Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы учебной деятельности учащегося




Формы организации учебной деятельности учащегося прочно связаны со структурой общения между обучающими и обучаемыми. Можно сказать, что формы учебной деятельно­сти учащихся - это способы организации деятельности уча­щихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности учащегося:

1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверст­ником) один на один. Такое обучение принято называть инди­видуальным. В школах оно применяется редко в связи с недос­таточным количеством времени у учителя. Широко использует­ся при дополнительных занятиях и репетиторстве.

2. Групповую, когда учитель одновременно обучает це­лую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение уча­щимися учебных заданий с последующим контролем резуль­татов. Такую форму еще называют общеклассной или фрон­тальной работой.

3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа учащихся в парах сменного состава.

4. Индивидуально-обособленную. Ее еще часто называ­ют самостоятельной работой учащегося. Выполнение ре­бенком домашней работы - вот типичный пример такой формы учебной деятельности. Широко применяется и на уроках в общеобразовательных учреждениях. Контроль­ные и самостоятельные работы, самостоятельное выполне­ние заданий у доски или в тетради в ходе урока тоже отно­сятся к этой форме.

На практике в школах чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы обучения. На уроках

почти не используют парную работу и занятия в малых группах (звеньях, бригадах). Только апробируется созданная в XX в. коллективная форма.

Групповая форма организации учебной работы представ­лена только двумя разновидностями: общеклассные (фрон­тальные) занятия и занятия в малых группах.

При общеклассных и групповых занятиях одного говоря­щего слушает группа. Число слушающих всегда больше числа говорящих. Различие между общением в малой группе (звене) и в большой группе (классе) не в структуре, не в построении, а в количестве одновременно слушающих. Поэтому общекласс­ные (фронтальные) и звеньевые (малая группа) занятия есть одна и та же групповая форма организации учебной деятель­ности. В том и другом случае группа в каждый момент време­ни работает совместно.

Перед группой или классом может выступать учитель, ро­дитель, директор школы, член группы. В любом случае обще­ние строится как групповое. Конкретные задания при этом могут быть самыми различными: простыми и сложными, дифференцированными и недифференцированными.

Сущность такой формы в самом общем виде может быть выражена формулой: один человек обучает одновременно многих, группу. По количеству учащихся группа может быть разной. Предельное число группы учащихся установить труд­но, но минимальное - два человека.

Общеклассная, или фронтальная, работа учащихся на уро­ке может иметь не только групповую форму. Если учитель дал всем ученикам одно и то же задание и каждый ученик выпол­няет это задание индивидуально, не вступая в общение с учи­телем или с другими учениками класса, то такая работа уча­щихся является индивидуально-обособленной. Основной при­знак индивидуально-обособленной работы учащихся - это отсутствие живого, непосредственного контакта ученика с другими людьми.

Коллективная форма учебной деятельности учащегося воз­никла только в XX в. в России. Это специфическая форма учеб­ной деятельности, принципиально отличающаяся от других существующих форм.

Общеклассная работа, которую мы встречаем почти на каждом уроке в современной школе, не является коллектив­ной. Прежде всего потому, что при общеклассной работе уче­нический коллектив не имеет общей цели. Учитель ставит пе­ред учащимися не общую, а одинаковую для всех цель. Соот­ветственно и отношение к учебной деятельности у учащихся

288

вырабатывается не как к чему-то совместному и творческому, а как к чему-то индивидуальному и обязательному. Деятель­ность, направленная на достижение совместной цели, сплачи­вает, а при достижении одинаковой цели вызывает соревно­вание, конкуренцию и разобщение.

Общую совместную цель легко отличить от цели, одинако­вой для всех. Если цель, поставленную учителем, может дос­тичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, то это одинаковая для всех цель. А если цель за данный отрезок времени могут достигнуть только все учащиеся вместе общи­ми усилиями, то такая цель является общей, или совместной. Совместная задача может выполняться только группой лю­дей. Один человек выполнить ее не в состоянии.

Учебная цель может быть совместной в том случае, если в ходе обучения помимо освоения новых знаний, умений и на­выков группа людей '(класс) обучает каждого своего члена. Это предусматривает систематическое участие каждого члена группы в обучении всех.

Сколько бы учеников одновременно ни учил учитель (одного, двоих, пятерых, десятерых или сорок), он не может создать коллективного обучения. Он может одновременно учить одного ученика или группу учеников. Коллективное же обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения данной группы принимают активное и системати­ческое участие все ее члены, т. е. группа становится само­обучающейся. Поэтому коллективное обучение возможно там, где действует самообучающаяся группа или самообра­зовательный коллектив.

Создать такой коллектив невозможно без педагога высо­чайшей квалификации. Педагог, организующий такую форму обучения, должен знать и уметь намного больше, чем обычный учитель, ведущий преподавание по традиционной методике.

В работе малой группы (бригады), как и во фронтальной (общеклассной) работе, нет единой общей цели, а есть только совпадение индивидуальных целей. Исследования показыва­ют, что общую для группы тему (или вопрос) хорошо изучает только один-два человека из группы. Это обычно ученики, которые выполняли роль учителя (бригадира или консультан­та). Остальные не выходят на уровень освоения материала и постоянно нуждаются в помощи учителя. Один член группы (бригады) усваивает гораздо больше, чем вся группа в целом. Это явный признак того, что нет коллективной работы, при которой общий результат был бы выше результата каждого члена коллектива, взятого в отдельности.

10 Педагогика

289

 

При коллективной форме организации учебной работы ве­дущую роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Коллективным и продуктивным общение становится тогда, когда оно имеет сменяющуюся парную структуру, т.е. учащиеся общаются в парах сменного состава. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

2. Разделение труда, функций и обязанностей.

3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

4. Наличие действующих органов, организации, привлече­ние участников работы к контролю, учету и управлению.

5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.

6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом все­гда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.