Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опора на общественное мнение коллектива в установлении взаимоотношений




Обусловленность взаимоотношений адекватностью оценок поведения и деятельности учащихся

Правильно оценить действия и поступки учащихся и соответ­ственно оценкам строить отношения с ними можно только в том случае, если педагог хорошо знает возрастные особенности учащих-

 

ся. Прежде всего учителю необходимо помнить, что переход к подростковому возрасту характеризуется повышенной утомляе­мостью, которая является следствием физиологической перестрой­ки организма. Повышенная утомляемость ведет к увеличению так называемых немотивированных поступков, поступков вопреки чу­жой воле, проявлению упрямства. Характерно, что на уроках, где учителя равномерно чередуют интеллектуальную нагрузку с физи­ческой (в целях профилактики утомления), нарушений дисципли­ны в 1,8 раза меньше, чем на обычных уроках тех же учителей'.

Учет отмеченной выше особенности подросткового возраста при оценке поведения учащихся и, следовательно, установлении взаимоотношений с ними является важным, но все же не основ­ным моментом. Дело в том, что ведущим мотивом поведения в подростковом возрасте является потребность в достойном поло­жении в коллективе сверстников, поэтому почти все поступки должны оцениваться с учетом этой мотивации. Необходимо учи­тывать, что реакция подростков на то или иное воздействие пе­дагога определяется тем ущербом, который может быть нанесен их положению в классном коллективе. То же самое можно ска­зать и об оценках по учебным предметам. Для подростка важна не сама оценка. Она лишь средство обретения уверенности и ком­фортности в коллективе. Во многих случаях проявления своево­лия, упрямства, негативной реакции на педагогическое воздейст­вие — это ответы на факты унижения достоинства подростка.

В таких ситуациях учителю не нужно делать вид, что он знает истинные мотивы поступков. При этом надо искать опору в кол­лективе и малых группах учащихся. Если ученик видит, что его поступок отрицательно оценивается коллективом, а тем более малой группой, он больше его не повторит. Если же этого не произойдет, подобный поступок обязательно повторится в тех или иных формах. Более того, он может принять устойчивый харак­тер, что отрицательно скажется на установлении взаимоотноше­ний учителя с данным учеником.

Преследуя цель установления педагогически целесообразных отношений, учитель должен опираться на коллектив. Большое

' См.: Краковский А. П. О подростках. — М., 1970.

 

значение при этом имеет учет уровня его сформированности. В младших подростковых классах общественное мнение еще не является той силой, которая решающим образом оказывает влия­ние на жизнь и деятельность учащихся. Именно в этом возрасте наиважнейшее значение для подростков приобретают микрогруп­пы: в них они проводят вместе время, делятся впечатлениями, помогают друг другу. Поэтому опора на малые группы — одно из основных условий установления педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными учащимися и классом в целом. Значимость этого условия усиливает тот факт, что отношение учителя к подростку, члену той или иной группы, а тем более к ее лидеру, воспринимается ее представителями как отношение к

каждому из них.

Естественно, что микрогруппы в некоторых случаях в чем-то

могут противопоставлять себя коллективу. Поэтому задача педа­гога — своевременно выявить эти микрогруппы, направить их развитие в соответствии с образовательными целями, постепен­но объединяя все малые группы в единое целое, в коллектив. Не­изменным средством здесь является совместная деятельность, постановка реальных задач, объединяющих микрогруппы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.