Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная зарубежная гуманистическая педагогика




Одним из устойчивых заблуждений нашего сознания ста­ло весьма превратное представление о западной модели об­разования. В советской педагогической литературе она не­редко демонстрировалась только с отрицательной стороны. Однако с позиций нашего времени было бы несправедливо уличать критиков зарубежной педагогики в односторонно­сти оценок и подборе фактов. Сегодня важнее осуществить переоценку ценностей.

Надо отметить, что капитализм не избавился от своих по­роков и проблем. В то же время в ведущих капиталистических странах за последние 30-40 лет произошли значительные из­менения в науке и образовании. Образование рассматривается как важнейший фактор политического, экономического и на­учно-технического прогресса. Оно уже не является привилеги­ей только имущих классов, так как общее образование в на­стоящее время получают все.

Значительные усилия в реконструкции системы образова­ния предпринимаются в США. Сегодня каждый второй аме­риканец пробует свои силы на студенческой скамье. Учение становится непременным атрибутом повседневной жизни американца. На образование отпущены крупные инвести­ции - 7% валового национального продукта. С учетом расхо­дов частного капитала (фонды, пожертвования, стипендии и т. п.) в США общие расходы на образовательные цели пре­вышают 260 млрд долл. в год. Это равняется совокупному национальному доходу ряда крупных стран. Американские социологи отмечают, что именно вера в образование привела к колоссальным изменениям в их обществе.

Западная модель образования неоднозначна. В ней есть свои плюсы и минусы, которые обстоятельно рассматривает В.Биронов в книге «Век образования» (М., 1990). Западное

181

общество доказало и доказывает свою гибкость и высокую эффективность, поэтому нет оснований считать, что капита­лизм исчерпал себя в культурном, научно-техническом и интел­лектуальном смысле. Факты свидетельствуют о том, что капи­талистическая культура дает миру значительные творения.

В то же время нужно отметить, что западная модель обра­зования не является идеальной, в ней немало спорного, со­мнительного, прежде всего с точки зрения требований под­линной духовности, равенства, справедливости, гуманности. Но она эволюционирует, совершенствуется, и ей присущи многие положительные черты. В этой связи есть смысл оста­новиться на лучших ее качествах, побудивших в свое время великого русского педагога К.Д.Ушинского с глубоким ува­жением говорить об «образованнейших государствах Запад­ной Европы и Северной Америки». Характеристика эта верна и сегодня, хотя в число образованнейших государств вошли теперь и некоторые страны Азии.

Прогрессивно мыслящими учеными утверждалась гумани­стическая оценка человека. Она связывалась ими с уважением личности, правом на социальную справедливость, тем дос­тойным «социальным минимумом», о котором с надеждой писал президент Римского клуба А. Печчеи, выступавший как деятельный гуманист социально-критического направления (Печчеи А. Человеческие качества. - М., 1985).

Анализируя состояние образования, педагоги и психологи развитых стран отмечают рост школьных нагрузок, которые давят на психику ребенка. Современному ученику живется гораздо труднее, чем предшествующим поколениям. Растут жалобы учащихся, особенно старших классов, на постоянную усталость: невозможно следить за ходом урока, трудно вос­принимать материал, слишком много приходится заниматься. По данным некоторых ученых, в США из 45 млн современных учащихся начальной и средней школы около 11 млн могут не закончить обучение. Нередки срывы молодежи, приводящие к самоубийствам.

Для решения возникающих проблем западные ученые предлагают разные варианты. Высказывается даже мнение об упразднении школы как социообразовательного и культурно­го института. Однако такие взгляды не находят широкой под­держки у педагогической общественности. Необходимость же создания более свободной, неформальной обстановки обуче­ния признается многими учеными и практиками.

Гуманистическая педагогика является одной из основных тенденций развития современной педагогической мысли

182

США. Ее определяют как концепцию образования, которая является более человечной, более равноправной, более сво­бодной и подвижной, чем существующая авторитарная систе­ма общественного образования. Однако западная гуманисти­ческая педагогика представляет собой не монолитную теоре­тическую программу, а скорее симбиоз антитехнократических концепций воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.