% в 1982 и 60% в 1991 г. И возраст первого сексуального опыта неуклонно

снижается и для мальчиков, и для девочек. Снизилось число девственниц (гораздо быстрее) и

девственников. Число подростков, имевших более пяти разных сексуальных партнеров к 18

годам, возросло у обоих полов, и среди девочек опять-таки более стремительно27.

Среди взрослых данные по добрачному сексу и количеству сексуальных партнеров, кажется,

сближаются. Согласно опросу выпускников колледжа, 99% юношей и 90% девушек имели до-

брачный секс. В другом исследовании обнаружилось, что замужние женщины 1970-х гг. ведут

гораздо более активную и разнообразную сексуальную жизнь, чем это было обнаружено

Кинси в конце 1940-х гг. 90% замужних женщин утверждали, что счастливы в своей

сексуальной жизни; 75% были довольны ее частотой, а 25% хотели бы ее увеличить. В

исследовании 1980-х гг. отразилась та же тенденция. Женщины и мужчины обнаружили

сходство сексуальных желаний — они хотели регулярного

секса, были бы счастливы иметь равные права на инициацию и отказ от секса и указывали на

неудовлетворенность нерегу-

 

лярностью секса.

Источники наших сексуальных побуждений тоже схожи. В 1970-е гг. психолог Джулия

Хейман разработала способ измерить женское сексуальное возбуждение. Случайно

отобранные студентки прослушивали два вида аудиозаписей — романтическую и открыто

сексуальную. У каждой испытуемой былотампо-нообразное устройство, измерявшее приток

крови к влагалищу. Как и мужчины, женщины гораздо сильнее возбуждались от прямого

сексуального разговора, чем от романтического диалога. Интерес к разнообразию связей у

мужчин и женщин также достаточно схож. Опыт орального секса резко возрос и среди

мужчин, и среди женщин. И, если верить 20-летней студентке, меняется и значение орального

секса. «Мне было около 16, и у меня был друг, не парень, а друг; я не знала, что подарить ему

на день рождения, и отсосала. Хотела попробовать, что это такое; ну и для прикола», —

сказала интервьюеру студентка «без тени неловкости»29.

Похоже, что у женщин сейчас больше секса и больше удовольствия от него, чем когда-либо в

истории. Поэтому женщинам теперь вроде бы ни к чему симулировать оргазм. Когда

всередине 1970-х гг. Лилиан Рубин брала интервью у белых женщин из семей рабочего

класса, она обнаружила, что более 70% женщин имитируют оргазм, по крайней мере иногда.

Теперь, по ее данным, тот же самый процент женщин утверждает, что они никогда не

симулируют оргазм30.

Очевидность тендерной конвергенции не означает полного отсутствия различий в

сексуальном иыражении между женщинами и мужчинами. По-прежнему су-цествует и разное

понимание сексуальности, но сегодня правила не столь строги и обязательны, как в прошлом.

 

«Теперь не так. как раньше, когда от женщин ожидали девственности вплоть до брака. Теперь

требование потери девственности предъявляется и к мужчине, и к женщине, — сказал 29-

летний мужчина. — Но для мужчины потеря девственности — признак мужественности, а для

женщины все равно есть какая-то потеря». Более того, хотя и мужчины, и женщины имеют

право на удовольствие и у обоих первый сексуальный опыт происходит по обоюдному

желанию, мужчины все же, как кажется, полагают, что у них есть право на сексуальное

действие, даже когда женщина того не желает. «Я оплатил чудесный вечер, — заметил один

студент, — и за свои старания я имел право на секс». Такая установка приводит

к росту насилия во время свиданий и знакомства в университетских городках31.

Около 15% студенток сообщили о сексуальных нападениях; более половины этих нападений

совершены мужчинами во время свидания. В некоторых исследованиях этот показатель

гораздо выше, например, в исследовании, проведенном Мэри Косе с коллегами, — почти в два

раза (27%)32. Вместо того чтобы, как это делают некоторые ученые мужи, гневаться на

феминисток за то, что они превратили студенток в «жертвы», нужно было бы обратить гнев на

мужчин, совершавших нападения. Никакое число изнасилований нельзя считать нормальным.

То, что многие студентки вынуждены корректировать свое поведение из-за поведения таких

мужчин — где учиться, как поздно засиживаться в библиотеке, на какие вечеринки ходить, —

вот что заслуживает гнева!

Взрослые женщины и мужчины дают разные показатели вынужденного секса. 96,1% мужчин

и 77,2% женщин говорят, что их никогда не принуждали заниматься сексом против их

желания. Среди тех, кого принудили к сексу, различия значительны. Лишь немногим более

1% мужчин (1,3%) и более одной пятой женщин (21,6%) занимались сексом по принуждению

с человеком противоположного пола; лишь около 2% мужчин (1,9%) и 3% женщин были

вынуждены заниматься сексом с лицом того же пола. Мужчины по-прежнему ведут себя как

сексуальные хищники. По оценкам некоторых исследований, каждая пятая женщина может

стать жертвой изнасилования. Вероятность пережить неудачную попытку примерно

удваивается33.

Революционные изменения в женской сексуальной активности не сопровождались ни

снижением сексуальных прав мужчин, ни качественным скачком их способности к близким,

эмоциональным отношениям. Таким образом, если некоторые феминистки праздновали

женское право на сексуальную независимость, другие — врачи и активисты — сожалели о

мужской приверженности сексу «без отношений». Именно мужчины переживают трудности в

отношениях дружбы и любви, и психологи, подобно Рональду Леванту, призывают заменить

«безответственную, безразличную, навязчиво-принудительную, отчужденную сексуальность

иным типом сексуальности, этически ответственной, с соучастием в благополучии партнера,

наделяющей мужчин сексуальными полномочиями»34.

Секс «без отношений» означает, что, являясь центральным в жизни мужчины, секс изолируется от

других ее аспектов и отношений; часто смешивается с агрессией; связывается

в обществе с понятиями достижения и успешности; достигается вопреки отрицательным

эмоциональным и моральным последствиям. Сексуальная неопытность рассматривается как

стигма. Примеры мужской сексуальности «без отношений» можно найти в большом

количестве. Мужчины думают о сексе чаще, чем женщины; у них сильнее выражены

сексуальные фантазии; они занимаются мастурбацией чаще, чем женщины; они чаще

покупают порнофильмы; у них больше сексуальных партнеров; у них более разнообразный

сексуальный опыт, чем у женщин35.

В недавно опубликованной по этой проблеме книге психолог Гэри Брукс патологизирует

мужские сексуальные проблемы и называет их «синдромом суперобложки». Признаки син-

дрома таковы: вуайеризм (или «половое извращение, состоящее в стремлении к созерцанию

эротических сцен»), превращение женщины в «объект», секс как утверждение своей

мужественности, культ трофеев и боязнь близости отношений. Рон Левант предлагает

медицинский неологизм — алексити-мия — для описания социально обусловленной

«неспособности испытывать и выражать чувства». Проблема, должно быть, серьезная, тем

более что имеет греческое название. Некоторые авторы тоже предупреждают женщин об

 

опасности со стороны мужчин с «типично мужским» сексом, которые «не видят в партнерше

человека и... превращают ее в объект, даже насилуют, видя в ней снаряд для упражнений».

Другие предупреждают об «ущербе, который в конечном счете наносится мужчинам в

процессе такой социализации, которая ограничивает их способность переживать близость»36.

Не все исследования мужского секса «без отношений» имеют критическую направленность.

Психологи Гленн Гуд и Нэнси Шеррод утверждают, что для многих мужчин такой секс явля-

ется стадией личностного развития, и не обязательно способом существования:

«Мужчина проходит стадию сексуальности „без отношений", решая задачи, стоящие перед

ним на этой стадии... куда входят приобретение опыта сексуального существа, приобретение

опыта межличностных аспектов сексуальности, развитие своей идентичности и навыков

близких отношений. После этого мужчина развивает внутреннее осмысление своего

поведения, которое позволяет ему формировать и поддерживать близкие, заботливые

отношения с другими».

