КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВОПРОС: криминологическая характеристика транспортных преступлений, их причины, меры предупреждения
дорожно-транспортное преступление - общественно опасное деяние, совершенное по неосторожности лицом, управляющим транспортным средством, выразившееся в каком-либо нарушении установленных Правил дорожного движения (ПДД) и эксплуатации транспортных средств, повлекшее последствия, указанные в диспозиции соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. В УК РФ глава 27 посвящена преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта: ст. 263 – нарушение правил безопасности движения и эксплуатации Ж/д, воздушного, морского и внутреннего водного тр-та и метрополитена; ст. 264: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; ст. 266: недоброкачественный ремонт тр ср-в и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; ст. 268: нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта и т. д. К наиболее типичным нарушениям правил безопасности применительно к противоправному поведению водителя относятся: превышение скорости, нарушение правил обгона, маневрирования и рядности; выезд на левую сторону дороги; нарушение правил проезда перекрестков; неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта; несоблюдение дистанции; нарушение правил перевозки людей; ослепление светом фар; нарушение правил движения по железнодорожным переездам; управление транспортом с неисправностями, угрожающими безопасности движения. Самыми распространенными видами нарушений являются: управление транспортом без прав или несоответствие права на вождение его категории (42,0%), превышение скоростных режимов (20,9), нарушение правил обгона и выезд на полосу встречного движения (18,9%). Из года в год возрастает число нарушений, совершаемых водителями, находящимися за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (14-15%). Последствием дорожно-транспортных происшествий, как правило, является значительный материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортных средств, имущества, наземных сооружений. Наиболее тяжкие последствия — смерть людей, причинение телесных повреждений, психических травм. Кроме того, в результате происшествий возможны и вредные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества). Причины дорожно-транспортных происшествий и условия, им способствующие, можно определить как совокупность объективных и субъективных факторов (обстоятельств), противоречащих общественной безопасности и связанных с возникновением опасной ситуации, социально-психологическими дефектами личности правонарушителя, социально-правовыми и организационно-техническими недостатками. В отношении дорожно-транспортных происшествий, вызванных нарушением правил безопасности, определяющей является взаимосвязанная, взаимообусловленная система: человек— транспортное средство—дорога. От того насколько совершенны эти основные компоненты (включая, безусловно, и такой элемент, как управление, регулирование движения), зависит качественный уровень обеспечения безопасности дорожного движения. Главный компонент процесса дорожного движения — водитель транспортного средства. Судебная практика показывает, что подавляющее большинство всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Собственно основная причина происшествий на дорогах — грубейшие нарушения правил безопасности в силу безответственности, недисциплинированности, легкомысленной невнимательности и т. п. Среди правонарушителей большинство мужчины. Судебная, следственная и административная практика свидетельствует, что женщинам-водителям свойственна большая дисциплинированность, аккуратность, редки случаи управления автомобилем в нетрезвом состоянии. Смертность от дорожно-транспортных происшествий по вине мужчин в 5—6 раз выше, чем по вине женщин. Среди правонарушителей преобладают лица в возрасте 18— 24 лет. В возрасте 40 лет и более численность правонарушителей снижается. Большое значение имеют профессиональная подготовка и водительский стаж. Наибольшее число правонарушений приходится на лиц, имеющих стаж от одного до двух лет (свыше 32%) и соответственно недостаточные профессиональные навыки и опыт работы. Среди правонарушителей высок удельный вес лиц, ранее привлекавшихся к административной (80%) и уголовной (12%) ответственности. Уровень образования у правонарушителей мужчин и женщин примерно одинаков. Большинство правонарушителей имеют неполное среднее образование, меньше всего их среди лиц с высшим образованием. Один из важных показателей социальной позиции нарушителей правил дорожного движения — цели и мотивы их поведения, приведшего к аварии. Большинство из них приходится на лихачество, стремление проявить неоправданную удаль, смелость, силу. Значительному числу правонарушителей свойственно пренебрежительное отношение к правилам безопасности и другим правовым нормам. Нельзя не отметить легкомысленное стремление любыми способами как можно быстрее выполнить работу, задание и т. п. Дорожно-транспортным происшествиям способствуют и различные объективные недостатки организационно-технического, организационно-правового и организационно-управленческого плана. В число первых входит крайне неудовлетворительное состояние дорог, что характерно для всей страны. С плохим состоянием дорог из года в год связано около 12—15% дорожно- транспортных происшествий. Для многих транспортных средств характерны серьезные конструктивные недостатки, далеко не все они оснащены универсальными средствами безопасности. К недостаткам организационно-управленческого характера относятся недостатки технического обслуживания и ремонта транспортных средств, а также высокая стоимость этих услуг и запчастей. Подобное положение вынуждает многих водителей эксплуатировать транспортные средства с серьезными дефектами. Несовершенна система профотбора и обучения водителей. К условиям, способствующим нарушениям правил безопасности, следует отнести и недостатки в осуществлении надзора за движением. Далеко не все факты безопасности выявляются. Нельзя не отметить и низкий уровень технического оснащения органов государственной автомобильной инспекции, недостаточную нормативную отрегулированность всего комплекса вопросов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, пробелы в системе профессионального отбора сотрудников и т. п. общие и специальные меры предупреждения. Многообразие причин дорожно-транспортных происшествий и условий, им способствующих, определяет множественность мер их предупреждения. Они могут иметь общий или специальный характер. По содержанию предупредительные меры связаны с решением ряда проблем: социально-экономических, социально-правовых, организационно-технических, медицинских, психологических И др. Большое предупредительное значение имеет деятельность служб автомобильной инспекции и дорожного строительства по обеспечению дорог информационно-указательными знаками, соответствующими ограждениями и другими средствами, способствующими безопасному движению транспорта. Важнейшее направление профилактики — высококачественная подготовка водителей, своевременное повышение их квалификации. Этот важнейший фактор безопасности особенно актуален. В условиях, когда можно без малейшего труда «купить» права, оформить любые документы, заказать любое удостоверение и печать, значительное число водителей управляют транспортными средствами часто не имея на это не только прав, но и элементарной подготовки к эксплуатации источника повышенной опасности. Не может быть положительных результатов в борьбе с дорожно-транспортными происшествиями без совершенствования конструкции транспортных средств, внедрения средств «пассивной безопасности» (ремни безопасности; травмобезопасные стойки дорожных знаков; повышение эффективности послеаварийных действий и т. п.). Специальные меры профилактики предусматривают прежде всего эффективный контроль за соблюдением правил безопасности. Особую роль здесь играет Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). На нее возложены следующие задачи: регулирование движения транспорта и пешеходов; выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения; участие в выявлении и задержании Серьезную помощь могут оказывать специализированные добровольные дружины, внештатные сотрудники и т. д. Немалый вклад в предупреждение дорожно-транспортных происшествий вносит своевременное и квалифицированное расследование преступлений и происшествий. Помимо общей профилактической направленности деятельность следственных органов имеет и конкретную направленность, связанную с реальной возможностью выявлять причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям, и вносить представления по конкретным уголовным делам.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |