Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы




Системообразующие факторы педагогической системы

Важнейшим системообразующим фактором, исходным нача­лом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоническое развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы — сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и другую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по от­дельным направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководи­телей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.

Результаты, как системообразующий фактор, определяются

 

 

совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обес­печивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных звень­ев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.

Под социально-педагогическими условиями функционирова­ния педагогической системы понимаются устойчивые обстоятель­ства, определяющие ее состояние и развитие. В управлении шко­лой принято выделять, как минимум, две группы условий: общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, эко­номические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим — особенности социально-демографического состава учащихся; местонахождение школы (городская или сель­ская); материальные возможности школы; воспитательные воз­можности окружающей среды. Существенным показателем эф­фективности педагогического процесса является характер мораль­но-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогизации родителей учащихся.

Временная характеристика педагогической системы складыва­ется из трех взаимосвязанных периодов, обусловленных особен­ностями возрастного, индиви­дуально-психологического раз­вития детей, введением трех ступеней общеобразовательной школы (начальное общее — I — III (IV) классы; основное общее —

Демография — наука, изучающая население по полу, возрасту, за­нятиям и его движение (рождаемость, бракосочетания, смертность, ми­грация).

IV (V) — IX классы; среднее (полное) общее образование — Х (XI) классы), охватывающих в общей сложности одиннадцать лет со­вместной работы школы и ученика. Каждая ступень общего об­разования решает свои специфические задачи, но общая направ­ленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию но­вых количественных характеристик личности и последующему их

переходу в новые качественные личностные образования. Пере­ход от одной ступени обучения к другой является значительным скачком в индивидуально-личностном развитии.

Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.