Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место ценностно-ориентационной деятельности в структуре целостной деятельности человека




Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности

Преподавание как вид педагогической деятельности своим предметом имеет организацию учебно-познавательной деятельно­сти, а воспитание (воспитательная работа) связано с организацией других видов деятельности детей. В связи с объективно обуслов­ленной специализацией педагогов организация трудовой, спор­тивной, художественной и некоторых других видов деятельности прямо не входит в обязанности классного руководителя и так называемого "чистого" воспитателя. Если же виды деятельности организуются ими, то с целью получения прежде всего воспита­тельного результата, который достигается благодаря присутствию во всех видах деятельности ценностного начала.

Субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значимость для себя. Именно это определя­ет различие познавательной и оценочной деятельности сознания'. Человеку для его сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые направляли бы его поведе­ние. Так складывается ценностно-ориентационная деятельность человеческого сознания, вырабатывающая представления о "со­циально полезном", идеальном, должном, о том, к чему следует стремиться, а чего следует избегать2.

Своеобразие ценностно-ориентационной деятельности поэто-

' См.: Спиркин А. Г, Сознание и самосознание. — М., 1972. — С. 111. 2 См.: Каган М. С. Опыт системного анализа. — М., 1974. — С. 101.

 

му состоит в том, что она направлена на установление отно­шений не между объектами, а между объектом и субъектом. Другими словами, она дает не чисто объективную, но объектив­но-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях.

Большое значение ценностно-ориентационной деятельности придавали и придают психологи. Так, В. Н. Мясищев, впервые поставивший вопрос о необходимости разработки психологии отношений как самостоятельной отрасли, видел ее назначение в исследовании сознания как отношения личности к действитель­ности, которое всегда имеет избирательный характер и включает в себя потребности, интересы и идеалы личности, являющиеся "внутренним потенциалом" ее деятельности'.

Обосновывая свое учение, В. Н. Мясищев исходил из предполо­жения, что в психике и сознании осуществляется не только отра­жение действительности, но и отношение к ней, а сама избира­тельность зависит от содержания предмета и его значимости для личности, что и порождает оценку субъектом объекта. В этой связи он определил отношение как основанную на индивидуальном опы­те избирательно осознанную связь человека со значимым для него объектом. Поскольку эта связь во многом базируется на эмоциях, то она придает отношению непосредственно оценочный характер.

А. Н. Леонтьев предложил различать "объективные значения" ве­щей и "личностные смыслы". Значение — это "ставшее достоянием моего сознания... обобщенное отражение действительности, вырабо­танное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения"; смысл же "выражает именно его (субъ­екта. — А. Л.) отношение к осознаваемым объективным явлениям"2.

В чистом виде ценностно-ориентационная деятельность не суще­ствует, но ни один вид деятельности не обходится без ее элементов. Она не только присутствует объективно в каждом виде деятельности школьников, но и специально организуется. Ее результатом стано­вится довольно широкая гамма отношений к окружающему миру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.