Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Питирим Александрович Сорокин 10 страница




Мне пришлось ознакомиться на деле Комитета помощи голодающим с большой детской организацией бойскаутов. Что это были за дети! Что за слуги и помощники Комитета! Приходится только удивляться, как среди миазм и болот могут расти столь прекрасные цветки, с такой чуткой детской душой, направленной к тому, чтобы непременно сделать "шесть или восемь хороших дел в день..." И делали, и старались.

Вспоминаю. Нет, ничего этого не было при самодержавии. Нет, и не было. В этом огне что-то плавится, что-то крепнет, уже осязаемое, видимое, не выдуманное.

Того обобщения, которое пытается сделать профессор Сорокин, сделать нельзя. Больное и здоровое сейчас перемешано. Результат - еще без подсчета. Слишком рано. Обращено внимание пока только на порчу, не все видят процессы самооздоровления организма, без лекарств, без посторонней помощи. Быть может, самое прочное и самое совершенное. (...)

Несут они кусочки России, хорошие и дурные, несут, стараясь показать их другим, не видевшим. Пусть только показывают больше, полнее и разнообразнее. Авось из этих кусочков мы сложим ее, Россию, родину нашу, сложим все вместе и - будем знать, что делать дальше" (Литература русского зарубежья. Антология. М., 1990, т. 1, кн. I, с. 417-420).

 

65* Кандид - наивный и простодушный персонаж одноименной "философской повести" Вольтера, который принимает на веру слова философа Панглоса о том, что "все происходит к лучшему в этом лучшем из возможных миров".

66* Чернов Виктор Михайлович (1876-1952) - один из лидеров и теоретиков партии эсеров. В мае-августе 1917 г. - министр земледелия Временного правительства, с 1920 г. - в эмиграции.

67* См. примеч. 25.

68* Так проходит земная слава (лат.).

69* См. примеч. 9.

70* Е. Ю. Рапп рассказывает, что когда Н. А. Бердяев был вызван вместе с ней на принудительные работы, он "был болен, у него была высокая температура. В 5 ч. утра нам нужно было встать и идти на перекличку. Было 35 гр. мороза. В холодном, темном помещении с низким потолком, едва освещенном керосиновыми лампами, собралась толпа "буржуев". Каждого вызывали, выкрикивая номера. Плохо одетые люди, дрожащие от холода, измученные лица, позвякивание ружей, злые окрики командующего... Все напоминало одну из сцен дантовского ада. После переклички нас выстроили в колонны и окруженных солдатами, как каторжан, погнали за несколько верст, за город, колоть лед и очищать от снега железнодорожный путь. Когда мы дотащились до вокзала, мужчин отделили от женщин. Мужчины должны были колоть лед тяжелыми ломами, женщины - нагружать этими глыбами вагоны. Около каждого вагона поставили двух женщин. Вместе со мной работала молоденькая девушка. Я никогда не забуду ее лица. В коротенькой кофточке и легких ботинках, посиневшими, дрожащими руками она подымала ледяные глыбы, из глаз ее текли слезы. В сумерки мы закончили погрузку. Я подошла к Н. А. Измученный, бледный он едва держался на ногах. Целый день мы ничего не ели. По окончании работы нам выдали по кусочку черного хлеба" (Бердяев Н. А. Самопознание. Париж, 1949, с. 252-253). Таким образом, Сорокин совершенно прав, считая такого рода работу "медленной смертной казнью". Нет ничего удивительного поэтому, что "безвременную кончину" проф. И. А. Покровского "врачи приписали усиленной носке дров" (Вестник литературы, 1920, No 4-6 (16-17), с. 24).

71* АРА (Американская администрация помощи), Нансеновский комитет и Христианский союз молодых людей - организации, оказавшие Советской России огромную помощь во время голода 1921-1922 гг. Этим организациям Сорокин посвятил свою книгу "Голод как фактор" (См. примеч. 16).

72* Имеется в виду дело так наз. "Петроградской боевой организации", которую возглавлял проф. В. Н. Таганцев. В "профессорскую группу" этой организации входили ректор Петроградского университета проф. Н. И. Лазаревский, кн. Д. И. Шаховской, царский министр юстиции С. С. Манухин, проф. М. М. Тихвинский и др. Н. С. Гумилев входил в состав "офицерской группы". Дело это, по-видимому, было сфабриковано следователем Петроградской ЧК Я. Аграновым ("Агранычем" - впоследствии близким "другом" Маяковского). По этому делу к В. И. Ленину поступали многочисленные заявления и ходатайства в защиту многих участников "заговора". На ходатайство в защиту проф. М. М. Тихвинского Ленин наложил бессмертную резолюцию: "Химия и контрреволюция не исключают друг друга" (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 53, с. 169). По делу ПБО было арестовано свыше 200 чел. Многие из них, в том числе Таганцев, Лазаревский и Гумилев, были расстреляны.

73* См. примеч. 11.

74* См. примеч. 16.

75* Кизеветтер Александр Александрович (1866-1933) - историк, деятель партии КД, проф. Московского университета, депутат 2-й Гос. Думы, в 1922 г. выслан за границу. Платонов Сергей Федорович (1860-1939) - историк, академик АН СССР (1920-1931), после революции 1917 г. подвергся критике со стороны историков-марксистов, умер в Самаре. Пресняков Александр Евгеньевич (1870-1929) - историк, член-корр. АН СССР. Покровский Михаил Николаевич (1868-1932) - историк, партийный и гос. деятель, с мая 1918 до конца жизни - зам. наркома просвещения РСФСР, автор многократно переизданной "Истории России в самом кратком изложении" (1-е изд. - 1920 г.). Похоронен у Кремлевской стены.

76* Решительно, прямо (лат.).

77* См. примеч. 14.

78* Фюстель де Куланж Нума Дени (1830-1899) - фр. историк и социолог, автор "Истории общественного строя древней Франции" (рус. перев. 1907). Кидд Б. - амер. социолог, автор книги "Social Evolution" (New York, 1922). Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - фр. социолог. Его взгляды на религию, изложенные в книге "Элементарные формы религиозной жизни..." (1912), оказали влияние на Сорокина, написавшего специальную статью: "Э. Дюркгейм о религии" (Новые идеи в социологии. Сб. 4. СПб., 1914, с. 58-83). О Бугле см. примеч. 1. Чарлз Эллвуд - амер. социолог.

79* Страшно сказать (лат.).

80* Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) - философ-интуитивист, выслан за границу в 1922 г. Гревс Иван Михайлович (1868-1941) - историк, проф. Бестужевских курсов (1892-1918), проф. Петербургского (Ленинградского) университета (1899-1941). Карсавин Лев Платонович (1882-1952) - религиозный философ и историк-медиевист, с 1921 г. - ректор Петроградского университета, в 1922 г. выслан за границу, с 1928 г. - проф. университета в Каунасе, в 1940-1946 - в Вильнюсе. В 1946 г. Карсавин, оказавшийся на территории, занятой советскими войсками, был арестован и заключен в один из лагерей ГУЛАГа, находящийся в местечке Абезь Коми АССР (т. е. на родине Сорокина), где и умер.

81* Список Сорокина необходимо дополнить, по крайней мере, еще одним именем: в 1918 г. принял сан священника С. Н. Булгаков, выдающийся философ, экономист и богослов. В самом конце 1922 г. он также был выслан из России (в Турцию).

82* Имеется в виду речь Сорокина на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петроградского университета 21 февраля 1922 г. См. наст. изд., с. 410-414.

83* "Живая церковь" - одно из направлений так наз. обновленческого движения" внутри православной церкви, начавшегося в 1922 г. Во главе "Живой церкви" и созданного ею Высшего церковного управления стояли протоиереи Александр Введенский, Владимир Красницкий, священники Александр Боярский, Евгений Белков, псаломщик Стадник и др. На поместном соборе 1923 г., организованном "живоцерковниками", были утверждены "реформы" церковной жизни, в том числе закрытие монастырей и ликвидация святых мощей. Хотя многие священнослужители поддержали обновленческий раскол, массы народа сохранили верность "тихоновской" церкви.

83* Под "ограблением церквей" Сорокин имеет в виду насильственное изъятие церковных ценностей под предлогом необходимости помощи голодающим. Насильственное изъятие происходило по личному указанию В. И. Ленина и осуществлялось (как и было задумано с самого начала) с величайшей жестокостью. Письмо Ленина по поводу предстоящего изъятия церковных ценностей, адресованное членам Политбюро, опубликовано - после многолетнего заговора молчания - в нашей стране почти одновременно в еженедельнике "Собеседник" (1990, No 16), журналах "Наш современник" (1990, No 4) и "Известия ЦК КПСС" (1990, No 4). О московском и петроградском церковных процессах см. примеч. 56. См. также статью прот. Льва Лебедева "Церковь на Голгофе" (Советская литература, 1990, No 1, с. 80).

Официальная информация об изъятии церковных ценностей появлялась в газетах после начала "кампании" почти каждый день. 19 мая 1922 г. "Красная газета", например, поместила заметку "Изъятие ценностей в Исаакиевском соборе", в которой писалось следующее: "Вчера происходило изъятие ценностей из Исаакиевского собора. Между прочим изъяты гробница из-под плащаницы, много подсвечников и ризы с икон. Изъятые ценности на двух грузовых автомобилях доставлены непосредственно в губфинотдел, где производится точная опись и взвешивание их".

Как часто бывает в истории, трагическое соседствует с фарсом. Здесь же читаем забавную статейку под названием "Очередная провокация":

"В последние дни усиленно распространяются нелепые слухи о вскрытии гробниц в Петропавловском соборе, причем якобы оказалось, что Петр Первый лежит как живой.

Распространители этих провокационных слухов связывают вскрытие гробниц с изъятием ценностей - их будто бы искали и в гробницах, будто с Екатерины Второй сняли жемчужный браслет, а у Петра Первого хотели снять кольцо с руки, но тут произошло "чудо": "Петр Первый сжал руку и показал кулак".

Чтобы положить конец этой злостной клевете, являющейся, очевидно, делом тех, кто организует "протесты" против изъятия церковных ценностей и личность которых достаточно выяснили судебные процессы последнего времени, комендатура Петропавловской крепости заявляет, что ничего подобного в действительности не было".

Вопреки грозному заявлению, хочется верить, что - было.

84* Спаси, Господи (греч.) - начало молитвы.

85* Имена этих священников - Введенский, Красницкий, Калиновский, Белков и псаломщик Стадник. Первый их визит в Донской монастырь к находившемуся в то время под следствием патриарху Тихону состоялся 12 мая 1922 г. и не дал никаких результатов. 18 мая они вторично посетили патриарха Тихона, который на этот раз согласился передать церковные дела митрополиту Агафангелу, которого он назначил своим преемником. Вместо этой передачи означенные выше священники организовали собрание Живой Церкви, на котором приняли решение о созыве поместного собора (см. примеч. 82).

86* "Союз церковного возрождения" во главе с архиепископом Антонином (Грановским) выделился из "Живой Церкви" ввиду крайнего радикализма программных установок последней и ее "революционной" фразеологии. Вскоре распался и "Союз церковного возрождения": из него выделилась группа священника А. Введенского, образовав "Союз общин древнеапостольской церкви".

87* Журнал "Экономист" - орган промышленно-экономического отдела Русского технического общества - выходил с конца 1921 до июня 1922 г. (издание прекратилось на 5-м номере). Журнал по неосторожности главного редактора Д. А. Лутохина привлек внимание В. И. Ленина. В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922 г. Ленин писал по поводу журнала "Экономист": "Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В No 3 (только третьем!!! это nota bene!) напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - виднейшие кандидаты на высылку за границу" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 265-266). Поскольку "список сотрудников" журнала, на который Ленин советует Дзержинскому обратить внимание, никогда не приводился полностью, у читателя, как правило, складывается впечатление, что Ильич имеет в виду какую-нибудь незначительную кучку "белогвардейцев", насчитывающую пять-шесть, максимум десять-двенадцать человек. Это заблуждение: список лиц, привлеченных к участию в "Экономисте", насчитывает 53 (пятьдесят три!) человека. Вот он полностью: Н. А. Бердяев, А. Д. Брейтерман, Б. Д. Бруцкус, А. И. Буковицкий, С. Н. Булгаков, Я. М. Букшпан, А. Н. Вентцель, Б. Б. Веселовский, П. П. Гензель, В. Э. Ден, В. Я. Железнов, К. Я. Загорский, А. К. Зайцев, С. И. Зверев, Е. Л. Зубашев, А. С. Изгоев, Я. А. Канторович, Л. Б. Кафенгауз, И. А. Кириллов, В. И. Ковалевский, Н. Д. Кондратьев, Н. А. Крюков, И. М. Кулишер, С. М. Левин, В. В. Леонтьев, Я. Б. Лившиц, Л. Н. Лимошенко, Д. А. Лутохин, А. А. Мануйлов, Л. Н. Маррес, Н. В. Монахов, И. Х. Озеров, К. А. Пажитнов, П. А. Пальчинский, С. А. Первушин, М. Я. Пергамент, А. С. Посников, А. Н. Потресов, Д. Д. Протопопов, Л. М. Пумпянский, Н. Г. Петухов, А. Л. Рафалович, М. Н. Соболев, С. И. Солнцев, П. А. Сорокин, Е. В. Тарле, В. Н. Твердохлебов, М. П. Федотов, А. Н. Фролов, Г. Ф. Чиркин, Н. Н. Шапошников, В. М. Штейн и др.,

88* Имеется в виду книга А. М. Горького "О русском крестьянстве". См. примеч. 62.

89* Имеется в виду обед, устроенный в честь Г. Уэллса в ноябре 1920 г. Евг. Замятин в своем очерке "Уэллс" дает краткое описание обеда и приводит список лиц, принимавших в нем участие: "Петербургские писатели и журналисты принимали Уэллса в Доме Искусств. Наскоро сорганизованный обед превратился в торжественное чествование английского гостя с целым рядом речей. Говорили по-русски: А. В. Амфитеатров, В. Д. Боцяновский, А. С. Грин, М. Горький, И. Пунин. П. Сорокин, К. И. Чуковский, В. Б. Шкловский; по-английски: Ю. П. Данзас, Евг. Замятин, С. Ф. Ольденбург, В. А. Чудовский; речи говоривших по-русски - переводились Уэллсу" (Вестник литературы, 1920, No 11 (23), с. 16).

90* См. примеч. 79.

91* Историческим судьбам русской интеллигенции посвящены статьи Сорокина ""Смена вех" как социальный симптом" и "Об англо-саксонской позиции" (См. наст. изд., с. 403-410).

92* Евразийцы - Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский и П. П. Сувчинский, издавшие в Софии в 1921 г. сб. статей "Исход к Востоку", в котором доказывалось, что Россия как Евразия - это особый этнографический мир. Подробнее см.: Хоружий С. С. Россия, Евразия и отец Георгий Флоровский Начала. М., 1991, No 3.

93* "Протоколы сионских мудрецов" - были впервые изданы в России С. Нилусом в 1905 г. и затем неоднократно переиздавались (до революции). В "Протоколах" якобы излагается программа завоевания мира евреями. В настоящее время большинство исследователей признают текст "Протоколов" фальшивкой. Подробнее см.: Кон И. Благословение на геноцид. М., 1991. Одним из первых разоблачителей фальшивок был близкий друг Сорокина Ю. Делевский, который в 1923 г. в Берлине издал книгу "Протоколы сионских мудрецов. История одного подлога". Весьма вероятно, что Сорокин был осведомлен об этой работе.

Из последних переизданий "Протоколов" укажем репринт книги: Нилус С. Грядущий антихрист и царство диавола на земле. Сергиев Посад, 1911, а также: Нилус С. Великое в малом. Ново-Николаевск, 1993.

94* Перефразированный девиз партии эсеров: "В борьбе обретешь ты право свое".

95* В зародыше, в будущем (лат.).

96* Здесь: по охвату (лат.).

97* Лебон Гюстав (1841-1931) - фр. психолог и социолог. Сорокин приводит цитаты из заключительной главы книги Лебона "Психология социализма" (СПб., 1908), один из параграфов которой имеет название: "Что обещает успех социализма тем народам, среди которых он восторжествует". Цитаты, подобранные Сорокиным, дают вполне ясное представление о том, что именно обещает успех социализма означенным народам. Исчерпав все логические аргументы против социализма, Лебон тем не менее с сожалением вынужден признать, что одной только логикой победить социализм нельзя. И поэтому, продолжает он, "нужно, чтобы хотя бы одна страна испытала его на себе в назидание всему миру. Это будет одна из тех экспериментальных школ, которые в настоящее время одни только могут отрезвить народы, зараженные болезненным бредом о счастье, по милости лживых внушений жрецов новой веры.

...Если это произойдет в Европе, то все заставляет предполагать, что жертвою его будет бедная (!), наполовину разоренная (!!) страна, как, например... (??!!) Италия" (Указ. соч., с. 371). Ошибка Лебона, указавшего "не ту страну", связана с тем обстоятельством, что ко времени написания им "Психологии социализма" тенденция "затягивания" социализма все дальше на восток еще не совсем обозначилась. И, пожалуй, никто в то время не мог предвидеть, что социализм, легким зефиром пропорхав над породившей его Европой, безжалостным бореем обрушится на Восток, и чем дальше на восток, тем безжалостнее будет этот борей, достигнув на сегодняшний день максимума жестокости в несчастной Кампучии. За этим малым исключением во всем остальном мудрый провидец Лебон оказался прав. И совсем не зря он в течение долгих десятилетий числился в советских словарях и энциклопедиях как "эклектик" и "реакционер".

98* Перефразированные слова Ивана Карамазова из романа Ф. М. Достоевского, восходящие в свою очередь к высказыванию В. Г. Белинского.

99* О родителях и о происхождении Сорокина см. статью А. В. Липского в 1-м томе "Системы социологии" (М., 1993). Отец Сорокина "Александр Прокопьев Сорокин", согласно записи в метрической книге турьинской Воскресенской церкви, имел "звание" мещанина (Социол. исследования. 1990, No 2, с. 120).

Здесь же Сорокин использует формулу, зафиксированную в его официальной биографии как кандидата в члены Учредительного собрания. В Вологде в 1917 г. была издана брошюра "К выборам в Учредительное собрание по Вологодской губернии", где на последней, 22-й странице напечатана краткая биография Сорокина (написанная, вероятнее всего, им самим):

"Родился в 1889 году. Отец - ремесленник, мать - крестьянка. Детство провел в зырянах, работая с отцом и выполняя крестьянскую работу. С 11 лет остался круглым сиротой и с тех пор жил своим трудом, много голодал.

Сам научился грамоте. Кончил сельскую школу в с. Палевицах. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учит(ельскую) школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке А. Римских, в д. Римье, Яренского у(езда). В партию соц(иалистов)-револ(юционеров) вступил в 1905 г. В 1906 г. был арестован, просидел полгода в тюрьме в г. Кинешме и выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907 г. "зайцем" проехал в Петроград. Благодаря содействию К. Ф. Жакова поступил на Черняевские курсы. В 1909 г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в психоневрол (огический) институт. В 1909 г. перешел в университет. В 1914 г. его кончил и был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1917 г. сдал магистерские экзамены и получил звание приват-доцента Петроградского университета.

За все это время Сорокин не покидал революционной работы и среди студенчества, среди рабочих и среди крестьян. В 1911 г. принужден был в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. был арестован снова. За все это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга "Преступление и кара, подвиг и награда", обратила на себя внимание, как русской, так и европейской науки.

При выборах кандидатов в Учредительное собрание от крестьян, Сорокин был выдвинут кандидатом на крестьянских съездах Усть-Сысольского и Яренского уезда. Сверх того, кандидату-ра Сорокина была выдвинута и партией социалистов-революционеров.

В настоящее время П. А. Сорокин состоит прив(ат)-доцент(ом) Петроградского университета, психо-неврологического института и народного университета имени Лутугина, членом бюро исполнительного комитета всероссийского совета крестьянских депутатов, редактором газеты соц(иалистов)-рев(олюционеров) "Воля народа", членом особого совещания по выработке закона об учредительном) собрании и секретарем министра-председателя А. Ф. Керенского".

100* См. примеч. 18.

101* Слова отца Паисия из романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы" (кн. 2, гл. V).

 

См. также автобиографию П. А. Сорокина: "Дальняя дорога".

 

Date: 14-15 июня 2003

Изд: П. А. Сорокин. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет (Социологичес-кое наследие). М., "Наука", 1994

OCR: Адаменко Виталий ([email protected])

 

Rem1: Социолог с мировым именем, секретарь А. Ф. Керенского, по пути из эсеров в пацифис-ты написал книгу, в которой ярко и с фактами в руках показал бедствия, принесенные народу войной и революцией.

Rem2: Автор иногда забывается и возлагает всю вину за гражданскую войну на большевиков - а виновны были все: красные, белые и все остальные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.