Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. Задания на перечисление признаков, явлений или на использование понятий в заданном контексте (С5)




Задания на перечисление признаков, явлений или на использование понятий в заданном контексте (С5)

Комментарий.

В качестве аргументов в защиту авторского утверждения о неправомерности абсолютизации открытых и закрытых элит можно привести теоретические рассуждения и конкретные примеры. Можно утверждать, что любая абсолютно замкнутая социальная группа рано или поздно приходит к биологическому вырождению. Люди давно это заметили и старались в той или иной степени избежать закрытости социальных групп. Известно, что в Египте и Китае доступ в высшее общество давало образование. В Греции и Риме государственным деятелем и полководцем мог стать выдающийся человек из социальных низов («солдатские императоры» в Риме). В ряде стран Средневековья дворянский титул или государственную должность можно было купить, что открывало доступ в высшее общество для богатых и предприимчивых людей. В России существовало так называемое служилое дворянство, формировавшееся из представителей различных слоев общества.

 

Критерии оценивания ответа

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) положение текста: абсолютно закрытая и абсолютно открытая элита – не более чем логическая абстракция. Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме. 2) аргументы, например: – замкнутость социальной системы ведёт к её биологическому вырождению и потому в целях самосохранения она допускает некоторую открытость; – необходимость отбора лучших, чтобы элита рекрутировала новых членов из максимально широкого круга общества; – провозглашавшимися открытыми элиты абсолютно таковыми не являлись (существование номенклатуры в СССР). Могут быть приведены другие аргументы.  
Приведено положение текста и три аргумента.  
Приведено положение текста и два аргумента. ИЛИ Положение текста не дано в явном виде, но приведённые два аргумента свидетельствуют о его понимании.  
Приведён только один аргумент.  
Приведено только положение текста. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

 

Задания группы С5-С8 не связаны с текстом и требуют знания всего обществоведческого курса. Задания С5 чаще всего посвящены определению понятий и составлению двух предложений с данным понятием. Составляя предложения, экзаменующийся должен продемонстрировать понимание сути социальных явлений на основе уместного употребления понятия в том или ином контексте.

Наиболее распространённой ошибкой, допускаемой абитуриентами при выполнении данной работы, является простой просчёт в действиях. Многие почему-то считают, что требование сформулировать определение и составить два предложения означает написание двух, а не трёх предложений, из-за чего и теряют один балл из двух. Другая распространённая ошибка – непродуманное составление предложений. Предложения должны быть составлены в контексте обществоведческого курса, а не служить искусственным нагромождением слов с «притянутым за уши» понятием.

 

Пример:

 

Какой смысл вкладывается обществоведами в понятие «сферы жизни общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно, раскрывающее взаимодействие сфер жизни общества, и одно, содержащее информацию об одной из сфер жизни общества.

 

Что такое сферы жизни общества? Сферы жизни общества – это подсистемы общества, его составные части, отражающие специфику деятельности людей, отношений между ними. Следует внимательно присмотреться к содержанию каждого из заданий. Всего должно быть составлено три предложения, первым из которых будет определение понятия.

 

Критерии оценивания ответа

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускается иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: сферы жизни общества – это составные части общества, отражающие его структуру и отличающиеся спецификой деятельности людей и соответствующих отношений между ними; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение) 2) одно предложение с информацией о взаимодействии сфер жизни общества, например: – Научная деятельность направлена на создание духовных благ и потому относится к духовной сфере общественной жизни, но она не может развиваться без взаимодействия с экономической сферой, институты которой поставляют науке новые приборы и другие орудия научного познания; Могут быть приведены другие верные примеры. 3) Политическая сфера жизни общества представлена различными политическими Институтами, в том числе партиями, ведущими борьбу за власть. Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об одной из сфер общественной жизни.  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составленщ(ы) предложение(я), содержащее(и)е информацию о соответствующих аспектах понятия.  
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием составлено(ы) предложение(я), содержащее(ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.  
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(ы) предложение(я), содержащее(ие) информацию об одном аспекте понятия.  
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.