Фактически, как считают Гуд и Шеррод, сексуальный опыт «без отношений» может быть

положительным,, позволяя

подросткам «снизить сексуальную напряженность в отношениях» и «приобрести сексуальный

опыт, отточить навыки, связанные с сексуальной активностью, приобрести опыт отношений с

разными партнерами и разных типов поведения, тем самым снижая любопытство к

чередованию партнеров в будущем»37.

В сексе «без отношений» «проблему» для мужчин увидели относительно недавно, и она стала

частью общей «неловкости» в американской культуре от «эксцессов» сексуальной революции.

В 1970-е гг., как указывают Мартин Левин и Ричард Тройден, основные сексуальные

проблемы, находившиеся в компетенции врачей, возникали из-за недостаточности

сексуального опыта: аноргазмия (неспособность достигнуть оргазма), особенно у женщин, и

проблемы с эякуляцией и эрекцией у мужчин. Сегодня проблематизируется «сексуальное

пресыщение», относительно новый термин, употребляя который хотят показать, что много

секса, секс «без отношений», т.е. ради чисто сексуального удовольствия, — тоже проблема.

Если верно, что секс «без отношений» является для некоторых мужчин проблемой, особенно

для тех, для кого такой секс — единственная форма сексуального выражения, то не надо

думать, что это единственная форма выражения мужской сексуальности. Многие мужчины

способны и к сексу «с отношениями», и к сексу «без отношений». Некоторые мужчины не

практикуют секс «без отношений», потому что они живут в субкультурах, где это не является

нормой; другие мужчины придерживаются противоположных ценностей38. Может быть, стоит

расширить наш сексуальный репертуар, чтобы дать женщинам и мужчинам возможность

испытать разные сочетания любви и сексуального желания, полностью не сводя одно к

другому, — разу-меется> по взаимному согласию, с соблюдением равенства и безопасности.

Гомосексуальность как следование тендерным нормам

Я уже описывал, как происходит социализация «его» и «ее» сексуальности. Я намеренно не

подчеркивал, что говорю оге-теросексуальности, а не гомосексуальности, потому что генде-

ризация сексуальности происходит и у гомосексуалов, иуге-теросексуалов. На самом деле

воздействие гендеризации на геев и лесбиянок еще более очевидно, потому что

гомосексуальную пару составляют два гендеризованных мужчины или две ген-деризованные

женщины, т.е. мужественность и женственность

перемножаются! Некоторые тендерные различия усиливаются сексуальной ориентацией.

Это, конечно, противоречит нашему обычному пониманию гомосексуальности, а также точке

зрения тех биологов, которые полагают, что геи биологически в чем-то ближе к женщинам, в

отличие от гетеросексуальных мужчин. Из распространенных в обществе представлений

фактически следует, что геи и лесбиянки суть тендерные не-соответствия: лесбиянки —

«маскулинные» женщины, а геи — «фемининные» мужчины. Но эти представления имеют

один глубокий логический недостаток. Они предполагают, что тендер партнера важнее и

влияет на вашу жизнь сильнее, чем ваш собственный тендер. Но ведь собственный тендер —

т.е. сочетание поведения, установок, признаков и базовых допущений о том, что значит быть

мужчиной или женщиной, — намного важнее, чем тендер тех, с кем мы вступаем в

 

сексуальные и иные взаимодействия. Сексуальное поведение, гомосексуальное или

гетеросексуальное, подтверждает тендерную идентичность.

Это не помешало расхожим мнениям возобладать в общественной дискуссии о

гомосексуальности, особенно в тех книгах, в которых родителям дают советы о воспитании,

чтобы ребенок не получился «неправильным». Например, Питер и Барбара Уайдены в книге

«Расти гетеросексуальным: что каждый вдумчивый родитель должен знать о

гомосексуальности» утверждают, что «предрасположенность к гомосексуальности» у

мальчиков можно распознать по недостатку мужественного поведения в раннем детстве,

который может усиливаться рядом с явно «маскулинной» матерью, т.е. с такой, которая

работает вне дома и увлечена идеями феминизма!39

В отдельных эмпирических исследованиях также озвучивалась подобная идея. Например,

психиатр Ричард Грин наблюдал за группой (около пятидесяти пяти) мальчиков начиная с

дошкольного возраста до вступления во взрослую жизнь. Наблюдались только те мальчики,

которые часто переодевались дома в женскую одежду. Они любили играть с девочками в

школе и с куклами, помогали матерям делать работу по дому. Их родители одобряли такое

поведение. Эти «маменькины сынки» имели гомосексуальный опыт в 4 раза чаще, чем

«неженственные» мальчики. Но данное исследование многие раскритиковали. Такое

несоответствие тендера чрезвычайно редко встречается (крайне сложно было найти даже тех

пятьдесят пять мальчиков) и поэтому не может служить объяснением ориентации

подавляющего большинства гомосексуалов.

Крайние проявления тендерного несоответствия не следует приравнивать к умеренным, к

которым можно отнести, например, нелюбовь к спорту, предпочтение музыки или чтения,

равнодушие к силовым играм. Гомосексуальность может быть результатом реакций

социального окружения мальчика на его поведение (преследование другими мальчиками,

частое назначение лечебных процедур определенного вида), которые и помешали ему

воспринять принятые гетеросоциальные модели поведения. Бойкот и гонение сами по себе, а

не конкретные оскорбительные действия, формируют сексуальное самоощущение. Систе-

матические исследования умеренных форм тендерного несоответствия показывают, что

большинство мальчиков, признающих подобные поведенческие несоответствия, становятся

гетеросек-суалами. Наконец, когда исследование Грина с коллегами распространили на

«девочек-пацанок», то значимых различий в фактических сексуальных предпочтениях между

теми, кто сообщал о том, что в детстве они вели себя как пацанки, и остальными девочками не

обнаружилось. Результаты, полученные Грином и его коллегами, можно интерпретировать

следующим образом: быть «маменькиным сынком» значит гораздо сильнее нарушать

I- " 4Л

тендерный порядок, чем если быть «пацанкои».

Однако факты говорят об обратном: гомосексуальность является глубоко гендеризованной, а

геи и лесбиянки по-настоящему соответствуют своему тендеру. Примечательно, что это

суждение разделяют представители столь разных течений, как одобряющие геев писатели и

феминистки, с одной стороны, и ультраконсервативные авторы, как Джордж Гилдер, который

в своем непоколебимом критическом анализе мужественности — и гомосексуальной, и

гетеросексуальной — пишет, что лесбийство «не имеет ничего общего с мужской

гомосексуальностью. Как геи, с их неодолимой тягой к сексу и беспорядочным связям, являют

собой карикатуру обычной мужской сексуальности, так и лесбиянки сильно напоминают

других женщин в своем желании близости и моногамности»41.

С момента зарождения движения геев в баре «Стоунвол-инн» в 1969 г., когда они оказали

сопротивление полиции, геи постоянно стараются показать, что они вовсе не «несостоявшиеся»

мужчины, как это было принято думать. На самом деле многие геи были весьма успешны как

«настоящие» мужчины, воплощали гипермаскулинный кодекс анонимного секса, одевались

подчеркнуто «по-мужски» и выглядели очень «мужественно», даже занимались боди-билдингом.

Так выглядели примерно 35% гомосексуальных мужчин, и они оказались, пожалуй, даже

более успешными в реализации мужественности, чем гетеро-сексуалы. К началу 1980-х гг. это

обстоятельство привело к некоторым любопытным инверсиям в традиционных стереотипах. В

популярной песне 1983 г. Джо Джексон так прокомментировал это явление:

 

«Посмотри на сладких мальчиков, танцующих в парах,

Золотая серьга, золотистый загар, отличная стрижка,

Уверен — они все правильны и прямы —

как прямая линия,

Все геи — настоящие мачо, разве не видишь,

как блестят их кожанки?»42

Совершенно иная сексуальная жизнь у лесбиянок. Многим из них движение геев не сулило

сексуального освобождения. В лесбийском сообществе больше обсуждалась «тирания отно-

шений», чем многообразие сексуальных практик. Лесбийские пары жаловались

психоаналитикам на «смерть лесбиянки в постели», фактическое прекращение сексуальной

практики после нескольких лет совместной жизни. Одна женщина сказала в интервью:

«Как женщин, нас не учили быть инициатором полового акта. Потом, мы не обязаны

извиняться, если не хотим заниматься сексом. Мы не говорим: „У меня голова болит". Мы

говорим просто „нет". Кроме того, мы гораздо больше обнимаемся и ласкаем друг друга, чем

гетеросексуалы, и получаем от этого удовлетворения больше, чем от собственно полового

акта. Потом, такая сестринская связь доходит до того, что отношения кажутся почти

кровосмесительными. Такая сильная близость. Мы так хорошо узнаем друг друга»43.

Лишь немногие лесбиянки восприняли этику сексуального освобождения и искали

сексуального разнообразия, тогда как большинство сохранили тендерное соответствие.

Это произошло в том числе и из-за того, что феминизм играл заметную роль в социальной

организации жизни лесбиянок. На ранних этапах женского движения влесбийптве видели

политическую альтернативу, решительный отказ помогать врагам (мужчинам) и их

обслуживать. Феминистки задавались вопросом, как женщина, будучи настоящей

феминисткой, может делить свою жизнь и постель с мужчиной? «Политическая лесбиянка»

представляла собой специфический сплав сексуальной и тендерной политики, сознательный

выбор сексуальности, соответствовавший ее политической позиции. «Быть лесбиянкой в

культуре мужского превосходства, культуре капитализма,

женоненавистничества, расизма, гомофобии, империализма для женщины — это акт

сопротивления». Хотя, конечно, не все лесбиянки — феминистки, но даже этот конструкт

политического лесбийства является формой тендерного соответствия. Если ты выступаешь

против тендерного неравенства, доказывают политические лесбиянки, то должна прекратить

сексуальные отношения с мужчинами и поддерживать их только с женщинами, потому что ты

— женщина. Тендер остается организующим принципом сексуальности даже там, где

сексуальность понимается как форма сопротивления тендерной политике44.

Изучение гомосексуальности показывает, что геи и лесбиянки следуют тендерным

стереотипам. Возьмите, например, количество сексуальных партнеров. В одном исследовании

большинство лесбиянок сообщили, что у них было менее десяти сексуальных партнеров, и

почти половина сказали, что у них никогда не было случайных связей. Опрос 1982г. среди

незамужних женщин в возрасте от 20 до 29 лет дал в среднем 4,5 сексуальных партнеров на

одну женщину. А вот гей по данным того же исследования имел в среднем сотни партнеров,

много случайных связей, и более четверти сообщили о тысяче или более партнеров. Мастере и

Джонсон обнаружили, что у 84% мужчин и 7% женщин было от 50 до 1 000 и более сексуаль-

ных партнеров и что 97% мужчин и 33% женщин имели семь и более связей, длившихся не

более 4 месяцев. По данным другого исследования, 11% мужей и 9% жен определили себя как

склонных к беспорядочным связям, 79% геев и 19% лесбиянок дали себе такое же

определение (а вот среди гетеросексуальных партнеров такую характеристику дали себе 25%

мужчин и 22% женщин). Геи имеют самые низкие показатели по длительности отношений, а

лесбиянки — самые высокие, и последние гораздо выше ценят эмоциональные отношения,

чем геи. Таким образом, оказывается, что мужчины — и геи, и гетеросексуа-лы — ставят секс

на первое место, тогда как женщин — независимо от ориентации — больше интересуют в

любви эмоциональность и близость отношений45.

Исследование регулярности половых контактов также подтверждает эти выводы. Водном

исследовании 45% гетеросексуальных пар, состоящих в браке не более 2 лет, сообщили, что

занимаются сексом 3 и более раз в неделю, и только 27% пар, проживших от 2 до 10 лет, имели

такие же показатели. В сравнении с ними 67% геев, проживших вместе менее 2 лет, и 32% из тех,

 

кто жил вместе от 2 до 10 лет, занимались сексом 3 и более раз в неделю. Треть лесбиянок

занимались сексом 3 и более раз

в неделю в первые 2 года своих отношений, но только 7% — после 2 лет совместной жизни.

После 10 лет совместной жизни регулярность половых отношений сохраняли 18% женатых

пар, 11% геев и 1% лесбиянок. Почти половина лесбиянок (47%) после 10 лет совместной

жизни занимались сексом реже одного раза в месяц. Один интервьюер так описал лесбийскую

пару:

«Они с соседкой по комнате очень любили друг друга. Как и большинству людей, имеющих

хорошие, устойчивые отношения на протяжении 5 лет, им было хорошо друг с другом, они

как бы слились воедино, и над этим подшучивали. Они работают вместе, одновременно

заканчивают работу и большую часть свободного времени проводят вместе. Они мне дали с

собой тарелку печенья — в знак гостеприимства и теплоты, которые я чувствовал в их

доме»46.

Таблица 10.1 Кто инициирует секс, %

 

Я

Поровну

Партнер

Мужья

Мужчины -сожители 39

Геи

Лесбиянки

Женщины -сожители 15

Жены

Источник: Blumstein P., Schwartz P.American Couples: Money-Work-Sex. New York: William Morrow, 1983.

Если гетеро- и гомосексуальность так похожи в том, как мужчины и женщины выражают и

подтверждают свою генде-ризованную идентичность в сексуальном поведении, то в чем

заключается основная разница между гетеросексуалами и гомо-сексуалами, не считая,

конечно, тендера партнера? Одно различие заключается в том, что гомосексуальные

отношения более эгалитарны (см. табл. 10.1). На вопрос о том, например, кто инициирует

секс, геи и лесбиянки дают сходные ответы, отличающиеся большей эгалитарностью, чем

ответы женатых или сожительствующих гетеросексуалов.

Кроме того, поскольку идентичность гомосексуалов определяется их сексуальностью и их

сексуальные отношения не прокреативны, геи и лесбиянки имеют больший сексуальный

опыт, особенно в сексе без пенетрации. Так, один сексолог пишет, что «сексуальные действия

геев более разнообразны, чем у гетеросексуалов». А Мастере и Джонсон обнаружили, что

любовные эпизоды у гомосексуальных пар длятся дольше, чем у гетеросексуальных47.

Гетеро- и гомосексуалы схожи еще в том, что на их сексуальное поведение влияет гомофобия.

Очевидно, что гомофо-бия приводит к большей насыщенности взаимоотношений между

гомосексуалами. Систематическая диффамация и стигматизация гомосексуальности делает ее

стержнем идентичности человека. Социолог Кен Пламмер пишет:

«Враждебность, с которой общество относится... к гомосексуальности... отягощает процесс

становления гомосексуалом проблемами вины и идентичности. Она ведет к формированию

субкультуры гомосексуальности, к возникновению проблем во взаимоотношениях из-за

необходимости скрывать позорящую стигму. И это в значительной степени препятствует

развитию устойчивых отношений между гомосексуалами»48.

Чтобы полнее понять переживания стигматизации, попробуйте провести небольшой

мысленный эксперимент, предложенный двумя социальными психологами. Вообразите на

мгновение, что вы — беспокойный человек и быть беспокойным — противозаконно. Вы

должны стараться скрыть свое беспокойство от других. В своем собственном доме вы можете

безопасно предаваться ему, а публичное проявление беспокойства может привести к аресту

или, по крайней мере, к бойкоту. Однажды на работе ваш коллега посмотрит на вас и скажет:

«Забавно, мне вдруг показалось, что вы тревожились». «Да нет, черт побери!» — воскликнете

вы громче, чем нужно. И начнете гадать, сообщит ли коллега о своих подозрениях боссу. Если

он это сделает, ваш босс может сообщить в полицию или в крайнем случае переведет вас на

 

место, где приходится поменьше общаться с клиентами, особенно с теми, у кого есть дети49.

Ясно, что гомофобия конструирует внутренний мир гомо-сексуала, но мы не осознаем, сколь

могущественно влияет гомофобия на внутренний мир и идентичность гетеросексуа-лов.

Гомофобия — это нечто большее, чем страх и ненависть к гомосексуалам. Для мужчин это

еще и страх, что тебя будут считать немужественным, женоподобным или еще хуже — гомо-

сексуалистом. Эти страхи почти незнакомы гетеросексуальным женщинам, хотя многие из

них (и почти все мужчины) боятся, что их дети станут гомосексуалами. Гетеросексуальные

мужчины часто тратят массу времени и сил на демонстрацию мужественности, чтобы ни у

кого не сложилось о них «неправильное» мнение. В одном исследовании многие

гетеросексуальные мужчины сказали, что они занимались сексом, чтобы доказать, что

они не геи. Поскольку расхожие представления ошибочно связывают гомосексуальность с

тендерной инверсией, в компенсаторном поведении гетеросексуалов тендерные стереотипы

часто сильно преувеличиваются. Так гомофобия укрепляет тендер пола, вынуждая мужчин

выглядеть и действовать гипермужественно, а женщин — ультраженственно. «В настоящее

время конструирование и воплощение гетеросексуальности (как эротического предпочтения

другого тендера) требуют гомофо-бии», — пишут Джон Гэньон и Стюарт Майклз50.

С началом эпидемии СПИДа в сексуальном поведении геев произошли существенные

изменения: сократилось число партнеров, особенно незнакомых, участилась практика более

безопасного секса, возросло число сожительствующих пар. Упор на «безопасность секса»

многие расценили как попытку «феминизировать» сексуальность, вернуться к

эмоциональным, моногамным отношениям и тем самым отказаться от либертарианской этики

сексуальной свободы. Мужчины восприняли саму фразу «безопасный секс» как оксюморон:

то, что составляет суть сексуального, — жар, страсть, возбуждение, спонтанность — все это

было полной противоположностью безопасности. Многие боялись, что безопасный секс

противен тому, как понимают секс мужчины, и что программы, поощряющие такое несо-

ответствие тендеру, обречены на провал. (Конечно, об этом говорили не только геи.

Гетеросексуальные женщины десятилетиями пытались привить гетеросексуальным мужчинам

формы безопасного секса, считая, что полнее смогут выразить себя в сексе, если оба партнера

будут нести ответственность за предотвращение беременности. Страх перед беременностью и

СПИДом приводит к соединению сексуального удовольствия с сексуальной

ответственностью51.)

Критики зря беспокоились. Минимизация риска от СПИДа среди геев обернулась упрочением

мужской сексуальности в поисках того, как, практикуя безопасный секс, можно делать это

«по-мужски». Организации геев открывали клубы безопасного секса, где демонстрировали

порнофильмы и соответствующие приемы. В результате геи начинали практиковать

безопасный секс без утраты веры в собственную мужественность, хотя среди молодых геев

наблюдается некоторый откат, связанный, в частности, с тем, что лечение ВИЧ-инфекции дает

возможность ВИЧ-инфицированным жить дольше и вести более полноценную жизнь, чем

прежде.

Тем не менее СПИД продолжает быть «гендеризованным» заболеванием. Хотя и женщины, и

мужчины могут получить

вирус СПИДа, женщины чаще оказываются инфицированными в результате незащищенного

гетеросексуального полового контакта, чем мужчины, и несмотря на то, что заболеваемость

среди женщин растет быстрее, чем среди мужчин, подавляющее большинство (более 80%)

ВИЧ-инфицированных в США составляют мужчины. СПИД является самым гендеризован-

ным заболеванием в американской истории, поскольку им могут заразиться и женщины, и

мужчины, но заболевают главным образом представители одного тендера. Было бы полезно

увидеть в мужественности — склонности к риску, безответственности, предпочтении секса

превыше всего — фактор риска в распространении СПИДа подобно тому, как мы это видим в

пьянстве за рулем52.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.