КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие отечественной гуманистической педагогики
Черты подлинной народной гуманности были характерны для России с самых древнейших времен. Одним из выдающихся памятников древнерусской педагогической мысли XII в., утверждавшим гуманистические идеи в воспитании подрастающего поколения, является «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125). В нем не только впервые обозначены, но и решены многие педагогические проблемы. Мономах сформулировал морально-этические и эстетические нормы, связан- • 145 ные с красотой природы, человека, с его деятельностью, и тем самым поставил под сомнение религиозную перспективу потустороннего блаженства. Особое внимание Мономах уделял вопросу приучения детей к соблюдению общечеловеческих норм морали, которые он считал ориентиром личного и общественного поведения молодых людей в обществе (Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985.-С.165-167). В «Поучении» Мономах говорит о том, что воспитание обусловлено земными потребностями жизни человека. Такой вывод стал своего рода «подводным камнем» на пути господствующего влияния религиозного воспитания и ознаменовал первые шаги становления русской гуманистической педагогики. «Поучение» далеко опередило церковно-христианскую литературу этого периода, а также идеи западногерманских педагогов. Оно оказало влияние на нравственно-поучительные сочинения других древнерусских авторов. Развитие русской культуры в целом и педагогической мысли в частности, достигших достаточно высокого уровня, в XIII-XV вв. затормозилось вследствие татаро-монгольского нашествия на Русь, когда были уничтожены многочисленные культурные ценности. Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура продолжала развиваться, особенно в тех княжествах, которые или не подверглись нашествию, или не были сильно разорены (Новгородская земля, Тверское и Владимирское княжества, возвышающееся Московское княжество). Гуманистические идеи нашли практическое воплощение в деятельности братских школ Украины и Белоруссии, находившихся в XVI - первой половине XVII в. под властью Польско-Литовского государства. Эти школы противостояли католическим школам и стали одним из средств борьбы с национальным и религиозным угнетением. Первой была Львовская братская школа, возникшая в 1586 г., когда был составлен Устав школы - педагогический документ гуманистического содержания, заимствованный позже другими братскими школами Украины и Белоруссии. Согласно этому Уставу, предполагалась демократическая организация школы: ректор и учителя избирались общим собранием братства, оно же избирало и двух попечителей - общественных наблюдателей за школой. Каждый член братства имел право посещать школу, чтобы ознакомиться с ее работой. Отдавая детей в школу, родитель заключал с ректором договор, в котором отмечалось, чему должна учить ребенка 146 школа, определялись обязанности родителей по отношению к школе. В школу принимались дети всех сословий, без различия их материального положения. Сироты содержались на полном попечении братства. В Уставе подробно описывались требования, которым должен соответствовать учитель. В своей совокупности они представляют идеал учителя-гуманиста. Так, уже в первой статье отмечается, что учитель должен быть «благочестив, разумен, смиренномудрый, кроток, воздержливый, не пия-ница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехотворен, не срамословец, не чародей, не басносказатель, не пособитель ересям». Наряду с обучением грамоте учитель должен осуществлять нравственное воспитание, а также заботиться о здоровье учащихся, о их физическом развитии. В пятой статье Устава было зафиксировано, что «...учитель должен и учить, и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания. Учит их, кто сколько по силам учиться может...». По-видимому, появление данного требования к учителю связано и с христианской идеей абстрактного равенства всех людей перед Богом. К детям учитель должен относиться строго, но с любовью (Хрестоматия по истории школы и педагогики в России.-М., 1974.-С. 30-34). Многие гуманистические черты братских школ Украины и Белоруссии, являвшихся передовыми школами своего времени, созвучны идеям гуманизма, нашедшим отражение в «Великой дидактике» Я.А.Коменского. В XVII в. своим страстным просветительством выделился педагог Симеон Полоцкий (1629-1680), отдавший много сил делу становления школьного образования. С. Полоцкий отмечал, что ребенка легко склонить к доброму или злому с помощью слова. Разумное слово учителя обладает большой силой, поэтому следует подумать, прежде чем говорить. Язык «малое слово испускает», но «хульное» или «клеветное» слово многих убивает. Развитие педагогической мысли в России в XVI-XVII вв. происходило в условиях коренных преобразований в экономической, политической и культурной жизни, осуществляемых Петром I (1672-1725). Большое значение для становления промышленности, науки, культуры имели реформы в области просвещения, хотя они и носили ярко выраженный сословный характер. Школьная реформа предусматривала определенную систему, отвечающую потребностям социально-экономичес- 147 кого развития России. При ее проведении учитывался накопленный веками опыт народного воспитания, педагогическое творчество русских учителей, педагогический опыт славянских и других соседних народов. Образование стало светским, хотя в школах имело место религиозное воспитание. Просветители этого времени, оценивая положительно деятельность Петра I в области образования, подчеркивали необходимость обучения не только дворянских, но и купеческих детей, а также детей ремесленников и крестьян. Защитником петровских преобразований от невежественных сил был один из первых просветителей, известный церковный и общественный деятель Феофан Прокопович (1681 -1736). Он выступал против схоластического обучения. Свои педагогические взгляды он изложил в «Духовном регламенте» и попытался применить их в практике обучения в архиерейских школах, в духовных семинариях, а также в доме для сирот и бедных детей «всякого звания», открытом им в 1721 г. За демократизацию и гуманизацию просвещения активно боролась прогрессивная общественность во главе с М.В.Ломоносовым (1711-1765). В разработанном им «Проекте Регламента московских гимназий» были заложены идеи развития демократической педагогической мысли: бессословное образование, воспитание личности средствами народной национальной педагогики, развитие светской системы обучения и воспитания, создание отечественной науки и культуры. Идеи Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо оказали влияние и на формирование педагогических взглядов другого русского просветителя - Н.И.Новикова (1744-1818), который стоял у истоков отечественной педагогической науки. В сочинении «О воспитании и наставлении детей» (1783) он впервые в России определяет педагогику как «особую и важную науку» о «воспитании тела, разума и сердца». Вся работа пронизана любовью автора к детям. Основная гуманистическая идея Н.И.Новикова состоит в том, что ребенок имеет такие же права, что и взрослый, разница лишь в том, что ему более, чем взрослому, нужна чужая помощь. Естественно поэтому и требование оказывать ребенку уважение, считаться с его особенностями и нравами. Гуманистические идеи русских просветителей XVIII в. имели существенное значение для становления русской педагогической науки. Они заложили основы гуманистического подхода к определению задач, содержания и методов воспитания и обучения. Зачинателем революционно-демократического движения в России во второй половине XVIII в. стал А.Н.Радищев (1749- 148 1802). В соответствии со своими общественно-политическими взглядами он рассматривал просвещение как условие грядущей народной революции. А.Н.Радищев выдвинул идею гражданского воспитания, связывая ее с развитием активной личности. Эта идея позволяла по-новому поставить проблему взаимоотношений участников педагогического процесса. Учитель только тогда принесет «великую пользу» обществу, если научит молодежь бороться и служить отечеству и народу. Взгляды А.Н.Радищева оказали непосредственное влияние на формирование идеологии декабристов. Наиболее революционно настроенные декабристы П.И.Пестель и К.Ф.Рылеев полагали, что в идеально устроенном государстве должны быть специальные учебные заведения для подготовки учителей. Учитель наряду со знанием предмета и методики его преподавания должен быть преданным делу революции, способен воспитать у учащихся любовь к новому строю и тем нравственным ценностям, которые он в себе заключает. Программа декабристов в области просвещения оказала известное влияние на взгляды многих выдающихся русских деятелей и педагогов самых различных идейных направлений. Одним из них был буржуазный демократ В.Ф.Одоевский (1804-1869). Он считал, что разумная организация образовательного процесса связана с установлением подлинно нравственных отношений между учителями и учащимися, с решением проблемы педагогического такта. Это требует от учителя знания сущности и значения воспитания, осознания им своего долга. Огромную роль в развитии русской прогрессивной педагогической мысли в 30-60-е годы XIX в. сыграли В.Г.Белинский и Н.Г.Чернышевский. Духом революционного демократизма была проникнута устремленная в будущее педагогика В.Г.Белинского (1811-1848). Он считал, что общество должно обеспечить всем людям равное образование, развить их духовные силы и индивидуальные особенности. В.Г.Белинский восставал против механического представления о воспитании как о процессе, в ходе которого взрослые наполняют ребенка как пустой сосуд тем или иным содержанием. В.Г.Белинский подчеркивал, что гуманистическая педагогика с доверием относится к детям, что в каждом ребенке есть хорошие стороны, а искусство воспитания в том и состоит, чтобы выявить, развить и сформировать лучшие качества в ребенке. Вождь русской революционной демократии Н.Г.Чернышевский (1828-1889) выдвинул идеал нового человека, который должен быть истинным патриотом своей родины, близким 149 к народу, принимать самое деятельное участие в борьбе за осуществление его разумных интересов и потребностей. Этот человек в представлении Н.Г.Чернышевского высокоидейный, всесторонне развитый в физическом и духовном отношениях. В то же время мыслитель решительно критиковал выдвинутую Л.Н.Толстым теорию «свободного воспитания» и отстаивал необходимость предъявления детям разумных и справедливых требований. Гуманистическая педагогика середины XIX - начала XX в. Революционным демократам удалось привлечь внимание общественности к учителю и проблемам воспитания. На период 60-х годов XIX в. приходится наиболее сильный подъем гуманистической мысли. Он связан и с отменой крепостного права в России, повлекшего за собой переоценку нравственных ценностей и прежде всего признание значимости человеческой личности самой по себе, гуманного отношения к женщинам и детям. После некоторого спада в конце XIX в. новый всплеск педагогической мысли приходится на начало XX в. и связан с событиями 1905г., в том числе и со студенческими волнениями, прокатившимися по всей России. Новое поколение педагогов (П. Ф. Каптерев, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, Н.В.Чехов, С.Т.Шацкий и др.) снова взбудоражило общественную мысль гуманистическими идеями обучения и воспитания, построения свободной школы. В гуманистической педагогике России середины XIX - начала XX в. выделяются три основных направления: абстрактное, практическое и универсальное. Абстрактные гуманисты (Н.А.Добролюбов, Н. И. Пирогов, Д.И.Писарев, П. Г. Редкий) признавали права ребенка наравне с правами взрослого, провозглашали уважение к его личности. Однако основные акценты были смещены на выдвижение теоретических положений. Декларируемые ими взгляды не обеспечивались технологически соответствующей методической инструментовкой. В то же время значение абстрактного гуманизма как самостоятельного явления в русской педагогике нельзя недооценивать. Именно абстрактные гуманисты первыми в середине 50-х годов привлекли внимание к проблеме гуманизации образования. В 1856 г. была опубликована статья Н.И.Пирогова (1810-1881) «Вопросы жизни», всколыхнувшая педагогическую общественность России. Н.А.Добролюбов по этому поводу отмечал, что ни одна из прежних статей о воспитании не имела такого полного и блестящего успеха, как «Вопросы жизни». 150 В этой статье Н. И. Пирогов показывает несоответствие обучения детей требованиям жизни, готовность юношей перейти во взрослую жизнь, их неприспособленность к окружающей среде, отсутствие у них убеждений. Только тот может иметь убеждения, «кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно правду, стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками» (Пирогов Н.И. Избр.пед.соч. - М., 1985. -С. 45-46). Существенно новым для отечественной педагогики было положение о том, что ребенка нужно знать и понимать: чтобы «судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир». Смелым было высказывание Н.И.Пирогова о том, что «личность одинаково неприкосновенна и в ребенке, и во взрослом». Он ставил вопрос о признании прав учащихся наравне со взрослыми. Жизнь школьника, по его мнению, такая же самостоятельная и подчиненная своим законам, как и жизнь взрослых учителей. Выдающийся критик и публицист конца 50-х - начала 60-х годов Н.А.Добролюбов (1836-1861) отмечал в целом ряде случаев противоречивость, а порой и непоследовательность взглядов Н.И.Пирогова. Это относится и к вопросам выражения доверия к учащимся, применения телесных наказаний. Н.А.Добролюбов настаивал на том, чтобы педагоги «выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению» (Добролюбов Н.А. Избр. пед.соч. М., - 1986. - С.42). Обращаясь к воспитателю, Н.А.Добролюбов писал: «Вы для ребенка, а не он для вас; вы должны приноравливаться к его природе, к его духовному состоянию, как врач приноравливается к больному, как портной к тому, на кого он шьет платье». Абстрактные гуманисты акцентировали внимание на проблеме отношений детей и взрослых, порой гипертрофируя ее. Но именно поэтому они взбудоражили общественное мнение, привлекли ученых и практиков к разработке этой проблемы, стимулировали развитие практического гуманизма в отечественной педагогике. Практические гуманисты признавали права ребенка, самоценность его личности. Для них свойственна ориентация на совершенствование традиционной системы обучения и 151 воспитания в соответствии с выдвигаемыми теоретическими положениями. Данное направление не предполагало создания инновационных систем обучения в отличие от универсального гуманизма. В практическом гуманизме русской педагогики можно выделить следующие основные течения: 1. Национальное (народное) течение. Представленное К.Д.Ушинским, В.Я.Стоюниным, В. И. Водовозовым, Д.Д.Семеновым, С.А.Рачинским, оно на технологическом уровне особое внимание уделяло отбору содержания образования с учетом народных национальных особенностей. 2. Психологическое течение (П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, А.П.Нечаев и др.) в большей мере занималось психологическим обоснованием образовательного процесса, научного подхода к изучению личности ребенка. 3. Эволюционное течение (В. П. Вахтеров) осуществило попытку приложить теорию эволюционного развития к педагогике, доказывая возможность построения образовательного процесса на основе естественного стремления каждого ребенка к развитию. Объединяет все три течения практического гуманизма стремление педагогов принципиально изменить отношения между учителями и учащимися. Основоположником национального гуманистического течения считается К.Д.Ушинский (1824-1870). Он одним из первых в России заявил, что общечеловеческой теории воспитания быть не может, всякая теория воспитания есть и может быть только национальной. В реальности, мы знаем, существуют два компонента культуры: общечеловеческий (мировой) и национальный. Соответственно и в воспитании должны присутствовать эти две составляющих. К.Д.Ушинский писал, что, несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя особая цель и свои особые средства к достижению этой цели. Это прежде всего касалось немецкой педагогики и немецкой системы воспитания, которые были очень популярны в России в то время. В основе педагогической системы К.Д.Ушинского лежит идея народности: «...Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. - М., 1948-1952. -Т.2.-С.161). 152 Лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, народное творчество, из которых вырастают литература, поэзия, музыка, живопись. Изучение отечественной истории, знакомство с географией и природой Родины - также одно из важнейших условий обеспечения народности воспитания. Цель народной гуманной школы, отмечал К.Д.Ушинский, состоит в том, чтобы «школьным занятием развить способности детей, естественным путем привить им разумное отношение к окружающей их природе и общественным отношениям и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности». К.Д.Ушинский предлагал искать средства воспитания в самой природе человека. Он справедливо утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо знать основные законы человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. «Воспитатель должен знать человека... только тогда он будет в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадные» (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. - М., 1948-1952.-Т.8.-С.52). КД.Ушинский впервые в России попытался создать обобщенный труд о природе человека, его физиологии, психических процессах, душевных чувствах и духовных особенностях, который бы способствовал тщательному изучению личности воспитанника, - педагогическую антропологию. К сожалению, собственно педагогическая часть антропологии им не была разработана. Однако одной из важнейших ее идей является мысль о том, что необходимым условием обучения и воспитания выступает активность, деятельность самого ребенка. К.Д.Ушинский предостерегал против забавляющей педагогики, призывал к тому, что нужно приучать детей преодолевать трудности. Самое главное в воспитании - «зажечь в учащемся природу серьезного труда». В обучении и воспитании, утверждал К.Д.Ушинский, многое зависит от организации педагогического процесса и личности учителя. По его мнению, влияние учителя на молодую душу составляет «ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Народный учитель должен вобрать в себя лучшие черты трудового народа и «озарить эти свойства светом образования». Поэтому ему необходимы широкая образованность, знание философии, экономики, анатомии, физиологии, педагогики, психологии (эти знания К.Д.Ушинский называл человековедением), владение педагогическим мастерст- 153 вом и педагогическим тактом. Он писал: «Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом» (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т.-М„ 1948.-Т.8.-С. 11). Педагогическую практику без теории К.Д. Ушинский рассматривал как знахарство в медицине. По его мнению, учитель трансформирует педагогическую науку в искусство обучения и воспитания. В этой связи непреходящее значение имеют мысли К.Д.Ушинского о творческом характере педагогической деятельности: «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» (Там же. - С.55). Гуманистические идеи народной педагогики К.Д.Ушинского продолжали развивать его последователи - В. И. Водовозов, Д.Д.Семенов, Н.Ф.Бунаков, которые утверждали, что народный учитель обязан знать потребности народа и его жизнь во всех ее проявлениях. «Пусть искренняя любовь к народу, - писал В. И. Водовозов (1825-1886), - будет в нем воспитана не чтением сентиментальных книжек о народе, а постоянным видом тех бед, которые он переносит...» (Водовозов В. И. Избр.пед.соч.-М., 1958.-С.354). Одним из наиболее выдающихся представителей психологического течения в российской гуманистической педагогике является П.Ф. Каптерев (1849-1922), автор целого ряда трудов по педагогике и педагогической психологии, истории педагогики и дидактике. «Основа школы и источник ее успехов и усовершенствования есть саморазвитие человека, применение к школьному обучению тех начал и методов, которыми совершаются самовоспитание и самообразование» (Каптерев П. Ф. История русской педагогики. - Пг.. 1915. -С.357). Определение сущности образовательного процесса П.Ф.Кап-терева отличается нетрадиционностью и глубиной проникновения в предмет исследования. Внутренняя сущность образовательного процесса, по его мнению, заключается в саморазвитии ученика, направляемого учителем. Передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего- только внешняя сторона этого процесса. Образование - это прежде всего процесс развития личности ученика 154 П.Ф. Каптерев является теоретиком развивающего обучения. «При обсуждении способов преподавания весьма большое значение имеет принцип развития. Целесообразным методом преподавания, очевидно, должен быть признан такой, который ведет к прочному и быстрому усвоению знаний, к основательному и разностороннему развитию», - писал он. Развивающий метод преподавания должен учитывать «воспитываемые личности, степень и ход их развития, их потребности и особенности». В этой связи учитель должен использовать приемы, которые не только облегчают процесс познания, но и стимулируют активность учащихся. Согласно идее развивающего обучения, П.Ф. Каптерев выдвинул принцип свободы в образовании, который трактовался им как возможность свободного выбора учебного курса учащимися, и предполагал «множественность параллельных учебных курсов, чтобы главнейшие особенности умственного склада учащихся могли находить в них себе удовлетворение». Школа должна предлагать учащимся различные сочетания учебных предметов в соответствии с требованиями их «личной природы». При этом права всех учащихся по окончании учебного заведения должны быть одинаковы, так как все получают одно и то же общее образование и развитие. В виде перехода от принудительного к свободному образованию П.Ф. Каптерев предлагал ввести преподавание некоторого числа необязательных предметов, которые учащиеся могли бы избрать по своему желанию; предлагал привлекать детей к составлению расписания учебных занятий, к решению вопросов, касающихся учебного дела, к выбору литературы для школьного и внешкольного чтения, организации экскурсий, праздников и т.д. Особое внимание П.Ф. Каптерев уделял свободе убеждений учащихся, подчеркивая, что иметь убеждения и идеалы -обязанность образованного человека, но эту обязанность каждый должен выполнить сам, своими силами и средствами. Никто, ни родители, ни школа не имеют права навязывать детям свои взгляды и мнения. Величайшим грехом воспитателя П.Ф. Каптерев считал фанатизм - религиозный, политический, национальный, педагогический (когда прав только педагог). Основу гуманистической педагогики П.Ф.Каптерева составляют знание и понимание детской природы. Он написал в России труд, названный им «Педагогической психологией» (1877), в котором в доступной для учителей форме раскрывал индивидуальные и возрастные психологические особен- ности детей (Каптерев П. Ф. Педагогическая психология. -СПб., 1883). Другим представителем психологического течения в российской педагогике был П.Ф.Лесгафт (1837-1909)- общественный деятель, врач и педагог, создавший оригинальную для того времени научно обоснованную и гуманистическую по своей сути систему физического воспитания. Он рассматривал физическое воспитание важнейшим средством всестороннего развития человека и считал, что оно тесным образом связано с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием. Для успеха школьного дела, по мнению П.Ф.Лесгафта, важно точно определить задачи школы, так как их неопределенность создает лишние затруднения. В организме человека все связано, а всякое искусственное разъединение нарушает общую гармонию и не приводит к желаемым результатам. Плодотворной поэтому является деятельность того педагога, которому доступно всестороннее понимание ребенка. Задачи воспитания и образования в этой связи являются общими - содействовать возможно большей сознательности в действиях молодого человека и устойчивости его нравственного характера. П.Ф.Лесгафт написал большую работу «Семейное воспитание ребенка и его значение», в которой вскрыл типичные недостатки воспитания в семье, отрицательно сказывающиеся на развитии ребенка. Воспитание, по его мнению, имеет социальный характер и вместе с общественной средой играет решающую роль в развитии ребенка. (Сегодня мы знаем, что в развитии психических функций ребенка решающую роль играет освоение им окружающего мира (познание) - т.е. обучение.) П.Ф.Лесгафт подчеркивал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребенка, признавать за ним право на свободную разумную деятельность. Действия как воспитателей, так и родителей должны быть продуманными, чтобы воспитать у детей навыки спокойного, дисциплинированного поведения, сознательное отношение к своим поступкам, волю и умение преодолевать трудности. К психологическому течению необходимо отнести и так называемую экспериментальную педагогику (А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев и др.). В отличие от традиционной педагогики, основывавшейся на самонаблюдении и наблюдении над другими, экспериментальная педагогика опиралась на экспериментальные исследования. Традиционная педагогика была связана с философией, логикой, этикой, экспериментальная -с физиологией, гигиеной, антропологией. Первоначально это были не столько самостоятельные исследования, сколько оз- 156 накомление с работами иностранных экспериментаторов, прежде всего В. А. Лая и Э.Меймана. До педагогов-экспериментаторов мало внимания уделялось детской душе, тому, как он работает, что переживает, какие трудности преодолевает. Раскрыть душу учащегося, показать, что и как в ней происходит при образовании, поставила себе задачей экспериментальная педагогика. Основные вопросы касались особенностей умственной деятельности учащихся, значения движений в умственной работе, предметных, словесных представлений учащихся, типов одаренности школьников по пониманию и вниманию. Так, предполагалось всю методику начальной школы строить на тщательном обследовании умственного и нравственного багажа детей, приносимого ими в школу, - умении считать, связно говорить, понимать вопросы взрослой жизни и т.