Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС: криминологическая характеристика транспортных преступлений, их причины, меры предупреждения




дорожно-транспортное преступление - общественно опасное деяние, совершенное по неосторожности лицом, управляющим транспортным средством, выразившееся в каком-либо нарушении установленных Правил дорожного движения (ПДД) и эксплуатации транспортных средств, повлекшее последствия, указанные в диспозиции соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.

В УК РФ глава 27 посвящена преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта: ст. 263 – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации Ж/д, воздушного, морского и внутреннего водного тр-та и метрополитена; ст. 264: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; ст. 266: недоброкачественный ремонт тр ср-в и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; ст. 268: нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта и т. д.

К наиболее типичным нарушениям правил безопасности приме­нительно к противоправному поведению водителя относятся: пре­вышение скорости, нарушение правил обгона, маневрирования и рядности; выезд на левую сторону дороги; нарушение правил проезда перекрестков; неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта; несоблюдение дистанции; наруше­ние правил перевозки людей; ослепление светом фар; наруше­ние правил движения по железнодорожным переездам; управ­ление транспортом с неисправностями, угрожающими безопас­ности движения.

Самыми распространенными видами нарушений являются: управление транспортом без прав или несоответствие права на вождение его категории (42,0%), превышение скоростных ре­жимов (20,9), нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения (18,9%). Из года в год возрастает число нарушений, совершаемых водителями, находящимися за ру­лем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (14-15%).

Последствием дорожно-транспортных происшествий, как правило, является значительный материальный ущерб, связан­ный с повреждением (уничтожением) транспортных средств, имущества, наземных сооружений.

Наиболее тяжкие последствия — смерть людей, причинение телесных повреждений, психических травм.

Кроме того, в результате происшествий возможны и вред­ные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоак­тивные вещества).

Причины дорожно-транспортных происшествий и условия, им способствующие, можно определить как совокупность объектив­ных и субъективных факторов (обстоятельств), противоречащих общественной безопасности и связанных с возникновением опас­ной ситуации, социально-психологическими дефектами личности правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техни­ческими недостатками.

В отношении дорожно-транспортных происшествий, вы­званных нарушением правил безопасности, определяющей яв­ляется взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек— транспортное средство—дорога. От того насколько совершенны эти основные компоненты (включая, безусловно, и такой эле­мент, как управление, регулирование движения), зависит каче­ственный уровень обеспечения безопасности дорожного движе­ния.

Главный компонент процесса дорожного движения — води­тель транспортного средства. Судебная практика показывает, что подавляющее большинство всех дорожно-транспортных проис­шествий происходит по вине водителей. Собственно основная причина происшествий на дорогах — грубейшие нарушения правил безопасности в силу безответственности, недисципли­нированности, легкомысленной невнимательности и т. п.

Среди правонарушителей большинство мужчины. Судебная, следственная и администра­тивная практика свидетельствует, что женщинам-водителям свойственна большая дисциплинированность, аккуратность, редки случаи управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Смертность от дорожно-транспортных происшествий по вине мужчин в 5—6 раз выше, чем по вине женщин.

Среди правонарушителей преобладают лица в возрасте 18— 24 лет. В возрасте 40 лет и более численность правонарушите­лей снижается.

Большое значение имеют профессиональная подготовка и во­дительский стаж. Наибольшее число правонарушений приходит­ся на лиц, имеющих стаж от одного до двух лет (свыше 32%) и соответственно недостаточные профессиональные навыки и опыт работы. Среди правонарушителей высок удельный вес лиц, ранее привлекавшихся к административной (80%) и уго­ловной (12%) ответственности. Уровень образования у правонарушителей мужчин и жен­щин примерно одинаков. Большинство правонарушителей име­ют неполное среднее образование, меньше всего их среди лиц с высшим образованием.

Один из важных показателей социальной позиции наруши­телей правил дорожного движения — цели и мотивы их поведе­ния, приведшего к аварии. Большинство из них приходится на лихачество, стремление проявить неоправданную удаль, смелость, силу. Значительному числу правонарушителей свойственно пренебрежительное отношение к правилам безо­пасности и другим правовым нормам. Нельзя не отме­тить легкомысленное стремление любыми способами как мож­но быстрее выполнить работу, задание и т. п.

Дорожно-транспортным происшествиям способствуют и различные объективные недостатки организационно-техническо­го, организационно-правового и организационно-управленческого плана. В число первых входит крайне неудовлетворительное состояние дорог, что характерно для всей страны. С плохим со­стоянием дорог из года в год связано около 12—15% дорожно- транспортных происшествий. Для многих транспортных средств характерны серьезные конструктивные недостатки, да­леко не все они оснащены универсальными средствами безо­пасности.

К недостаткам организационно-управленческого характера относятся недостатки технического обслуживания и ремонта транспортных средств, а также высокая стоимость этих услуг и запчастей. Подобное положение вынуждает многих водителей эксплуатировать транспортные средства с серьезными дефекта­ми. Несовершенна система профотбора и обучения водителей.

К условиям, способствующим нарушениям правил безопас­ности, следует отнести и недостатки в осуществлении надзора за движением. Далеко не все факты безопасности выявляются. Нельзя не отметить и низкий уровень технического оснащения органов государственной автомобильной инспекции, недоста­точную нормативную отрегулированность всего комплекса во­просов, касающихся обеспечения безопасности дорожного дви­жения, пробелы в системе профессионального отбора сотруд­ников и т. п.

общие и специальные меры предупреждения. Многообразие причин дорожно-транспортных происшествий и условий, им способствующих, определяет множественность мер их предупреждения.

Они могут иметь общий или специальный характер. По со­держанию предупредительные меры связаны с решением ря­да проблем: социально-экономических, социально-правовых, организационно-технических, медицинских, психологических И др.

Большое предупредительное значение имеет деятельность служб автомобильной инспекции и дорожного строительства по обеспечению дорог информационно-указательными знаками, соответствующими ограждениями и другими средствами, спо­собствующими безопасному движению транспорта.

Важнейшее направление профилактики — высококачествен­ная подготовка водителей, своевременное повышение их квалифи­кации. Этот важнейший фактор безопасности особенно актуа­лен. В условиях, когда можно без малейшего труда «купить» права, оформить любые документы, заказать любое удостовере­ние и печать, значительное число водителей управляют транс­портными средствами часто не имея на это не только прав, но и элементарной подготовки к эксплуатации источника повы­шенной опасности. Не может быть положительных результатов в борьбе с дорожно-транспортными происшествиями без со­вершенствования конструкции транспортных средств, внедре­ния средств «пассивной безопасности» (ремни безопасности; травмобезопасные стойки дорожных знаков; повышение эф­фективности послеаварийных действий и т. п.).

Специальные меры профилактики предусматривают прежде всего эффективный контроль за соблюдением правил безопасно­сти. Особую роль здесь играет Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). На нее возложе­ны следующие задачи: регулирование движения транспорта и пешеходов; выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения; участие в выявлении и задержании

 
уголовно-преступных элементов и угонщиков транспортных средств; оказание помощи в розыске угнанных автомобилей; контроль за содержанием дорожной сети; надзор за техниче­ским состоянием транспорта; регистрация и учет автомототранспортных средств; учет и анализ дорожно-транспортных происшествий; выявление причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, и разработка профи­лактических мер; применение к нарушителям установленных законом мер воздействия; организация и проведение воспита­тельной и агитационно-пропагандистской работы среди насе­ления и др.

Серьезную помощь могут оказывать специализированные добровольные дружины, внештатные сотрудники и т. д.

Немалый вклад в предупреждение дорожно-транспортных происшествий вносит своевременное и квалифицированное расследование преступлений и происшествий. Помимо общей профилактической направленности деятельность следственных органов имеет и конкретную направленность, связанную с ре­альной возможностью выявлять причины и условия, способст­вующие дорожно-транспортным происшествиям, и вносить представления по конкретным уголовным делам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.