Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный рост и личностное развитие педагога




Профессиональное развитие и самовоспитание педагога

Гуманизация как общего, так и профессионального образова­ния связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуаль­ного, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления Такая идеальная гуманистическая цель образования, считал известный философ Э.В.Ильенков, позволит вывести каждого

113

человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознан­ного, сделанного и несделанного. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к ми­ру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гумани­зации образования. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы тра­диционных представлений о нем как о системе передачи неко­торой суммы профессиональных знаний и формирования со­ответствующих им умений и навыков.

При традиционном подходе педагог выступает лишь в ка­честве основы жестко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональ­ное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.

В связи с этим меняется и цель профессиональной подго­товки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выгля­дит не как сумма свойств, а как качественно новое образова­ние. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.

Вхождение в профессию, считают психологи, есть «враста­ние» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворенность человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности: потребность в творческой самореализации, понимании и признании индивидуальных ценностей ближайшим окружением референтных лиц, в раз­витии и саморазвитии и др.

Человек не может «просто жить» и выполнять свою рабо­ту, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают опреде­ленное место.

В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессио­нальное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем

114

ценностного отношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в этом случае отмечается единство лично­стного развития и профессионального роста личности.

Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.

В научной литературе проблема профессионального соот­ветствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успеш­ное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. О гармоничном развитии личности, о про­фессионализации как процессе, в значительной степени опреде­ляющем это развитие, речь практически не идет. Предполагает­ся, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым про­фессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде слу­чаев даже при наличии требуемых качеств человек оказыва­ется неспособным достичь таких состояний, как плодотвор­ность (Э.Фромм), самоактуализация (А.Маслоу), идентичность (Э.Эриксон). Это как раз тот случай, когда состоялась не лич­ность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональ­ное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоре­чий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивиду­альном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - «Я».

Мотивы личностного развития педагога. Установлено, что большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога или склонность к педа­гогической деятельности. При этом определяющими факто­рами, оказавшими влияние на выбор профессии, являются первая учительница или один-два учителя, преподававших учебный предмет в средних и старших классах, личный опыт педагогической работы.

Мотивы выбора педагогической профессии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как потребность, то для будущих учителей такой потребно­стью может быть «чистый» познавательный интерес, стремле­ние лучше подготовиться к самостоятельной профессиональ­ной деятельности, чувство долга и ответственности или же

//5

стремление посредством учения выделиться среди однокурс­ников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание получить похвалу, повышенную стипендию и т. п.

Мотивы разделяются на ведущие (долговременные) и си­туативные. Кроме того, различают внешние и внутренние мотивы. Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. В одних ситуациях цель деятельности и мотив совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не сов­падают. В этом случае к цели педагогической деятельности педагог может относиться безразлично и даже негативно. В ситуациях первого типа педагоги работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае - с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов.

Педагогическая деятельность является весьма сложной и поэтому обычно вызывается несколькими мотивами, разли­чающимися по силе, личной и социальной значимости. По-лимотивированность педагогической деятельности - явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и матери­альное поощрение и др.).

Важнейшую роль играют социально ценные мотивы педаго­гической деятельности. К ним относятся чувство профессио­нального и гражданского долга, ответственность за воспита­ние детей, честное и добросовестное выполнение профессио­нальных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям, чувство призвания.

Творческая индивидуальность педагога. Гуманизация об­разования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обуслов­ливающей авторский педагогический стиль.

Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т. е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профес­сиональной деятельности. Потребность в самореализации ха­рактерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

Теоретическое и практическое значение в этой связи приоб­ретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее, необходимо учитывать не только, уже проявившиеся, существующие, но и потенциаль­ные характеристики личности, те природные особенности, ко­торые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные пер­спективы и возможности ее развития.

С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сфе­рой возможного развития.

Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогиче­ского труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педа­гога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оце­нивает и преобразует окружающую действительность, а по­тому он более интересен учащимся, обладает большими воз­можностями влияния на развитие их личности.

Творческая индивидуальность проявляется не только в ос­воении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она прежде всего выражается в активной преобразовательной деятельно­сти, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

Условия развития творческой индивидуальности педагога. Рядом исследований установлена совокупность условий, не­обходимых для формирования профессионального самосоз­нания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной дея­тельности. Среди условий можно выделить следующие:

- обращенность сознания на себя как на субъект педагоги­ческой деятельности;

- переживание конфликтов;

- способность к рефлексии;

- организация самопознания профессионально-личност­ных качеств;

- использование совместных форм деятельности;

- широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений;

- предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств,

умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.

Как видно, важнейшее место в развитии творческой инди­видуальности педагога занимает саморазвитие. Студент как «автор» саморазвития должен обладать следующими свойст­вами: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятельно добывать учебную и профессио­нальную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач; искать новые средства решения образовательных задач; получать новые знания в общении с группой, однокурсниками; извлекать новые зна­ния, необходимые для решения собственных задач, в общении с преподавателями, учителями школ.

Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определе­ние своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, и разработку долго­срочной программы саморазвития.

Потребность в самосовершенствовании строится на идеа­лах личности.

Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ори­ентирован на ребенка и его интересы, то его личностные ха­рактеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет. Педагогический идеал - это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей мис­сии, в видении себя в педагогическом процессе.

Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает ра­боте учителя неповторимый и одновременно творческий ха­рактер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется пе­дагогическим творчеством. Преодоление противоречий ме­жду педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовы­вать, искать иные способы решения педагогических задач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых про­тиворечий заключается источник педагогического творчества.

Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

118

Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерыв­ного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» {Дистервег А. Избр. пед. соч. - М.,1956. - С. 74).

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная ком­петентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая дея­тельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют на­правление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убежде­ниями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стиму­лирует систему действий по самосовершенствованию, харак­тер которых во многом предопределяется содержанием про­фессионального идеала. Другими словами, когда педагогиче­ская деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потреб­ность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процессов саморазвития большое зна­чение имеет уровень сформированности самооценки. Психоло­ги отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притя­заний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие за­дачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески рабо­тающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от

119

желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избрав­шему педагогическую профессию, сформировать в своем соз­нании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет осо­бые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не слу­чайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое вооб­ражение, наблюдательность и т.д.

Составной частью профессионального саморазвития явля­ется самообразовательная работа педагога.

Овладение умениями и навыками самостоятельной ра­боты начинается с установления гигиенически и педагоги­чески обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы остава­лось время и для самообразовательной работы, и для куль­турного отдыха.

В деятельности педагога, для которого характерна культу­ра умственного труда, проявляются следующие компоненты:

- культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умст­венной деятельности в новые условия;

- устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосре­доточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах,

- рациональные приемы и методы самостоятельной рабо­ты по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

- гигиена умственного труда и его педагогически целесо­образная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самооб­разования педагога - его участие в творческих поисках педа­гогического коллектива, в разработке инновационных проек­тов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

Оценка эффективности и стадии саморазвития. Самораз­витие имеет как бы двойной педагогический результат.

120

С дной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с дру­гой - овладение самой способностью заниматься саморазви­тием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой спо­собностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия {Елканов С.Б., 1989):

- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

- планирование: выбирать средств;; и способы, действия и приемы саморазвития;

- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и ре­зультатов саморазвития с тем, что намечалось;

- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Овладение такими действиями требует времени и опреде­ленных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

На начальной стадии овладения профессиональным са­мовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержа­ние недостаточно определено. Они существуют в виде неоп­ределенного желания стать лучше вообще, которое появля­ется при воздействии внешних стимулов. Средства и спосо­бы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс само­воспитания протекает как учебная процедура, поэтому сту­дент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя).

На второй стадии овладения саморазвитием целеполага­ние становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в про­цедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинст­рукция, самокритичность - существенные проявления само­развития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляется легко. Все основ­ные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автомати­чески, непринужденно.

121

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи педагогической деятельности.

2. Чем отличается профессиональная пригодность педагога от профессиональной готовности?

3. Что такое педагогическое мастерство?

4. Что включают в себя понятия «педагогическая» и «гуманитар­ная культура»? Каково их соотношение?

5. Какими личностными характеристиками должен обладать педагог?

6 Какие умения необходимы учителю для педагогической дея­тельности?

7. Как связаны профессиональный рост и личностное развитие педагога?

8. Зачем учителю нужны навыки творческой деятельности?

9. Какие виды инноваций вы знаете?

Литература

Елканов С Б. Основы профессионального самовоспитания буду­щего учителя. - М., 1989.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1985.

Кан-Калик В. А.. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М.,1990.

Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новоси­бирск, 1991.

Основы педагогического мастерества / Под ред. И. А. Зязюна.-М., 1989.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. М., 1993.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - М., 1983.

Шитов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в кон­тексте развития отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995.

Раздел II

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АВТОРИТАРНОЙ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Глава 6

АВТОРИТАРНАЯ ПЕДАГОГИКА:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.