Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинары и практикумы 3 страница




Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории сво­бодного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Мака­ренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но • и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческо­му характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблаз­нам и преодолевать их"1.

Наказание — это такое воздействие на личность школьника,

' Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // Соч.: В 7 т. Т. V. - С. 399.

 

 

которое выражает осуждение действий и поступков, противоре­чащих нормам общественного поведения, и принуждает учащих­ся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Мака­ренко называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физического, ни морального. В наказа­нии нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагоги­ческой совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллель­ный класс или в другую школу. Может применяться и такая фор­ма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со сто­роны учителя или классного коллектива.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогиче­ского такта и определенного мастерства. Всякое наказание долж­но сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил пра­вила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться бе­седой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих об­щественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять на­казаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

Применение порицаний и наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения является исключением и может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

§ 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т. е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного

протекания педагогического процесса, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагоги­ческого взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее проме­жуточных результатах.

С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (са­моконтроль ученика). Контроль направлен на получение инфор­мации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррек­тивы в течение учебно-воспитательного процесса. Это может ка­саться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осу­ществляться с помощью разнообразных методов. Методы контро­ля — это способы, с помощью которых определяется результатив­ность учебно-познавательной и других видов деятельности вос­питанников и педагогической работы учителя. Наиболее доступ­ным методом контроля является проводимое учителем планомер­ное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятель­ностью учащихся. В связи с тем что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памя­ти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отра­жая как общие факты, так и конкретные, касающиеся отдельных

воспитанников.

Особую сложность представляет организация контроля эффек­тивности воспитательной работы. Общие критерии ее эффектив­ности рассматривались ранее, а частные (например, уровень сформированности отношений к природе, обществу, коллективу, вещам и т. п.) трудно поддаются измерению. Однако есть устояв­шиеся характеристики, по которым можно судить об эффектив­ности учебно-воспитательной работы и педагогического процес­са в целом. Это уровень сформированности коллектива, структу­ра межличностных отношений в нем, проявления социальной активности, инициативности, ответственности, самостоятельно­сти и других общественно значимых характеристик. Обобщенные и конкретные характеристики педагогического процесса и его главных участников (педагогов и воспитанников) могут быть вы­явлены с помощью методов специальной диагностики, которые подробно рассматриваются в следующем разделе.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.