КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВОПРОС: меры противодействия организованной преступности
Впервые в едином комплексе стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). Они были конкретизированы на Всемирной конференции ООН по транснациональной организованной преступности (Неаполь, 1994 г.), в частности в справочном документе «Национальное законодательство и его соответствие требованиям борьбы с различными формами организованной транснациональной преступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне». Принципиально новые возможности в борьбе с организованной преступностью, в особенности с ее международными формами, открывает принятая в декабре 2000 г. на политической конференции высокого уровня в Палермо (Италия) Конвенция против транснациональной организованной преступности (Конвенция ООН), которая стала адекватным ответом мирового сообщества на процессы криминальной глобализации. Конвенция ООН включает конкретные меры по борьбе с участием в организованной преступной группе, с отмыванием денежных средств, против коррупции. Подробным образом изложены процедуры передачи уголовного производства, конфискации и ареста доходов от преступлений, выдачи лиц, причастных к организованной преступной деятельности, защиты свидетелей от вероятной мести или запугивания со стороны преступников, помощь потерпевшим и их защита. Совершенно новым для международно-правовой практики стало закрепление в Конвенции ООН мер по предупреждению транснациональной организованной преступности. Такие меры предусматривают предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, проводимых публичными органами, субсидиями и лицензиями, выдаваемыми публичными органами для осуществления коммерческой деятельности. Конвенция ООН обязывает государств-участников создавать публичные реестры юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании, а также создать национальный реестр лиц, лишенных права занимать должности руководителей юридических лиц. Большое внимание уделено развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств — участников Конвенции ООН, в частности в проведении совместных расследований. Впервые на высшем международном уровне закреплены в едином комплексе такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции. 1) идентификационные данные, характер, членский состав, структуру, местонахождение или деятельность организованных преступных групп; 2) связи, в том числе международные, с другими организованными преступными группами; 3) преступления, которые совершили или могут совершить организованные преступные группы; 4) сведения о личности, местонахождении и деятельности лиц, подозреваемых в участии в преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп, или местонахождении других причастных лиц; 5) данные о перемещении доходов от преступлений или имущества, полученного в результате преступлений, совершенных членами организованных преступных групп, а также о перемещении имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений. В Конвенции ООН подробно описываются процедуры конфискации и ареста доходов от преступлений, совершенных организованными преступными группами; международного сотрудничества в целях конфискации, распоряжения конфискованными доходами от преступлений или имуществом. Реализация Конвенции ООН в Российской Федерации требует также кардинального улучшения системы координации деятельности всех силовых структур в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В системе координации основное — это упорядоченные информационные потоки как гласной, так и негласной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде. В этой ситуации на межведомственном уровне необходимо составить всероссийскую матрицу распространения организованных преступных сообществ. Важнейшим направлением в борьбе с организованной преступностью в Российской Федерации продолжает оставаться укрепление сотрудничества правоохранительных органов государств — участников СНГ, имеющих, по существу, единое криминальное пространство. Основные усилия должны быть сосредоточены на выполнении регулярно принимаемых межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ. Важным условием повышения эффективности борьбы с организованной преступностью является также постоянное совершенствование следственной, судебной и прокурорской практики по делам указанной категории. Большое значение для борьбы с организованной преступностью имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. № 8 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)», где содержатся основополагающие для теории и практики положения. В частности, под преступным сообществом (преступной организацией) предлагается понимать структурно оформленную преступную группу, которая, помимо присущих организованной группе признаков (ч. 3 ст. 35 УК РФ), характеризуется сплоченностью и создана для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, созданное в тех же целях. В качестве организаторов (руководителей) преступного сообщества (преступной организации) и входящих в него структурных подразделений может выступать одно или несколько лиц. Судам разъяснено, что по смыслу ч. 4 ст. 35 УК РФ под признаком сплоченности преступного сообщества (преступной организации) следует понимать наличие у руководителей (организаторов) и участников этого сообщества (организации) единого умысла на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также осознания ими общих целей функционирования такого преступного сообщества и своей принадлежности к нему. Для данной формы организованной преступности характерно сочетание в различной совокупности таких признаков, как наличие организационно-управленческих структур, общей материально-финансовой базы, образованной в том числе из взносов от преступной и иной деятельности, иерархии, дисциплины, установленных ими правил взаимоотношения и поведения участников преступного сообщества и т.д. Сплоченность может также характеризоваться особой структурой сообщества (например, руководитель, совет руководителей, исполнители отдельных заданий), наличием руководящего состава, распределением функций между его участниками. О сплоченности сообщества свидетельствуют планирование преступной деятельности на длительный период, подкуп и другие коррупционные действия, направленные на нейтрализацию представителей правоохранительных и иных гос органов. Постановление разъясняет, что уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 210 УК РФ) наступает с момента фактического образования указанного преступного сообщества, т. е. создания условий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения независимо от того, совершили участники такого сообщества планировавшиеся преступления или нет. О готовности сообщества (организации) к совершению преступлений может свидетельствовать, например, приобретение и распространение между участниками сообщества орудий и средств совершения преступлений, договоренность о разделе сфер и территорий преступной деятельности и др. Под руководством преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него структурными подразделениями понимается осуществление организационных и управленческих функций в отношении преступного сообщества и его структурных подразделений как при совершении конкретных преступлений, так и в целом при обеспечении функционирования преступного сообщества. Такое руководство может выражаться, в частности, в формулировании целей, разработке общих планов деятельности преступного сообщества (преступной организации), подготовке к совершению конкретных тяжких или особо тяжких преступлений, а также иных организационно-распорядительных действиях, направленных на достижение целей, поставленных перед преступным сообществом.…
84 ВОПРОС: криминологическая характеристика неосторожных преступлений, их классификация. Преступления, совершаемые по неосторожности, представляют собой часть общей преступности, самостоятельный элемент ее структуры. Как социально-правовое явление неосторожная преступность весьма распространена и опасна. В юридической литературе широко используются термины «неосторожная преступность», «преступная неосторожность», «неосторожные преступления». Употребление указанных терминов представляется правомерным. Закон же оперирует понятием «преступления, совершаемые по неосторожности», выдвигая тем самым указанное наименование в число приоритетных. Содержание понятия «неосторожная преступность» зависит от состояния уголовного законодательства, от перечня предусмотренных в нем неосторожных преступлений и признаков, их характеризующих. Центральным в характеристике этих преступлений является понятие неосторожности. В соответствии с уголовным законодательством неосторожность деяния предполагает, во-первых, легкомысленност ь виновного (предвидение лицом возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянный расчет на их предотвращение без достаточных к тому оснований); во-вторых, небрежность (непредвидение лицом возможности наступления указанных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности оно должно было и могло их предвидеть). Преступную неосторожность составляет совокупность всех преступлений, совершаемых по неосторожности, имевших место в данном обществе (регионе) за определенный период. В зависимости от сферы деятельности можно выделить четыре основные группы преступлений, совершаемых по неосторожности: 1) в быту (без использования технических средств)', 2) в сфере взаимодействия человека с техникой', 3) в сфере профессиональной деятельности, не связанной с использованием управленческих функций или технических средств. Здесь имеются в виду преступления, связанные с ненадлежащим исполнением человеком своих профессиональных обязанностей, причиняющим вред обществу; 4) в сфере осуществления должностных (управленческих) функций. Наиболее опасными по тяжести последствий и системе вероятности их наступления являются неосторожные преступления в сфере взаимодействия человека с техникой. Достаточно вспомнить трагические события на Чернобыльской АЭС, Башкирском газопроводе, катастрофы, крушения и аварии на автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте. В генезисе неосторожного преступления всегда лежит порожденная невнимательностью та или иная ошибка субъекта, в результате которой наносится вред интересам общества, личности, охраняемым уголовным правом, создавшая реальную угрозу наступления вредных последствий. В данном случае речь идет, естественно, о виновных ошибках. Источники подобных ошибок составляют дефекты взаимодействия субъекта с орудиями или средствами деяния в определенной ситуации. В широком смысле причины неосторожных преступлений обусловлены противоречиями между субъектами (личность, ее цели, намерения, поведение) и объективными (ситуация, орудие или средство) обстоятельствами. При этом следует отметить, что если причина конкретного преступления, совершенного по неосторожности, состоит во взаимодеиствии личности с опасной ситуацией и средствами, то сами дефекты личности, опасные свойства ситуации и орудий (средств), приводящие к криминальной неосторожности, кроются в более глубоких социальных причинах и условиях. В частности, в условиях политического и социально-экономического кризиса имеет место постоянное деформирующее воздействие на общественное и индивидуальное сознание, его неизбежная дезорганизация. Кризис порождает стрессы, волнение, неуверенность в себе, ошибки в принятии решений. К сожалению, проблемы неосторожной преступности на фоне роста общеуголовной как бы отодвигаются на второй план, что чревато самыми негативными последствиями. Как говорилось выше, в самом общем виде механизм преступления представляет собой взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних процессов и состояний, направляющих и конкретизирующих исполнение этого решения. Этот механизм включает такие звенья, как возникновение мотивации к совершению преступления, планирование его, исполнение задуманного, наступление последствий. В неосторожном преступлении первых двух звеньев нет, ошибка субъекта происходит во время выполнения юридически правомерного (бытового или производственного) действия. Обычно неосторожное причинение вреда — результат противоречий между объективными требованиями ситуации, предъявляемыми к личности, и неадекватным субъективным восприятием личностью этой ситуации. Личность чаще всего оказывается несостоятельной по отношению к требованиям сложной ситуации. При этом следует учитывать и высокую латентность некоторых неосторожных преступлений (около 20%), особенно таких, как нарушение правил техники безопасности, халатность, управление ТС в состоянии алкогольного опьянения. Латентность объясняется тем, что неосторожные преступления в основном раскрываются лишь в результате случайного обнаружения последствий предусмотренных в законе (причинение тяжкого вреда здоровью или существенного материального ущерба). В зависимости от сфер совершения деяния различаются: · бытовая неосторожность; · техническая неосторожность; · должностная неосторожность. Эта классификация в какой-то мере условна, поскольку одно и то же деяние может обладать признаками двух и более групп из числа выделенных. Например, вред в быту причиняется в результате действия (бездействия), связанного с использованием техники, и сочетается с неосмотрительным поведением должностных лиц коммунальных служб и т. д. Тем не менее данное разграничение имеет определенное практическое значение, так как указывает на основные направления усилий по предупреждению неосторожных преступлений. Неосторожные преступления выделяются в криминологической классификации по особенностям механизма преступного поведения и его детерминант, которые существенно иные, чем параметры при умышленных преступлениях. Даже мотивация неосторожных преступлений, например против личности, гораздо ближе к мотивации любых других видов неосторожного преступного поведения, нежели к мотивации умышленных преступлений против личности. Неосторожное преступление проявляется в любой сфере человеческой деятельности. На основе этого признака выделяются преступления в сфере: · эксплуатации машин, механизмов и других стационарных источников повышенной опасности на производстве; · эксплуатации транспортных средств, являющихся источниками повышенной опасности; · строительных, взрывных, горных работ; · транспортировки и хранения энергоносителей; · работы в природной среде, связанной с опасностью ее загрязнения, порчи и т. д.; · изготовления медикаментов, лечения людей · должностной или иной профессиональной деятельности, характеризуемой возможностью общественно опасных последствий при принятии ошибочных решений; · эксплуатации источников повышенной опасности бытового характера. С учетом этого в криминологических исследованиях выделяют виды неосторожного преступного поведения, связанные с нарушением правил: · безопасности использования машин и механизмов; производства работ, требующих особой осторожности; · безопасности эксплуатации транспортных средств; · экологической безопасности; · медицинской безопасности; · бытовой безопасности; · безопасности исполнения должностных и профессиональных обязанностей; · имущественной безопасности.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |