КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и истоки
Авторитарная педагогика опирается на идеи авторитариз-ма (от лат. aucturitas - власть, влияние) антидемократической концепции и практики властвования. Сторонники авторита-ризма провозглашают единственно правильным и универсальным такой тип организации общественной жизни в масштабах государства или его отдельных социальных институтов (в том числе в семье, образовательных учреждениях), который основан на абсолютной власти лиц, признанных в силу своего положения абсолютными авторитетами. В условиях авторитаризма игнорируются права и свободы личности, ее индивидуальность. Считается, что в интересах общества люди должны беспрекословно выполнять предписанные свыше требования. При этом не учитывается, что бесконтрольность власти провоцирует своеволие в самых худших его проявлениях. Организация общественной жизни на принципах авторитаризма либо вызывает сопротивление личности, кризис развития того социального института, в котором он применялся, либо приводит к неограниченной эскалации насилия. Авторитарная педагогика, таким образом, утверждает идею подчинения воспитанника воле педагога. На практике это выливается в такую систему воздействий взрослого на ребенка, при которой последний полностью подчиняется воле и авторитету воспитателя. Причем подчинение носит, как правило, бессознательно-подражательный характер, что ведет к слепому подчинению старшему. 123 Истоки авторитарного воспитания уходят в глубокую древность, в тот период, когда изменившиеся условия социальной и материальной жизни людей потребовали изменить характер и направление воспитания. Это была эпоха перехода от первобытно-общинного способа организации жизни к рабовладельческому. Авторитет и подчинение существовали и в первобытном обществе. Однако воспитание в этот период нельзя назвать авторитарным. Отношения людей при первобытном строе характеризовались общностью их интересов, равенством и вытекали из коллективного характера трудовой деятельности. Особую роль во всей жизни первобытной общины играли традиции, а также авторитет лиц, занимавших в процессе производства определенное место. Так, авторитет женщины при матриархате (первый этап родового общества) основывался на том положении, которое она занимала в хозяйственно-трудовой жизни общины (поддержание огня, приручение животных, выращивание растений, создание жилища, изготовление одежды, обуви, гончарной посуды и т.д.). Подчинение авторитетному лицу в этих условиях было не насилием, а естественным и необходимым средством поддержания дисциплины в интересах всех членов общины. Авторитет приобретал нравственный характер, был оправдан и закономерен в глазах членов рода. Он охранял обычаи, традиции, нравы первобытных людей и способствовал благополучию и процветанию всей общины. Дальнейшее развитие производительных сил, разделение труда, накопление богатства в руках небольшой группы людей привели к изменению производственных отношений и коренной ломке всей системы общественных связей в первобытной общине. Появление имущественного, а вместе с этим и социального неравенства вызвало к жизни совершенно иные, чем это было раньше, отношения между людьми - отношения господства и подчинения. Подчинение основывалось теперь уже не на авторитете самых уважаемых и влиятельных людей, а на господстве захватившей власть родовой верхушки - вождей и богатых семей. Новые общественные отношения и вытекавшие из них новые формы общественной дисциплины и подчинения не могли держаться лишь на силе морального авторитета. Потребовался специальный аппарат подчинения, орган насилия, который авторитетом власти, авторитетом силы закреплял и охранял возникшие экономические, политические, правовые, этические отношения между людьми. 124 В эпоху разложения первобытно-общинного строя и возникновения частной собственности родовые институты (обычаи, традиции, табу и т.д.), ранее охранявшие жизнь и благополучие всего рода в целом, начинают играть новую роль. Эти атрибуты, защищавшие когда-то права всех, становятся средством оправдания и закрепления новых общественных отношений - отношений господства одной группы людей и подчинения другой. Внутри этих новых отношений господства и подчинения принципиально иной характер приобретает и воспитание. Привилегированная верхушка общества, захватив власть, стала давать своим детям иное воспитание, чем детям всех остальных членов общества. Весь процесс воспитания стал пронизываться ярко выраженными идеями авторитаризма, т. е. слепого подчинения младшего старшему. Особенно отчетливо авторитаризм проявляется в социальных отношениях и в системах воспитания рабовладельческих государств Древнего Востока (Египет, Индия, Китай). Именно здесь на ранних этапах развития рабовладельческого общества зарождается педагогическая мысль, отражавшая господствующую идеологию. Особую роль в возникновении и развитии авторитарной педагогики сыграла религия. Так, уже в Древнем Египте служители религиозного культа - жрецы выделились в особую касту, в привилегированное сословие, занимавшее господствующее положение в материальной и культурной жизни общества. Жрецы всячески оправдывали и объясняли «небесным» происхождением древневосточную деспотию, неограниченную азиатскую монархию. Боги и цари в Египте наделялись одними и теми же качествами, фараоны представлялись как наместники богов на земле. Главная обязанность человека - почитание богов и фараона; высшая добродетель - покорность воле его. Законы и нормы жизни, учили жрецы, установлены Богом, вот почему неподчинение велениям Бога и его наместникам на земле есть грех, и нарушивший волю Бога (а значит, и волю фараона, жрецов, чиновников) должен быть наказан. Все бедствия и несчастья людей объяснялись нарушением ими божественной воли. Из этих богословских поучений вытекали и основные педагогические положения, определявшие характер воспитания: культ Бога и фараона, почитание старших и безоговорочное подчинение им, внушение страха за грехи и проступки, ведущие неотвратимо к соответствующему наказанию. В системе древнеегипетского воспитания широко применялись физические наказания. 125 В Древней Индии религия также распространялась на все сферы общественной жизни, на сознание и поведение людей, их быт. Господствовавшая в то время религия брахманизма поддерживала кастовый строй (деление общества на замкнутые группы, сословия - варны), при котором авторитаризм как правовая и этическая основа отношений между людьми получает свое оправдание и развитие. Кастовую принадлежность человека не могли изменить никакие его достижения или общественные заслуги. Кастовые традиции и обычаи строго регулировали взаимоотношения людей как внутри сословий, так и между ними. В основе всего существующего лежит брахман, т.е. безличный, бестелесный мировой дух. Тело человека есть только внешняя оболочка души (атмана), являющаяся частичкой или воплощением брахмана. Тело - это преграда, которую надо устранить, чтобы достигнуть слияния с мировой душой. Один из путей такого слияния и спасения души - полная отрешенность от внешнего мира посредством умерщвления плоти аскетическим образом жизни. Социальное угнетение и бесправное положение людей являются следствием их дурного поведения. Закон кармы в брахманизме утверждал посмертные воздаяния человеку за его поступки при жизни. В этой раннерабовладельческой идеологии можно увидеть зачатки многих религиозных учений более позднего периода: учения о бессмертии души и превосходстве ее над телом, о грехе и об искуплении грехов примерным поведением, об аскетизме и др. В этих учениях была заложена основа и для последующего развития авторитарной педагогики. В одном из важнейших памятников того времени - в законах Ману (Ману - мифический прародитель людей) - прославляется наказание как ведущее средство воспитания. «Наказание - царь, оно - мужчина, оно - вождь и оно - каратель... Наказание правит всеми людьми, наказание же охраняет, наказание бодрствует, когда все спят... Весь мир подчиняется только посредством наказания, ибо трудно найти человека чистого: ведь только из страха наказания весь мир служит пользе» (Законы Ману. - М., 1960. - С.23). Неотвратимость наказания в дальнейшем становится характерной чертой всех религий, причем к земным наказаниям добавляются муки в «потустороннем» мире за грехи человеческие. Концепция авторитарного воспитания берет на свое вооружение именно эти положения религиозной идеологии: «Нельзя поднимать палку на другого... Иначе обстоит дело в 126 отношении сына или ученика: их он может бить ради исправления». (Законы Ману. - М., 1960. - С.93.) В эпоху феодализма концепция авторитарного воспитания в Европе формировалась и развивалась в богословских учениях христианства (католицизм, православие, протестантизм) и в философских системах, теоретически обосновывавших христианство (апологетика, патристика, схоластика). Она опиралась прежде всего на догмат христианской церкви о греховности всех людей, порочности человеческой природы. Порочность эта и связанные с ней страдания людей объяснялись преступлением перед Богом, совершенным мифическими Адамом и Евой. Этот «первородный грех» передается якобы по наследству и только служение Богу, послушание, смирение могут искупить грехи человечества. Среди «отцов церкви» наибольшее влияние на развитие философии и педагогики феодального общества вплоть до XIII в. оказал Аврелий Августин (354-430), епископ, прозванный богословами блаженным. Августин жил в период крушения Римской империи, в эпоху разложения рабовладельческого строя и возникновения нового - феодального. Особое место в системе взглядов Августина занимает учение о божественном предопределении. Человек, согласно этому учению, действует свободно, ибо Бог наделил его свободой воли, однако все, что человек делает, делает через него Бог. Бог заранее предрешил, кто из людей заслуживает спасения и блаженства в будущей жизни, а кто - осуждения на вечные муки в аду. Над человеком, таким образом, висит рок, и изменить существующий в мире порядок он не в состоянии. Августин доказывал бессилие отдельной личности и полную ее зависимость от божественного предопределения. В учении Августина нашла отражение одна из основных черт феодального мировоззрения - идея аскетизма, презрения к плоти. Человек для Августина - временный путник на земле, «светильник на сквозном ветру». Тело человека - сосуд дьявола, все мирские желания и помыслы греховны, вечное блаженство возможно только в «потустороннем мире». Главной задачей воспитания в соответствии с такими поучениями «отцов церкви» считалось умерщвление плоти и смирение духа. Отсюда логически вытекала необходимость строгого наказания и прежде всего физических мер воздействия, которые считались полезными и благотворными для детей. Византийский церковный деятель, епископ Константинополя Иоанн Златоуст (350-407) в известном трактате «О воспитании детей», считая все житейское грехом, поучал: «Наги- 127 бай шею сына в юности и сокрушай сына своего». Тот же Иоанн Златоуст в речи «О пользе страха перед начальствующими» доказывал, что кто не живет в страхе перед богом и властью, тот лишен добродетели. Основными добродетелями христианская этика считала покаяние, подчинение, покорность, смирение, непротивление злу. Именно эта этика была основой нравственного воспитания взрослых и детей, внедрялась в сознание и поведение ребенка с самого раннего детства. Религиозная идеология в период средневековья стала господствующей. В дальнейшем в связи с развитием производства, техники, научных знаний слепая вера в догматы церкви стала не столь абсолютной. Появляются попытки подвергнуть сомнению религиозные догмы. Необходимо было защитить и философски обосновать христианскую доктрину. Эту задачу взял на себя Фома Аквинский (1225-1247), член монашеского ордена доминиканцев, один из крупных представителей главного направления в философии средневековья - схоластики. Особое место в схоластической системе Фомы Аквинского занимают отношения подчинения. На отношениях подчинения держится как социальная лестница, так и лестница логических форм. Преобразование этих отношений абсолютно исключается. Говоря, например, о социальных зависимостях, Фома Аквинский писал, что «подняться выше своего сословия грешно, ибо разделение на сословия установлены Богом». Характер взаимоотношений старших и младших также принимает у католического философа форму абсолютной зависимости: младший существует для блага старшего. Схоластика, оправдывая и обосновывая доводами «разума» иерархию взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих, старших и младших, наставников и воспитуемых, оказывала решающее влияние на теорию и практику воспитания того времени. В последней прочное место занимает так называемый вербализм - чисто словесная аргументация, носящая формальный характер, оторванная от содержания, от анализа конкретных явлений и предметов. Засилье вербализма в школах мешало умственному развитию детей, не давало возможности проявляться их творческим способностям, сковывало их самостоятельность и активность. Итак, анализ показывает, что авторитаризм в общественной жизни, в теории и практике воспитания возник не случайно, а имел экономические, социальные и идеологические предпосылки. Реализовывалась концепция авторитарного воспитания в различных образовательных системах. Несмотря на специфи- 128 ку ее проявления, которая связана с конкретными условиями (страна, исторический период, экономические и политические условия и т.д.), можно выделить наиболее характерные системы авторитарного воспитания в ряде стран. Наиболее типичной системой авторитарного воспитания, сохранившей свои прочные основы и сегодня во многих странах мира (Испания, Португалия, США, страны Латинской Америки и др.), является система иезуитского воспитания. Философские и педагогические взгляды иезуитов были основаны на религиозной догматике католической церкви, для упрочения господств которой в 1534г. был создан боевой орден иезуитов. Главной задачей этой религиозной организации была борьба с реформацией и с инакомыслящими. Своим оружием иезуиты избрали проповедь и исповедь как средства воспитания, с помощью которых они пытались подчинить волю взрослых и детей безусловному авторитету католической церкви и ее представителей. Принципы и правила иезуитского воспитания складывались постепенно. С 80-х годов XVI в. по заданию руководства ордена они специально разрабатывались группой педагогов и были обобщены в школьном уставе, официально утвержденном в 1599 г. Педагогика иезуитов была проникнута прагматизмом. Ее цель - воспитать «Христова воина», способного противостоять искушениям протестантизма и в случае необходимости бороться с ним. Однако лишь немногие воспитанники иезуитов становились членами ордена. Большинство, получив образование, оставались светскими людьми. В XVII - XVIII вв. иезуиты пользовались репутацией блестящих педагогов, так как иезуитское воспитание аккумулировало многие достижения гуманистической и протестантской педагогики (классно-урочная система обучения, использование упражнений и регулярных повторений, постепенный переход от легкого к трудному и т.п.). Однако иезуитское воспитание придало им в значительной мере формализованный характер: образование состояло главным образом в изучении древних языков, некоторых сведений по истории, географии, физике, математике. Воспитание иезуитов было направлено прежде всего на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соревнования. Этой цели служило групповое и индивидуальное соперничество: регулярное выделение лучших и отстающих; ежемесячные конкурсы сочинений и т. п. В учебных заведениях ордена (коллегиях) заботились о хорошем питании, регулярном отдыхе и физическом развитии 129 воспитанников. Коллегии располагались в удобных светлых просторных зданиях. Занятия продолжались не более пяти часов в сутки. Ученики совершали поездки, прогулки, экскурсии. Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу и поддерживать разговор на любую тему, завоевывать доверие собеседника, быть галантным в любых обстоятельствах. Однако главным направлением в деятельности иезуитских педагогов оставалось религиозное воспитание детей. Освоение основ христианской религии и богослужения велось на протяжении всего обучения. Учащиеся регулярно молились, причащались, исповедовались, посещали мессы, предавались специальным религиозным упражнениям и медитациям. В некоторых коллегиях создавались религиозные братства учеников. Всесторонняя регламентация процесса сопровождалась внедрением взаимного надзора внутри класса и школы. В классе выделялись ученики, надзиравшие за поведением остальных (преторы или цензоры). Каждый ученик обязан был доносить о проступках товарища, на специальных собраниях устраивался совместный взаимный разбор поведения и т.д. Наиболее серьезные проступки влекли за собой телесные наказания, для осуществления которых в коллегиях нанимали светского человека (корректора). Характеристику иезуитской педагогики дал К.Д.Ушинский, который отмечал: «Тайна силы иезуитской педагогики... заключалась в том, что иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным наблюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства. Ласка, страх, обман, суеверие, хитрость, угрозы, шпионст-*-во, личный недостаток воспитанника, даже самый порок его -все, что попадалось под руку, бралось без разбора, и всякое средство было хорошо, лишь бы вело к цели и отдавало во власть воспитателя душу воспитанника» (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т.-М., 1948-1952.-Т.2.-С.48-49). Иезуиты-воспитанники, как правило, оставались на всю жизнь убежденными католиками, преданными своему ордену и благодарными наставникам. Этому способствовало наличие в воспитании прежде всего определенной системы, хорошо разработанной и тонко осуществляемой. Самой важной духовной связью между людьми иезуиты считали связь религиозную, основанную на слепой вере в высшее божество, на авторитете Папы католической церкви, а затем уже на автори- 130 тете наставника-учителя. Причем авторитет воспитателя держался в первую очередь на той непреложной истине, гласящей, что воспитатель - представитель католической церкви, ордена - общества Иисуса. Религиозный дух пронизывал весь строй иезуитских школ, взаимоотношения воспитанников друг с другом и с учителями и накладывал неизгладимый отпечаток на их психику и поведение. Все учебные заведения иезуитов были закрытого типа (интернатами), что позволяло устранить посторонние влияния внешней среды с ее социальными противоречиями. Однако даже такая целостная и замкнутая система воспитания не была застрахована как от внешних, так и от внутренних противоречий. Внешние противоречия выражались в том, что система авторитарного воспитания иезуитов все более и более приходила в противоречие с гуманистическими идеями, характерными для эпохи Возрождения: идеал гармоничной личности, ее всестороннего развития, активности и самостоятельности. Кроме того, теория и практика авторитарного воспитания сталкивались с потребностями общества, требовавшего людей знающих, активных, предприимчивых, а не покорных и безропотных. С целью разрешения этих противоречий иезуиты расширяли содержание образования - были введены сведения из литерд-туры и истории, курс геометрии, некоторые географические знания и т.д. Иезуиты умело использовали также идеи педагогики Возрождения о физическом воспитании. Они ввели физические упражнения, игры, езду верхом. Конечно, эти меры не могли снять всех противоречий, но они все же во многом смягчали их. Внутренних противоречий было также немало: противоречия между силой авторитета, власти и стремлением личности к произвольной деятельности; между принуждением, дисциплиной и свободой; между строгим регламентом и стремлением ребенка к движению, к новым впечатлениям, к свободным формам общения. Однако они искусно сглаживались и смягчались, обеспечивая равновесие системы. Так, противоречие между строгим регламентом жизни и поведения и естественным стремлением ребенка к удовлетворению своих многочисленных потребностей сглаживалось тем, что режим дня и всего учебного года был тщательно продуман с точки зрения целесообразного чередования учебных занятий и отдыха (частые каникулы, праздники). Традиции иезуитов сыграли существенную роль в развитии педагогики и школьного дела в новое время. Иезуитскую 131 педагогику высоко оценивал Ф.Бэкон, она оказала заметное влияние на педагогическую систему Я.А.Коменского, но встретила резкую критику со стороны просветителей. Созданная как цельная система, в XVI в. в ордене иезуитов концепция авторитарного воспитания в своей сущности (подавление воли детей, полное подчинение их власти педагога) нашла отражение в последующие века и в других теориях. Так, в истории педагогики известна теория воспитания Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), немецкого философа, психолога и педагога. Гербартианство как система педагогических взглядов приобрело широкую популярность уже после смерти его создателя. Теория воспитания построена И.Ф.Гербартом на пяти нравственных идеях: идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию»; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Руководство воспитанием И.Ф.Гербарт заменил управлением, которое понимал как внешнее дисциплинирование, как деятельность, предшествующую воспитанию и имеющую своей целью подавить «дикую резвость» ребенка. Этой цели были подчинены средства управления, среди которых на первое место он выдвигал угрозу. Но угроза не всегда помогает, тогда на помощь приходят надзор, приказания и запрещения, наказания, в том числе и телесные. И.Ф.Гербарт в деталях разработал широко разветвленную систему наказаний, которая пользовалась позднее широкой популярностью в учебных заведениях многих стран, в том числе и в гимназиях царской России. Лишение свободы - «помещение в карцер», лишение пищи - «оставление без обеда», штрафной журнал -«кондуит», «стояние в углу» и т.д. - далеко не полный перечень наказаний, рекомендуемых И.Ф.Гербартом. Система управления, имеющая целью отвлечь детей от всяких шалостей, от беспорядка и нарушений дисциплины, приводит к реализации известной гербартовской формулы: «Надо выломать душу ребенка, как гимнастика выламывает тело». Эта система целиком построена на насилии, муштре и дрессировке. И.Ф.Гербарт сам признавался, что его система управления не ставит целью и не способствует духовному раз- 132 витию детей (Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения в систематическом извлечении. - М., 1906. - С. 76-77). И. Ф. Гербарт отрицал идею развития активности ребенка, его самостоятельности. Он опасался, как бы воспитанник не был слишком самостоятельным в своих действиях, боялся влияния потока общественной жизни на детей. Говоря о воспитателе, И.Ф.Гербарт отмечал, что «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никакого другого мнения». Задача воспитателя состоит в том, чтобы выработать у воспитанника нравственный характер путем внедрения в его душу моральных понятий, идей добродетельного поведения прежде всего в процессе воспитывающего обучения. Идеи И.Ф.Гербарта были очень популярньГу представителей официальной педагогики в царской России и широко внедрялись в опыт дореволюционной школы (60-е годы XIX столетия). Основной закон воспитания, реализуемый в учебных заведениях России того времени, кратко, но ясно сформулировал классный надзиратель Гатчинского сиротского института Миллер-Красовский в своей книге «Основные законы воспитания»: «Не рассуждай, а исполняй!» Безусловное повиновение, слепое подчинение, по его мнению, не только главное и единственное условие воспитания, но и основа и цель воспитания. В XX в. идеи авторитарного воспитания получили широкое распространение в странах с фашистскими режимами в виде культа «вождизма» и «избранности» отдельных рас и народов. В 30-е годы концепция авторитарного воспитания начинает утверждаться в официальной педагогике и школьной практике советского периода. Этому способствовали обстановка культа личности и командно-бюрократическая форма управления государством. Однако в наиболее уродливой своей форме концепция авторитарного воспитания нашла свое теоретическое обоснование и практическую реализацию в фашистской педагогике. Таким образом, авторитарная педагогика или в виде целостной доктрины (иезуитская, гербартианство), или в виде отдельных взглядов служила и продолжает служить теоретической основой системы авторитарного воспитания и выполняет социальный заказ господствующих классов, партий, личностей на воспитание подрастающего поколения в духе безоговорочного подчинения существующему строю. Авторитарное воспитание с его подавлением и насилием воли ребенка как по своей цели и содержанию, так и по мето- 133 дам воздействия является ярко выраженным антигуманистическим направлением в истории образования. Антигуманизм приводил и приводит к разрушению личности, к ее деградации с точки зрения общечеловеческого идеала или к различным формам протеста личности против авторитаризма в целом. Контрольные вопросы 1. Что такое авторитарная педагогика? Каковы основы авторитарной педагогики? 2. Почему религия сыграла ведущую роль в возникновении и развитии авторитарной педагогики? 3. Чем была вызвана необходимость формирования отношений авторитарного характера? 4. Когда авторитарные формы взаимоотношений людей начали доминировать в обществе? 5. Какие системы авторитарного воспитания вы знаете? 6. Какие противоречия авторитарной системы выявила эпоха Возрождения? 7. Каковы основные положения теории воспитания, разработанной И. Ф. Гербартом? 8. В какие периоды наблюдалось активное развитие авторитарной педагогики в XX в. (и в каких странах)? Литература Гербарт И. Ф. Первые лекции по педагогике. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной школы / Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. - 2-е изд. -М.,1981. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. -М., 1963. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. - М., 1994. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1988. - Ч. 1. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. - М., 1989. - Ч. 11. Слуцкий В. И. Элементарная педагогика. - М., 1992. Глава 7
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |