Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление личности в процессе социализации. Социализация — третье социальное направление в развитии личности




Социализация — третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования — высшие психические функции, в составе которых знания об обще­ственных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации различают культурную и социальную под­системы. Информация о них расположена в зонах потен­циального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окру­жения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. В данном случае имеется в виду все форми­рующее личность пространство, т. е. школу, семью, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окруже­ния, социальные институты, средства массовой информа­ции как в организованных, так и в педагогически неорга­низованных формах их влияния на развитие под­растающих поколений, формирование их социального опыта. Социальная среда выступает в данном контексте как двуаспектное пространство влияния на личность школьника: организованное и стихийное. Такие учрежде­ния внешкольных занятий, как клубы, спортивные шко-

лы, станции и дома детского творчества, туризма, художе­ственной самодеятельности работают по научно обосно­ванным программам. С учащимися занимаются педагоги-профессионалы. Действует свобода выбора школьниками рода и вида занятий, иногда эти занятия превращаются в форму получения так называемого второго образования. Независимый выбор внешкольных занятий мотивируется различными причинами: заполнением свободного време­ни, удовлетворением творческих запросов, упреждающей подготовкой к выбору профессии, надеждами на развитие специфических талантов и одаренности, которые не могут успешно прогрессировать в условиях общеобразовательной школы, и другими.

Социология школы отмечает такую зависимость двух сфер внешкольной среды: чем уже сфера, зона организо­ванного влияния среды, тем шире стихийное пространство формирования личности школьников. Отмечается, по крайней мере, несколько типов соотношений педагогизированной среды и неорганизованного окружения, в кото­ром живет и действует школьник. Благоприятный, когда во внешкольной сфере формируются позитивные качества при счастливом стечении обстоятельств, например: слу­чайное посещение секции конного спорта и — вспых­нувшая любовь к сложному, требующему усилий, органи­зованности, обязательности и выносливости от спортсме­на-конника, виду занятий. Появление новых друзей, увле­ченных техникой, может оказаться толчком к возникнове­нию жизненно важного увлечения, интереса, развивающей деятельности. Увы, такое стечение обстоятельств не един­ственное. Противоположным по влиянию на школьника оказывается такой тип стихийного воздействия, который способствует дезорганизации сознания и поведения уча­щихся. Превращается в источник формирования предосу­дительного опыта порой в крайних по опасности, т. е. криминальных проявлениях.

Исследования самовозникающих групп подростков по месту их жительства показывают, насколько велик риск уроков асоциального влияния в условиях педагогически бесконтрольного и неорганизованного досуга, времяпре­провождения учащихся. Вожачество, конспирация нега­тивных поступков, подавление воли личности, диктат фи­зически сильных, круговая порука и так далее создают ат­мосферу безвыходности для тех, кто хотел бы порвать свя-

зи с подобного рода друзьями. Как видим, социализация личности охватывает атмосферу всех жизненных условий, в которых протекает становление будущего гражданина. Во всей своей сложности встает проблема свободы выбора школьником импонирующих ему занятий, неуправляе­мость выбором, нерациональность диктата и в то же время опасность невмешательства взрослых в свободу предпоч­тений типа досуга учащихся вне школы.

Проблемы социализации личности в настоящее время очень актуальны и в то же время новы и сложны для по­знания. За рубежом их исследовали Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Д. Г. Мид, А. Инкельс и др. (см. главу 5), в на­шей стране — В. А. Сластенин, А. В. Мудрик, И. С. Кон, А. В. Петровский, Г. М. Андреева и др. Существует множе­ство различных концепций социализации школьников. Здесь излагается один из возможных подходов социализа­ции личности.

Социализация личности есть объективное явление, которое наблюдается в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе, прекра­щая (хотя бы временно) исполнять роль учащегося, ведо­мого учителем. Как и любое общественное явление, она многоаспектна, и потому изучается во многих науках: со­циологии, культурологии, истории, этнографии, психоло­гии, педагогике и др. В педагогике как науке об образова­нии учитываются и используются все аспекты социализа­ции для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

Частично социализация личности осуществляется в семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отно­шениями и познавательной деятельностью. Основные со­циальные новообразования появляются в трудовой и об­щественной деятельности, когда подростки начинают уча­ствовать в создании, использовании и трансляции (передаче) другим людям новых культурных (и в первую очередь, духовных) ценностей. В социализации суще­ственную роль играет изложенное выше "стихийное вос­питание"1: общество, социальная группа, трудовой кол­лектив заинтересованы в том, чтобы новичок научился правильно вести себя с другими людьми; в то же время

' Воспитание, понимаемое в широком социальном плане. 97

усвоение культуры, норм межличностного общения, фор­мирование социальных стереотипов связано с адаптаци­ей — приспособлением личности к объективным обще­ственным отношениям: адекватным восприятием соци­альной действительности, собственных возможностей, це­лей и перспектив, системы общепринятых отношений, общения и деятельности и следование им. В адаптации различают две составляющие: ассимиляцию и аккомода­цию. Ассимиляция - усвоение норм поведения и следо­вание им с помощью уже сформировавшихся психических функций, расположенных в зоне актуального развития. Ак­комодация — изменение схем поведения, не вполне соответ­ствующих принятым нормам; в результате аккомодации появляются новообразования, формирующиеся в зоне ближайшего развития.

Социализация (в педагогическом аспекте) имеет неко­торые общие характеристики с развивающим воспитани­ем, описанным выше. Эффективно осваиваются социаль­ные нормы поведения и культурные ценности под влия­нием авторитетного взрослого. Социальное взаимодей­ствие с Ним ведет к интернализации (присвоению) соци­ального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых со­ображениями престижа, выгоды, необходимости повино­вения. В процессе общения с авторитетом у подростка по­являются потребности и желание следовать общезначимым нормам и стандартам поведения. Он "вбирает" в себя духов­ные ценности авторитета.

Однако отношения подростка с авторитетом много сложнее, чем это представляется внешне. Обе взаимодей­ствующие личности имеют определенную внутреннюю культуру, причем культура авторитета сложнее и более вы­соко развита; поэтому она является донорской: из нее подросток черпает существенно новую информацию о лю­дях и обществе. Культура подростка реципиентная, вос­принимающая. В то же время обе личности свободные и активные: подросток свободно выбирает себе авторитет и по собственному убеждению в процессе культурного кон­такта осваивает предлагаемые ему новые культурные цен­ности и нормы. Этот процесс следует назвать межлич­ностной аккультурацией — взаимодействием двух индиви­дуальных культур, одна из которых более развитая и авто­ритетная.

Процесс межличностной аккультурации включает в себя: 1) уподобление фрагмента реципиентной. культуры подростка донорскому фрагменту авторитета при подра­жании в поведении; 2) социальное наследование (передача) таких элементов культуры, как нормы, стерео­типы, стандарты, образцы; 3) акцептация (принятие, со­гласие) убеждений, установок, идеалов донорской культу­ры; 4) отрицательная реакция (отвержение) на устаревшие (с позиции школьника) фрагменты культуры, не соответ­ствующие его мировоззрению; 5) синкретизация — связь новых культурных ценностей во внутреннем мире под­ростка по внешним, несущественным, но ярким в вос­приятии признакам, ведущая к искажению представлений донорской культуры как в сторону преувеличения, восхи­щения, так и в сторону отрицания, принижения ее объек­тивного значения.

Авторитет взрослого, особенно у подростка, образует­ся в процессе социального взаимодействия при следующих условиях. Прежде всего, взрослый возбуждает в нем поло­жительную мотивацию, ориентацию на сотрудничество, потребность в участливом общении. Кроме того, имеет значение порядок взаимодействия: умение тактично вы­слушать, посочувствовать, помочь, посоветовать. Посте­пенно возникает ролевое ожидание, подражание, освоение новых взглядов, установок, оценок. Активность подростка ищет выхода, поэтому взаимодействие должно быть обме­ном действиями; у него появляется ожидание оценки сво­их поступков, желание одобрения. Взрослый обязательно должен что-то похвалить (положительное Подкрепление). При положительной оценке возникает тенденция к регу­лярности общения. В то же время неожиданное действие может быть не понято и породить фрустрацию (раздражение, разочарование) и даже агрессивную реак­цию. Наоборот, систематическая похвала (за дело и в ме­ру) в сочетании с понятным объяснением порождает оп­тимизм и комплекс успеха в культурной интеграции под­ростка и трудового коллектива.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Перечислите направления развития учащихся.

2. Каковы условия развития учащихся?

3. В чем проявляется наследственность организма?

4. Охарактеризуйте стадии развития личности.

4*

5. Как развиваются высшие психические функции в воспи­тании?

6. Какими путями осваивает учащийся культуру народа?

7. Перечислите уровни умственного развития.

8. Перечислите зоны умственного развития.

9. Объясните явление интериоризации.

10. В чем состоит сущность социализации учащихся?

11. Каковы условия социализации учащихся?

12. Как происходит социализация в общении с авторитет­ным взрослым?

Литература для самостоятельной работы

Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 томах. Т. З. М., 1983.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.

Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 1997.

Закон РФ "Об образовании". М., 1996.

Лихачев Б. Педагогика. М., 1996.

Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

РАЗДЕЛ II ДИДАКТИКА

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.