Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся




В ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, ко­торые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее яв­ляются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в общее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошиб­кой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.

Хотя совершенно очевидно, что задачи воспитания и раз­вития индивидуальности учащихся по своей значимости на­ходятся с задачей обучения на одном уровне и являются взаи­мосвязанными, тем не менее психологические методы разви­тия психических функций и творческих способностей учащих­ся в общеобразовательных учреждениях почти не используют­ся (исключением служит ряд психологических программ, при­меняемых в специальном образовании). Основная причина это­го заключается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в качестве главной и порой единственной. Именно поэтому психологические методы стали внедряться сравни­тельно недавно (в течение последних двух-трех десятилетий).

Наибольший эффект дают такие методы, как:

- творческое задание;

- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

- дискуссия (организация обсуждения материала);

- создание креативного поля;

-перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.

Творческое задание представляет собой учебное задание, со­держащее творческий компонент, для решения которого учаще­муся необходимо использовать знания, приемы или способы реше­ния, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, одна­ко наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание зада­ний и упражнений, составление ребусов, головоломок, написа­ние стихотворений. Частое проведение таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты вы­полнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.

В начальной школе учащийся во многом продолжает оста­ваться ребенком-дошкольником, ждущим чуда, и поэтому со­чинения лучше проводить в виде придумывания сказок, при­чем ребенок может отображать свои сочинения как в виде текста, так и в виде рисунка.

В дошкольном возрасте сказка не является предметом творчества. Дети запоминают сказки как готовые, не терпя­щие никаких изменений модели. Но по мере взросления ребе­нок глубже входит в реальный мир, замечает и осмысливает окружающие его связи и явления. Накопленный опыт начина­ет доминировать и все сильнее сказываться на поведении ре­бенка. Уже не элементарные моральные нормы, нашедшие свое отражение в сказках, а собственный жизненный опыт ребенка начинает преобладать в его сознании. Наступает время, когда ребенок преодолевает стереотипность сказок и начинает включать в них своих вымышленных героев, изме­нять хорошо известные сюжетные линии, создавать свои соб­ственные сказки с участием известных и «дополнительных» героев. Сказка начинает освобождаться от конкретных, об­разных моментов, в нее проникают элементы абстрактного мышления. Ребенок ищет опору уже не в реальных предметах, а в понятных (и поэтому абстрагированных от действитель­ности) воображаемых явлениях и предметах. Таким образом происходит развитие ребенка и освоение им окружающего мира в сказочной форме.

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Этот метод организации учебной деятельности довольно хо­рошо описан в методической литературе. Суть его заключа-

273

ется в представлении учебного материала урока в виде доступ­но, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет зна­чительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенно­стей отличаются высокой любознательностью, и поэтому лю­бая ясно и доступно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.

Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной про­блеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискус­сии, может отражать как его собственное мнение, так и опи­раться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Дискуссию целесообразно использовать в том случае, ко­гда учащиеся уже обладают значительной степенью само­стоятельности в мышлении, умеют аргументировать, дока­зывать и обосновывать свою точку зрения. Однако начинать проводить мини-дискуссии и создавать условия для осозна­ния учащимися необходимости соблюдения ее требований нужно уже в начальной школе. Именно здесь необходимо подготовить учащихся к ведению дискуссии, т.е. выработать два качества:

- не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т.е. научить не обижаться на замечания;

- доказывать правильность своего мнения не криком, оскор­бительными интонациями и словами, а фактами и примерами.

Создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б.Богоявленской для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод выступает ключевым при создании творческой атмо­сферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со сто­роны учителя) на основе непосредственной учебной деятельно­сти развернуть другую, более интересную - креативную дея­тельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих ва­риантов, закономерностей и пр. Для нахождения каждого из

возможных решений учащемуся необходимо проделать опре­деленную творческую (креативную) работу.

Особенностью этого метода является его постоянное дей­ствие на учащихся. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его пра­вильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть новые закономерности. Каждая новая находка одного ученика, его рассказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска.

Работа в креативном поле создает возможности для осуще­ствления двух различных видов деятельности, обладающих разным содержанием и ориентированных на противополож­ные системы оценок. Одна - деятельность по выполнению собственно учебного задания, причем в максимально корот­кий срок и в соответствии с требованиями учителя - ориенти­рована на получение отметки. Вторая - деятельность по ана­лизу материала, обнаружению невыявленных еще закономер­ностей и вариантов решения - исходит из «внутренних», ин­дивидуальных критериев оценки успешности решения.

Перевод игровой деятельности на творческий уровень пред­ставляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, но­вого внешнего обстоятельства, очередного задания с творче­ским компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового элемента выступает возникнове­ние после его введения ситуации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения пред­ставленных в игровой форме заданий можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.