д. В России проводились съезды представителей экспериментальной педагогики (1910, 1913, 1916). В журнале «Русская школа» был постоянный отдел по этому направлению. В дальнейшем, в советский период, экспериментальная педагогика трансформировалась в педологию. Для всего психологического течения в педагогике свойствен педоцентризм - стремление поставить в центр образовательного процесса личность ребенка, а не содержание обучения, метод, личность учителя. Это объединяет психологическую педагогику с направлением универсального гуманизма (свободного воспитания), но в отличие от последнего предполагает свободу выбора учащихся в более ограниченных рамках. Одно из ответвлений практического гуманизма представлено «эволюционной» педагогикой В.П.Вахтерова (1853-1924). Ведущая идея его теории - естественное стремление каждого ребенка к развитию, которое необходимо учитывать при усовершенствовании традиционной системы. В. П. Вахтеров противопоставлял казенной официальной педагогике педагогику прогрессивную, цель которой состоит не в том, «чтобы преобразовать ребенка во взрослого человека, сообразно с заранее данными нормами, а в том, чтобы изучить ребенка, определить направление его стремления к развитию, узнать его наследственные свойства и силы и помочь их развитию, удаляя от ребенка все то, что мешает его правильному развитию, и создавать благоприятную обстановку для развития его здоровых стремлений» (Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. - М., 1913. -T.I. -С.139). Важным в педагогической теории В.П.Вахтерова является положение о свободе как необходимом средстве развития. «Сво- бода - истинная основа и необходимое условие развития, - писал он, - без свободы нет развития. Стеснения и принуждения со стороны являются большею частью тормозом для развития, цепями для него». Такое толкование свободы сближает его со сторонниками универсального гуманизма (свободного воспитания). Однако в отличие от последних он признает открытую ведущую роль учителя, а реализация метода свободного выбора касается только содержания образования. Поэтому его позиция ближе к современной педагогике, чем теория свободного воспитания. В. П. Вахтеров определил основные черты «прогрессивной», «рациональной» педагогики, предполагающей построение отношений между учителем и учеником на гуманной основе. Педагогика, по его мнению, должна основываться на опыте и наблюдениях над детьми, над тем, как проявляется их естественное стремление к развитию, как оно изменяется под влиянием возраста, пола, тех или других явлений во внешней среде. В.П.Вахтеров предложил учителям классификацию типов детей, в основе которой лежат преобладающие стремления: охотничий, воинственный, научно-любознательный, нравственно-общественный, религиозный, литературный, артистический, практический и тип физической силы (Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. -М., 1913.-T.I. -С.203). В.П.Вахтеров подчеркивал, что каждый ребенок, являясь яркой индивидуальностью, вносит в жизнь свою долю нового, оригинального, личного, того, чего еще не было ни у одного предка ни в семье, ни даже в целой расе. Именно поэтому он отмечал, что «воспитание - это самое трудное из искусств», основанное на любви к ребенку, а педагогическая деятельность требует столько же ума, сколько и сердца. Все три течения практического гуманизма в педагогике -национальное (народное), психологическое и эволюционное -предполагали совершенствование системы обучения и воспитания в соответствии с выдвигаемыми теоретическими положениями. В отличие от них универсальный гуманизм пытался, не выдвигая теоретических положений, исходить из природных особенностей ребенка. Представители универсального гуманизма в педагогике (Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, С. Н. Дурылин, И. И. Горбунов-Посадов, А.У.Зеленко, С.Т.Шацкий и др.) признавали самостоятельную ценность личности каждого ребенка, ее индивидуальную исключительность, присущее каждому ребенку творческое начало и отрицали существование целей, методов и средств обучения, применяемых для обучения ребенка без учета его индивидуальных особенностей, интересов, устремлений. 158 Ребенок равен в правах со взрослыми, и, по убеждению универсальных гуманистов, роль взрослого человека, педагога заключается в содействии развитию уникальности ребенка. Педагог занимает не пассивную, а активную позицию, которая не может быть открытой. По возможности она должна быть скрытой, неявной, что требует максимального напряжения творческих сил и высочайшего уровня профессиональной квалификации педагога. В России универсальный гуманизм нашел выражение в теории и практике свободного воспитания, основателем которого является Л.Н.Толстой (1828-1910). Первый период педагогических исканий всемирно известного писателя приходится на конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. Ему предшествовало тщательное изучение подходов к обучению и воспитанию детей в странах Западной Европы. Путешествуя по Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Л.Н.Толстой посещал школы, знакомился с выдающимися философами и педагогическими деятелями (Прудон, Дистервег), глубоко анализировал сложившиеся на Западе системы образования. Главной чертой новой организации обучения детей Л.Н.Толстой считал новый тип отношений между учителем и учащимися. Новая школа может быть создана тогда, отмечал он, когда учителя откажутся «от старого взгляда на школу, как на дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик». Протестуя против формализма в работе учителя в бюрократических условиях царской России, против отрыва теории от жизни, он писал: «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами. Не философом-воспитателем и открывателем новой педагогической теории должен быть каждый преподаватель, но добросовестным и трудолюбивым наблюдателем, в известной степени умеющим обобщать свои наблюдения» (Толстой Л. Н. Пед. соч.- М., 1989.-С.61-62). Он считал, что школа не отстанет от всеобщего прогресса в том случае, если будет творческой педагогической лабораторией. Здесь мы позволим себе не согласиться с Л.Н.Толстым. Отказываться от науки нельзя. Даже оставаясь в русле его размышлений, как ответить на вопрос о том, кто будет обобщать передовой опыт творческих педагогических лабораторий, отделять общечеловеческие законы от исторических (возникших вследствие местных и временных условий)? И вообще, если есть закономерности, то кому же их изучать, как не науке? 159 Л.Н.Толстой отмечал, что при «ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее чувствуется ими самими потребность порядка» (Там же. - С. 138). Порядок и дисциплина устанавливаются, таким образом, вследствие естественного желания трудиться и продвигаться вперед. Школа, по его мнению, не должна «считать ни одну науку, ни целый свод наук необходимыми, а должна преподавать те знания, которыми владеет, предоставляя учащимся право воспринимать или не воспринимать их». Последователи Л.Н.Толстого (И.Горбунов-Посадов, К.Вент-цель и др.) отмечали новизну взглядов и неоценимый вклад великого писателя в дело образования детей. «Ему первому выпало на долю счастье возвестить у нас в России Благую весть о детском освобождении, - голос его не остался "гласом вопиющего в пустыне"» (С.Дурылин). Самый благоприятный период в развитии теории свободного воспитания начинается с 1906 г. В России теоретиком и пропагандистом свободного воспитания выступал К-Вентцель (1857-1947). Он видел основу создания нового общества в духовном и нравственном усовершенствовании людей. Его работы проникнуты стремлением найти новые пути воспитания, отличные от тех, которые признавала авторитарная официальная педагогика. К.Н.Вентцель выделял два подхода к воспитанию на основе уровня взаимодействий воспитателя и воспитанника. При первом подходе под воспитанием понимается целенаправленное формирование ребенка сообразно тому образу человека, который находится в голове воспитателя. Этот подход характеризует авторитарную традиционную педагогику. При втором подходе под воспитанием понимается деятельное содействие тому, чтобы тот смутный образ индивидуальной человеческой личности, который дремлет в ребенке, во всей его психической и физической организации принял путем самопроизвольного органического роста и развития ясные, резко выпуклые и отчетливые формы. Этот подход составляет суть «новой педагогики», «педагогики будущего», «педагогики освобождения ребенка», согласно которой «ребенок не бездушный материал и не глыба мрамора». В самом ребенке скрыто творческое, формирующее начало. Задача воспитателя - пробудить дремлющие в ребенке творческие силы, чтобы содействовать их освобождению от «всего стесняющего их, от всего, уменьшающего их размах, чтобы дать им возможность самим сформировать то 160 идеальное и прекрасное, что заложено в данной индивидуальности. Освобождение сил - вот... великий лозунг и великий метод воспитания» (Вентцель К. Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М., 1919.-С.10). К.Н.Вентцель отходит от традиционного понимания культуры как фундамента развития и образования личности и рассматривает культуру как ценный и необходимый материал для развития и образования. Фундаментом же всякого развития и образования всегда была и остается творческая работа ее духа. Если же этот фундамент будет отсутствовать, то и при использовании самой богатой культуры получаются в «лучшем случае пустоцветы». К.Н.Вентцель отмечал, что обучение в существующей школе по своему содержанию догматично, а по характеру сводится к дрессировке и принуждению. Такой школе он противопоставил «Дом свободного ребенка» - свободную общину детей, родителей, педагогов, где дети через полную свободу и на основе самодеятельности должны были получать и образование, и воспитание. Процесс обучения, по его мнению, должен быть организован таким образом, чтобы он имел характер достижения ребенком поставленных им самим целей. В этом случае обучение будет иметь благотворное влияние на все духовное развитие ребенка и «особенно на развитие его воли, на выработку из него свободного человека». В декларации прав ребенка, впервые в России написанной К.Н.Вентцелем, отмечалось, что «ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения». В работах К.Н.Вентцеля для характеристики взаимоотношений взрослого и ребенка часто употребляются слова «сотрудники», «сотрудничество», «сотрудничать». Он вводит термин «воспитывающее общение», что означает «взаимодействие в форме свободного духовного общения, при котором педагог становится другом, братом ребенка, его старшим товарищем». В работе «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления» К.Н.Вентцель отмечал, что новый тип школы- не учебное заведение, а воспитательно-образовательное учреждение, в котором речь может идти «не об учебном плане, а о плане жизни». День в «Доме свободного ребенка» делился на части: общественно-необходимый труд; удовлетворение детской любознательности или содействие детям в удовлетворении их научных запросов; систематические, но свободные занятия производительным трудом с целью овладения философией производительного труда вообще; свободные занятия 161 искусством; отдых, в течение которого совершается завтрак; свободные физические упражнения (подвижные игры). К.Н.Вентцель выдвинул и основной метод обучения - метод освобождения в ребенке творческих сил, метод пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метод приведения ребенка в состояние наибольшей активности. Формы обучения - естественные разновозрастные группировки, образующиеся в силу совпадения целей и для их достижения. При этом если Л.Н.Толстой ориентировал в большей степени на «свободный выбор», то К.Н.Вентцель -на «свободу творчества» учащихся, абсолютизируя данный уровень свободы человека. Заметный след в истории отечественной педагогики оставил А. П.Нечаев- новатор в педагогике и психологии. Он является одним из основателей экспериментальной педагогики, автором оригинальных научных трудов, получивших признание и за рубежом. Проблема личности - центральная в творчестве А. П. Нечаева. Личность рассматривается им как сложная структура, развивающаяся под влиянием наследственности, среды и в особенности воспитания. Причем целью последнего выступает не просто личность, а личность нравственно ценная. В новой школе, считал А.П.Нечаев, необходимо прежде всего изменить содержание образования. В этом плане и сегодня актуальна его исходная идея о том, что «процесс обучения должен всячески содействовать развитию личности учащихся...». При этом он подчеркивал, что в стремлении дать воспитанникам общее образование, «проложить первые пути к созданию цельного мировоззрения учащихся» школа не может не учитывать индивидуальные склонности и способности. А.П.Нечаев одним из первых обратил внимание на личностный подход в обучении, на серьезное изучение психического развития учащихся при составлении учебных программ школы. А.П.Нечаев призывал педагогов строить воспитание прежде всего на сильных сторонах душевной природы детей. Именно воспитание он считал ведущим фактором становления личности: «Я не знаю власти более могучей и силы более крепкой, чем власть и сила правильно поставленного воспитания» (Нечаев А. П. Письма о современной школе. - Биржевые ведомости. - 1915. - №1578. - С. 4). Вместе с тем для него не менее значимо влияние на детей в образовательном процессе окружающей среды. Душа ребенка может раскрыться только в благоприятной среде педагогического такта и доброжелательности, где отсут- 162 ствует страх. У учеников не должно быть «невода бояться учителей», ибо страх - одно из главных средств отвлечения внимания учащихся. Своим поведением, манерой общения с ними учитель или' создает атмосферу для внимательной работы, или подавляет учеников, не давая им возможности сосредоточиться на познавательной деятельности и проявлении интереса к ней. В рецензии на труд Э.Меймана «Лекции по введению в экспериментальную педагогику» А.П.Нечаев отмечал, что педагогика усмирения, гнета, оскорбления самолюбия, при-давливания или неразвития самодеятельности детей есть преступление против детской души». В созданной А.П.Нечаевым школе при Педагогической академии в Петербурге вся работа представляла собой совместную деятельность учителей, учащихся и их родителей. Ученики играли активную творческую роль, были в должной мере самостоятельны, но инициатива в руководстве отводилась все же педагогам. Как видим, у прогрессивных представителей русской педагогической мысли конца XIX - начала XX в. отмечается не только провозглашение гуманистических идей, но и попытки представить их в определенной системе, выделить ведущие, дать научное обоснование и апробировать на практике. В этом состоит теоретическая и практическая значимость педагогического наследия этого периода для развития гуманистической педагогики в наше время. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы основы авторитарной педагогики? 2. Кто выдвинул основные гуманистические идеи в античный период? 3. Какие новые гуманистические идеи появились в средние века? 4. Назовите основные направления развития российской гуманистической педагогики в XIX-XX вв. 5. Чем различаются практическое и универсальное направления гуманистической педагогики? Литература Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. - М, 1985. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А.Соловков. - М., 1985. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А.Лебедев. - М., 1990. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX-начало XX в.).-М., 199). 163 Шиянов Е. Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М., 1991. Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995. Глава 8
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |