Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность социализации




Гл ава 3 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

Социализация - это прощесс усвоения человеком сущест­вующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуаль­ных норм, отвечающих интереесам всего общества.

Л.С.Выготский рассматривал социализацию как при­своение индивидом общественного опыта, всей культуры общества (культурно-историвческая концепция развития че­ловека). Социализация близка, практически тождественна «окультуриванию» как прис;воению социального опыта ре­бенка через взаимодействие с носителем этого опыта. При­своенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается

40

в культуру в виде определенных индивидуальных достиже­ний. Кроме того, в индивиде культура находит свое реаль­ное существование.

Л.С.Выготский выступал против понимания взаимоотно­шений социального и индивидуального как враждебных, когда социальное «выдавливает», вытесняет естественное, приводя тем самым к «осоциализированию» индивида. По этому вопро­су Л.С.Выготский дискутировал с Ж.Пиаже, доказывая, что ребенок изначально социален. Более того, младенец является самым социальным существом, поскольку его жизнедеятель­ность, удовлетворение всех витальных (жизненно важных) по­требностей происходит через взрослого, т.е. социально.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в те­чение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из кото­рых «специализируется» на решении определенных задач.

А.В.Петровский выделяет три фазы социального развития личности человека до включения его в трудовую деятельность:

- детство- адаптация индивида: овладение нормами со­циальной жизни;

- отрочество - индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление «быть личностью»;

- юность - интеграция: приобретение черт и свойств лич­ности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

Одной из основных функций социализации является соз­дание, порождение личностей, способных передавать свою духовность другим людям. Потому так важна социализация. Полученные знания, приобретенные личностные качества, освоенные личностные смыслы не станут лишь индивидуль-ным достоянием, а станут достоянием общества.

Соотношение социализации и воспитания. Воспитание пред­ставляет собой часть процесса социализации и рассматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социали­зация (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспи­тание выступает своеобразным механизмом ускорения про­цесса социализации. С помощью воспитания преодолевают­ся или ослабляются отрицательные последствия социализа­ции, ей придается гуманистическая ориентация.

Воспитание как инструмент ускорения и корректировки социализации строится на основе общих принципов. К общим принципам воспитания относятся:

- принцип гуманизма, который предполагает признание са­моценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

41

- принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достиже­ний мировой цивилизации;

- принцип природосообразности означает отношение к че­ловеку как части природы и создание для его развития соот­ветствующей биологической, психологической и экологиче­ской среды;

- принцип целостности обусловливает единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального разви­тия личности, ориентирует на творчество, самобытность, инди­видуальность каждого человека и предполагает в этой связи интеграцию деятельности всех социальных институтов;

- принцип непрерывности обеспечивает последователь­ность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями на­стоящего и прогноза на будущее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.