КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность социализации
Гл ава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ Социализация - это прощесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интереесам всего общества. Л.С.Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества (культурно-историвческая концепция развития человека). Социализация близка, практически тождественна «окультуриванию» как прис;воению социального опыта ребенка через взаимодействие с носителем этого опыта. Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается 40 в культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Кроме того, в индивиде культура находит свое реальное существование. Л.С.Выготский выступал против понимания взаимоотношений социального и индивидуального как враждебных, когда социальное «выдавливает», вытесняет естественное, приводя тем самым к «осоциализированию» индивида. По этому вопросу Л.С.Выготский дискутировал с Ж.Пиаже, доказывая, что ребенок изначально социален. Более того, младенец является самым социальным существом, поскольку его жизнедеятельность, удовлетворение всех витальных (жизненно важных) потребностей происходит через взрослого, т.е. социально. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач. А.В.Петровский выделяет три фазы социального развития личности человека до включения его в трудовую деятельность: - детство- адаптация индивида: овладение нормами социальной жизни; - отрочество - индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление «быть личностью»; - юность - интеграция: приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития. Одной из основных функций социализации является создание, порождение личностей, способных передавать свою духовность другим людям. Потому так важна социализация. Полученные знания, приобретенные личностные качества, освоенные личностные смыслы не станут лишь индивидуль-ным достоянием, а станут достоянием общества. Соотношение социализации и воспитания. Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом ускорения процесса социализации. С помощью воспитания преодолеваются или ослабляются отрицательные последствия социализации, ей придается гуманистическая ориентация. Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся: - принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы; 41 - принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации; - принцип природосообразности означает отношение к человеку как части природы и создание для его развития соответствующей биологической, психологической и экологической среды; - принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности, ориентирует на творчество, самобытность, индивидуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов; - принцип непрерывности обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |