КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основоположники современной зарубежной гуманистической педагогики
Современная зарубежная гуманистическая педагогика своими корнями уходит в теории Дж.Дьюи, А.Маслоу и К. Роджерса. Дж. Дьюи (1859-1952), американский педагог, психолог и философ, свои взгляды и основные педагогические идеи представил в работе «Демократия и образование» (см.: Русский вариант Введения в философию воспитания. - М., 1921). В ней Дж.Дьюи настойчиво и последовательно отстаивает свободу, самостоятельность, независимость ребенка, самоценность его учебных и социальных интересов. По его глубокому убеждению, школа, если она хочет готовить ученика к жизни, должна учить его прежде всего демократии, в силу чего и сама должна быть демократичной. В этой и других работах Дж.Дьюи выделил ряд гуманистических идей, которые в своей совокупности раскрывают сущность его педагогической концепции. Так, вместо давления и принуждения со стороны педагогов он предложил создание условий для самовыражения и культивирования собственной личности учащихся. Он признавал только учение, опирающееся на собственный опыт ребенка, и подвергал критике учение через тексты и учителя (это, конечно, серьезный недостаток его работ. - Авт.). При этом Дж.Дьюи очень точно подметил, что нужна не тренировка отдельных навыков и умений, а их развитие в связи с достижением более высоких и имеющих для учащихся жизненное значение целей. Основной же целью школы, по его мнению, является не подготовка детей к будущей жизни, а максимальное использование всех возможностей сегодняшней школьной жизни для развития личности. Основной путь достижения такой цели - знакомство учащихся с непрерывно развивающимся миром и жизнью учащихся в нем. Идеи Дж.Дьюи созвучны с теорией личности, разработанной в 30-е годы американским психологом А.Маслоу (1908-1970). 183 Сущность человека, по его мнению, задана изначально, заложена в нем от рождения как бы в «свернутом виде». Жизненные проявления в этой связи выступают как «открытие своей идентичности, своего подлинного «Я». Мотивационная сфера личности рассматривалась А. Маслоу как иерархическая структура, состоящая из двух уровней. На первом уровне расположены основные потребности (базисные) физиологического характера, к которым тесно примыкает потребность в безопасности. Их удовлетворение пробуждает потребности более высокого, второго, порядка: в любви и принадлежности, уважении, самоактуализации. Самоактуализация, по его мнению, - это полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п. А. Маслоу считал, что стремление к более высоким целям свидетельствует о психическом здоровье человека. А. Маслоу выделял следующие характеристики самоактуализирующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с нею; принятие себя, других, природы; простота, естественность; центрированность на задаче, а не на себе; некоторая обособленность и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; чувство сопричастности, единения с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств и целей, добра и зла; творчество и др. (см.: Русский вариант Введения в философию воспитания. - М., 1921.-С. 153-172). Главная задача учителя, считал он, состоит в том, чтобы «помочь человеку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» определенную форму, придуманную кем-то другим заранее, априори». В качестве важнейшего условия здорового развития личности в процессе воспитания А. Маслоу выделял эмоциональную релаксацию (расслабление). Он отмечал, что ребенок должен вырастать в атмосфере, в которой отрицательные эмоциональные состояния (страхи, тревожность) сведены к минимуму. В феномене «самоактуализация личности», по мнению А. Маслоу, содержатся субъективные предпосылки профессионализма в педагогической деятельности. Как показали впоследствии проведенные в США исследования, «самоактуализирующийся» учитель как творчески настроенный человек потенциально обладает огромным влиянием на воспитанников. Существенный вклад в концептуальную разработку современной зарубежной гуманистической педагогики внес известный американский психолог К.Роджерс (1902-1987). 184 Свой подход, базирующийся на психотерапевтической практике, он назвал «терапией, ориентированной на клиента». Основные его теоретические позиции связаны с рассмотрением проблем ценностей, свободы воли, идеала человеческой личности. К общечеловеческим ценностям, по мнению К.Роджерса, относятся: отказ от «фасадов» претенциозности, лицемерности, защищенность от внешних по отношению к «Я» воздействий, от подгонки своего «Я» к чужим ожиданиям, позитивное оценивание и принятие собственного «Я». Такие общие для всех людей ценности гуманистичны и конструктивны по своей природе. «Ценностный процесс» непосредственно связан с процессом «самоактуализации» личности, который понимался К.Роджерсом как реализация «всего того, чем она должна стать», к чему и должен стремиться человек. Подобно А. Маслоу, он рассматривал самоактуализацию как максимальное проявление позитивных возможностей личности, которыми она изначально располагает. Однако самоактуализация или ценностный процесс не может быть полностью автономным процессом, не зависящим от внешних условий. Неблагоприятные условия блокируют самоактуализацию как одну из высших человеческих потребностей и наоборот. В своей клинической практике и в теоретических построениях К. Роджерс исходил из предположения, что в каждом человеке заложены ресурсы продуктивного изменения и личностного роста. Эти ресурсы высвобождаются и реализуются при определенном типе межличностных отношений. Изучая межличностные отношения с позиций психотерапии, К.Роджерс обнаружил, что лишь в атмосфере безусловно положительного отношения к себе со стороны авторитетного другого пациенты начинают признавать свои недостатки, неблаговидные поступки и самостоятельно формируют способы прогрессивного преобразования себя. К.Роджерс показал эффективность реализации выделенных принципов и в обучении. Если они являются личностными установками учителя и находят воплощение в его педагогической деятельности, то способствуют формированию ученика как субъекта учения, ориентированного не на овладение суммой знаний, а на учение как непрерывный творческий процесс, который одновременно становится процессом его саморазвития. Ориентированное на клиента направление в психотерапии переросло в личностно-ориентированный подход в педагоги- 185 ке. Убежденность каждой личности в собственной ценности для значимого другого (врача, учителя) дает ей возможность полнее выявить свою собственную природу. К.Роджерс выделил три основные установки, которыми обладает гуманистически ориентированный педагог: истинность и открытость опыту, безусловное положительное отношение к другому, эмпатическое понимание другого. Первая установка - истинность или открытость - предполагает открытость педагога своим собственным мыслям, чувствам и переживаниям, а также способность выражать их открыто в межличностном общении с учащимися. Вторая установка - безусловное позитивное отношение к ученику - означает готовность педагога общаться с любыми учащимися и принимать их такими, какие они есть. Однако это не значит, что он прощает учащемуся любое поведение или одобряет все его личные качества. И тем не менее педагог не станет отвергать ребенка как личность в силу тех или иных его отрицательных черт. Третья установка - эмпатическое понимание - предполагает видение педагогом поведения ребенка, его реакций, действий и поступков глазами самого ребенка; понимание мыслей и чувств ребенка. При наличии таких установок педагог, по мнению К.Роджерса, «не просто модифицирует методы работы с классом - он революционирует их». Он перестает быть авторитарным «инструктором». Он берет на себя миссию неформального обучения, отдавая приоритет эмоциональной жизни учащихся, полностью определяющей направление их познавательных усилий, цели обучения в целом. Взаимоотношения с учащимися приобретают окраску «глубоко личных встреч». Педагог становится естественным в своих проявлениях, искренним другом, отбросившим ритуальную маску. «Он становится подлинной личностью для своих учеников, а не олицетворением требований учебной программы и не стерильным сосудом, по которому происходит как бы перелив знаний от одного поколения к другому». Основная идея, которую отстаивали Дж.Дьюи, А.Маслоу, К.Роджерс, - абсолютизация уникальности, неповторимости личности. Свобода ее самовыражения объявлялась ими высшей ценностной установкой. Психологи и педагоги, представляющие это направление, считают, что подход к человеку как совокупности инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к его потере и уничтожению творчества, любви, альтруизма и других великих культурных, социальных и индивидуальных достижений человечества. 186 Контрольные вопросы и задания 1. Какие новые идеи гуманистической направленности проявились в отечественной педагогике в 20-е годы XX в.? 2. Каковы особенности развития гуманистической педагогической мысли в советский период? 3. Какие идеи основоположников современной зарубежной гуманистической педагогики вы знаете? 4. Назовите основные идеи нового педагогического мышления. Чем они отличаются от идей основоположников зарубежного гуманизма? Литература Обязательная Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М.,1994. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.,1988. Колесников Л. Ф., Гурченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. - М., 1991. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.: Ставрополь, 1991. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995. Дополнительная Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д.Бабишин, Б.Н.Митюров. - М., 1985. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А.Со-ловков.- М.,1985. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М., 1990. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX - начало XX в.). - М., 1991. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. -М., 1990. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Сост. М.И.Анисов.-М, 1972. Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ Глава 9
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |