КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий. Задания на раскрытие теоретических положений на примерах (С6)
Задание-задача (С7) Задания на раскрытие теоретических положений на примерах (С6) Задания С6, как правило, посвящены рассмотрению свойств, качеств какого-либо социального объекта на конкретных примерах. По логической направленности задания этого типа могут быть охарактеризованы как открытые задания на конкретизацию, поскольку мысль движется от общего знания к конкретному.
Пример 1:
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания смягчения наказания за преступление. Критерии оценивания ответа
Задания на обобщение противоположны по форме заданиям на конкретизацию. В них обычно перечисляются признаки социального объекта, и предлагается задание на обобщение этих признаков. Также даётся ряд дополнительных заданий, направленных на выяснение умения называть дополнительные признаки объекта или приводить соответствующие аргументы.
Пример 2:
В вузах страны Р. много внимания уделяется здоровью студентов. Проводятся занятия физкультурой, вводятся повышенные стипендии для студентов-спортсменов, открываются профилактории. Для студентов с ограниченными возможностями проводятся специальные дополнительные занятия. Какая тенденция развития образования проявляется в стране Р.? Назовите два признака, по которым вы это определили. Назовите одно из проявлений данной тенденции, не упомянутое в тексте.
Критерии оценивания ответа
Задание-задача может быть представлена в различном виде, например, как задание с графическими данными. Здесь же может располагаться и задание с числовыми данными (их часто называют заданиями со статистическими данными, хотя иногда они содержат не статистическую информацию, а данные социологических опросов). Подобного рода задания уже стали традиционными даже в части А. Задания в третьей части отличаются разве что несколько большей сложностью. Задача, как правило, содержит общественно значимую проблему, а ответ предполагает ее решение, аргументацию сделанных выводов, комментирование суждений, выражение собственного отношения к позиции автора, анализ ситуации.
Пример 1:
По статистическим данным, в целом по миру наблюдаются изменения в репродуцировании населения. Выделим основные возрастные группы женщин репродуктивного возраста: 35-39 лет, 30-34 лет, 25-29 лет, 20-24 лет, 15-19 лет. В развитых странах рождаемость в возрастной группе 45-49 лет стала практически нулевой. Существенно сократилась рождаемость женщин наиболее плодовитых возрастов – на 53% в группе 20-24 лет, на 33% в группе 25-29 лет. Сократилась и рождаемость в самой младшей возрастной группе потенциальных матерей – на 45%. В то же время немного увеличилась рождаемость в группе 30-летних женщин (на 12%). Пик рождаемости переместился на возраста 25-29 лет (99 рождений на 1000 женщин) и 30-34 года (90 на 1000). В группе развивающихся стран (без наименее развитых) наибольшее сокращение рождаемости отмечалось среди женщин 40 лет и старше (более чем на 80%), а также 35-39 лет (на 76%) и 30-34 лет (на 63%). Менее всего – лишь на треть - она снизилась среди подростков 15-19 лет. Наибольшее число рождений стало приходиться на возрастную группу 20-24 года (158 на 1000 женщин) и несколько меньше на возрастную группу 25-29 лет (149), в которой сокращение рождаемости было более значительным. В группе наименее развитых стран рождаемость также снизилась по всем возрастным группам женщин, больше всего в самой старшей (45-49 лет) – на 52%, а меньше всего – примерно на четверть – в самых плодовитых возрастах от 20 до 29 лет. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин снижения уровня рождаемости в мире. Критерии оценивания ответа
Пример 2:
На приведённом графике отражены данные внутришкольного исследования в селе М., отражающие динамику получения высшего образования выпускниками (линия №1) и количества выпускников, с высшим образованием, работающих по специальности (линия №2). Сделайте выводы: а) о соотношении общей динамики наличия высшего образования с динамикой работы по специальности выпускников, получивших высшее образование за период с 1980 по 1990 г.; б) о соотношении общей динамики наличия высшего образования с динамикой работы по специальности выпускников, получивших высшее образование за период с 1990 по 2000 г. Объясните, что негативного несёт выявленная тенденция противоречия между количеством выпускников школы, получивших высшее образование и долей работающих по специальности для выпускников и для системы образования страны в целом?
Итак, нам следует сделать два вывода и дать объяснение. То есть ответ должен состоять их трех частей. Следует помнить, что высказывания, формулирующиеся на основе графических данных, ещё не являются выводами. Если мы отвечаем: «С 1980 по 1990 г. количество выпускников с высшим образованием и количество тех из них, кто работал по специальности, совпадало», – это ещё не вывод. Нужно задаться вопросом, о чём говорит это совпадение. Люди работают по специальности потому, что она их устраивает и устраивает материальное вознаграждение за эту работу. А вот за последующее десятилетие возникло противоречие между продолжающимся спросом на высшее образование и количеством довольных работой по специальности. Объяснений этому может быть много: формальная популярность высшего образования, требование любого диплома со стороны работодателя, снижение заработной платы дипломированных специалистов, желание отсрочить уход в армию и другие. В этой ситуации нельзя требовать исчерпывающего ответа. Вы можете выбрать один из выводов. Что касается объяснения. Объяснение – это субъективное истолкование факта. Поэтому не нужно бояться наличия у вас возможных вариантов объяснения. Приведите несколько. Например, выявленное противоречие для самих выпускников означает потерю средств, времени и сил на получение высшего образования. Для системы образования страны это также означает потерю средств на обучение, потерю специалистов, подрыв доверия к высшему образованию. При этом мы говорим не о причинах выявленного противоречия, а именно о последствиях. Критерии оценивания ответа
Пример 3: На представленном ниже графике нашли отражение два показателя. Линия Б показывает уровень обеспеченности населения объектами культурного досуга в городе М. Линия А показывает, какая часть населения реально посещала культурные объекты. Сделайте выводы о соотношении двух показателей: 1) до 2000 г.; 2) о ситуации, сложившейся в 2000 г. Объясните возможные последствия развития ситуации после 2000 г.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |