Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы развития и формирования личности




Лекция № 10.

Возрастные особенности формирования личности.

Тема 4.

Вопросы самопроверки.

Назвать формы обучения.

Охарактеризовать фронтальную форму обучения.

Охарактеризовать групповую форма обучения.

Охарактеризовать индивидуальную форму обучения.

Охарактеризовать структуры уроков.

Охарактеризовать дополнительные формы обучения.

Использованная литература.

Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва - Ростов- на- Дону, 2004.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.

Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону, 2003.

Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на- Дону, 2002.

Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М., 2002.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.

Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.

Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.

Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.

 

10.1. Понятие «личность» используется в различных науках, так как имеет общее происхождение. В древности личностью называли маску, которую надевал актер перед спектаклем. Любая маска была характерной, это могла быть маска «злодея», «героя», «несчастного» и т. д. Сейчас о личности говорят как о человеке, тоже имея в виду его роль в жизни общества. Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития, формирования и социализации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривается многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям. Таковыми являются «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Какой смысл вкладывается в каждое из них?

Человек - это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретённого.

Личность - это совокупность социальных качеств человека - продукта общественного развития, субъекта труда, общения и познания, детерминированную конкретно – историческими условиями жизни общества.

Понятие «индивид» предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных и психологических характеристик.

Понятие «индивидуальность» обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», учёные утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, а собственную индивидуальность отстаивают.

В последнее время в педагогике кроме понятий «развитие» и «формирование» личности широкое распространение получило понятие «социализация». Под «социализацией» подразумевают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней. «Социализацию» определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.