КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь развития и обучения
Обучение — общественный процесс, специально организованный для формирования знаний, умений и навыков — одного из видов духовных ценностей. Учитель конструирует и осуществляет процесс обучения в соответствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание, методы и средства обучения составляют условия бытия учащихся на уроке. Среди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся. В зависимости от количества и состава этих факторов уроки будут оказывать различное влияние на развитие учащихся. По интенсивности этого влияния можно выделить три вида обучения. 1. Когда количество факторов мало, либо они вовсе отсутствуют, то обучение будет слабо влиять на развитие, либо даже оказывать отрицательное влияние. Это обучение, в котором отсутствуют мотивация и понимание содержания, основным является механическое зазубривание с опорой на многочисленные, порой жестокие наказания, порождающие систематический страх как качество личности. 2. Если учитель руководствуется одним здравым смыслом, то факторы развития появляются случайно в учебном процессе. Их влияние также неоднородно. В выгодном положении оказываются учащиеся с хорошей наследственностью: крепкой и устойчивой нервной системой, быстротой образования условных рефлексов, способностями к интеллектуальной деятельности. Эти учащиеся успешно развиваются. Другие учащиеся (особенно с замедленным мышлением, акцентуациями характера) развиваются медленнее, отстают в обучении. 3. Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему развивающих факторов; в результате получается развивающее обучение, — специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, в котором каждый элемент оптимизирован в плане его максимального влияния на психическое развитие учащихся. Развивающее обучение является специфическим видом, в котором "обучение ведет за собой развитие" (Л. С. Выготский). Чтобы обучение вело за собой развитие, необходимо определить исходный (начальный) уровень развития. На рис. 1 он обозна- чей О (нулевой уровень для новорожденного, для более старших -уровень, с которого начинается развитие в процессе изучения темы), начальный уровень определяется теми понятиями, методами и средствами, которыми учащийся пользуется самостоятельно и правильно до обучения. Содержание и методика обучения должны быть адаптированы к начальному уровню, ибо вначале возможности овладения новой информацией обусловлены исходным уровнем развития. Рис 1. Уровни и зоны развития в обучении (о - показатель развития) После изучения темы путем тестирования или проведения контрольной работы учитель устанавливает, какие новые задачи учащийся может решить самостоятельно и безошибочно. Состав этих задач определяет конечный (актуальный) уровень развития. На рис. 1 он изображен числом 1. У каждого учащегося оказывается свой уровень актуального развития, ибо за одинаковое время одни учащиеся научатся решать простейшие задачи, другие - более сложные, третьи - самые сложные. Поэтому некоторые учителя применяют в развивающем обучении дифференцированные варианты контрольных работ: каждый учащийся имеет возможность выбрать простой вариант (на тройку), основной вариант (на четверку) или сложный вариант (на отлично). Главное - самостоятельное и безошибочное выполнение теста (контрольной работы). Гуманные учителя разрешают также неуверенным, робким учащимся после успешной контрольной работы выполнять во внеучебное время более сложные варианты, чтобы повысить свою успеваемость. При этом в журнал выставляется конечная, самая высокая оценка. Опытные учителя хорошо знают, что на тренировочных упражнениях, когда у учащихся возникают затруднения и ошибки, следует использовать такие методы, как наводящие вопросы, обсуждение, беседу, индивидуальную помощь и взаимопомощь. В результате учащиеся выполняют безошибочно в совместной деятельности более трудные задания, чем в самостоятельной работе. Общее количество упражнений, выполненных безошибочно в совместной и самостоятельной работе, характеризует уровень ближайшего развития, обозначенный числом 2 на рис. 1. Разность уровней ближайшего и актуального развития Л. С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. К ней относятся все виды совместной деятельности 93 по выполнению тех заданий, в которых учащиеся допускают ошибки. В обосновании своей концепции Л. С. Выготский отметил, что то, что учащиеся ранее могли выполнить лишь по наводящим вопросам в совместной деятельности, в дальнейшем они решают самостоятельно. В результате уровень актуального развития повышается до уровня ближайшего развития; успеваемость учащихся улучшается. По аналогии определяется зона актуального развития как разность уровней актуального и начального развития. К ней относятся усвоенные знания, умения и навыки, а также психические новообразования, появившиеся и (или) развитые при изучении данной темы. Эта зона - продукт работы учителя. Она обладает двумя особенностями. Во-первых, в обучении она расширяется за счет зоны ближайшего развития в процессе совместной деятельности. Во-вторых, в ней имеются мотивационные и познавательные структуры, которые используются в самообучении для познания нового, не предусмотренного учебной программой. Кроме того, среди учебных задач имеются такие (повышенной трудности), которые не могут быть решены учащимися даже в совместной работе и по наводящим вопросам. Учащиеся не понимают условия, не знают, как применять методы. Эти задачи вместе с другими элементами учебной программы образуют уровень потенциального (возможного) развития. Название этого уровня условно, ибо реально он представляет собой цель и программу обучения, еще не изученную учащимися. Разность уровней потенциального и ближайшего развития называется зоной потенциального развития, это та существенно новая информация, которую учителю предстоит объяснять, разучивать и применять в упражнениях. В процессе объяснения существенно нового материала учитель добивается прежде всего понимания темы и логики ее построения, анализирует образцы действий и операций. Тем самым существенно новая информация становится понятной, знакомой, хотя и новой, еще не освоенной в деятельности, - она переходит из зоны потенциального развития в зону ближайшего развития, которая при этом расширяется. Далее в совместной деятельности образуются навыки и умения; информация, методы и средства деятельности запоминаются и переходят в зону актуального развития. В процессе обучения, "разложенном" по зонам умственного развития, обнаруживаются новые факторы повышения эффективности учебного процесса. Информация, составляющая зону потенциального развития, есть внешняя; усвоенные знания, расположенные в зоне актуального развития, принадлежат внутреннему миру личности. В зоне ближайшего развития "встречаются" внешнее и внутреннее; в процессах общения и совместной деятельности внешнее оставляет свой новый отпечаток на внутреннем — новые знания, умения и навыки, процесс отображения внешней информации во внутреннюю посредством общения и познавательной деятельности получил название интериоризации, - существенное явление в развитии личности. Явление интериоризации было открыто и изучено практически одновременно русским исследователем Л. С. Выготским и Ж. Пиаже в Швейцарии в начале XX века. Продуктом интериоризации у человека являются все высшие психические функции, в становлении которых главную роль играет вторая сигнальная система — речь. В обучении формируются главным образом интеллектуальные функции: мышление, память, воображение, перцепция, внимание. Например, интеллектуальная мысль есть интериоризованная речь. В явлении интериоризации различают формы и содержание общения и познавательной деятельности, закономерное чередование которых образует соответствующие этапы интериоризации.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |