Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы творческого конструирования педагогического процесса




Изучение массового опыта показывает, что сложность конст­руирования учебно-воспитательного процесса состоит в том, что при его разработке должны быть учтены, по меньшей мере, две группы ограничений и предписаний. Содержание образования прежде всего должно удовлетворять требованиям научности и практической значимости, укладываться в рамки отведенного на процесс обучения времени. Кроме того, оно должно соответст­вовать уровню подготовленности учащихся к восприятию этого содержания, т. е. учитывать, что им трудно и почему, как облег­чить трудности овладения предметом.

Существует общая закономерность, состоящая в том, что пе­дагог, достигший положительных конечных результатов, никогда не следует в точности за поставленной извне программой. На ее основе он создает свою собственную программу деятельности, ориентируясь на психологию усвоения учебной информации уча­щимися, выделяя основные, фундаментальные понятия в учебном

' См.: Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. — М., 1974. С 9

2 См: Дидактика средней школы / Под ред. М. Н Скаткина, И Я. Лернера. М., 1975. - С. 98 - 99.

 

 

курсе, без знания которых невозможно глубокое и прочное усвое­ние его учащимися. Следовательно, педагог достигает успеха, если при разработке технологии конструирования главными "точками отсчета" для себя он делает учащихся, их потребности, их готовность к работе над предметом на данной стадии обучения, их способность к саморазвитию и вооружает их соответствующими методами.

В деятельности педагогов разных уровней продуктивности по-разному соотносятся перспективное и оперативное конструиро­вание. Отсюда так важно, приступая к конструированию педаго­гического процесса, видеть место каждой педагогической задачи, будь то урок или воспитательное мероприятие, в структуре цело­стного педагогического процесса. У педагогов высшего, систем­но-моделирующего уровня деятельности доминирующими явля­ются проектировочные, т. е. долгосрочные, технологии. Принципиальное отличие дея­тельности педагогов репродук­тивного, адаптивного и локально-моделирующего уровней дея­тельности состоит в том, что у них доминирующими являются технологии урока, а не предмета в целом; воспитательного меро­приятия, а не педагогического процесса в целом.

Локальный — местный, свойствен­ный данному месту.

Если педагог достаточно ориентирован на требования к учащим­ся, т. е. на конечные цели, то он не испытывает особых затрудне­ний как в проектировании целостного педагогического процесса, так и отдельных уроков и воспитательных мероприятий.

§ 4. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога

Логическим итогом конструирования образовательного процес­са является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при состав­лении планов организации учебно-познавательной деятельности школьников (уроков и других форм организации учебного про­цесса) учитель имеет возможность обращаться к имеющимся ре­комендациям, тогда как при планировании воспитательной рабо­ты, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от пре­подавания, многие, в том числе опытные, педагоги испытывают большие затруднения.

Сами подходы к планированию учебной и внеучебной деятель­ности школьников обусловлены существенными отличиями пре­подавания и воспитательной работы как основных видов педаго­гической деятельности. Вместе с тем в планировании учителя-предметника и классного руководителя много общего. Прежде всего и в одном, и в другом случае оно должно строиться на ос­нове научно обоснованного прогноза и проекта предстоящей со­гласованной деятельности педагогов и воспитанников, их взаи­модействия и строго отвечать тем образовательным задачам, ко­торые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания — основные исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного коллектива.

Материализация проектов руководства как учебно-познава­тельной, так и другими видами деятельности школьников во вне-учебное время требует также учета данных педагогической диаг­ностики относительно уровня развития коллектива и готовности воспитанников к коллективной творческой деятельности, уров­ня обученности и подготовленности к восприятию новой инфор­мации, общего развития и воспитанности учащихся. В планах должны найти свое отражение интересы и потребности учащих­ся и должна быть предусмотрена их соотнесенность с обществен­ными интересами. Это важно, так как интересы и потребности человека формируются именно в школьном возрасте.

Научно обоснованное планирование предполагает продуман­ную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Здесь имеется в виду пре­жде всего их ориентированность на подготовку и активное уча­стие в общешкольных традиционных мероприятиях (смотрах, конкурсах, олимпиадах, праздниках, субботниках и т. п.). В пла­нах классных руководителей, кроме того, должны быть отраже­ны и те общественно полезные дела, которые организуются для параллелей или определенной группы классов. В них обязатель­но должна предусматриваться связь с другими классными коллек­тивами, детскими общественными организациями и ближайшим школьным окружением. Содержание планов учебно-воспитатель­ной работы естественно зависит от состояния учебно-материаль­ной базы школы, возможностей сотрудничества с другими обра­зовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоро­вительными учреждениями.

К планам учебно-воспитательной работы как документам, на-

 

 

 

правляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд сущест­венных требований:

целеустремленность и конкретность образовательных задач;

краткость плана, его компактность;

разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное со­четание просвещения и организации деятельности детей;

преемственность, систематичность и последовательность;

сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

единство педагогического руководства и активности воспитан­ников;

реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

связь внутриклассной работы с работой вне школы;

согласованность плана с деятельностью школы и детских об­щественных организаций;

гибкость и вариативность планирования.

§ 5. Планирование работы классного руководителя




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.