КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманистическая педагогика в советский период
РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В XX В. Отечественная педагогика, опираясь на прогрессивные демократические и гуманистические традиции мировой и дореволюционной школы, в начале 20-х годов нашего столетия в качестве основной цели воспитания выдвинула формирование подлинно нравственной личности, обладающей высокой общей культурой, всесторонне и гармонично развитой, имеющей черты коллективиста-общественника. Для реализации этих целей провозглашались действительно демократические и гуманистические принципы: - равенство возможностей и широкий доступ в высшие и средние специальные школы для всей молодежи страны, получившей среднее образование; - бесплатное обучение во всех учебных заведениях и стипендиальное обеспечение большинства учащихся и студентов; - научность содержания образования, его постоянное совершенствование на основе социально-культурного, экономического и научно-технического прогресса; - единство обучения и социалистического воспитания; - дух пролетарского интернационализма, братства, взаимопомощи народов, развитие высшего и среднего специального образования в национальных объединениях страны, свобода в выборе языка обучения; - связь обучения и воспитания с производительным трудом, с практикой социалистического строительства. Данные принципы были положены в основу создания документов исключительной ценности, определивших новые задачи отечественной школы - «Положение о единой трудовой школе...» (Декрет ВЦИК от 16 окт. 1918 г.) и декларация «Основные принципы единой трудовой школы». «Декларация» и «Положение» полно и широко отражали демократические и гуманистические установки построения 164 советского образования: ориентацию школы на личность как высшую ценность в социалистической культуре; «братское», равное отношение к учащимся; школьное самоуправление, дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания и др. В документах подчеркивалась необходимость заботы и об одаренных, и об отстающих учениках, особенно о живущих в плохих социальных условиях, отстаивались права личности на свое собственное индивидуальное развитие: «...Прочность социалистического общества заключается не в казарменном однообразии и не в искусственной дрессировке, не в религиозном или эстетическом обмане, но в реальной солидарности интересов» (Народное образование в СССР: Сб. документов. 1917-1973.-М., 1974.-С.133-145). Впервые в мировой истории без всяких оговорок был решен вопрос о полной демократизации школы, о ее доступности на всех ступенях для трудового народа. У истоков советской системы образования стояли Н.К.Крупская и А.В.Луначарский. Особый научный и практический интерес представляют пронизанные идеями гуманизма педагогические взгляды и деятельность теоретика и организатора советского образования Н. К. Крупской (1869-1939). Постановка, обсуждение и решение ею любой большой или малой педагогической проблемы характеризуются уважением человеческого достоинства, заботой о благе человека и его свободном развитии, направленностью на утверждение гуманистических идеалов. В последнее время в условиях разрушения всех прежних идеологических и ценностных ориентиров некоторые педагоги, отрицая все коммунистическое и коллективистское, принижают роль Н. К.Крупской в развитии гуманистической педагогики в советский период. Н.К.Крупская защищала, популяризировала и продолжала разрабатывать марксистскую идею о всестороннем развитии личности как основной цели коммунистического воспитания. В ее трактовке цель коммунистического воспитания, коллектив, коллективизм как качество личности, частные задачи воспитания и другие близкие к ним понятия носили ярко выраженный гуманистический характер. Во всестороннем (разностороннем) развитии личности как воспитательном идеале она видела решение таких гуманистических задач, как раскрытие внутренних потенций и «расцвет личности», проявление индивидуальности, обеспечение ориентировки во всем окружающем, более свободное самоопределение. Нравственное воспитание, по Н.К.Крупской,- это выработка таких качеств, как любовь к людям, дружба, товарище- 165 ство, умение «личное подчинять общественному», нетерпимость ко злу и носителям зла, уважение представителей всех национальностей, стремление помочь слабым, забота об обездоленных и т.д. (Крупская Н.К. Пед. соч.: В 11 т.- М., 1957-1963.-Т.З.-С.737). Критики советской педагогики утверждают, что ориентация только на коллектив и на воспитание коллективизма нивелирует личность, и это хорошо понимала Н.К.Крупская. Поэтому она, противопоставляя коллективизм эгоистическому индивидуализму, многократно напоминала о такой опасности, советовала умело сочетать коллективную деятельность с индивидуальной: «Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достигнуть очень больших результатов» (Там же. - Т. 1. - С. 343). Занимаясь вопросами разработки содержания образования (составление программ, учебников), она рекомендовала отобрать самое существенное и необходимое для развития личности, понимания жизни и ее переустройства. Организация, формы и методы обучения, по ее мнению, должны активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать их общее развитие, формировать творческие способности. Что касается взаимоотношений учителя и учащихся, то Н.К.Крупская была полностью солидарна с ценностными ориентациями Л.Н.Толстого: эти отношения должны быть «простыми, товарищескими». Она считала «никуда не годным учителя, не умеющего уважать личность ребенка, с ней считаться, думающего, что путем наказаний, мер воздействия можно воспитать строителя социализма». Она выступала против телесных наказаний, требовала «вытравлять эти пережитки рабства». Демократичным и гуманным является принцип самодеятельности в воспитании (и детей и взрослых), провозглашенный Н.К.Крупской: «Привлечь детей к организации школьного дела, пробудить в этом направлении их самодеятельность» (Там же.- T.I. - С. 174). Это тот принцип, лежащий в основе решения проблемы ученического самоуправления, которое необходимо не для «обуздывания индивидуальности школьника», а как средство организации разумной жизни, средство воспитания человека творческого, активного, инициативного, умеющего руководить и исполнять (Там же. - Т. 1. - С. 247). Доброе, человечное, оптимистичное в педагогике Н.К.Крупской оказало благотворное влияние на развитие советской школы, педагогики и всей системы воспитания. К сожалению, ее гуманистические идеи были реализованы далеко не полно в силу изменившейся социально-политической ситуации в стране уже к концу 20-х годов. Н.К. Крупская работала в тесном контакте с А.В.Луначарским (1875-1933), гармонично сочетавшим в себе черты философа и политического борца, ученого и дипломата, искусствоведа и литературного критика, оригинального по взглядам педагога и гражданина. По широте и глубине знаний А.В.Луначарский мало имел себе равных даже среди образованнейших представителей мировой культуры. Недаром западная пресса 20-х годов признавала, что он самый культурный и эрудированный из всех министров народного просвещения Европы. Основной гуманистический тезис А.В.Луначарского можно сформулировать так: человек должен быть счастливым и делать других счастливыми. Этот тезис определял все его идеи, статьи, речи об образовании. А.В.Луначарский дал характеристику идеала образованного человека в новом обществе. По его мнению, этот человек «слышит весь концерт, который играют вокруг него; и все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой. И в то же самое время сам он играет на одном определенном инструменте, играет хорошо и дает свой ценный вклад в общее богатство, а это общее богатство в целом отражается в его сознании, в его сердце. Таков интеллектуально развитый человек, таков образованный человек» (Луначарский А. В. О воспитании и образовании. - М., 1976. - С.356). А.В.Луначарский в одно целое соединял понятия коллективизма, гуманизма и пролетарского интернационализма. Однако при этом подчеркивал, что коллективизм не означает стремления к стадности, к растворению личности, ее индивидуальности. «Только разнообразное в своих отдельных человеческих личностях общество, распадающееся на ярко выраженные индивидуумы,- писал он,- представляет действительно культурное, богатое общество. Стадная личность легко подчиняется всякому бонапартизму, вождизму. Стадный человек не может критически относиться к тому, что предоставляет ему жизнь» (Там же. - С. 306). А.В.Луначарский уделял серьезное внимание задачам активного приобщения молодых людей к подлинным богатствам искусства и литературы. По его мнению, искусство во всех его видах и формах, в лучших своих образцах и творениях может помочь людям раскрыть смысл прошлого и настоящего, увидеть и осознать идеалы будущего. А.В.Луначарский неоднократно подчеркивал, что от учителя зависит, чтобы 167 дети стали лучше и культурнее своих родителей. Государство же может быть культурным в том случае, отмечал он, если оно будет глубоко педагогическим. Создание новой советской системы образования потребовало привлечения прогрессивных педагогов. В решении этой важной и трудной задачи многое сделали А. В. Луначарский и Н.К.Крупская. Они сумели объединить таких талантливых педагогов, получивших известность еще в дореволюционной России, как П. П. Блонский, Н.Н.Иорданский, С.Т.Шацкий, А. Г. Калашников, М.Пистрак, А. П. Пинкевич, Е. Н. Медынский и др. Именно благодаря их самоотверженной теоретической и практической деятельности 20-е годы характеризуются небывалым подъемом в развитии гуманистических идей педагогики. Возрос интерес прогрессивно мыслящих русских педагогов к философско-педагогическим проблемам. В 1927 г. А.П. Пинкевич, ректор 2-го Московского государственного университета, проанализировав основные труды советских педагогов, сделал вывод о том, «что за протекшие после Октябрьской революции 10 лет мы имеем небывалый расцвет педагогической теоретической мысли. История русской педагогики не знает другого такого периода» (Пинкевич А. П. Советская педагогика за 10 лет.- М., 1927.-С.38). Этот вывод, по-видимому, остается верным и сегодня. Деятели советской педагогики 20-х годов плодотворно разрабатывали гуманистические и демократические принципы воспитания и образования. Школа сближалась с жизнью, учение - с трудом и общественной деятельностью. В практику обучения внедрялись так называемые активные исследовательские методы преподавания. Естественно, что в этой многогранной созидательной деятельности были и ошибки, нередко связанные с неизбежными издержками революционной ломки, обусловленные новизной опыта, отсутствием образцов и слабой подготовленностью педагогических кадров. Первые шаги в разработке научных основ деятельности новой гуманизированной школы связаны с именем П.П.Блон-ского (1884-1941). Основная идея, которая развивалась П.П. Блонским в научных работах, начиная с дооктябрьского периода, а после революции и практически реализовывалась им, может быть выражена следующим образом: школа должна стать организацией не только учения, но и всей жизни ребенка. «В народной школе ребенок должен прежде всего не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить» (Там же. - С. 142). «Будущая школа, - писал П. П. Блонский, - должна быть ярко гуманитарной школой, школой человечности в полном 168 смысле этого слова... Ее основа - деятельность самого ребенка, постепенное саморазвитие его при помощи дающего материал для этого саморазвития учителя». «Учитель - лишь сотрудник, помощник и руководитель ребенка в собственной работе ребенка» (Пинкевич А.П. Советская педагогика за 10 лет.- М., 1927.-С.104). Он выдвинул идею нравственно-автономной личности, для которой характерны творчество, инициатива и самостоятельность, способность к самоопределению. Такую личность может воспитать только новая школа, которую, по мнению П.П.Блонского, «надо мыслить как самостоятельную трудовую детскую общину, как прообраз грядущего идеального социального строя» (Там же. - С. 104-105). Новая школа, по мнению П.П.Блонского, создается «вместо антипсихологической школы активного учителя и пассивно внимательных детей». Новая трудовая школа -«школа активных детей и внимательного учителя». Только в ней может успешно протекать процесс всестороннего развития ребенка, свободного во всех проявлениях своих здоровых потребностей, духовных сил и интересов. Однако для этого в новой школе должны утверждаться и новые «активные методы» обучения, способствующее развитию самостоятельности учащихся. Отмечая значение педагогического руководства, П.П. Блонский требовал изменения его характера и стиля в соответствии с задачей воспитания творческой личности. Естественное воспитание, по его мнению, должно заключаться не в обработке, не в отшлифовке внутреннего мира ребенка, а в стимулировании детей взрослыми, педагогами к активной деятельности, изобретательности и творчеству, к умению самостоятельно «судить и совершенствовать свой труд». В разработке и реализации научных основ гуманистической педагогики активно участвовал и С.Т.Шацкий (1878-1934), педагог-практик, один из организаторов советской системы народного образования. С 1918 по 1932 г. он руководил Первой опытной станцией по народному образованию, а два последних года своей жизни - всеми опытными учреждениями Российской Федерации. Среди ведущих качеств учителя он выделял высокую интеллигентность и постоянное стремление к духовному росту. В работе «Мой педагогический путь» С. Т. Шацкий отмечал, что для него совершенно естественно положение учителя, который постоянно учится. При этом главным методом своего духовного роста он считал самообразование. 169 Учитель состоится в том случае, если овладеет педагогическим мастерством. С.Т.Шацкий утверждал, что в каждом человеке имеется педагогический инстинкт, но главное состоит в том, чтобы пробудить его и развить. Педагогическая техника, педагогическое искусство - результат повседневного творческого труда. Чем больше опытности, тем яснее сознание того, что и как надо делать. Опытность развивается в процессе работы над расширением своего кругозора, в связи с выработкой умения ориентироваться в окружающем, находить в нем богатые импульсы к собственному «шаганию со ступеньки на ступеньку». Сила учителя в коллективном труде, считал С.Т.Шацкий. Педагогическая деятельность - коллективная деятельность, одиночные усилия в ней не дадут желаемого результата. Педагог-мастер, любил повторять С.Т.Шацкий, создается поддержкой товарищей. Однако при этом существенную роль играют любовь и преданность делу. Теоретические исследования и практический опыт педагогов 20-х годов определили продуктивные подходы к решению проблемы гуманизации образования. И хотя термин «гуманизация» в те годы в педагогике не употреблялся, по своей сути в теоретических идеях и практическом опыте он рассматривался учеными как социально-педагогический принцип, обусловливающий развитие гармоничной личности в гуманистической школе. Основой развития гуманистического подхода в педагогике были социальные условия послереволюционного периода. Это был период массового творчества учителей, интересных педагогических находок, широкого развертывания самодеятельности учащихся, развития у них инициативы и ответственности через различные формы и методы самоуправления и самообслуживания, участия в общественно полезном труде, общественно-политической и культурной жизни страны. Для творческой деятельности педагогов 20-х годов (П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, М.М.Рубинштейн и др.) свойственно было стремление к органическому синтезу обучения и воспитания, к слиянию их в единый процесс. Основной ценностью они считали личность школьника, тот «центр педагогической вселенной», вокруг которого концентрировалась вся учебно-воспитательная деятельность. Заботой о личности были пронизаны идеи о нетравмирующем психику ребенка учении. На этих концептуальных основах проектировался «Дом Свободного Ребенка» К.Н.Вентцеля; «метод меняющихся студий» П.П.Блонского; «комплексное обучение» М.М.Рубинштейна. Методический инструментарий, используемый в данных педагогических структурах, также был ин- новационным. Он предполагал творческий поиск учащимися истины в процессе самостоятельного познания при условии педагогического стимулирования, «побуждающего, а не понуждающего» -ученика к познавательной деятельности и нравственному совершенствованию. Однако постепенно нараставшие к концу 20-х годов идео-логизация и политизация советской педагогической науки, ее изоляция от мировой культуры помешали продуктивному развитию гуманистической тенденции в теории и практике советского образования. Уже на рубеже 20-30-х годов политическая ситуация изменилась, соответственно изменилось и отношение к проблеме гуманизации образования. Утвердившаяся командно-административная система стала нуждаться в другой методике и в ином типе педагога. Так, радикалистски настроенные педагоги-марксисты (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина и др.) выступили с резкой критикой педагогов гуманистического направления (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий и др.). Ссылаясь на решение XV съезда ВКП(б) о мобилизации масс на борьбу за социализм, на тезис И.В.Сталина о том, что теория должна служить практике, радикалы обвинили ведущих педагогов в преклонении перед буржуазными теориями. В трактовке В.Н.Шульгина, М.В.Крупениной педагогика должна подчиняться задачам «текущего момента соцстрои-тельства», выполнению «социального заказа». Это означало полный разрыв с гуманистической традицией в развитии педагогической мысли. Акцент делался на «целевое изменение социального поведения» путем организации соответствующего опыта поведения, что привело в итоге к игнорированию процесса развития личности, сведению воспитания к манипулированию ее сознанием. Непримиримо враждебное отношение к «буржуазной» педагогике, а по сути, к демократическим и гуманистическим педагогическим ценностям - таковы были новые ориентиры советской'педагогики, ставшие парадигмами авторитарной педагогики последующих двух десятилетий. И тем не менее именно поиски теоретиков и практиков 20-х годов во многом подготовили новаторскую педагогику А.С.Макаренко (1888-1939). Несмотря на утверждавшиеся в 30-е годы в образовании, как и в целом в стране, командно-административные методы управления, он создал педагогику коллективистскую по своей сути, оптимистичную по своему духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. 171 В центре внимания его педагогики - личность, наиболее полное раскрытие всех резервов ее активности. Она диалектически решала проблемы объекта и субъекта воспитания, отвергала самый главный, по словам А. С. Макаренко, предрассудок: утверждение, что дети есть только объект воспитания. Он советовал «относиться к ним, как к товарищам и гражданам... видеть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности» (Макаренко А. С. Соч • В7т.-М., 1957-1958.-Т.З.-С.137). Истинную сущность правильно организованного педагогического процесса А. С..Макаренко видел в том, чтобы, направляя жизнь каждого воспитанника, достигнуть многообразия в единстве. «Достойной нашей эпохи организационной задачей, - подчеркивал он, формулируя один из кардинальных своих выводов, - может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперед по линиям своих наклонностей» (Там же. - Т.5. - С. 467). Созданная им новаторская по сути и характеру теория детского коллектива органически включала в себя тонкую по инструментовке, своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Основные педагогические поиски А.С.Макаренко были связаны с выявлением действенных средств и организационных форм воспитания человека в коллективе и через коллектив. В его опыте родились такие жизненные педагогические открытия, как демократические начала в воспитательной работе, в частности выборность и гласность, сводные отряды, «командирская педагогика», динамичная система перспективных линий, традиции коллектива, игра и труд как факторы формирования личности в коллективе и др. Концентрированное выражение гуманистическая направленность педагогики А.С.Макаренко получила, как известно, в его емкой, но краткой формуле: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» (Там же. - С. 148). Раскрывая это положение, А.С.Макаренко утверждал, что мерой уважения к личности должна явиться мера требовательности, так как если не потребовать от нее многого, то и получишь от нее мало. Гуманистический мотив педагогической деятельности здесь выражен, с одной стороны, верой в силы и возможности человека, а с другой - требованием оптимальной отдачи своих сил и способностей. Воспитанник в системе взглядов А.С.Макаренко - явление скорее жизненное, чем педагогическое. Следовательно, к нему нужно подходить всегда с верой в его возможности, даже если это и связано с риском ошибиться. Однако, как считал А.С.Макаренко, без риска в педагогике нет творчества. Такие гуманистические идеи А.С.Макаренко, как авансирование личности, подход к ней в процессе воспитания с оптимистической гипотезой, принцип параллельного педагогического действия и другие имели особое значение еще и потому, что утверждались в атмосфере сталинского культа. Итак, гуманизация как социально-педагогический принцип образования в советском обществе зарождалась в сложных послереволюционных условиях, полных напряжения и идейной борьбы, и развивалась даже в условиях сталинского геноцида. Основоположники советской педагогики Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко и другие были единодушны в том, что тонкий и сложный процесс развития личности не может строиться по старой авторитарно-административной методике. Ее основу должны составлять гуманистические цели, содержание и средства (формы и методы). Период так называемой политической оттепели (50-60-е годы) характеризуется тем, что хотя по-прежнему утверждался примат коллективного над индивидуальным, общественного над личным, акценты несколько смещались в сторону индивидуального. В духовную сферу стала проникать правдивая информация, прекратилось обожествление вождя и из мест заключения возвращались невинно осужденные люди. Это способствовало восстановлению былых гуманистических и демократических традиций, налаживанию связей поколений. В 50-60-е годы наиболее значительный вклад в разработку проблемы гуманистического воспитания внес В. А. Сухомлин-ский (1918-1970)- директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Он считал, что воспитание настоящего человека, гуманиста не может строиться на системе определенных социально-политических требований, предъявляемых к его личности. Следуя известной формуле А.С.Макаренко «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему», В.А.Сухомлинский выступал против односторонней ее трактовки, когда абсолютизировалась только требовательность. По его мнению, по-настоящему требовать - значит понять, почувствовать сердцем, что ученику по силам, а что нет. Подлинная гуманность воспитателя, отмечал он, означает его мастерство, искусство пробудить у 173 ребенка мысль о том, что он еще не стал таким, каким может и должен стать. В.А.Сухомлинский стремился к тому, чтобы каждый его воспитанник умел дорожить человеком как величайшей ценностью, был непримиримым, нетерпимым к самой мысли о том, что человеку можно принести несчастье, оскорбить, унизить его.-Существенное значение в гуманистическом воспитании В.А.Сухомлинского имела «Азбука моральной культуры», разработанная им с опорой на общечеловеческие нормы нравственности: не делай зла честным, хорошим людям; плати людям за добро; трудолюбие - твоя честь и доблесть; будь добрым и чутким к людям; борись со злом, будь нетерпим к тому, кто стремится жить за счет других людей. Он считал, что сущность таких моральных ценностей, как любовь к отечеству, героизм, стойкость и мужество в борьбе за свободу, честь, независимость и могущество Родины, будут для ребенка пустым словом, если он сначала не усвоит элементарные общечеловеческие нормы нравственности, основанные на идеях гуманизма. В основе подхода В.А.Сухомлинского к решению проблемы «коллектив и личность» лежал тезис: цель воспитания -человек, а коллектив - действенный инструмент, средство в достижении этой цели. Некоторые критики обвиняли В.А.Сухомлинского в гипертрофии личностного начала, индивидуального подхода в воспитании за счет якобы умаления роли коллектива. Они противопоставляли ему А.С.Макаренко как теоретика воспитания в коллективе. Однако тот факт, что А.С.Макаренко шел больше от коллектива к личности, а В.А.Сухомлинский -от личности к коллективу, не дает оснований для такого противопоставления, так как в основе того и другого подходов лежит ориентация образования на личность. Для воспитания гуманности в Павлышской средней школе широко опирались на красоту, считая ее матерью доброты и сердечности. Важным средством предупреждения проявлений грубости, морального бескультурья были музыка, задушевные мелодии. В.А.Сухомлинский считал, что от учителя во многом зависит, какими станут сердца, которые ежеминутно касаются друг друга: нежными и чуткими или заскорузлыми, затвердевшими. Учителю нужно иметь очень открытое сердце, чтобы видеть, чувствовать, понимать тысячи нежнейших прикосновений людей друг к другу, чтобы эти прикосновения творили человеческую красоту, а не причиняли людям 174 боль. Учителем по призванию, говорил он, становится тот, кто безгранично верит в человека, в доброе начало в нем. Оптимизм, вера в ребенка - неисчерпаемый источник творческой энергии учителя. Доброжелательность педагога, по-его мнению, выражается прежде всего в умении предостеречь от ошибок. В.А.Сухомлинский дал новое гуманистическое толкование принципа единства требований педагогов. Главным он считал не столько единство требований учителя по отношению к детскому коллективу и отдельным учащимся, сколько единство духовной жизни педагогов и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, чувств и интересов. Идеологическое противостояние гуманистической и авторитарной педагогики приняло открытую форму во второй половине 60-х годов в связи с критикой работ В.А.Сухомлинского, которая не прекращалась вплоть до 90-х годов. Критика гуманистического направления в педагогике связана прежде всего с тремя моментами. Во-первых, критике подвергались сами принципы гуманизма, его автономность, фундаментальность, универсальность, поскольку педагогические явления в аспекте авторитарной педагогики должны рассматриваться с позиции партийно-классового подхода (нравственно то, что служит целям руководящей партии или классам). Во-вторых, критиковалась идея свободы, характерная для гуманистического направления, которой противопоставлялась идея ответственности, реализуемая с помощью «методики требований» (Л.Гордин, В.Коротов, Б.Лихачев) в детском коллективе. В-третьих, критиковалась сентиментальная любовь к ребенку как проявление в педагогике педоцентризма, чуждого в силу его буржуазного происхождения советскому обществу. Однако гуманистические идеи, возрожденные «оттепелью» 50-60-х годов, получили свое развитие в педагогике последующих двух десятилетий. Особое значение в восстановлении и обогащении гуманистических ценностей отечественной педагогики приобрела с конца 70-х - начала 80-х годов творческая практика учителей, объединившихся на платформе «педагогики сотрудничества» (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.). Ее идеи и опыт содействовали возвышению личности ученика в педагогическом процессе, превращению школьника в равноправный с педагогом субъект этого процесса, использованию в нем таких приемов и методов, кото- 175 рые способствовали бы развитию творческих начал в учебной деятельности учащихся, укреплению в них чувства чести и достоинства. Все это ознаменовало к концу 80-х - началу 90-х годов постепенную смену ценностных ориентации в педагогической теории и практике с господствующей общественной на личностную ориентацию. Новое педагогическое мышление. Новые приоритеты закрепились в обществе под названием «новое педагогическое мышление». Это понятие было введено на рубеже 80-90-х годов. Его истоки заложены в тех гуманистических ориентирах, которые воплощают в себе непреходящие общечеловеческие ценности духовной жизни: человек как самоценность высшего порядка, труд, мир, свобода, справедливость, равенство, добро, истина и красота. Именно эти ценности и их взаимодействие друг с другом образуют тот рубеж, с которого начинается новое педагогическое мышление, составляющее основу ориентации в определении стратегических целей образования (Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1989). Новое педагогическое мышление в этой связи предполагает объективный научный подход, свободный от политической и идеологической конъюнктуры. Так и сегодня мощному социально-политическому и идеологическому натиску продолжают подвергаться установки на воспитание в человеке таких качеств личности, как гражданственность, сопричастность к общественным интересам и потребностям, разумное чувство коллективизма, не отвергающее право личности на свободу и независимость от диктата коллектива или его руководителей, уважение к труду на общее благо и к людям труда и другие по причине их принадлежности к идеям советского воспитания. Согласно новому педагогическому мышлению, эти нравственные ценности, очищенные от наслоений классового подхода и идеологизации, должны войти в органическом сочетании с традиционными национальными и общечеловеческими ценностями этического плана в состав идей гуманистической стратегии образовательного процесса. Нельзя в угоду складывающимся ситуациям совершать «конвульсивные» броски в крайности: если классовый подход, то с умалением значимости общечеловеческих ценностей; если коллективизм, то с исключением возможностей проявления индивидуальности, свободы выбора; если интернационализм, то сведение на нет роли национального; если труд, то обязательно героический или при- нудительный («первая жизненная потребность»); если воспитание жизнью, то обязательно идеологически выверенной. Новое педагогическое мышление исходит из того, что система ценностей не статична. Она находится в постоянном развитии, так как в каждом временном периоде обусловлена уровнем развития общества в области культуры и духовного богатства личности. При этом, естественно, нужно иметь в виду историческую преемственность непреходящих ценностей, сохраняющих за собой статус общечеловеческих. Хотя и они развиваются, обретая в каждую эпоху, в том или ином обществе новый смысл, соответствующий его менталитету. Новое педагогическое мышление принимает во внимание ту историческую тенденцию развития мира, которая вопреки сильному влиянию материального фактора на первое место среди причин и стимулов социального поведения человека выводит духовные ценности и представления о человеке как главной из них. В соответствии с данной тенденцией новое педагогическое мышление в качестве приоритетных признает мотивы самореализации (духовные интересы и идеалы), самоутверждения и свободы личности. Новое педагогическое мышление актуализирует проблему педагогической этики, утверждающей гуманный характер воспитания. В этой связи В.А.Сухомлинский выделял целый ряд педагогических норм, определяющих взаимоотношения учителя и ученика: нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, неспособен, нельзя унижать его достоинство»; «нельзя причинять воспитаннику нового горя, прикасаясь к ранам его души» и др. В целом «гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих отношений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником. Новое педагогическое мышление предполагает пересмотр целей современного образования и выдвигает в качестве основной цели личность человека. Так, для того, чтобы уметь действовать в мире вещных отношений, ребенок должен обладать необходимой суммой знаний, умений, навыков, обладать соответствующими способностями, развитым научным мышлением. Он должен усвоить правила и нормы жизни (правовые, юридические, моральные) того общества, в котором он живет. Однако главная цель всего образования заключается в создании в себе личности, самовоспитании в себе личности. Это «сверхзадача», по отношению к которой научное образование выступает как средство развития личностных сил человека. Развитие личности предполагает ориентацию содержания образования на то, чтобы каждый учащийся воспринимал историю как свое прошлое и чувствовал ответственность перед будущим как перед своим будущим. Попытка организовать такой педагогический процесс была предпринята в середине 80-х годов группой педагогов под руководством В.С.Библера («Школа диалога культур»). В концентрированном виде гуманистические ориентации нового педагогического мышления как отражение прогрессивного опыта, накопленного человечеством в образовании, нашли в концепции общего среднего образования «Школа» (1988). Ведущей гуманистической идеей нового педагогического мышления является идея развития. Она предполагает создание необходимых условий для развития личности; обеспечение развития и саморазвития самой системы образования. В основе идеи демократизации образования учет интересов и потребностей личности и общества, раскрепощение педагогических отношений, преобразование их в отношения сотрудничества взрослого и ребенка; педагога и управленца; школы, общества и государства. Реализация идеи демократизации связана с представлением определенных прав образовательным учреждениям, педагогам, обучающимся. Так, образовательные учреждения приобретают самостоятельность в выборе стратегии своего развития, целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность. Педагоги получают право на творчество, на собственный педагогический почерк, на свободу выбора педагогических технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся и т.д., на участие в управлении образовательным учреждением. Учащиеся имеют право на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и образование в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным планам, на участие в управлении образовательным учреждением. Идеи плюрализма в образовании, его вариативности (наличие различных программ по одному предмету) и альтернативности (существование негосударственных учебных заведений) превращают образовательную систему из унитарной и унифицированной в многообразную и многоликую по целям и содержанию образования, по организации образовательного процесса, 178 педагогическим подходам и технологиям, по формам собственности на образование и образовательные учреждения. Альтернативное образование предполагает развитие государственных и негосударственных, в том числе частных, образовательных учреждений, домашнего образования и др. Она ориентирует на переход от традиционной единообразной образовательной системы к разнообразию и множественности типов школ, форм и каналов получения образования. Но в отличие от вариативности, которая обеспечивает образовательное многообразие внутри государственной системы образования, альтернативность делает то же, но вне этой системы, конкурируя с ней и восполняя отсутствующие в ней образовательные компоненты. Идея народности и национального характера образования рассматривается новым педагогическим мышлением как одно из главных условий его духовного здоровья и развития. Реализация этой идеи - своего рода «диалог культур» в образовании: национальной, общероссийской и мировой. Идея открытости образования ориентирует на создание школы, свободной от идеологических, политических, экономических, педагогических и других запросов. Открытость образования - это прежде всего его обращенность к единому и неделимому миру, к его глобальным проблемам и в то же время учет других культур, способность участвовать в диалоге с ними, во взаимодействии, взаимообогащении, осознание приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми и групповыми. Идея регионализации образования предполагает отказ от унитарного образовательного пространства и наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Идея гуманитаризации содержания образования (увеличение доли и значимости гуманитарной составляющей образования) вызвана прежде всего изменениями в характере мышления человека конца XX столетия: отказом от технократических традиций, которые сложились в мировой системе образования под влиянием рационалистического взгляда на мир, и стремлением преодолеть нарастающее обособление культуры и образования. Реализация этой идеи предполагает формирование гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответст- венности человека перед другими людьми, обществом, природой. При этом гуманитаризация содержания образования включает в себя не только увеличение объема гуманитарных дисциплин в учебном процессе, но и ориентацию на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления личности. Такую же цель преследует и гуманитаризация предметов естественно-научного цикла. Идея дифференциации образования направлена на индивидуализацию образования и обеспечивает соответствующее уровню развития ребенка отношение к нему учителей. Под дифференциацией обычно понимают разбиение класса на подгруппы с различными (дифференцированными) уровнями образования. Для обеспечения базового уровня образования школа должна опираться на фундамент обязательных государственных требований к образованию. А вот превышение этого фундамента может быть разнообразным в каждом классе, школе, городе,регионе. Идея развивающего деятелъностного характера образования нацелена прежде всего на пробуждение способности личности к самостоятельному труду во всех его формах и сферах. Она требует замены «знаниевого» подхода к обучению «развивающим». Или, иными словами, она требует отказа от репродуктивной (нетворческой) деятельности и развития в обучении творческих форм. Это означает использование дея-тельностного подхода в образовании, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы мышления и деятельности. Такой подход раскрывает в ребенке способность самостоятельно приобретать, усваивать и использовать знания, т.е. делает его субъектом образовательного процесса. Идея непрерывности образования предполагает, с одной стороны, преемственность различных ступеней образования и, с другой, возможность движения личности в образовательном пространстве по любому выбранному пути. Ее реализация, во-первых, позволяет человеку продвигаться по ступеням образования как без остановки, так и с разрывом во времени. Во-вторых, дает возможность менять типы образования на разных жизненных этапах человека в зависимости от потребностей и интересов. Эта идея заставляет по-новому взглянуть на задачи и характер образования: образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Поэтому одна из основных задач школы - не только пробудить самостоятельную мысль ребен- 180 ка, научить его учиться, но и помочь ему осознать жизненную необходимость постоянного обновления образования. Таковы основные гуманистические ориентации нового педагогического мышления, составившие идеологию реформы российского образования конца XX в. Они являются обобщением мировой гуманистической мысли. Для развития идей нового педагогического мышления особую актуальность приобретает проблема изучения современной зарубежной гуманистической педагогической мысли и практики как важнейшего условия развития российской педагогики.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |