Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методов организации учебно-воспитательной деятельности (словесно-наглядных, практических, репродуктивных, проблемно-поисковых, индуктивных, дедуктивных)




Основные средства обучения и их классификация

Учебный план и его структура. Базовый учебный план школы и его значение. Основные научно-педагогические требования к учебным программам и учебникам

По дидактическим целям

· методы, способствующие первичному усвоению материала

· методы, способствующие закреплению знаний

 

Функции методов обучения:

1. Обучающую.

2. Развивающую.

3. Воспитывающую.

4. Мотивационную.

5. Контрольно-коррекционную.

Требования к методам обучения:

1) направленность метода обучения на выполнение задач воспитания школьников

2) научность методов

3) доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

4) результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом.

5) необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

 

Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

 

Структура учебного плана:

1) полный перечень учебных предметов

2) количество часов, отводимых на каждый предмет на неделю (школа), семестр (ВУЗ), учебный год (школа), все время обучения 4-6 лет (ВУЗ)

3) периоды производственной практики

4) продолжительность учебных четвертей и каникул

 

Базовый учебный план школы - нормативный документ, который представляет собой государственную норму общего среднего образования, устанавливающий требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся.

 

Основные научно-педагогические требования к учебным программам и учебникам:

- соответствие образовательному стандарту

- соответствие характеристике специалиста и предусмотренному времени

- полнота отражения предметного содержания

- доступность языка изложения

- структурированность

Средство обучения – материалы учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время можно достигнуть поставленной цели обучения.

 

Основные средства обучения:

1) учебное оборудование помещений образовательных учреждений:

– учебное оборудование – экран, учебная доска, парты, учебные столы, место педагога, объекты на стендах и шкафах;

– технические средства обучения – средства визуальной информации, звуковой информации, автоматизированные установки, компьютерная техника, учебные тренажеры;

– оборудование специальных учебных кабинетов, лабораторий, цехов, интернет-классов и компьютерных классов;

2) оборудование специальных учебных помещений и территорий – читальных залов, учебных и научных библиотек, помещений для самостоятельной работы, консультационных комнат, спортивных площадок, полигонов, учебных полос препятствий, стрелковых тиров, учебно-тренировочных комплексов, учебных баз;

3) учебно-наглядные и учебные пособия:

– рисунки, схемы, графики, карты, таблицы;

– фотоматериалы, картины, портреты, изображения и тесты, экранно-звуковые средства – диапозитивы-слайды, диафильмы, видеоматериалы, кинофильмы, материалы радиопередач, телепередач, Интернет;

– моделирующие средства – муляжи, макеты, средства имитации, поведение имитаторов;

– программы, учебники, учебные пособия, сборники задач, хрестоматии, художественная литература, документальные материалы, инструкции, памятки, наставления, задания для самостоятельной работы, методические разработки и т. д.;

4) все средства, находящиеся на территории и в помещениях любой социальной структуры (семейной, трудовой, служебной, административной, культурно-досуговой и т. д.), которые можно использовать при обучении, это могут быть и обычные помещения с их оборудованием, проходная, помещение дежурного, лестница, пожарный стенд, столовая, детская площадка, магазин и т. д.;

5) средства самого педагога (родителя, старшего, социального работника, руководителя и т. д.), обладающего дидактическими свойствами:

– речевые – слова, фразы, интонации, громкость, темп, произношение, логика, риторика, стиль;

– невербальные (неречевые) – мимика, жесты;

– поведенческие – позы, походка, одежда, действия, сознательно используемые в качестве обучающих;

6) территориальные средства – находящиеся за пределами образовательного заведения, в городе, районе доступные библиотеки, читальные залы, книжные магазины, информационные центры, электронная почта, Интернет и т. д. Сюда относятся и домашние средства, имеющиеся в квартире обучающегося: рабочий стол, шкаф, библиотека, канцелярские принадлежности, компьютер, учебные комплекты, диски, дискеты и т. д.

Выделяют следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование.

- Учебно-наглядные пособия - это совокупность средств обучения предназначенных для демонстрации студентам и обеспечивающих формирование у них конкретных образов предметов и явлений действительности. Все эти средства могут предъявляться без помощи технических средств.

- Вербальные средства обучения (учебно-методическая литература, словари, инструкционные карты, дидактические материалы). Данную группу средств применяют в учебном процессе для углубления знаний и умений студентов, для самостоятельного изучения ими учебного материала, выполнения практических заданий.

- Специальное оборудование - совокупность предметов, ориентирующих учащихся на практическую деятельность. К ним относятся орудия и средства труда, применяемые в профессиональной деятельности специалиста и используемые в учебных целях лингафонные кабинеты, тренажеры, средства для проведения лабораторных и практических работ.

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач.

 

Словесно-наглядный метод

 

Практические методы применяются совместно со словесными и наглядными методами обучения. Поскольку практической работе должна предшествовать подача теоретического материала, практическая работа будет являться продолжением и закреплением теории, также необходимо предоставить обучаемым инструкцию о том, как именно необходимо выполнять практическое задание.

Репродуктивный метод - заключается в передаче «готовых» знаний от учителя ученику. При этом главным на подобном уроке является слово учителя, и основной упор направлен на развитие памяти, а не мышления ученика. Активная самостоятельная работа учащихся сведена к минимуму. В результате материал будет усвоен не аналитически, а механически, неосмысленно.

 

Проблемно-поисковый метод - отличительной чертой этого метода является постановка перед студентами вопроса (проблемы), па который они самостоятельно ищут ответ, сами создают для них новые знания, «делают открытия», формулируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые методы требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий подводит студентов к выводам.

 

Индуктивный метод - это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов.

Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит, преимущественно, фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы для изучении технических устройств и выполнении практических заданий. Индуктивным методом решаются многие математические задачи, особенно когда преподаватель считает необходимым самостоятельно подвести обучаемых к усвоению некоторой более обобщенной формулы.

 

Дедуктивный метод -переход в процессе познания от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному.

Дедуктивный метод способствует быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

 

16. Методы стимулирования учебно-воспитательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, порицания и др.

Познавательные игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход; это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Главное назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей пе­дагогическим результатом, которые могут быть обоснова­ны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и си­туаций, выступающих как средство побуждения, стимули­рования к учебной деятельности.

Учебная дискуссия – это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух или нескольких различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). Педагогические исследования показывают, что мышление в споре интенсивно развивается. Дискуссия – как урок, а также дискуссия – как классный час являются процессом приобретения знаний и процессом формирования личности. Ученик в ходе дискуссии начинает восприниматься как личность. Данная педагогическая технология позволяет удовлетворить основные психологические потребности подростка – ощущение взрослости, самоутверждение, сравнительная самооценка.

 

Поощрения - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом.

Несколько требований:

а) тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, должен представлять, в чем состоят заслуги последнего;
б) нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
в) поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
г) поощрение должно быть гласным.

Порицания как педагогический метод воспитания представляет собой реакцию на отрицательный поступок. Оно воспитывает в человеке волю и ответственность, формирует твердый характер. Порицание может, например, иметь форму неодобрительного отзыва о таком поступке. Вынося порицание также необходимо придерживаться определенных правил:

Порицается только конкретный поступок;

Степенно порицания оценивается индивидуально, с учетом тяжести проступка и особенностей личности воспитанника;

Форма порицающего высказывания не должна содержать раздражения;

Порицание должно быть своевременным и обязательно реализованным;

Проступок одного не может стать поводом порицания коллектива.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.