КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с текстом (С1-С4)
ЗАДАНИЯ ТИПА С Комментарий. Комментарий. Комментарий. Задания на выбор обобщающего понятия (В8) Комментарий. Первое предложение к духовной сфере вообще не относится. Торговля книгами, хотя бы и новыми, относится к сфере экономической деятельности, но не к духовному творчеству. А вот все оставшиеся варианты нам подходят. Ответ: 234.
Данное задание (В8) направлено на проверку умения обобщать, выделяя видовые понятия и объединяющее их родовое понятие. Выполнение его облегчается тем, что в представленном перечне одно из понятий и является обобщающим.
Пример 1:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) либеральная партия, 2) социалистическая партия, 3) консервативная партия, 4) политическая партия, 5) националистическая партия. Ответ: _________________
Перед нами различные по идеологии политические партии. Понятие «политическая партия» в данном случае является общим, распространяется на все перечисленные партии и потому будет обобщающим. Признак «политическая» указывает не на идеологию, а на то, что данная организация занимается политической деятельностью. Ответ: 4.
Пример 2:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) земля, 2) капитал, 3) предпринимательские способности, 4) труд, 5) факторы производства. Ответ: _________________
Первые четыре понятия являются различными факторами производства. Это понятия одного ряда и ни одно из них не включает в себя другие. Понятие же «факторы производства» не указывает на какой-либо конкретный ресурс, используемый в производстве, но включает в себя все перечисленные факторы производства и поэтому будет являться обобщающим. Ответ: 5
Пример 3:
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) король, 2) монарх, 3) царь, 4) принц, 5) император. Ответ: _________________
В данном задании перечислены различные наименования единовластных правителей – монархов. Ответ: 2.
Задания типа С представляют собой вариации заданий открытого типа. Эти задания допускают различную степень свободы выражения отвечающими своих знаний. Первая часть работы связана с анализом текста и схематически выглядит примерно следующим образом: задания С1-С2 выполняются строго по тексту, задание С3 требует дополнительного привлечения знания курса, фактов общественной жизни и личного социального опыта, задание С4 даётся в тематике текста, но прямого отношений к нему уже не имеет. Второй блок представлен заданиями С5-С7, направленными на проверку знания различных тем курса. В варианте демоверсии 2011 г. задание С7 было представлено в форме графического задания, в 2012 г. оно даётся как задача на анализ статистических данных. Задание С8 связано с составлением сложного плана. Задание С9 требует написания эссе. Наиболее распространёнными ошибками при выполнении заданий части С является невнимательное прочтение задания и неправильное определение их количества. Варианты, в которых содержатся 2-3 задания, очень часто остаются выполненными не полностью. В эссе может содержаться целый комплекс ошибок: непонимание требования интерпретировать (истолковать) тему, что приводит к потере всех баллов; невыполнение требования выразить свою позицию (согласиться или не согласиться, либо частично согласиться с автором); отсутствие толковой аргументации, полное неумение рассматривать проблему в различных её аспектах.
Текст обычно представлен отрывком из работы какого-либо учёного, мыслителя по одному из разделов изучаемого курса и посвященным проблемам конкретной науки – социологии, культурологии, социальной психологии и пр. Текст может быть озаглавлен или нет. При выполнении работы следует обращать внимание на то, что задание часто включает несколько вопросов, на каждый из которых следует отвечать отдельным предложением (предложениями) и отделять части работы цифрами: 1), 2) и пр., иначе можно потерять некоторое количество баллов. Иногда задания следуют за текстом, т.е. в первом абзаце содержится ответ на первое задание и пр., но не всегда. Следует иметь в виду, что ряд заданий предполагает особую точность и строгое следование тексту, не допуская вариантов свободного толкования. Поэтому необходимо внимательно читать задание.
Пример: Так рождаются элиты
Состав элиты, способы её отбора («рекрутирования», как говорят социологи) зависят от широты её социальной базы, круга лиц, производящих «селекцию», наконец, от процедур, с помощью которых она осуществляется. В стабильных политических системах рекрутирование элиты происходит в соответствии с тщательно разработанными процедурами, в результате чего её персональный состав обновляется с большей или меньшей периодичностью, но при этом сама политическая структура остаётся в основе своей неизменной. По-иному обстоит дело в нестабильных системах, а тем более при глубоких социальных потрясениях. Тут уже не просто смена, но более или менее глубокая трансформация элит. Люди, занимавшие ключевые позиции в государстве, теряют свои посты, появляется масса вакансий, которые заполняются с нарушением обычных, рутинных норм. А недостатка в желающих занять место в элите общество никогда не испытывает: высокий статус управленческой деятельности, престиж, возможность получения привилегий манят многих.<…> <…> существуют два типа рекрутирования элит: «закрытый» и «открытый». В соответствии с этим различают «закрытые» («непрозрачные») и «открытые» («прозрачные») элиты. Закрытая элита формируется из представителей узкого привилегированного слоя и воспроизводится на весьма ограниченной социальной базе. Здесь решающую роль играют не личные качества претендента, не его способности и профессиональные навыки, а принадлежность к определённой группе. Иначе говоря, в закрытом обществе превалирует принцип выдвижения на элитные должности не самых умных, способных, честных, а «своих», доказавших преданность клану, лидеру, организации. Иное дело открытый тип рекрутирования. Тут более или менее равные возможности войти в элиту, а определяющую роль играют индивидуальные качества человека: образованность, способность к инновациям, высокие нравственные качества и т.п. Конечно, абсолютно закрытая и абсолютно открытая элита – не более чем логическая абстракция. Как писал известный российский социолог Питирим Сорокин, в истории вряд ли найдутся общества, в которых вертикальная мобильность либо отсутствовала бы вовсе, либо была неограниченной. В реальной жизни мы видим лишь приближение той или иной политической системы к одному из двух полюсов.<…> (Г.К. Ашин)
С1. Какие способы и типы рекрутирования элит называет автор? С2. На какую особенность в рамках жизнедеятельности стабильных политических систем указывает автор? Приведите пример стабильной политической системы. С3. Используя содержание текста, укажите не менее трех критериев формирования «прозрачной» и «непрозрачной» элит. Опираясь на собственный социальный опыт, назовите ещё два критерия формирования «прозрачной» элиты, не указанные в тексте. С4. Приведите отрывок текста, в котором автор даёт характеристику абсолютно закрытой и абсолютно открытой элит. Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые три аргумента в защиту авторской позиции.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |