Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение теоретических задач




Реферат

1. Народная педагогика как основа домашнего воспитания.

2. Семья и брак в период средневековья.

3. Этнические и конфессиональные особенности современных семей.

4. Влияние стилей воспитания на развитие личности ребенка.

5. Проблемы воспитания единственного ребенка в семье.

6. Проблемы воспитания в многодетной семье.

7. Проблемы воспитания в повторных браках.

8. Роль матери и отца в воспитании детей.

9. Проблемы воспитания детей-сирот.

10. Воспитание здорового ребенка - проблемы семьи, воспитательных институтов, государства.

11. О роли мер воздействий на ребенка в семейном воспитании.

12. Воспитание детей в приемных семьях.

13. Исторический взгляд на семью в зарубежной педагогике.

14. Исторический взгляд на семью в отечественной педагогике.

15. Этапы развития семьи и изменение функций родительства.

16. Сопоставительный анализ функций семьи в традиционной и современной семье.

17. Роль родительского авторитета в воспитании детей.

18. Методы изучения семьи.

19. Роль традиций, обычай в воспитании детей.

20. Организация досугов в семье.

21. Концепции семейного воспитания.

22. Теории семейного кризиса.

23. Ребенок с нарушением интеллекта в семье.

24. Новые технологии воспитания и обучения детей с отклонениями развития.

25. Проблема жестокого обращения с детьми.

26. Семейный алкоголизм. Пути помощи.

27. Воспитание приемных детей с отклонениями в развитии в семье.

7. Подготовиться к семинару №17-20.

Задача № 17

Определить вид ложного авторитета:

«Наташенька, заправь свою кровать. Не хочешь, ну и ладно, еще наработаешься» - говорит мама шестилетней дочери.

Задача18

Родители услышали, что их пятилетняя дочь говорит бранные слова, которые никогда не произносятся в семье. Как поступить:

- не придавать этому значения, надеясь, что пройдет с возрастом,

- пристыдить ребенка и запретить говорить такие слова,

- всем видом показать, что это плохо, возможно, перестать разговаривать с ребенком?

Задача № 19

Определить вид ложного авторитета:

«Дочка, вымой посуду, а я тебе за каждую тарелку заплачу по 1 рублю, за блюдце - 50 коп., за чашку - 50 коп и т.п.», - говорит уставшая мама семилетней дочери.

Задача № 20

Когда хвалят кого-то за доброе дело, обычно говорят: «Какой красивый поступок! Как прекрасно он поступил!» о воспитанном ребенке, вежливом и скромном, нередко говорят, что у него прекрасное поведение.

И напротив, выражая порицание, оценивая дурные поступки, говорят, что он поступил некрасиво.

Какой смысл содержит понятие «внешняя и внутренняя культура»? С чего начинается формирование культурного поведения в дошкольном возрасте?

Задача № 21

Мать четырехлетней Наташи говорит воспитателю: «Наташа у меня трудолюбивая. За какую бы я не взялась работу, она всегда тут как тут: старается мне помочь. Но какая от нее помощь? Вместо помощи - одна лишь помеха. А если и сделает что, так все равно приходится переделывать. Она же малышка и ничего не умеет делать, как следует. Вот и выставляю её к подругам на улицу, чтобы не мешала быстрее управиться по хозяйству».

О каких особенностях дошкольников не знает мама? Что вы возразили бы маме? С какого возраста нужно приобщать детей к труду и с чего начинать? Какие советы могли бы вы дать маме.

Задача № 22

Мама трехлетней Настеньки входит в комнату и видит, что её дочь помогает бабушке резать вареную морковку для салата. «Она же порежется! Зачем вы ей нож: дали!» - возмущается молодая мама. «Ничего страшного, - спокойно отвечает бабушка. - Пусть помогает, раз ей это интересно и хочется. Даже если порежется, не смертельно!» Обращаясь к внучке, бабушка говорит: «А мы аккуратненько, осторожненько вместе много моркови нарежем. Помощница моя, дорогая, спасибо тебе! А то сколько бы времени я это одна делала». После того как внучка уходит, бабушка незаметно исправляет результаты помощи - аккуратно нарезает морковь.

Дайте оценку действиям взрослых. Какие особенности ребенка учла бабушка? Что это дает ребенку?

Как вы будете в своей работе учитывать такое крылатое выражение: «Ребенок может все, пока он не знает, что чего-то не может»?

Задача № 23

Воспитатель старшей группы предложил детям узнать, где и кем работают их мамы. В беседах одни воспитанники охотно рассказывали о своих мамах, другие говорили о них мало и односложно.

Валя заявила:

Моя мама ничего не делает, целый день шьет.

Моя только стирает, - сказала Люда.

Коля на вопрос воспитателя, где работает мама, не ответил, а покраснел и насупился: «Не скажу, кем она работает!» Педагог знал, что его мама работает поваром в детском саду. Оставшись наедине с мальчиком, он спросил: «Коля, почему ты не сказал про мамину работу?» «Её работа плохая - только варит обед, а больше ничего. Все дома варят, это не работа», -ответил Коля.

Назовите причину подобного отношения детей к трудовой деятельности родителей. Какие воспитательные задачи следует решить в дальнейшей работе педагогу этой группы?

Задача № 24

Среди молодых родителей бытует мнение, что детей надо воспитывать по-спартански: не слишком заботиться о ночной тишине, и ребенок спит при включенном радио или телевизоре; не беспокоиться, что ребенок долго смотрит телевизор, не пропуская ни одной передачи; наравне со взрослыми ездит по городу, ходит по магазинам.

Чем может обернуться для ребенка такое воспитание? Почему?

Задача № 25

Малыш (2 года 4 месяца) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрослый пытается помочь.

Я сам! - протестует малыш.

Сиди спокойно, а то гулять не возьму!

Я хочу сам! -упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.

Ну и упрямый же ты! - сердится взрослый.

Можно ли считать поведение малыша упрямством ил это особенность формирующейся личности?

Как в подобной ситуации вести себя взрослым? Какую самостоятельность следует поощрять?

Задача № 26

Петя рос хилым, неспортивным ребенком. Родители постоянно уговаривали его делать зарядку: купили турник, прикрепив его в пролете двери, а папа показал, как надо подтягиваться. Но это не помогло. После того, как мама послушала по радио советы психолога, у нее созрела идея вызвать сына на соревнование. На стену был повешен листок бумаги с графами: «Мама», «Петя» - и днями недели. День за днем каждый проставлял в своей клеточке, сколько раз он подтянулся и сколько присел. Важно было набрать какое-то количество приседаний за день. Петя зорко следил, чтобы мама его не перегнала. Соревнование продолжалось два месяца. В результате мучительная проблема с зарядкой отпала.

Какая особенность дошкольников ярко проявляется в поведении мальчика? Какие особенности формирования навыков и привычек у детей отражены в этом примере? Назовите приемы, помогающие сделать однообразные действия привлекательными для детей.

Задача № 27

Мама четырехлетней Даши жалуется воспитателю, что каждое утро ее дочь со скандалом умывается.

-А как она ведет себя в группе, неужели сама умывается? -удивляется мама.

- Не всегда охотно, но в общем - договариваемся. Хотите посмотреть? - предлагает педагог.

- Войдя в умывальную, девочка сама берет мыло и намыливает руки.

- А теперь лицо умоем, - напоминает воспитатель и веселым, приветливым голосом добавляет: -

Водичка, водичка, умой Дашенькино личико...

Девочка слушает и сама трет мокрой ладонью нос, а педагог помогает перевести руку на щеку, лоб... И вот в руках у Даши полотенце, она промокает им лицо. Воспитатель помогает девочке аккуратно повесить полотенце на место и подводит ее к зеркалу.

Вот как глазки заблестели, вот как щечки заалели! Это все водичка - умыла Даше личико!

Дочкин бант, покачиваясь, торжественно проплывает мимо удивленной мамы в группу.

В чем вы видите причины нежелания девочки умываться дома?

Какие приемы использует педагог для формирования умения умываться? Какие вы знаете потешки, пословицы, поговорки, помогающие формированию гигиенических навыков? Если запас невелик, попробуйте сделать их специальную подборку. Назовите условия, при которых умение становится привычкой?

Задача № 28

Глеб собрался гулять.

- Надень пальто, - говорит отец.

- Не надо, на улице тепло, - возражает мать.

- Надень! - приказывает отец.

- Не надо, - настаивает мать. Мальчик не знает, кого слушать.

Каковы последствия подобных воздействий на ребенка? Какое важное педагогическое требование не реализовано?

Задача № 29

Перед родительским собранием, посвященным взаимоотношениям в семье, педагоги провели с детьми беседу о любви родителей к детям и детей к родителям.

Приведем некоторые высказывания детей.

Света (5 лет 6 мес): «Из людей больше всего люблю папу, а маму меньше. В папе больше доброты, а в маме нет. Мама нервничает. Меня рано в сад поднимает, потому, что меня надо причесать, а ей рано на работу ехать. А папу люблю, потому, что он меня на машине возит, забирает из сада, часто гулять пускает».

Леша (6 лет): «Больше всего я папу люблю, потому что мы с пи играем, на диване боремся, и я его побеждаю».

Аня (5 лет 6 мес.) «Я люблю людей и гостей своих. Еще люблю жвачки, мороженое, конфеты, сладкий чай, печенье. А если не из еды, тогда я люблю платья, туфли, красивые босоножки, кофточки и все блестящее, золотое».

Какие выводы можно сделать на основе детских выска­зываний о стиле семейных отношений, о моральных ценностях в семьях этих детей?

Задача № 30

Однажды на семейное торжество Петровы пригласили сослу­живцев отца. Был среди приглашенных и Фарафонов. В самом раз­гаре вечера Фарафонов подошел к маленькому Васе, начал задавать обычные в таких случаях вопросы, но малыш наотрез отказался

отвечать.

- Я не буду с тобой разговаривать.

- Это почему же?

- Потому что ты Фарафонов.

- Ну и что?

- Ты дурак и папе мешаешь работать.

Конечно, вечер был испорчен и для отца, и для Фарафонова, но больше всех пострадал Вася. Отец уволок его в другую комнату, стал бить ремнем, а мальчик, всхлипывая, повторял только:

- Ты же сам так говорил!

Что, на ваш взгляд, послужило причиной такого вы­сказывания ребенка? Следует ли при ребенке вести разговоры, ка­сающиеся проблем взрослых? К какому воздействию можно отнести аналогичные разговоры взрослых: к стихийным или целенаправлен­ным? Какие чувства пережил ребенок и как это сказалось на его психическом и нравственном развитии?

Задача № 31.

Четырехлетняя девочка, играя в своем уголке, выговаривала кукле: «Не приставай. Помощница нашлась. Успеешь в жизни наработаться».

Какой можно сделать вывод о трудовом воспитании в семье девочки?

Задача № 32

Малыш шести лет увлечен игрой: он ремонтирует автомобиль, роль которого исполняет перевернутое кресло. Мама в это время решила прививать мальчику трудовой навык - учить подме­тать пол. «Иди сюда, - зовет она сына, - хватит ерундой занимать­ся». А для него это вовсе не ерунда. Он весь в своем воображаемом мире и оторваться от игры не может. Но мать дорожит своим ав­торитетом: раз она сказала, нужно настоять на своем. Она ставит на место кресло и сует сыну в руки веник. Ребенок упрямится, он обижен, он люто ненавидит этот веник. Возникает конфликт, кото­рого могло и не быть.

Почему возник конфликт между мамой и сыном? Как мож­но было разрешить эту конфликтную ситуацию? В чем главная ошибка мамы? Каковы ее предполагаемые последствия?

Задача № 33

Из калитки детского сада вышли мать и сын. Мама торопится, она все время повторяет: «Скорее, Сережа, мне очень некогда». Мальчик что-то весело рассказывает ей, размахивает руками, вдруг спросил:

- Мамочка, куда ты положила мой подарок?

- Вот еще, - отмахнулась мать. - Не хватало только твоего мусо­ра в квартире.

Мальчик остановился.

-Да идем же. Выбросила в урну возле детского сада.

Сережа вырвал руку и побежал назад.

- Куда же ты, вернись назад!
Но мальчик не остановился.

Какими могут быть последствия бестактного поведения мамы?

Задача № 34.

Вике шестой год. Она очень хочет быть похожей на маму, подражает ее движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяетуслышанное от взрослых: «Я вся в маму».

Так же, как и мама, девочка нежно относится к маленькой сестренке, заботливо укрывает ее, играет с ней, потряхивает погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный, высокомерный.

- Сиди, уж помалкивай, старая, тебя не спрашивают.
Эту фразу нередко произносит мама.

Какую особенность семейного воспитания подтверждает приведенный пример? Как вы считаете, почему воспитание детей надо начинать, прежде всего, с самовоспитания?

Задача № 35

В вагон метро вошел молодой папа с сыном. Мальчику на вид не больше шести. Они сели на свободные места для пассажиров с детьми, и папа, положив руку на спину мальчика, тут же задремал.По примеру отца и сын тоже зажмурил глаза. Однако из-под ресниц продолжал наблюдать за дорожными событиями... Вот на ближайшей остановке вошла женщина и остановилась рядом. Мальчуган попытался освободиться из-под папиной руки, чтобы встать. Но папина рука властно прижала его к сиденью.

- Сиди, - приказал отец, не открывая глаз. -Так я, чтобы уступить...

- А я сказал - сиди, - повторил отец.

Мальчик покорно сел и, посмотрев в бесстрастное лицо дремлю­щего папы, громко сказал:

- А в детском саду Майя Петровна говорит, чтобы мальчики...

- Ты можешь помолчать? - прерывает его отец.

А вот и остановка, которая заставила молодого папу и сына подняться. Направляясь к выходу, папа наклонился к сыну и хохотнул:

- У нас женщины имеют одинаковые права с мужчинами. Так-то вот.

Объясните реакцию мальчика. Чье влияние сказалось на его поведении? Проанализируйте поведение отца, его пример и наставления сыну с позиций нравственности.

Задача № 36

-Папа, а меня сегодня Нина Петровна похвалила: я запомнила стихотворение быстрее вcex. Хочешь расскажу?"

- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила - строго говорит отец.

Лицо дочери мрачнеет. Дома девочка делает еще один «заход»:

- Мама, хочешь расскажу стихотворение про елочку?

- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь?

Как в дальнейшем может отразиться невнимание матери к делам дочери, на установление доверительных отношений между нею и родителями? Какой стиль отношений взрослых с ребенком в данной семье?

Задача № 37

В семье, где растет пятилетний Максим, все подчиняется его интересам. Он постоянно слышит: «Это Максимушке», «Уступите ему, а то обидится...», «Купили маленькому, хотя и дорого, зато сколько радости он потучил...», «Оставьте для маленького». Соки, фрукты, шоколад - только для Максима. Их дают мальчику в неог­раниченном количестве - лишь бы ел. А тот капризничает: «Не хочу это, хочу то».

Оцените действия родителей с педагогической точки зрения. Воспитанию каких черт характера способствуют родители?

Задача № 38

Воспитатель заметил, что сегодня Гриша (ему 4 года) пришел в детский сад в возбужденном состоянии: громко разговаривает, спорит, затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки. В чем причина? Вечером, когда отец забирал сына, воспитатель решил выяснить у него необычность поведения ребенка. Отец сказал: «Утром поспорил с женой. Из-за пустяка. Ссор у нас не бывает всерьез. А сын притих, все прислушивался, а потом сначала подошел ко мне и сказал: "Зачем маму обижаешь?", затем к маме: "Зачем папу обижаешь?" Она взяла да шутя и шлепнула сына потихоньку. Конечно, не больно, но он обиделся и всю дорогу капризничал».

Как вы думаете, чем вызвано необычное поведение ребенка?

Задача № 39

Дети играют в семью. Четырехлетний Вова, развалившись в кресле, говорит «жене» - очаровательной кудрявой Леночке: «Не приставай ко мне с разговорами, лучше есть давай».

Что можно сказать о стиле отношений между родителями в семье мальчика?

Задача № 40

Родители готовятся к приходу гостей, мама накрывает на стол. Дочка берет без разрешения тарелку с пирожными и угощает ими пришедшую к ней подругу. Родители начинают ее ругать, но девочка пытается аргументировать свой поступок: «Вы же сами говорили, что надо быть доброй».

Почему так поступила девочка? В чем проявляются особенности усвоения ребенком нравственных норм?

Задача № 41

Воспитатель говорит Саше: «Сначала надо надеть рейтузы, потом уже сапоги». Ребенок отвечает: «Знаешь что, каждый человек сам себе командует».

Проанализируйте ситуацию и свяжите ее с особенностями возраста детей.

Задача № 42

Воспитатель спрашивает у Коли: «Куда же ты летом ездил?» Коля отвечает: «В деревню к бабушке». «Ну и как, хорошо ты там отдохнул?» «Да я там работал, бревна таскал... Ух...»

Что можно сказать о трудовой атмосфере в семье ребенка?

Задача № 43

Воспитатель делает замечание Вове:

- Зачем ты песком бросаешься? В ответ слышит:

- Замолчи..., - и далее следует неприличное слово.

- Вова, я даже такого слова не знаю.

- А я знаю. Меня дома мама с папой так зовут.

Что вы думаете о силе родительского примера, о детской подражательности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 6331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.