Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системность и целостность в управлении




Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами

Ориентация внутришкольного управления предполагает преж­де всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии от­крытости обсуждения и принятия управленческих решений. Вы­борность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров — прояв­ления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Когда каждый учитель знает о делах и проблемах всей школы, он не остается к ним безразличным. Регулярные от­четы администрации, совета школы перед общешкольным коллек­тивом и общественностью, предоставление возможности для учи­телей и учащихся принимать участие в их обсуждении и высказы­вать свою точку зрения по вопросам школьной жизни направле­ны на утверждение демократизации в школе.

Управление педагогическими системами имеет ту непрелож­ную особенность, что ограничиться здесь только воздействием невозможно, необходимо сотрудничество, соуправление, само­управление. Утверждение гуманистических ценностей в современ­ном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность са­мой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъ­ект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности — конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания.

Понимание системной природы педагогического процесса соз­дает реальные предпосылки для эффективного управления им.

Системный подход в управлении школой побуждает руководите­ля иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и яв­ляется ее (системы) первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те свя­зи и отношения, которые возникают, складываются или разру­шаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системо­образующих, такова и перспектива развития этих связей и отно­шений. Следовательно, наличие структуры и составляет второй признак системы. Третий компонент системы обладает своими свойствами и характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративное свойство системы, несводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративно­го свойства определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить и о проявлении четвертого свойства сис­темы — о ее тесной и специфической связи с внешней средой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В первом случае школа приспосабливается к внешней среде, пе­рестраивая свои процессы, а во втором — школа подчиняет сре­ду для достижения своих целей.

Системность и целостность в управлении школой предпола­гают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функ­ций в деятельности ее руководителя и педагогического коллек­тива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимо­выгодна, все ее функции в равной степени важны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.