Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимопонимание педагогов и воспитанников как основа складывающихся взаимоотношений




Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений

С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становит­ся для него непререкаемым авторитетом. Это положение сохраня­ется вплоть до перехода в старшие классы. С переходом на пред­метное обучение учащиеся сталкиваются со многими учителями и не трудно заметить, что их отношение к учителям заметно изме­няется. Причем отношения, сложившиеся на первых уроках, по­рой сохраняются на все оставшиеся школьные годы. Это, в свою очередь, приводит к тому, что учащиеся с опозданием фиксируют или вообще не замечают изменений во внутреннем мире учителя, даже если он во многом и изменился за пять-шесть лет.

Известно, что на детей оказывают влияние не только знания

 

учителя, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль учителя как источника ин­формации снижается из года в год. Влияние же личности не толь­ко не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности учителя наибольшее значение приобретают его ценно­стные ориентации, в частности: являются ли учащиеся, с кото­рыми он имеет дело, ценностью для него (их интересы, склон­ности, способности, их гражданская, профессиональная, личная судьба); являются ли ценностью наука, которую он представляет и основы которой преподает; профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность совершенствоваться в ней.

Причины огромного нравственного влияния личности учите­ля на личность учащегося, а следовательно, и установления гу­манных взаимоотношений лежат в самой природе человека и че­ловеческих отношений, складывающихся в процессе педагогиче­ской деятельности. В этой связи необходимо обратиться к пси­хологическим основам познания людьми друг друга и формиро­вания отношений между ними.

Встречаясь в течение учебного дня, учителя и учащиеся соз­нательно и неосознанно вынуждены решать такие психологиче­ские задачи, как определение самочувствия собеседника, степе­ни его искренности и уровня знаний, мотивов поступков и т. п.

Делается это ими не ради любопытства. Учитель решает, ка­кое задание, какой вопрос лучше дать тому или иному ученику, как заставить его поверить в собственные силы, как ответить, чтобы ученик не обиделся, понял истинные намерения учителя, и т. п. Ученик, в свою очередь, должен знать, какое настроение у учителя, каковы мотивы тех или иных его поступков, как отве­тить, чтобы это понравилось учителю, и т. п. Таким образом, от­ношения в педагогическом процессе формируются на основе познания учителем и учащимися друг друга.

Как показывают психологические исследования, среди усло­вий, от которых зависят полнота и глубина познания другого человека, одни больше связаны с характеристиками самого по­знаваемого лица (в нашем случае педагога), другие, наоборот, оказываются следствием особенностей человека, которому при­ходится выступать в роли "оценщика". Конечно, в реальном про-

 

 

цессе познания людьми друг друга разъединить эти две группы условий бывает почти невозможно.

Для реализации первого условия учитель должен обладать все­ми необходимыми профессиональными качествами. Второе усло­вие зависит от особенностей тех, кто воспринимает (учащиеся), поскольку каждый судит о другом в меру своей воспитанности. Следовательно, установить педагогически целесообразные отно­шения — это прежде всего сформировать ценностные ориента­ции, мировоззрение учащихся.

Исследования показывают, что представления,-которые скла­дываются у учащихся об учителе, зависят в значительной мере от их личностных характеристик, от того, какие взгляды на челове­ка у них сформированы. Отсюда, чем более значим в системе ценностей учащихся педагог, тем заинтересованнее их отноше­ние к нему. Однако это не значит, что учитель в целях установ­ления педагогически целесообразных отношений должен подстра­иваться под уже имеющуюся систему ценностей учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.