Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Питирим Александрович Сорокин 8 страница




Раз Россия и русский народ превращены были в проходной двор, где лицо наше топталось каблуками интернационалистов всех стран, раз Россию стали растаскивать по кускам, раздирать на части, взрывать изнутри, грабить отовсюду, раз среди "распинающих" оказались и враги, и вчерашние друзья, раз бывшие окраины стали смотреть на русский народ сверху вниз, раз все его покинули, все изменили, все обманули, раз теперь ей грозит участь колонии - все разгромлено, разорено, и за все "битые горшки" должен платить тот же русский "Иванушка-дурачок", - раз Россия при благосклонном участии бывших союзников начинает продаваться "оптом и в розницу", превращается "из субъекта в объект", то должно было наступить одно из двух: или гибель, или резкая реакция защиты. Симптомом последней и служит рост глубоко подсознательного национального чувства, охватившего все слои.

Не удивляйтесь, если он в некоторой степени имеет зоологические формы. И это неизбежно. И даже целесообразно с точки зрения интересов выживания. Неизбежно потому, что слишком по-зверски обращались с русским народом "интернационалисты", слишком мало было высказано иностранцами и инородцами гуманизма и жалости и слишком много бессовестного хищничества, шакализма и дипломатической хитрости, которая "мягко стелет, да жестко спать". Народ понял, что ему не на кого надеяться, кроме <как на> самого себя. Целесообразно потому, что с ним также обращаются "зоологически". Когда тигр и шакал вас рвут, глупо усовещевать их, надо бить... или погибнешь. То же и с целым народом. Разве он, вплоть до серого мужика, не понимает, что его рвут, одни бесцеремонно, другие "вежливенько", под аккомпанемент "хороших слов" и улыбок? Разве он не оценивает все эти соглашения с большевиками и всевозможные концессии и т. д. словами: "своих помещиков прогнали, теперь приходят другие", "за наш счет хотят греть руки и большевики, и иностранцы", "ну подождите же"?..

Не удивляйтесь же, если национализм сильно пронизан зоологизмом. Он понятен и... целесообразен, хотя, быть может, и очень некрасив.

Частичным проявлением этого зоологического национализма служит острый антисемитизм, охвативший все слои русского народа, еще недавно бывшие евреефилами. Им заражены почти все - от верхов интеллигенции до глухой деревни, от русских коммунистов (не удивляйтесь) до монархистов. "Протоколы сионских мудрецов" (93*) читаются и в верхах, и в забытой деревне. Они одобряются, им верят, их хвалят. Здесь завязался один из самых тяжелых и трагических узлов русской истории, сулящий много хлопот и бедствий той и другой стороне. Причиной такого явления служит чрезвычайно выдающаяся роль, сыгранная значительными массами евреев в углублении нашей революции и в расцвете нашего коммунизма. Не говоря уже о "вождях", огромное большинство которых (Зиновьев, Троцкий, Каменев, Стеклов, Свердлов, Радек, Красин, Урицкий, Володарский, Литвинов, Иоффе и т. д.) были евреями, большинство "командующих позиций" во всех комиссариатах было занято и занимается ими же. При большей изворотливости они, далее, менее пострадали экономически, чем русские. Значительная часть богатств перешла в их руки. Благодаря той же практической сноровке и помощи сородичей они менее голодали. Ряд самых одиозных функций в значительной мере выполнялся ими же. С наступлением нэпа они же - почти исключительно - оказались "капиталистами", "богачами", захватившими в свои руки фактически почти всю и государственную, и кооперативную, и частную промышленность и торговлю. Прибавьте к этому то, что население Петрограда, Москвы и др. городов сейчас (благодаря отливу еврейства из местечек в центры) сильно семитизировано, что еврейство лучше питается, лучше одето, лучше живет, что русский на всех командующих позициях, во всех комиссариатах, кроме ГПУ (где сейчас мало евреев), видит евреев, что даже состав студентов высших школ преимущественно еврейский (в медицинских школах 60-70%, в других ниже: "процентная норма наоборот", так говорят об этом в России), учтите все это - и рост антисемитизма будет понятен. Я не антисемит, но такое положение считаю ненормальным. Я никогда не защищал ограничения прав еврейства, но не могу признать правильным и ту фактическую привилегированность его, и ту фактическую эксплуатацию русского народа, которая выполняется сейчас значительными массами еврейства.

Я не стоял за "процентную норму", но нахожу ненормальным, чтобы при наличии специальных еврейских высших школ, содержимых за счет государства, в общих высших школах 60-70% учащихся были евреи.

Должен прибавить к этому, что поведение многих и многих евреев, даже не коммунистов, а просто дельцов, в смысле хищничества и шакализма было безобразным.

Я знаю, что глупо эту вину части еврейства переносить на весь еврейский народ. Я знаю жертвы евреев, погибших на посту защиты интересов России. Но народная массовая психика иначе рассуждает. Она видит тени и забывает светлые блики. Если же эти тени обширны и более часты, чем светлые полосы, тогда тем неизбежнее ее односторонность. Народу не легче от того, что есть антибольшевики-евреи - подлинные друзья России. "Раз они сами не могут справиться с ними, остается нам самим бороться как сумеем и как можем. Мы боремся и будем бороться - не на жизнь, а на смерть - с русскими большевиками и их подчиненными. Так же беспощадно будем бороться с евреями, коммунистами и их подручными! Пусть другие евреи за это не пеняют на нас!". Такова приблизительно массовая психология, ее настроение, ее решение и ее "оправдание"...

Повторяю, здесь русская революция завязала один из самых трудных и трагических узлов, грозящий большими бедствиями. Нужно скорее с чистым сердцем и совестью той и другой стороне принять все меры, могущие его разрешить социологически, а не "зоологически". Вопреки мнению тех, кто думает, что ликвидация большевизма с этой точки зрения опасна, я отвечу: чем дольше будет держаться данный режим, тем антисемитизм будет глубже и шире, тем сильнее будет расти "зоология".

Рядом с чертой национализма столь же резко выступает вторая черта современной массовой идеологии. Это - глубокое отвращение ко всем идеологиям коммунизма и даже социализма.

Благодаря крови, огню и полному разгрому России, к которым привели коммунизм и коммунисты, все подобные идеологии дискредитированы в корне и надолго.

Если раньше они легко прививались ко всему населению, кроме аристократии и буржуазии, если русская интеллигенция была - в массе - социалистически настроенной, то теперь дело обстоит наоборот. Теперь Россия "иммунитетна" к таким учениям. Слово "коммуния" стало одиозно ругательным. Сильно дискредитированы и все те рецепты, идеологии и течения, которые имели и имеют какую-либо связь с коммунизмом.

Идеология и настроение в современной России - в массе - резко "индивидуально-собственнические". Институт частной собственности у нас не имел раньше "большого кредита", на него смотрели как на зло; в нем видели источник бедствий, апологетов его не было, фигура частного собственника не вызывала симпатий. Теперь наоборот. Этот институт оценен и даже переоценен; иначе расценивается собственник, иначе смотрят на капиталиста.

"В борьбе обрел народ право собственности" (94*), а не коммунизм... Появился и крепкий органически-почвенный жилистый собственник. Им является крестьянство, стихийно потянувшееся на хутора и отруба, им является и "новая буржуазия", вышедшая из рядов коммунистов, им является по поведению и психике половина современных коммунистов - крепких собственников in spe, in futurum (95*), им являются все категории "спецов" и "новой бюрократии", им является и большинство интеллигенции.

"Мелкобуржуазная стихия" (на языке власти) широким морем разлилась по "коммунистической" России, бушует и рвет последние остатки коммунистических построек. И не только их: она заодно поглотила и все былые предубеждения русского общества против собственности, и все его симпатии к социализму-коммунизму...

От коммунизма последних лет теперь уже нет ничего, кроме золы, копоти и тиранического правительства. Русский народ переварил стадию анархии, переварил коммунизм, остается переварить теперь только неограниченный деспотизм.

С коммунизмом и социализмом покончено... и надолго. Не только имя Ленина и наших коммунистов, но имена Маркса и др. теоретиков социализма большинством русского народа долгие годы будет вспоминаться недобрым словом. (Недаром за последний год начинают выкидывать шутки с небольшими числом оставшихся памятников революции: в Одессе весь рот и бороду Маркса намазали пшенной кашей, которой питали почти год население, и написали: "ешь сам".) Таковы шутки истории.

Вместе с указанными выше чертами все это говорит о резкой деформации психики русского народа.

Она изменилась. Но не в том направлении, в каком хотели гг. коммунисты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таково вкратце современное состояние России и ее народов. Мы видим, что война и революция "славно поработали". Подводя итог доходам и расходам, приходится сказать, что первые совершенно не покрывают вторые. Опустошения громадны и частью непоправимы. Приобретения есть, но они невелики.

Не будь войны и революции, Россия теперь была бы неузнаваема. Начиная с 90-х годов 19 в. мы развивались во всех отношениях - и в материальном, и в духовном - с такой быстротой, что наш темп развития опережал даже темп эволюции Германии. Росло экономическое благосостояние населения, сельское хозяйство, промышленность и торговля, финансы государства находились в блестящем состоянии, росла автономия, права и самодеятельность населения, могучим темпом развивалась кооперация, уходили в прошлое абсолютизм, деспотизм и остатки феодализма. Исчезала безграмотность, народное просвещение поднималось быстро, процветала наука, полной жизнью развивалось искусство, творчество духовных ценностей было громадным in extenso (96*) и глубоким по интенсивности.

Не будь войны и революции, - Россия в 1922 г. была бы процветающим духовно и материально государством.

Но пришли эти явления - и блестящее развитие было прервано. Не только остановлено, но отброшено назад на одно-два столетия.

Россия сегодняшнего дня и Россия 1922 г. без войны и революции... какой контраст! Целая пропасть между ними! Целые века!

Понадобятся десятилетия, чтобы залечить раны, стать Россией 1922 г. без войны и революции. Вот почему я не могу больше быть ни трубадуром, ни романтиком войны и кровавой революции. Вот почему я тихо и печально улыбаюсь, когда слышу славословия последним. Вот почему я скептически воспринимаю всякую - пассивную и рафинированную - радость и восторги перед революцией... Когда же я вижу многих и многих, искренно мечтающих о приходе революции, я говорю: "Жаль, что человечество плохо усвоило уроки истории. Эти дети играют огнем, который сожжет их же самих, и больше всего именно трудовые классы: они вызывают вихрь, который разнесет смерть, убийства, зверства, голод, болезни, опустошения по всей стране, вихрь, в результате которого больше всего пострадают именно народные массы". "Следствием его, по верным словам Лебона (97*), будет... заключение общества в смирительную куртку... Разнузданная чернь, вооруженная, жаждущая мщения и разъяренная; пики, ножи и молотки; угрюмый притихший город; полиция у семейного очага; подозрительность ко всякому мнению; подслушанные речи... подмеченные слезы... неумолимые реквизиции... вынужденные займы... обесцененные бумаги... война на границе... Безжалостные проконсульства... Жестокосердые комитеты безопасности... - вот плоды социальной революции". И сверх того... смерть, смерть и смерть... Смерть во всех видах... смерть лучших... смерть и ужасы...

Не приемлю теперь я кровавой революции и войны и из-за их методов, ибо знаю, что метод голого и кровавого насилия по своей природе ничего, кроме разрушения и регресса, дать не может.

"Дух разрушительный вовсе не есть дух созидающий", это теперь мы поняли.

Не приемлю я их и по этическим мотивам. Если бы даже война и революция давали положительные плоды, что, увы, почти не бывает, эти плоды "не стоят чистой слезы одного ребенка"! (98*) Жизнь людей здесь служит кирпичами, их кровь - цементом, их страдания - штукатуркой, ужасы и зверства - краской, - таков революционный (и военный) метод постройки социальных зданий. Не одна жизнь и слезы взрослых, но десятки тысяч детей живыми кладутся в фундамент такого здания, безжалостно давятся, душатся, расстреливаются, морятся голодом, убиваются тифом, сифилисом, холерой, цингой и др. болезнями, дробятся их нежные кости, искажаются не только их тела, но и души... Это дорого... Слишком дорого...

Вот почему я отныне "почтительнейше возвращаю билет на вход в царство кровавой революции" (и контрреволюции).

Пусть не подумают, что эти строки говорят о том, что революция меня лично обидела, что я много, по-видимому, лично потерял в ней... Нет. Кроме жизни и иллюзий, мне терять было нечего. Я был беден - таковым остаюсь и теперь. Я сын рабочего и крестьянина (99*) - стало быть не мог потерять привилегий. Я не был ни "аристократом", ни "буржуем", ни чиновником - стало быть, и здесь я ничего не мог потерять... Жизнь моя - при мне еще. Честь моя и совесть - также. Единственная потеря - иллюзии. Были они и у меня... Одной из них было романтическое представление о революции и желание ее прихода... Теперь я видел ее. Пять лет был я в ее вихре, пять лет внимательно смотрел в ее лицо... Увидев его, я стал изучать лица бывших "глубоких" революций. И понял: это лицо зверя, а не сверхчеловека. Антихриста, а не Бога, вампира, а не освободителя...

Я знаю, что многие "взрослые дети", "чистые сердцем", из трудовых классов, не испытавшие революции, не поверят этому. Но в ответ расскажу один эпизод. В 1917 г., в октябре, мне пришлось выступить с речью в одном полку. Я убеждал солдат не идти за большевиками. Я рисовал им те гибельные результаты, которые принесет большевизм. Я делал это ради исполнения долга, но я знал, что сейчас они мне не верят и не поверят. Зная это, я кончил свою речь словами: "Я знаю, что вы мне не верите сейчас. Но прошу вас запомнить следующее: был человек, который вас предупреждал. Он исполнил свой долг. Запомните эти слова. Через год-два вы их вспомните. Вспомните и... тогда поверите. Но будет уже поздно..."

В 1919 г. я ехал на пароходе... Вдруг ко мне подходит один мужик, истощенный, грязный, оборванный... "А ведь я вас узнал, - тихо сказал он мне. - Помните, вы выступали в нашем полку... Много раз я вспоминал ваши слова. Дураки были мы, большие дураки... Оправдалось все, что вы говорили... Теперь взялись за ум... да поздно"... Поверили, весь русский народ поверил, да поздно...

Когда увидят подлинный лик кровавой революции эти "неверующие", - поверят и они. Но я не хотел бы, чтобы они за эту веру заплатили ценой революции... "Да минет их чаща сия" (100*)... Впрочем, увы, история не всегда идет так, как нужно... Она слепа... А Провидение, если оно есть, плохо бодрствует... Но "да минет их чаша сия".

Глубокую болезнь испытал и испытывает еще русский народ. Горькую чашу страданий выпил он до дна. Распял себя за свои и чужие преступления... Стал "Сыном Человеческим", принявшим на себя грехи мира... Теперь он искупил эти грехи. Теперь он чист... чище многих народов, согрешивших, но не пострадавших так. Чист... Готов к смерти, и к новой жизни.

Много раз за эти годы я думал: не пробил ли смертный час нашей истории? Не бьет ли полночь исторического заката русского народа? Не перед смертью ли он омылся в страданиях?

Теперь вижу, что нет. Больной выздоравливает, кризис проходит, и впереди дорога жизни, а не смерти... Знаю, не розами покрыт грядущий путь. Он тернист, ждут на нем бездны новых страданий, унижений, оскорблений и трудностей... Крутые кряжи, опасные перевалы и разбойничьи засады ожидают путника...

Но не будем падать духом. Возьмем с собой ценности Знания, готовность к Труду и лишениям, напряженную волю к Добру и светлую Надежду... С ними не пропадем... С ними снова выберемся из мрачных пропастей крови и смерти на широкую и столбовую дорогу истории.

"Сие буди и буди" (101*).

 

Комментарии

 

Книга издана в Праге книгоиздательством "Хутор" в 1922 г. (на обложке - 1923 г.). В России впервые опубликована журналом "Новый мир", 1992, No No 4-5.

 

1* Фридрих Ратцель (1844-1904) - нем. этнограф и социолог; М. М. Ковалевский (1851-1916) - рус. юрист, историк и социолог, основатель Высшей Русской школы социальных наук в Париже (1914), учитель Сорокина; Селестен Шарль Бугле (1870-1940) - фр. социолог, представитель дюркгеймовской социологической школы, автор книги "Lecons de sociologie sur 1'evolution des valeurs" (Paris, 1922); A. Кост - фр. социолог, автор книги "L'experience des peuples" (Paris, 1900), в которой доказывал, что "поступательное движение народонаселения является основной причиной изменений в формах производства" (Цит. по кн.: Ковалевский М. Социология. СПб., 1910, т. 1, с. 100). О "значении количества населения для судеб государства и общества" Ф. Ратцель, в частности, писал: "В густом населении заключается не только прочность и порука энергичного развития, но и непосредственный стимул культуры. Чем ближе люди соприкасаются между собою, тем ближе они принимают участие друг в друге, тем менее погибает культурных приобретений, тем выше поднимается соревнование в проявлении сил. Умножение и укрепление численности народа находится в самой тесной связи с развитием культуры; редкое население в обширной области связано с низкой культурой; в старых и новых культурных центрах мы видим плотно скученные народные массы" (Ратцель Ф. Народоведение. СПб., 1900, т. 1, с. 11). См. также сб. "Народонаселение" (М., 1897), составленный из статей виднейших демографов и социологов своего времени.

2* Т. е. за период с августа 1914 г. (вступление России в мировую войну) до ноября 1920 г. (разгром Красной армией врангелевских войск в Крыму). Советская историография считает датой окончания гражданской войны весну 1922 г. Сорокин, тем не менее, считал, что "в 1920 г. война кончилась" (Экономист, 1922, No 1, с. 107).

3* В статье "Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию" Сорокин писал о Китае: "Войны Китая с 233 по 263 г. прямо и косвенно уменьшили его население с 50 млн. до 8-ми, гражданская война с 754 по 760 г. вызвала уменьшение населения Китая с 45 млн. до 9 млн. В более позднее время статистика населения Китая - числа семейств в связи с обложением - дает весьма резкое понижение количества населения в годы войн и междуусобий, напр., в 1795-97, 1813-14 гг., и др." (Экономист, 1922, No 1, с. 78). Сведения о Китае Сорокин почерпнул из статьи Parker'a "A Note on Some Statistics regarding Chine" Journal of the Royal Statist. Society. 1899, p. 151-156.

4* Данные В. М. Михайловского опубликованы в "Трудах Центр. стат. управления" (М., 1921, т. 1, вып. 3, с. 4). Вообще данные Михайловского не внушали доверия Сорокину, так как он не сообщал источников, на которых основаны его "цифры". С бОльшим доверием Сорокин относился к расчетам другого статистика, С. А. Новосельского, основанным на итогах работы специальной научно-статистической комиссии (См.: Экономист, 1922, No 1, с. 79).

5* Расчеты Сорокина основаны на методике, разработанной Н. А. Умовым в статье "Физические науки и служение человечеству" Природа, 1913, февраль, с. 149-160.

6* Явление, которое Сорокин называет "отрицательной селекцией", давно известно и не вызывает сомнений. Поэтически эту же мысль выразил Г. Гейне в стихотворении "Валькирии" из цикла "Романсеро":

 

Гей, несчастные, поверьте,

Не спасет броня от смерти;

Пал герой, глаза смежив,

Лучший мертв, а худший жив.

Флаги, арки. Стол накрытый.

Завтра явится со свитой

Тот, кто лучших одолел

И на всех ярмо надел

(Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1971, с. 205).

 

Фактически то же самое - применительно к революции - пишет М. Волошин:

 

Революция губит лучших,

Самых чистых и самых святых,

Чтоб, зажав в тенетах паучьих,

Надругаться, высосать их

(Волошин М. "Средоточье всех путей..." М., 1989, с. 212).

 

7* Слова из "Энеиды" Вергилия (VI, 853). Ср. перевод С. Ошерова:

 

Римлянин! Ты научись народами править державно -

В этом искусство твое! - налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!

8* Гальтон Френсис (1822-1911) - англ. психолог и антрополог, двоюродный брат Ч. Дарвина, под влиянием которого разработал основные положения дифференциальной психологии, объясняющей индивидуальные различия между людьми преимущественно наследственными факторами. На рус. язык частично переведена его книга "Наследственность таланта" (СПб., 1875). В другой своей статье Сорокин ссылается на текст оригинала: Gallon F. Hereditary Genius, 1892, p. 30 (См.: Экономист, 1922, No 1, С. 93).

9* Шахматов Алексей Александрович (1864-1920) - академик, филолог, исследователь русского, индоевропейских и ряда др. языков, умер после операции, осложненной дизентерией; Иностранцев Александр Александрович (1843-1919) - геолог, чл.-корр. Петербургской АН, покончил с собой вместе с женой; Тураев Борис Александрович (1868-1920) - академик, востоковед, основоположник отечественной школы истории и филологии Древнего Востока; Блок Александр Александрович (1880-1921) - поэт, 15 февраля 1919 г. был арестован Петроградской ЧК по делу левых эсеров, утром 17 февраля освобожден (См. воспоминания А. З. Штейнберга в сб. "Памяти Александра Блока". Пб., 1922); Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - писатель и драматург, умер в Финляндии на даче своего приятеля от паралича сердца, перед смертью написал: "Нет России. Нет и творчества..."; Покровский Иосиф Алексеевич (1868-1920) - проф. Петербургского университета, правовед, специалист в области истории римского права; Хвостов Вениамин Михайлович (1868-1920) - юрист и социолог, проф. римского права Московского университета, покончил с собой; Палладии Владимир Иванович (1859-1922) - ботаник и биохимик, академик Петербургской АН; Белелюбский Николай Аполлонович (1845-1922) - инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения; Туган-Барановский Михаил Иванович (1865-1919) - экономист и историк, в 1917-1918 гг. министр финансов Центральной Рады; Марков Андрей Андреевич (1856-1922) - математик, специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа, академик, засл. проф. Петроградского университета; Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920) - рел. философ, правовед и общественный деятель, князь, умер в Новороссийске, находясь в рядах Добровольческой армии; Кистяковский Богдан Александрович (1868-1920) - философ, социолог и правовед, участник сборника "Вехи" (1909), умер в Краснодаре после операции; Сорокин рецензировал его книгу "Социальные науки и право" (Вестник Европы, 1916, No 8); Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853-1920) - литературовед, языковед, почетный академик Петербургской АН, умер в одесской клинике от нарушения циркуляции крови; Арсеньев Константин Константинович (1837-1919) - либеральный публицист, литературовед, правовед и обществ. деятель, почетный академик Петербургской АН, в 1906-1907 гг. один из руководителей партии Демократических реформ.

Список Сорокина, разумеется, далеко не полный, тем не менее очень репрезентативен: названы имена крупнейших ученых, писателей и поэтов, которые независимо от их убеждений и политической ориентации в современных им условиях как бы олицетворяли избранную ими область науки и искусства.

10* Трагические судьбы античных героев, перечисленных Сорокиным, рассказаны Плутархом в "Сравнительных жизнеописаниях" (за исключением Сократа, о котором см. "Апологию Сократа" и "Федон" Платона; Ферамен - в совр. рус. транскрипции Терамен). Лавуазье Антуан Лоран (1743-1794) - фр. химик, член Парижской АН, гильотинирован по приговору рев. трибунала; Дантон Жорж Жак (1759-1794) - один из вождей французской революции, казнен по приговору рев. трибунала; Кондорсе Жан Антуан (1743-1794) - фр. философ и социолог, за выступления против якобинцев был арестован и, желая избегнуть публичной казни, отравился в тюрьме; Шенье Андре Мари (1762-1794) - фр. поэт и публицист, приветствовавший революцию одой "Клятва в Зале для игры в мяч", за свои резкие памфлеты против якобинцев арестован и через несколько месяцев гильотинирован.

11* О высылке из страны в 1922 г. большой группы интеллигенции написано обстоятельное исследование М. Геллера "Первое предостережение" - удар хлыстом (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.)" // Вестник РХД, 1978, No 127. См. также: Хоружий С. Философский пароход: Как это было // Лит. газета. 1990, No 19, 9 мая, с. 6; No 23, 6 июня, с. 6; Колодный Л. Изгнание философов // Моc. комсомолец, 1990, 12 и 13 июня; Сапов В. В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // Социол. исследования, 1990, No 3; Там же - воспоминания двух "участников" высылки: Б. Харитона и М. Осоргина. Об обстоятельствах собственной высылки Сорокин подробно рассказывает в своей автобиографии "A Long Journey". New Haven, Conn., 1963, p. 191-197.

Совсем недавно были опубликованы материалы из архива КГБ о высылке Сорокина. См.: Социол. исследования, 1991, No 10, с. 122-124.

12* Gallon F. Hereditary Genius. 1892, p. 329-330. О Гальтоне см. примеч. 8.

13* Сорокин имеет в виду книгу: О. Starch. Educational Psyhology, No 4, 1920, на которую он написал рецензию, опубликованную в журнале "Экономист", 1922, No 3, с. 150-151.

14* С соответствующими изменениями (лат.).

15* Личкус Лазарь Григорьевич (1858-1926) - директор Мариинского роддома в Петербурге, с 1923 г. - проф. Ленинградского медицинского института.

16* Полное название книги: "Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь". Пг.: Колос, 1922. Это последняя книга, написанная Сорокиным в России. Первоначально Сорокин намеревался включить главу о "социологии голода" в третий том "Системы социологии", но постепенно глава эта разрослась в самостоятельное и весьма обширное (ок. 560 стр.) исследование. К изучению голода Сорокин приступил осенью 1921 г. по совету И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, и вся дальнейшая работа велась "в тесном сотрудничестве" с ними. "В мае 1922 г., - вспоминал Сорокин, - книга была сдана в набор. Перед публикацией многие ее параграфы, и даже целые главы, были сняты цензорами. Книга как нечто целое была разрушена, на то, что сохранилось, было все же лучше, чем ничего" ("A Long Journey", p. 196). После высылки Сорокина из страны тираж книги был уничтожен. Сам автор, по-видимому, до конца жизни был уверен, что книга погибла полностью и безвозвратно. К счастью, мы имеем случай лишний раз убедиться в том, что "рукописи не горят": "Уцелело 17 листов (280 стр.), т. е. ровно половина книги в количестве 10 экземпляров", - такая надпись имеется на одном из экземпляров "полукниги", хранящейся ныне в РГБ. Два других экземпляра - в РНБ и биб-ке ИНИОН. Своим чудесным спасением книга - и современные читатели, которым она теперь доступна, - обязана Ф. И. Витязеву-Седенко, одному из помощников Сорокина по сбору материалов для книги. О содержании недостающих частей ее можно судить на основании письма Сорокина к В. Н. Фигнер, в котором он предлагает несколько тем своих будущих лекций в ответ на предложение В. Н. Фигнер посетить Москву. Первой среди этих тем названа следующая: " Голод как фактор, его влияние на поведение и социальные процессы. Содержание: 1) понятие голода, 2) его физиологические и психические эффекты, 3) депрессирование голодом стимулов: полового, самосохранения, 4) деформация психо-социального "я" индивида: его души, верований, убеждений, вкусов, право-нравственных воззрений под влиянием голода. Социальные эффекты: изменение состава населения: смертность, рождаемость. Голод и бунты. Голод и апатия. Голод и коммунизация. Голод и изменения общественного сознания. "Философия голода"" (РГАЛИ, ф. 1185, оп. 1, ед. хр. 733, л. 1). Отсутствие последних глав книги восполнят и статьи, опубликованные Сорокиным в 1922 г. в журналах "Экономист" и "Артельное дело". Подробнее см.: Батюто С. А. Об одном неосуществленном замысле (Письма П. А. Сорокина к П. Витязеву) // Русская л-ра. 1993. No 1.

17* См.: Осипов В. П. О душевных заболеваниях в Петрограде // Известия здравоохранения Петроградской трудовой коммуны. 1919, No 7-12; Горовой-Шалтан. К вопросу о душевной заболеваемости населения при современных условиях // Психиатрия, неврология и экспериментальная психология. 1922, No 2 и его же статью в газете "Врачебное дело" от 1 февраля 1921 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.