КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеи гуманистической педагогики в Западной Европе
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Проблемы человека, гуманизма и воспитания поистине вечные. Они проходят через всю историю гуманитарного знания и сохраняют актуальность в современной педагогической 134 науке. Вот почему бережное отношение к философско-педа-гогической мысли прошлого, в какие бы наивные с современных позиций формы она ни облекалась, имеет исключительно важное значение для осознания и развития гуманистических идей сегодня. Древний мир и античный период. Древние мифы и религиозные учения вряд ли способны продвинуть вперед современные науки о человеке, в том числе и педагогику. Однако именно в них содержатся истоки гуманистических идей. Гуманистическая направленность этих учений обусловлена прежде всего стремлением познать мир и человека в нем. Так, уже в Древнем Египте традиционные представления о «вечной жизни» в потустороннем мире вступают в противоречие с новыми представлениями о благе человека на земле. Это нашло отражение в классических произведениях древнеегипетской литературы («Песня арфиста», «Беседа разочарованного со своим духом»). Обращенность к человеку, социально-этическим проблемам характерна и для древнекитайской философии. Человек и мир рассматриваются в ней как единая система, живой организм, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Назначение человека, по Конфуцию (551-479 до н.э.), - привести мир к совершенству, гармонии. К вершине этой гармонии мир идет через человека, считал он. В центре философских взглядов Конфуция поэтому стоят проблемы воспитания: «Все люди близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в процессе воспитания»; «для того, чтобы познать новое, необходимо познать старое»', «учение без размышления бесполезно, а размышление без учения - пустое дело» (Семенко И.И. Афоризмы Конфуция. - М., 1987). Продолжение гуманистическая проблематика Древнего Востока получила в античной философии Древней Греции, в которой человек рассматривался, с одной стороны, как органичная часть природы, космоса, а с другой - либо как существо, производное от объективного бытия вечных идей и сущностей, либо как нечто самоценное и первоосновное. Однако этапным моментом в становлении проблемы человека и гуманизма, по-видимому, следует считать учение Сократа. Он первый сделал человеческую проблематику специальным предметом изучения. Изречение «познай самого себя», начертанное на фронтоне Дельфийского храма, было известно и до Сократа, но закрепилось за ним, настолько сильным оказалось его влияние. Сократ, как и его предшественники софисты, обратился непосредственно к миру человека. Но если у софистов чело- 135 век - центр культуры, ее творец, а по знаменитому определению Протагора (490-ок. 420 до н.э.) «мера всех вещей», то Сократа интересовали лишь душа человека, его этические качества. В них он видел некую третью величину между естественным и божественным, между миром вещей и миром идей. Сократ считал, что высшим идеалом нравственности является добродетель, которую он отождествлял со знанием. Поведение человека обусловлено его понятиями о благе и доблести. Он объяснял всякое дурное действие незнанием («зло совершается по незнанию») или заблуждением. Источником нравственных поступков Сократ считал самопознание, с помощью которого человек проникает в сущность своего характера и освобождается от дурных наклонностей (Фомичев Н.А. Во имя истины и добродетели: Сократ. - М., 1984). Сократ рассматривал нравственные знания как цель, к которой нужно стремиться путем совместной умственной работы, одной из форм которой является диалогическое общение («сократическая беседа»). Своеобразие и сильные стороны такой формы обучения проявляются в том, что она побуждает к размышлению, к познанию внутреннего мира человека, к открытию его нравственной и интеллектуальной свободы. Принципы познания и развития человека, выдвинутые Сократом, были использованы с разных позиций, в том числе и противоположных, другими древнегреческими философами (Демокритом, Платоном, Аристотелем и др.). Однако дальше всех пошел по сократовскому пути Эпикур (341-270 до н.э.). «Человек не должен быть игрушкой судьбы», считал он. Познавая законы происходящих явлений, человек с большей свободой может избирать целесообразный способ предпринимаемых действий и лучше устраивать свою жизнь. Главный критерий человеческого счастья, по Эпикуру, -чувство удовольствия. Все, что порождает удовольствие, есть благо, то же, что вызывает страдание и страх, есть зло. Чтобы уничтожить или уменьшить зло и обеспечить человеку свободу и счастье, необходимо избавить его от главных причин страдания: страха перед богами, боязни смерти и несуществующих ужасов загробной жизни. Путь к этому лежит через познание. Эти положения утверждали новое отношение к человеку как к члену общества, звали к поискам путей и средств, ведущих человека к счастью и возвышению. Он создал школу «Сад», в которой ученики, изучая философию, получали духовное удовольствие. Подводя итог этому краткому обзору, можно сказать, что первые гуманистические педагогические идеи находят отра- 