Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарий. Задания на раскрытие теоретических положений на примерах (С6)




Задание-задача (С7)

Задания на раскрытие теоретических положений на примерах (С6)

Задания С6, как правило, посвящены рассмотрению свойств, качеств какого-либо социального объекта на конкретных примерах. По логической направленности задания этого типа могут быть охарактеризованы как открытые задания на конкретизацию, поскольку мысль движется от общего знания к конкретному.

 

Пример 1:

 

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания смягчения наказания за преступление.

Критерии оценивания ответа

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания смягчения наказания за совершённое преступление: 1) несовершеннолетний возраст преступника (Несовершеннолетняя гражданка К. совершила кражу); 2) явка с повинной (Гражданин Г., по вине которого произошло дорожно-транспортное происшествие с гибелью пострадавшего, добровольно сдался в руки милиции); 3) отказ от доведения преступления до конца (Участник готовящейся кражи М. отказался идти на преступление и помог изобличить соучастников). Могут быть приведены другие примеры.  
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания.  
Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера.  
Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера. ИЛИ Правильно названы только три основания. ИЛИ Приведены только два-три примера.  
Правильно названы только одно-два основания. ИЛИ Приведён только один пример. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующее требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

Задания на обобщение противоположны по форме заданиям на конкретизацию. В них обычно перечисляются признаки социального объекта, и предлагается задание на обобщение этих признаков. Также даётся ряд дополнительных заданий, направленных на выяснение умения называть дополнительные признаки объекта или приводить соответствующие аргументы.

 

Пример 2:

 

В вузах страны Р. много внимания уделяется здоровью студентов. Проводятся занятия физкультурой, вводятся повышенные стипендии для студентов-спортсменов, открываются профилактории. Для студентов с ограниченными возможностями проводятся специальные дополнительные занятия. Какая тенденция развития образования проявляется в стране Р.? Назовите два признака, по которым вы это определили. Назовите одно из проявлений данной тенденции, не упомянутое в тексте.

 

Критерии оценивания ответа

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) тенденция: гуманизация образования; 2) признаки по условию задания, например: – проводятся занятия физкультурой; – повышаются стипендии для студентов-спортсменов; – открываются профилактории; – уважаются права людей с ограниченными возможностями на получение высшего образования. 3) другие проявления, например: – разнообразие учебных программ; – предоставление студентам возможности пересдавать экзамены и исправлять оценки и др. Могут быть приведены другие верные примеры.  
Правильно названа тенденция, приведены два признака и одно проявление тенденции  
Правильно названа тенденция, приведён один признак и одно проявление. ИЛИ названа тенденция и приведено два признака без проявления тенденции.  
Правильно названа тенденция, приведён один признак. ИЛИ названа тенденция и приведено проявление признака.  
Тенденция не названа при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

 

Задание-задача может быть представлена в различном виде, например, как задание с графическими данными. Здесь же может располагаться и задание с числовыми данными (их часто называют заданиями со статистическими данными, хотя иногда они содержат не статистическую информацию, а данные социологических опросов). Подобного рода задания уже стали традиционными даже в части А. Задания в третьей части отличаются разве что несколько большей сложностью. Задача, как правило, содержит общественно значимую проблему, а ответ предполагает ее решение, аргументацию сделанных выводов, комментирование суждений, выражение собственного отношения к позиции автора, анализ ситуации.

 

Пример 1:

 

По статистическим данным, в целом по миру наблюдаются изменения в репродуцировании населения. Выделим основные возрастные группы женщин репродуктивного возраста: 35-39 лет, 30-34 лет, 25-29 лет, 20-24 лет, 15-19 лет.

В развитых странах рождаемость в возрастной группе 45-49 лет стала практически нулевой. Существенно сократилась рождаемость женщин наиболее плодовитых возрастов – на 53% в группе 20-24 лет, на 33% в группе 25-29 лет. Сократилась и рождаемость в самой младшей возрастной группе потенциальных матерей – на 45%. В то же время немного увеличилась рождаемость в группе 30-летних женщин (на 12%). Пик рождаемости переместился на возраста 25-29 лет (99 рождений на 1000 женщин) и 30-34 года (90 на 1000).

В группе развивающихся стран (без наименее развитых) наибольшее сокращение рождаемости отмечалось среди женщин 40 лет и старше (более чем на 80%), а также 35-39 лет (на 76%) и 30-34 лет (на 63%). Менее всего – лишь на треть - она снизилась среди подростков 15-19 лет. Наибольшее число рождений стало приходиться на возрастную группу 20-24 года (158 на 1000 женщин) и несколько меньше на возрастную группу 25-29 лет (149), в которой сокращение рождаемости было более значительным.

В группе наименее развитых стран рождаемость также снизилась по всем возрастным группам женщин, больше всего в самой старшей (45-49 лет) – на 52%, а меньше всего – примерно на четверть – в самых плодовитых возрастах от 20 до 29 лет.

Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин снижения уровня рождаемости в мире.

Критерии оценивания ответа

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) выводы, например: – Общей тенденцией для всех стран мира стало снижение рождаемости; – Чем ниже уровень жизни, тем меньшая возрастная группа отличается более активной рождаемостью. 2) объяснение, допустим: повышение уровня и продолжительности жизни является отмеченной закономерной причиной снижения рождаемости в стране. Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и дано иное объяснение.  
Сделаны два вывода, дано объяснение.  
Сделан один вывод, дано объяснение.  
Сделаны только два вывода. ИЛИ Дано только объяснение.  
Сделан только один вывод. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл 3

 

Пример 2:

 

На приведённом графике отражены данные внутришкольного исследования в селе М., отражающие динамику получения высшего образования выпускниками (линия №1) и количества выпускников, с высшим образованием, работающих по специальности (линия №2). Сделайте выводы: а) о соотношении общей динамики наличия высшего образования с динамикой работы по специальности выпускников, получивших высшее образование за период с 1980 по 1990 г.; б) о соотношении общей динамики наличия высшего образования с динамикой работы по специальности выпускников, получивших высшее образование за период с 1990 по 2000 г. Объясните, что негативного несёт выявленная тенденция противоречия между количеством выпускников школы, получивших высшее образование и долей работающих по специальности для выпускников и для системы образования страны в целом?

 

 

Итак, нам следует сделать два вывода и дать объяснение. То есть ответ должен состоять их трех частей. Следует помнить, что высказывания, формулирующиеся на основе графических данных, ещё не являются выводами. Если мы отвечаем: «С 1980 по 1990 г. количество выпускников с высшим образованием и количество тех из них, кто работал по специальности, совпадало», – это ещё не вывод. Нужно задаться вопросом, о чём говорит это совпадение. Люди работают по специальности потому, что она их устраивает и устраивает материальное вознаграждение за эту работу. А вот за последующее десятилетие возникло противоречие между продолжающимся спросом на высшее образование и количеством довольных работой по специальности. Объяснений этому может быть много: формальная популярность высшего образования, требование любого диплома со стороны работодателя, снижение заработной платы дипломированных специалистов, желание отсрочить уход в армию и другие. В этой ситуации нельзя требовать исчерпывающего ответа. Вы можете выбрать один из выводов.

Что касается объяснения. Объяснение – это субъективное истолкование факта. Поэтому не нужно бояться наличия у вас возможных вариантов объяснения. Приведите несколько. Например, выявленное противоречие для самих выпускников означает потерю средств, времени и сил на получение высшего образования. Для системы образования страны это также означает потерю средств на обучение, потерю специалистов, подрыв доверия к высшему образованию. При этом мы говорим не о причинах выявленного противоречия, а именно о последствиях.

Критерии оценивания ответа

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) выводы, например: – Количество выпускников, получивших высшее образование и количество тех из них, кто работал по специальности в 1980 – 1190 гг., совпадало, т.е. выпускники с высшим образованием могли трудоустроиться и были довольны условиями труда и его оплаты; – Количество выпускников, получивших высшее образование и количество тех из них, кто работал по специальности в 1990 – 2000 гг., не совпадало, т.е. выпускники с высшим образованием не могли трудоустроиться или не были довольны условиями труда и его оплаты. 2) объяснение, допустим: выявленное противоречие для выпускников означает потерю средств, времени и сил на получение высшего образования, а для системы образования – потерю средств на обучение, потерю специалистов. Могут быть сделаны другие обоснованные выводы и дано иное объяснение.  
Сделаны два вывода, дано объяснение.  
Сделан один вывод, дано объяснение.  
Сделаны только два вывода. ИЛИ Дано только объяснение.  
Сделан только один вывод. ИЛИ Ответ неправильный.  
Максимальный балл  

Пример 3:

На представленном ниже графике нашли отражение два показателя. Линия Б показывает уровень обеспеченности населения объектами культурного досуга в городе М. Линия А показывает, какая часть населения реально посещала культурные объекты. Сделайте выводы о соотношении двух показателей: 1) до 2000 г.; 2) о ситуации, сложившейся в 2000 г. Объясните возможные последствия развития ситуации после 2000 г.

 

1) Кривая А – показатель посещаемости объектов культурного досуга 2) Кривая Б – показатель обеспеченности объектами культурного досуга

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.