КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогический процесс как система и явление
Лекция № 8. Вопросы самопроверки. Охарактеризовать образование как социокультурный феномен. Дать общую характеристику системы образования в Россиии. Охарактеризовать структуру образовательной системы в России и общие признаки её функционирования. Назвать ступени и уровни образования. Назвать типы образовательных учреждений. Назвать виды образовательных учреждений. Охарактеризовать отличительные особенности современной систем образования в России. Использованная литература. Используемая литература 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.? М.: ФиС, 1988 2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб.для ин-тов физ.культ. – М.: ФиС, 1991. 3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978. 4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: "Академия", 2001. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для ин-тов физ.культ.: В 2 т./Под общ.ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова 2-е изд испр. и доп М 1976. 5. Теория и методика физической культуры: Учебник/Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Сов.спорт, 2003. 6. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с. 6. Теория и методика физической культуры / Под ред Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта 1999. – 374 с. 7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: "Академия", 2003.
8.1. Педагогический процесс(ПП) как система. ПП – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся направленное на решение развивающих и воспитательных задач. На протяжении последних лет дать обоснование ПП пытались многие ученые – педагоги. Они высказывали разные мнения относительно его сущности. Лишь в одном у них была единая позиция, что ПП – это целостное явление и оно должно рассматриваться в системе. Раньше использовали термин «учебно-воспитательный процесс», а в настоящее время получил распространение «ПП». Смысл и содержание этих понятий одинаково. Главными компонентами ПП является: учитель и учащиеся. Обеспечение единства обучения и воспитания, развития и формирования составляют главную сущность ПП. ПП представлен разными подсистемами – процесс обучения, воспитания, развития, формирования. Все эти подсистемы используются при осуществлении взаимодействия между учителем и учащимися и на ПП влияют условия, методы и формы в которых протекает ПП. Протекание педагогического процесса включает в себя: процесс воспитания процесс развития процесс обучения процесс формирования сотрудничество между педагогом и учащимся С одной стороны на протекание педагогического процесса влияют условия протекания ПП, а с другой - методы и формы протекания ПП. ПП характеризуется такими понятиями как целостность и единство. Условия, которые влияют на протекание ПП включают в себя: 1) материально-технические условия (оборудование); 2) санитарно-гигиенические условия; 3) психологические условия; 4) эстетические условия (наличие прекрасного). Движущие силы педагогического процесса: Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними). Объективные (внешние) противоречия: а) противоречия между интересами личности и общества; б) противоречия между коллективом и личностью; в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания; г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса. Субъективные (внутренние) противоречия: а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию; б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний; в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса; г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением; Данные противоречия способствуют единству процесса формирования сознания, поведения и воспитания чувств. 8.2.Структура целостного педагогического процесса (ЦПП). Целостность – качество ПП характеризующее высший уровень сознательных действий, его развитие, результат деятельности субъектов ПП. Понятие структура (с латинского - строение) – расположение компонентов в системе. структурными компонентами ПП является: цель, содержание, деятельность педагога и учащихся, результат. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему. Поэтому они получили следующие названия: целевой, содержательный, деятельностный и результативный. Структура ЦПП: 1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию; 2) содержание ПП. Оно тщательно отбирается, анализируется, обобщается, оценивается с позиции мировоззрения, учитывает основной человеческий опыт и возрастные особенности детей; 3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей; 4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности. Этапы ПП: Этапы – последовательность развития ПП. Выделяют 3 этапа: 1) подготовительный – здесь решаются следующие важные задачи: а) целеполагание – конкретные задачи достигнутые на определенном отрезке ПП в конкретных условиях; б) педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на выявление полученных знаний, условий и обстоятельств, в которых будет протекать ПП (информация о реальных возможностях педагогов и учеников); в) прогнозирование – предварительно оценить результативность в имеющихся конкретных условиях; г) проектирование – план или итоговый документ, в котором определено кому, когда и что нужно делать; 2) основной – здесь рассматриваются: система обобщения, которая включает в себя взаимосвязанные элементы: а) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; б) взаимодействие педагогов и учащихся; в) создание благоприятных условий для обучения; г) связь ПП с другими процессами. Важная роль в ПП отводится обратной связи – основа качественного управления ПП, его развитием и укреплением. Обратная связь – передача знаний от учащихся к учителю. Прямая – от учителя к ученику. Поэтому обратная связь является более эффективной в ПП, т.к. учащиеся участвуют в активной мыслительной деятельности. 3) заключительный – анализ достигнутых результатов. Он необходим, чтобы в будущем не повторять ошибок. Анализируя мы учимся сами. Анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства. Вопросы самопроверки. Дать определение понятию педагогический процесс. Назвать главные компоненты ПП. Назвать какими понятиями характеризуется ПП. Охарактеризоватьструктура целостного педагогического процесса. Назвать этапы ПП. Использованная литература: 1.Педагогика: учебное пособие /П.И.Пидкасистый. – М.:Высшее образование,2008. -430с. 2.Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. завед.: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1. – 576 с.; Кн. 2. – 256 с. 3.Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебн. пособ. для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |