Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь развития и обучения




Обучение — общественный процесс, специально ор­ганизованный для формирования знаний, умений и навыков — одного из видов духовных ценностей. Учитель кон­струирует и осуществляет процесс обучения в соот­ветствии со своими представлениями об усвоении знаний. Выбранные учителем содержание, методы и средства обу­чения составляют условия бытия учащихся на уроке. Сре­ди этих условий могут оказаться и факторы психического развития учащихся. В зависимости от количества и состава этих факторов уроки будут оказывать различное влияние на развитие учащихся. По интенсивности этого влияния можно выделить три вида обучения.

1. Когда количество факторов мало, либо они вовсе отсутствуют, то обучение будет слабо влиять на развитие, либо даже оказывать отрицательное влияние. Это обуче­ние, в котором отсутствуют мотивация и понимание со­держания, основным является механическое зазубривание с опорой на многочисленные, порой жестокие наказания, порождающие систематический страх как качество лич­ности.

2. Если учитель руководствуется одним здравым смыс­лом, то факторы развития появляются случайно в учебном процессе. Их влияние также неоднородно. В выгодном положении оказываются учащиеся с хорошей наслед­ственностью: крепкой и устойчивой нервной системой, быстротой образования условных рефлексов, способно­стями к интеллектуальной деятельности. Эти учащиеся успешно развиваются. Другие учащиеся (особенно с за­медленным мышлением, акцентуациями характера) разви­ваются медленнее, отстают в обучении.

3. Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему разви­вающих факторов; в результате получается развивающее обучение, — специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, в котором каждый элемент оп­тимизирован в плане его максимального влияния на пси­хическое развитие учащихся. Развивающее обучение яв­ляется специфическим видом, в котором "обучение ведет за собой развитие" (Л. С. Выготский).

Чтобы обучение вело за собой развитие, необходимо опреде­лить исходный (начальный) уровень развития. На рис. 1 он обозна-

чей О (нулевой уровень для новорожденного, для более старших -уровень, с которого начинается развитие в процессе изучения темы), начальный уровень определяется теми понятиями, методами и средствами, которыми учащийся пользуется самостоятельно и правильно до обучения. Содержание и методика обучения должны быть адаптированы к начальному уровню, ибо вначале возможности овладения новой информацией обусловлены исходным уровнем развития.

Рис 1. Уровни и зоны развития в обучении (о - показатель развития)

После изучения темы путем тестирования или проведения контрольной работы учитель устанавливает, какие новые задачи учащийся может решить самостоятельно и безошибочно. Состав этих задач определяет конечный (актуальный) уровень развития. На рис. 1 он изображен числом 1. У каждого учащегося оказывается свой уровень актуального развития, ибо за одинаковое время одни учащиеся научатся решать простейшие задачи, другие - более сложные, третьи - самые сложные. Поэтому некоторые учителя применяют в развивающем обучении дифференцированные вари­анты контрольных работ: каждый учащийся имеет возможность вы­брать простой вариант (на тройку), основной вариант (на четверку) или сложный вариант (на отлично). Главное - самостоятельное и безошибочное выполнение теста (контрольной работы). Гуманные учителя разрешают также неуверенным, робким учащимся после успешной контрольной работы выполнять во внеучебное время бо­лее сложные варианты, чтобы повысить свою успеваемость. При этом в журнал выставляется конечная, самая высокая оценка.

Опытные учителя хорошо знают, что на тренировочных упраж­нениях, когда у учащихся возникают затруднения и ошибки, следует использовать такие методы, как наводящие вопросы, обсуждение, беседу, индивидуальную помощь и взаимопомощь. В результате учащиеся выполняют безошибочно в совместной деятельности бо­лее трудные задания, чем в самостоятельной работе. Общее коли­чество упражнений, выполненных безошибочно в совместной и са­мостоятельной работе, характеризует уровень ближайшего разви­тия, обозначенный числом 2 на рис. 1. Разность уровней ближай­шего и актуального развития Л. С. Выготский назвал зоной ближай­шего развития. К ней относятся все виды совместной деятельности 93

по выполнению тех заданий, в которых учащиеся допускают ошибки. В обосновании своей концепции Л. С. Выготский отметил, что то, что учащиеся ранее могли выполнить лишь по наводящим вопросам в совместной деятельности, в дальнейшем они решают самостоя­тельно. В результате уровень актуального развития повышается до уровня ближайшего развития; успеваемость учащихся улучшается.

По аналогии определяется зона актуального развития как раз­ность уровней актуального и начального развития. К ней относятся усвоенные знания, умения и навыки, а также психические новообра­зования, появившиеся и (или) развитые при изучении данной темы. Эта зона - продукт работы учителя. Она обладает двумя особенно­стями. Во-первых, в обучении она расширяется за счет зоны бли­жайшего развития в процессе совместной деятельности. Во-вторых, в ней имеются мотивационные и познавательные структуры, кото­рые используются в самообучении для познания нового, не пред­усмотренного учебной программой.

Кроме того, среди учебных задач имеются такие (повышенной трудности), которые не могут быть решены учащимися даже в со­вместной работе и по наводящим вопросам. Учащиеся не понимают условия, не знают, как применять методы. Эти задачи вместе с дру­гими элементами учебной программы образуют уровень потенци­ального (возможного) развития. Название этого уровня условно, ибо реально он представляет собой цель и программу обучения, еще не изученную учащимися. Разность уровней потенциального и бли­жайшего развития называется зоной потенциального развития, это та существенно новая информация, которую учителю предстоит объяснять, разучивать и применять в упражнениях.

В процессе объяснения существенно нового материала учи­тель добивается прежде всего понимания темы и логики ее по­строения, анализирует образцы действий и операций. Тем самым существенно новая информация становится понятной, знакомой, хо­тя и новой, еще не освоенной в деятельности, - она переходит из зоны потенциального развития в зону ближайшего развития, которая при этом расширяется. Далее в совместной деятельности образу­ются навыки и умения; информация, методы и средства деятель­ности запоминаются и переходят в зону актуального развития.

В процессе обучения, "разложенном" по зонам ум­ственного развития, обнаруживаются новые факторы по­вышения эффективности учебного процесса. Информа­ция, составляющая зону потенциального развития, есть внешняя; усвоенные знания, расположенные в зоне акту­ального развития, принадлежат внутреннему миру лич­ности. В зоне ближайшего развития "встречаются" внеш­нее и внутреннее; в процессах общения и совместной дея­тельности внешнее оставляет свой новый отпечаток на внутреннем — новые знания, умения и навыки, процесс отображения внешней информации во внутреннюю по­средством общения и познавательной деятельности получил

название интериоризации, - существенное явление в разви­тии личности. Явление интериоризации было открыто и изу­чено практически одновременно русским исследователем Л. С. Выготским и Ж. Пиаже в Швейцарии в начале XX века.

Продуктом интериоризации у человека являются все высшие психические функции, в становлении которых главную роль играет вторая сигнальная система — речь. В обучении формируются главным образом интеллектуаль­ные функции: мышление, память, воображение, перцеп­ция, внимание. Например, интеллектуальная мысль есть интериоризованная речь.

В явлении интериоризации различают формы и со­держание общения и познавательной деятельности, зако­номерное чередование которых образует соответствующие этапы интериоризации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.