136 жение в концепциях воспитания древнего мира и античности, утверждающих принципы всесторонности и гармонии. Особую ценность среди гуманистических идей мыслителей античности имеет идея о природосообразном воспитании, согласно которой педагог призван учитывать заложенные природой в ребенке жизненные силы и стремления к познанию мира, деятельности и развитию, всемерно способствуя проявлению этих сил. Средневековый период, эпоха Возрождения. В средневековье в условиях религиозного засилья зарождается новое направление культуры, получившее название гуманизма. Его лозунгом становится взятое из античности изречение: «Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В этой связи XIV-XVI столетия в Западной Европе называют эпохой Возрождения. Гуманистические идеи античности находят свое развитие в философии и педагогике Возрождения, яркими представителями которой являются В. да Фельтре, Э. Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Кампанелла и др. На гуманистических взглядах этих мыслителей сказались национальные особенности, специфика стран, личные пристрастия. Однако их объединяет то, что вместо религиозной аскетической идеи о греховности плоти они в центр внимания поставили культ жизнерадостного, гармонично развитого и активного человека, умеющего ценить жизнь и наслаждаться ею. Они отрицали все, что мешало духовной свободе человека. Догматической и аскетической морали средневековья была противопоставлена мораль свободного в своих мыслях и чувствах человека. Это и было то новое, что внесла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры в целом. Отсюда и главные педагогические идеи гуманистов: гармоничное развитие личности, близость школы к жизни, развитие активности и самодеятельности учащихся и др. Гуманисты Возрождения понимали, что для нового времени нужны новые люди, поэтому свои идеалы они могут осуществить через воспитание молодого поколения. Одну из первых попыток организации воспитания на гуманистических началах предпринял итальянский педагог Витторино Рам- больдони да Фельтре (1378-1446). Он прославился как pates omnis humanifatus («отец всякой гуманности»), организовав школу, названную им «Дом радости». В соответствии с основной целью - гармоничное развитие будущего гражданина - в школе изучались классические языки и литература (главные предметы), математика, астрономия, естествознание. Большое значение придавалось гармоничности в развитии духовных и физических сил воспитанников, 137 поощрялась их активность. Основными средствами воспитания были ласка, увещевание и возбуждение интереса. Карательные меры считались злом и допускались только в случаях крайней необходимости, когда ребенок совершал вызывающие поступки и проявлял дерзость. Взаимоотношения с учащимися строились на основе индивидуального подхода, взаимного уважения. Школа была расположена в прекрасном дворце, на лоне природы. В помещениях дворца, специально переоборудованных для нужд школы, было много света и воздуха. Борьба со средневековой феодальной идеологией дала толчок зарождению гуманистических идеи, нашедших свое воплощение в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы. Томас Мор (1478-1535) в известной книге «...О наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия...» (Мор Т. Утопия. - М., 1978) подверг критике несправедливый строй Англии. Он противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на острове «Утопия». Большое значение Т. Мор придавал воспитанию островитян. Он выдвинул идеи равного общественного воспитания, всеобщего обучения на родном языке, одинакового образования для мужчин и женщин, широкой организации самообразования взрослых, уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Т. Мор подчеркивал особую роль трудового воспитания. Единство изучения наук и воспитания, по его мнению, ведет к формированию новых нравственных убеждений, которые отрицают тунеядство и в то же время свободны от аскетизма, воспевают физическое и духовное наслаждение. Известный французский мыслитель Мишель Монтень (1533-1592) в своей книге «Опыты» отмечал, что воспитание способствует становлению всех сторон личности в том случае, если теоретическое образование дополняется физическими упражнениями, формированием эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Особое внимание М. Монтень уделял вопросу нравственного облика наставника. По его мнению, человек должен быть скорее с хорошей, чем с^туго набитой головой, «добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености; и нужно также, чтобы, отправляя свои обязанности, он применил новый способ обучения» (Монтень М. Опыты. М.; Л., 1960.-Кн.1.-С.189-190). М. Монтень пошел дальше своих предшественников, когда, обращаясь к идее самостоятельности учащихся в приобретении знаний и формировании нравственных убеждений, утверждал: 138 «...Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние... Пусть учитель изложит ему, чем отличаются... учения друг от друга; ученик же, если это будет по силам, пусть сделает выбор самостоятельно, или по крайней мере останется при сомнении. Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности» (Монтень М. Опыты. М.; Л., 1960.-Кн.1.-С.190-191). М. Монтень так же, как и другие гуманисты эпохи Возрождения, имел в виду прежде всего школу для детей дворян. Судьба бедняков их особенно не волновала. Но даже в таком виде идеи гуманистов вызвали страх у феодалов. Людовик XIV запретил печатание «Опытов», а Папа их проклял. Эпоха Возрождения - самый значительный этап в развитии гуманизма, который характеризуется восстановлением и утверждением господства разумных начал, основанных на осмыслении природы человека. Не только выдающиеся философы, но и писатели, художники, скульпторы (Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Данте, Шекспир и многие другие) показали живой мир нового человека, его физическое и нравственное совершенство, боролись за утверждение подлинно человеческих идеалов. Сохраняя преемственность с гуманистическими идеями античности, мыслители Возрождения создали достаточно целостную концепцию человека, привели прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции в стройную систему мировоззренческих взглядов. Именно в эту эпоху вводится в обиход понятие «гуманистическая педагогика», которая провозгласила величие человеческой личности, обосновала отношение к человеку как к высшей ценности, доказала веру в его неограниченные возможности, силу и красоту. Однако гуманистам этого периода свойственны непоследовательность и противоречивость, которые нашли отражение в том, что гуманистическая проблематика носила в определенной степени аристократический характер. Выступая против духовной диктатуры церкви, мыслители Возрождения в то же время попытались гуманизировать религиозные идеи и обряды. Наконец, их идеи гуманности, свободы, творчества, всеобщего образования были абстрактными, поскольку не соотносились с конкретными социальными условиями. Эпоха капитализма. С началом капитализма связан новый культурный и научный подъем гуманистических идей как в философии, так и в педагогике. У истоков нового этапа стоял философ-материалист Френсис Бэкон (1561-1626). 139 Философские работы Ф. Бэкона оказали на развитие гуманистической педагогики исключительно большое влияние. Именно он в своем трактате «О достоинстве и приумножении наук» (1623) впервые выделил из числа других отраслей знания педагогику в особую научную дисциплину. Первым же, кто стал разрабатывать педагогику как относительно самостоятельную отрасль теоретического знания, является великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Гуманизм Я. А. Каменского находил свое проявление в отрицании всякого насилия. Человек для него - это «совершеннейшее создание», это «удивительный микрокосм». Не видя иных путей упразднения зла и несправедливости, кроме просвещения, Я.А. Коменский связал свои гуманистические устремления с разработкой педагогической теории. В ней он поднялся не только выше уровня и предрассудков своего времени, но и значительно опередил своих современников. Выступая за всеобщее и равное для всех обучение, за единую для всех сословий школу, за образование мужчин и женщин, он разработал целостную систему обучения, воспитания и развития личности ребенка. По мнению Я.А.Коменского, управление человека собой является одной из целей воспитания, которое достигается нравственным совершенствованием. Специальному сочинению «Наставление нравов» он предпослал изречение Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем - мудрости, ибо без первой трудной научиться последней» (Коменский Я. А. Избр. лед. соч.-М., 1955.-С. 570). Большое значение Я. А. Коменский придавал тому, чтобы воспитание основывалось на закономерностях естественного развития ребенка (принцип природосообразности). Он советовал учитывать в обучении и воспитании эти закономерности и в соответствии с ними идти от простого к более сложному, одновременно развивать все стороны личности учащихся, не проявлять торопливости и обходительно обращаться с учащимися (Там же. - С. 208-210; 260-271). Утверждая новый, прогрессивный взгляд на учителя, Я. А. Коменский писал, что эта профессия является «настолько превосходной, как ни одна другая под солнцем». Он считал, что учителя должны понимать, какую важную функцию они выполняют в обществе, и быть полны чувств собственного достоинства. «...Ближайшая забота (учителя. - Авт.) будет состоять в том, чтобы мощно увлекать учеников благим примером, ибо нет ничего естественнее, как то, чтобы последующие ступали по следам предыдущих и чтобы ученики воспиты- 140 вались... по образцу учителя» (Коменский Я. А. Избр. пед. соч.-М., 1955.-С.600). Я. А. Коменский углубил и развил взгляды лучших представителей. эпохи Возрождения и утвердил в педагогике гуманистическую традицию. Он разработал педагогическую теорию, отойдя от канонов феодальных обычаев с их аскетизмом и игнорированием интересов личности. В 1690 г. появилось сочинение английского философа Джона Локка (1632-1704) «Опыт о человеческом разумении», в котором он, подвергув критике тезис о «врожденности идей», утверждал, что знания, идеи и принципы человек получает из внешнего мира, из опыта. Локк стремился доказать, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa), на которой можно писать все, что угодно (ЛоккДж. Соч.: В 3 т. -М.,1985.-Т.З.-С.412). Особое значение для развития гуманистической педагогики имели взгляды французских философов-материалистов - Ж.Ж.Руссо, А.Гельвеция, Д.Дидро, Вольтера, Д.Алам-ера и др. Жан Жак Руссо (1712-1778) первым из естественных прав человека считал свободу и потому выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, хорошо знать его возрастные особенности и глубоко изучать индивидуальные склонности и способности, считаться с его интересами и запросами (Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. - М., 1971.-С.230-236). Ж.Ж.Руссо придавал большое значение направляющей роли воспитателя, которую понимал своеобразно. Воспитатель, говорил он, лишь наводит своего воспитанника на решение вопроса, руководит его интересами так, чтобы сам ребенок этого не замечал, оказывает на него главным образом косвенное воздействие. Воспитатель организует всю сферу, все окружающие ребенка влияния так, чтобы они подсказывали ему определенные решения. Таким образом он предлагал создавать для ребенка развивающую среду, которая сама способствовала бы его развитию. Провозглашенные им принципы воспитания отличались новизной и оригинальностью. Дени Дидро (1713-1784) утверждал, что воспитание прежде всего должно быть направлено на развитие индивидуальности. В центре внимания просветителей и их гуманистических воззрений стояло учение о человеке. Они считали, что гуманистический подход важен не только для образования, но и 141 для всего общества и государства: гуманный правитель, гуманный подданный - путь переустройства общества на гуманных началах. В их трудах, хотя и в разной степени, раскрывается идеал такого общества - всесторонне и гармонично развитый человек с высокой культурой, свободный от предрассудков средневековья. Исходя из того мнения, что все люди от природы равны и доброжелательны, они придавали решающее значение в достижении этого идеала просвещению. Огромное значение для развития гуманистической педагогики на рубеже XVIII-XIX вв. имели идеи немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Ее основоположником является Иммануил Кант (1724-1804). Человек, по мнению Канта, имеет двойственную характеристику. С одной стороны, он - часть чувственного мира, часть природы и подчинен природным закономерностям. С другой - носитель духовного начала. Он обладает сверхъестественным миром нравственных ценностей и идеалов и является законодателем нравственного мира, свободы и абсолютных ценностей. Только человек как мыслящее существо, сам определяющий свои цели, может быть идеалом красоты, идеалом совершенства. «О человеке... как моральном существе уже нельзя спрашивать, для чего он... существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинять свою природу...», - писал Кант. Соединяя в себе два разных мира (природный и нравственный), человек обращает к этим двум сферам и основные вопросы собственного существования и познания: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться, что есть человек? И. Кант видел в воспитании великую тайну усовершенствования человеческого рода. В этой связи основная обязанность человека состоит в том, чтобы самого себя совершенствовать, самого себя образовывать, развивать в себе моральные качества (Кант И. О педагогике. - М., 1907). Философско-педагогические взгляды французских просветителей (и особенно Ж.Ж.Руссо), а также учение И.Канта о ценности человеческой личности и ее развитии сказались на гуманистическом учении швейцарского педагога, ученого и практика Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), глубоко осмыслившего гуманистическую сущность воспитания. И.Г.Песталоцци выдвинул на первый план идею об активной роли ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. По его мнению, задача воспитателя состоит в том, чтобы содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию активной деятельности и труда детей. Он не 142 идеализировал детскую природу и не полагался на самопроизвольное развитие ребенка. Песталоцци подчеркивал определенную роль сознательных воспитательных усилий в социальном и культурном развитии детей. На основе принципа природосообразности он доказывал необходимость гармоничного развития всех природных сил ребенка и указывал на единство физического, нравственного и умственного воспитания. Решающую роль в формировании личности он отводил нравственному воспитанию и ставил его в качестве главной задачи образовательного учреждения. Новые пути в воспитании открывала идея И.Г.Песталоцци об объединении детей и воспитателей в дружную семью, связанную совместной жизнью и деятельностью, скрепленную взаимопониманием, уважением и любовью. Песталоцци отмечал особую роль личности воспитателя, его любви к детям, которую он провозгласил чуть ли не в качестве основного средства воспитания. Многие идеи И.Г.Песталоцци нашли отражение в деятельности известного немецкого педагога Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега (1790-1866), который выдвинул цель воспитания, имеющую общечеловеческий характер. По его мнению, необходимо воспитание таких членов общества, которые проявляли бы самодеятельность в служении истине, добру и красоте. Дистервег рекомендовал учителям объединить общечеловеческое и национальное в воспитании, указывая, что человек - это имя, а немец - прозвище. Отмечая важность привития детям уважения и любви к национальным традициям, обычаям и истории, он в то же время писал, что «нация -не все человечество, а только его часть» (Дистервег А. Избр. пед.соч.-М„1965.-С.237). Важнейшим принципом воспитания А. Дистервег считал природосообразность. В его трактовке - это следование за процессом естественного развития человека, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления и видел в психологии «основу науки о воспитании». А. Дистервег отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Ж.Ж.Руссо, и подчеркивал необходимость установления тесной связи между воспитанием и жизнью общества, его культурой. «При воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в котором родился человек и где предстоит ему жить, одним словом - всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова...» (Там же. - С. 227). 143 Одним из основных требований воспитания, по мнению Дистервега, является развитие в детях самодеятельности. Реализации этого требования служила разработанная им дидактика развивающего обучения. «Во всяком истинном обучении соединены три фактора: знание дела (объекта), любовь к делу и к учащемуся (субъекту), педагогические способности (субъективно-объективный метод), - писал он. - Эти три стороны обучения объединяются в одно гармоничное целое в личности учителя, которая оказывает на учащихся троякое влияние, от чего они приобретают знание предмета (объективную истину), любовь к нему, волю и силу к достижению истины и служат ей. Таким образом, обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонично воспитывает целостного человека» (Дистервег А. Избр. пед. соч. - М., 1956. - С. 263). Рассмотренные педагогические концепции внесли свой вклад в сокровищницу идей гуманистической педагогики. Дальнейшее развитие они получили у основоположников марксизма, которые обосновали диалектико-материалис-тическое понимание всего круга вопросов, связанных с гуманистической проблематикой. Они отмечали, что мир и человек в нем развиваются по законам диалектики. Марксистская концепция гуманизма связана с упразднением эксплуатации человека человеком. В освобождении и развитии людей труда- высшая цель реального гуманизма и всего революционно-освободительного движения. Понимая сущность человека как сумму общественных отношений (экономических, политических, социальных, культурных и др.), марксизм выступал за изменение этих отношений, создание «новых форм связи между людьми». Это - отправной тезис в марксистской теории гуманизма. Личность стала трактоваться многогранно, как единство типичного и индивидуального, биологического и социального. Однако человек в марксистской концепции не просто часть природы и не только социальное существо. Он - деятельное биосоциальное существо с определенными задатками, которые нужно постоянно развивать и совершенствовать. К. Маркс отмечал, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства». В этой связи педагог должен понимать, что жизнь детей - это непрерывное творчество, а чтобы педагогически влиять на эту жизнь, ему самому нужно быть творческой личностью. К.Маркс раскрыл и положение о том, что «люди суть продукты обстоятельств и воспитания», что вне практики нет человеческой жизни, а главное, что «обстоятельства изменяются 144 именно людьми», и люди в ходе этих изменений сами преобразуются. Диалектика, таким образом, подводит педагога к пониманию того, что только в деятельности можно развить человеческие задатки. Отсюда необходимость в разнообразных видах творческой деятельности ребенка, ведущих к вершинам развития личности. В соответствии с гуманистической традицией марксисты провозгласили основным богатством и высшей ценностью общества человека. Назначение (задача) каждого человека -всесторонне развивать свои способности. Обосновывая идею всестороннего и гармоничного развития личности, они не считали ее частным вопросом, имеющим отношение только к педагогике, или выводом из абстрактных теоретических рассуждений. Для них это был вопрос социальный, закономерный, имеющий свою историю. Они показали, что на каждом историческом этапе цели и задачи всестороннего развития личности зависят от потребностей общества. Общество может нуждаться в том или ином социальном типе личности. В центр марксистской концепции гуманизма было поставлено отношение человека к человеку. Идеалом же выступали такие отношения между людьми, в которых каждый человек сливается с жизнью целого, а целое находит свое отражение в сознании отдельного человека. В настоящее время развернулись острейшие дискуссии о соотношении марксизма и гуманизма, революции и гуманизма, социализма и гуманизма. Основной предмет дискуссий: марксизм и гуманизм исключают друг друга; гуманизм был присущ лишь «раннему» Марксу и противоречит главным положениям его социалистической теории. Однако надо признать: в основе подобных утверждений не столько теоретический анализ, сколько реальная практика строительства социализма, ее противоречия, наличие в ней антигуманных тенденций, в том числе и в образовании.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |